Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:32, курс лекций
«Институциональная среда управляемой социальной системы».
1.Процедура институционального анализа в социологии управления
2. Управляемые и неуправляемые факторы институциональной среды как практическая и научная проблема.
«Центральное место, которое мы предоставляем идее Субъекта, — пишет А. Турен, — должно воплотиться скорее не в подчеркивании уникальности современной ситуации, а в поиске различающихся, но вытекающих друг из друга социальных явлений, пронизывающих все общества, обладающие определенным уровнем историчности, способные к самопроизводству I и трансформации».
Воплощение Субъекта происходит в двух противоположных образах: в индустриальном и постмодернистском обществах. Если для первого характерны призывы к справедливости и освобождению трудящихся, что находит свое воплощение в проектах идеального социалистического общества, то для постмодернистского общества на передний план выступают права человека, стремящегося ограничить общественную власть (табл. 8-1).
Самобытность Субъекта обусловливается сочетанием трех сил:
1 Touraine A. Pourrons-nous vivre ensemble? Egaux et different. P., 1997.
«Субъект не формирует себя в непосредственном контакте с самим собой, на базе своего личностного опыта, в контексте персонального удовольствия и общественного успеха.
Он существует только в борьбе с силами рынка и сообщест- ■ ва; он не создает идеального города и индивидуума высшего типа, он осваивает и защищает лужайку, которую постоянно пытаются захватить.
Он скорее обороняется, чем участвует в борьбе, он скорее защищается, чем пророчествует.
Правда, он не олицетворяет собой лишь протест и борьбу; он также знает удачу, успех и счастье.
Но он — не архитектор идеального порядка; он — сила освобождения»1.
Подводя итоги, можно сказать, что для А. Турена самым главным является развитие Субъекта — человеческой личности с большой буквы. Проблема заключается в том, в какой мере удается достичь гармоничного сочетания человека и общества. Люди предъявляют все более и более высокие требования к социальным стандартам своего бытия, и общество далеко не всегда соответствует этим высоким требованиям. Только там, где оно находит адекватный ответ на вызовы эпохи, оно движется вперед. Эти идеи получили своеобразную интерпретацию и в работах Фрэнсиса Фукуямы.
Фрэнсис Фукуяма после окончания в 1974 г. Корнельского университета в 1977 г. получил степень Ph. D. в Гарварде. В 1979—1980, 1983—1989 и 1995—1996 гг. работал в корпорации «РЭНД». С 1996 г. он — профессор Университета Дж. Мэйсона.
1 Touraine A. Op. cit.
342 Глава 8. Россия на пути в постиндустриальное общество
В 1992 г. выходит книга
«Конец истории и послед
ний человек», в 1995 г. — «Доверие. Социальные
добродетели и путь к процветанию», в 1998
г. —■ I
|ДД Щ «Великий разрыв»,
в 2002 г. — «Наше постчелове-
Ш ческое будущее:
Последствия революции биотех-
нологии», в 2004 г. — «Государственное
устройст-
Еш во: Управление и мировой порядок в XXI
веке», в
2006 г. — сразу две
работы: «Америка на перекре-Фрэнсис
стке: Демократия, власть и неоконсервативное (пУ
пошло не так, как надо». Социальное состояние современных государств характеризуют, по мысли Ф. Фукуямы, рост преступности и социальной дезинтеграции, упадок родственных связей как социального института, падение рождаемости, сокращение числа браков, увеличение числа разводов и внебрачных детей, падение доверия к общественно-политическим институтам, изменение характера участия людей в жизни друг друга: мимолетность социальных связей, сокращение межличностных обязательств.
Основа этих
процессов — «социальный капитал» — набор неформальных ценностей или норм, которые
разделяются членами группы и которые
делают возможным сотрудничество внутри
этой группы. Каждое общество обладает
социальным капиталом, но все они различаются «радиусом доверия» —
параметром, указывающим на то, что
определенные нормы сотрудничества распространяются
на группы различного объема, а не на общество
в целом (рис. 8-2).
8.1. Теории постиндустриального общества 343
Главная составляющая этих процессов — переход от индустриального к информационному обществу в экономической сфере, имеющий как положительные, так и отрицательные по своим социальным последствиям черты — «великий разрыв», который начал проявляться примерно с середины 60-х гг. XX в.
Количественный анализ изменений социального капитала оперирует параметрами:
Причинами «великого разрыва», по мысли Ф. Фукуямы, являются рост бедности и (или) неравенства в доходах, общее* увеличение богатства в обществе, особенности современной системы государственного социального обеспечения, общие культурные сдвиги: упадок религии и господство индивидуалистических интересов, распространение морального релятивизма (как ложной доктрины).
Поскольку человек социален по своей природе, ему приходится совмещать ценности и правила, принятые в группе, со своими индивидуальными ценностями.
Общество связано со всем универсумом социальных норм. Иерархия неизбежна.
Ограничения на спонтанность возникают из-за размеров группы (спонтанный порядок возможен лишь для малых групп), различий в понимании справедливости, необходимости достижения организацией определенных целей, принятия быстрых решений и естественной склонности людей создавать иерархии.
В капиталистическом
обществе высокая динамика может
привести к распаду сообществ. Однако
оно создает порядок и
8.1. Теории постиндустриального общества 345
344 Глава 8. Россия на пути в постиндустриальное общестио
димо с
осторожностью предпринимать
Фукуяма создает типологию стран по уровню доверия. I К странам с высоким уровнем доверия он относит Японию, Германию, США, к странам с низким уровнем доверия — Ки- I тай, Мексику, Францию, Италию и Россию. Можно соглашаться с Фукуямой или нет, но книга «Доверие. Социальные добродетели и путь к процветанию» посвящена важному вопросу, который достаточно остро стоит сейчас перед российским обществом. Сегодня, когда страна проходит сложный этап по- I литических, экономических, культурных преобразований, не утихают споры, что же именно лежит в основе хозяйственного успеха, какие составляющие наиболее важны для появления в России развитого, процветающего общества. В этом смысле книга «Доверие. Социальные добродетели и путь к процветанию» дает пищу для размышлений российским политикам, экономистам и философам.
Хотя автор и не рассматривает уровень доверия в России, мы на основе полученной информации можем сделать вывод касательно будущего российского общества: нам предстоит долгий путь, от которого не избавят ни разумные законы, ни рыночная база, ни активное развитие частного предпринимательства. В России должна сложиться новая система ценностей, только тогда возможно будет говорить о создании здесь современного общества и успешной экономики.
8.1.3. Постиндустриальное общество — светлое будущее всего человечества?
Можно ли сейчас
предполагать, что к постиндустриальному обще
падать. Прогнозы показывают, что разрыв не будет преодолен в обозримом будущем.
Тем не менее ситуация постепенно улучшается. И если еще' в 1970 г. подавляющее большинство населения Южной и Восточной Азии имело менее 1 долл. США в день на одного человека, то к 1996 г. они миновали этот уровень. Однако даже к 2015 г. большинство населения стран Азии не преодолеют рубеж 10 долл. Это означает, что, по М. Кастельсу, они будут относиться к категории интернет-неимущих и не смогут воспользоваться плодами НТР, которые вряд ли будут распространяться бесплатно и в XXI в. Для того чтобы воспользоваться достижениями научно-технического прогресса, необходима и соответствующая подготовка, которая уже сейчас для большинства семей не по карману. Вложения в человеческий капитал стоят все больших и больших денег.
Еще в большей степени это относится к Тропической Африке, подавляющая часть населения которой будет иметь только 1 долл. США в день на душу населения. Реальными успехами НТП смогут воспользоваться только страны ОЭСР и отчасти страны Восточной Европы и Латинской Америки, в которых подушевой доход будет свыше 50 долл. США на человека.
Долгосрочные прогнозы показывают, что к середине XXII в. этот разрыв еще более увеличится (рис. 8-3). К середине XXII в. на земном шаре будет жить свыше 10 млрд человек, из которых почти 90% будет приходиться на развивающиеся страны. Даже с учетом того, что часть развивающегося мира приблизится к развитым странам, 3/4 населения Земли останется за пределами постиндустриального общества.
346 Глава 8. Россия на пути в постиндустриальное общество
8.2. Теория человеческого капитала
Из истории институциональных идей
«НАСЕЛЕНИЕ - БОГАТСТВО»: УИЛЬЯМ ПЕГГИ, АДАМ СМИТ И КАРЛ МАРКС
S
IM Истоки концепции человеческого
капитала можно найти в
трудах отца политической экономии и статистики Уилья
ма Петти. Он прошел путь от юнги до
помещика и не толь
ко в своей жизни, но и в своем творчестве
был лаконичен, I
упрям и строг. Именно ему принадлежит
знаменитое вы
сказывание: «Первое, что необходимо сделать,
— это
уВ В
изданной в 1676 г. «Политической арифметике»
содер-
ЩЛ
жится первая попытка подсчета человеческого
капитала.
Любопытно, что уже тогда основоположник
английской
политической экономии оценивал человеческую
состав- I
Уильям Петти ляющую национального богатства
выше, чем веществен- I
(1623—1687) ную. Стоимость населения Англии он оценил в 417 млн I
фунтов стерлингов, а все вещественное — в 250 млн. Фактически, как справедливо писал К. Маркс, он сделал важное открытие, заключающееся в том, что «население — богатство»2.
Однако открытие У. Петти оказалось слишком революционным, обогнав эпо- I ху на три столетия. Его последователи, основоположники английской классической политэкономии концаXVIII — началаXIX в., восприняли идею о ценности человека как экономического ресурса, но категорически отказались сравнивать I людей с материально-вещественными факторами производства.
Причина упущенной альтернативы — объективное понижение значения «человеческого фактора» в эпоху промышленной революции. К. Маркс в 13-й главе «Капитала» очень точно отметил, что если на ранних («мануфактурных») стадиях развития капитализма относительно простые инструменты являлись дополнением к умелому работнику, то после развития машинного производства, наоборот, человек как «простая рабочая сила» стал дополнением к сложной машине3. Когда массовая безработица была осознана как постоянное и «обычное» явление, в развитых странах европейской цивилизации окончательно победило убеждение, что человек хотя и необходимый, но не очень редкий и, следовательно, не слишком ценный ресурс4. Совершенствование экономики на длительный период стало прочно ассоциироваться, главным образом, с изобретением новых механизмов и материалов, а не с совершенствованием самого человека.
1 Петти У. Трактат о налогах
и сборах // Экономические и статистические
работы. М., 1940. С. 175.
2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 26. Ч. 1. С. 357.
3 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23.
4 В лаконичной форме это убеждение выразил
Джордж Байрон, саркастиче
ски описывая реакцию английского общества
на луддитские волнения: «Ребен
ка скорее создать, чем машину, / Чулки
— драгоценнее жизни людской...».
8.2. Теория человеческого капитала
Дальнейшее развитие идей Петти мы находим
у автора
«Теории нравственных чувств» (1759) и «Исследования
о
природе и причинах богатства народов»
(1776) Адама
Смита. Адам Смит развивает идею неуравнительного
ра- 4
венства. Согласно А. Смиту, люди имеют от природы дан- jfe4* '<■<
ные различия, и это, с точки зрения
автора, не недостаток,
ЯМ^*'
а их достоинство. Воспитание и образование
способству- ЬГ^Шр-'
ют развитию и спецификации особенностей
каждого инди- jdf \ Hjjj:.,
видуума. Если человек правильно понял
свое предназна- |щ
чение, то он начинает специализироваться
в той области, НИмИИВМИЯМ.
которая приносит ему наибольший доход,
поскольку обла- Алам Смит