Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:32, курс лекций
«Институциональная среда управляемой социальной системы».
1.Процедура институционального анализа в социологии управления
2. Управляемые и неуправляемые факторы институциональной среды как практическая и научная проблема.
одновременно
и современный результат
Любая наша деятельность интенсифицирует это творческое начало, все более и более отличая человека от остальных живых существ. Степень напряженности и сложности этого творчества различна. Самое простое, присущее всем людям, творчество в быту. Самое напряженное и сложное, присущее лишь немногим, — изобретательское, научное и художественное творчество, требующее наивысшей степени развития интеллекта и воображения. Высший смысл нашей жизни и деятельности — в нашем повседневном вкладе в уплотнение созидательной энергии этого творческого начала. Вкладе, опосредствованном усовершенствованием и самого человека, и технологии его деятельности, а также — повышением эффективности использования материальных и интеллектуальных орудий труда и познания.
Если же спуститься с этого самого высокого абстрактного уровня рассмотрения роли человека как творческого компонента эволюции социальной материи на более конкретный уровень, то человек, не в своей телесности, а в жизни и деятельности, представляет собой живое динамическое воплощение конструктивных элементов и работающих механизмов самоорганизации его биологической и социальной сущности, его биоритмики и социобиологического метаболизма. В его психике, чувствах, мотивации, решениях и действиях постоянно взаимодействуют и взаимопереходят друг в друга состояния равновесности и неравновесности, устойчивости и неустойчивости, упорядоченности и хаоса, необходимости и случайности, слабых и аномально сильных флуктуации воли, сознания и подсознания. За свою нелинейную жизнь человек преодолевает многие тысячи микро- и сотни макробифуркаций, случайно или под воздействием своей памяти и опыта выбирая то или иное решение возникающих проблем, приобретая и хаотично, и целенаправленно при преодолении макробифуркаций новые, более высокие, как правило, качества своей личности. Необратимость его эволюции зримо присутствует при переходе от детства к юности, а затем — к мужеству и старости.
В каждый момент своей жизни и деятельности в результате взаимодействия всех этих факторов эволюционной самоорганизации человек представляет собой ту или иную разновидность диссипативной структуры. Его жизнедеятельность в преобладающей мере носит упорядоченный многоуровневый характер. В то же время своей бытовой суетой, негативными отношениями с другими людьми, аморальными и безнравственными поступками и преступлениями, алкоголизмом и наркоманией он вносит хаотические элементы в социобиологическую и социокультурную среды своего обитания. Хаотизированная в значительной мере среда в свою очередь оказывает на него, как правило, неспецифическое воздействие. Элементы хао-
тичности
и упорядоченности динамически
синтезируются в его
Из первой основы специфики социальной самоорганизации вытекает взимосвязанная с ней вторая основа: воздействие на развитие творческих сил человека и локальных социальных систем коэволюции социобиологиче-ской и социокультурной сред.
Если общая синергетика открывает закономерности эволюции самоорганизующихся процессов в космосе, неорганической и органической природе, в биологии, то социальная ее ветвь главное внимание концентрирует на исследовании процессов социокультурного развития общества в коэволюционном взаимодействии этого развития с социобиологической эволюцией. Фундаментальная основа этой коэволюции — в гомологической общности обоих процессов, т. е. в происхождении их от одной и той же ветви эволюции Вселенной. А в конечном счете — от единого начала всех ветвей — Большого Взрыва.
Современный человек — вершина длительного взаимодействия этих двух коэволюционных процессов и жизнеобеспечивающих сред его обитания. Взаимодействие их ассиметрично. Как живой биологический организм человек не стоит на более высоком уровне по сравнению с другими биологическими существами. Но как социальное, сознающее себя и среду существо, он живет на значительно большем числе упорядоченностей многоуровневой динамической его структурированности. Поэтому долговременная определяющая роль в коэволюции социобиологических и социокультурных процессов принадлежит последним. В том числе даже при авторитарных режимах вла-
сти, при которых
в различной степени ограничена
свобода самоорганизации социок
Историческая динамика степени асимметрии социобиологического и социокультурного процессов стала одной из существенных причин порождения многообразия культур и даже цивилизаций локальных обществ и темпов их эволюции. Однако это многообразие не оказывает решающего влияния на социобиологическую эволюцию людей. Уровень социобиологического развития даже в отстающих по культуре странах не сильно отличается от высокоразвитых в культурном отношении и не мешает некоторым из них входить в режим сверхбыстрого экономического роста, как это происходило во второй половине XX века в странах ЮВА. Правда, роль финансового аттрактора и источника такого роста в них сыграл транснациональный капитал.
Третья основа специфики социальной самоорганизации не только взаимосвязана с двумя уже рассмотренными основами, но и выходит за свои пределы, включая взаимодействие и динамический синтез самоорганизации и организации.
Если жизнь есть высшее проявление взаимодействия и динамического синтеза природных процессов и спонтанной самоорганизации биологической материи, то социальная жизнь людей включает еще и взаимодействие процессов социальной самоорганизации и организации. Включает потому, что в обществе действуют люди, одаренные сознанием, ставящие перед собой определенные цели, раздираемые противоречивым взаимодействием эгоистических и коллективистских мотивов своего поведения и чрезвычайным разнообразием ценностных ориентиров. Начала самоорганизации и организации настолько тесно переплетены и взаимопереходят друг в друга вплоть до их динамического синтеза, что разделить и различить их друг от друга можно только теоретически. Для работ же по социальной синергетике характерна явная недооценка роли организации в эволюции общества и переоценка самоорганизации. А ведь организационные начала пронизывают всю жизнь и деятельность как отдельного существа, так и общества в целом. Без их взаимодействия с самоорганизационными началами немыслим прогресс общества. Рассмотрим в общем виде то и другое начала раздельно по критерию преобладания. Сначала на микро- и макроуровне, а затем их взаимодействие.
Организация на микроуровне — это сознательно организуемая семейная жизнь, весь объем работы по обучению и воспитанию детей в школе и дома,
по передаче им полезных навыков, обычаев, норм поведения, рационалистических и теоретических знаний, традиций, норм и правил формальных и неформальных социальных институтов. Короче — вся работа по формированию человека. Все же разновидности работы трудоспособного населения пронизаны взаимодействием их личностной самоорганизации и организации со стороны многоуровневой системы управления и разнообразных организационных мер руководства предприятий и учреждений.
Организация
на макроуровне — это вся
К самоорганизующимся началам на микроуровне следует отнести ту часть жизнедеятельности людей, которая носит преимущественно спонтанный характер, диктуемый динамикой социальной среды, традиционными социальными нормами, повседневными физиологическими и бытовыми потребностями и той рутинной составляющей работы, которая выполняется преимущественно механически без подключения сознания. Самоорганизующееся начало на микроуровне преобладает в удовлетворении физиологических и бытовых потребностей индивида, семьи и коллектива, в биоритмах их жизни, в доминировании эгоизма над альтруизмом подавляющего большинства людей, в самосохранении их жизни. Преобладает оно и в работе местного самоуправления, различных местного значения гражданских и трудовых организациях, возникающих в периоды революционных бифуркаций общества.
К самоорганизующимся началам на макроуровне относятся все спонтанные процессы, порождающие нелинейный, многовариантный характер развития общества, различного рода нарастающие по силе флуктуации, переводящие равновесное состояние общества в неравновесное, раскачивающие его устойчивое состояние до неустойчивого, а периодически — и до макробифуркационного необратимого состояния. Переходящего к образованию качественно иных структурных упорядоченностей всех сфер его жизни. Процессы стихийно-спонтанного возникновения и функционирования органов управления политической и экономической жизнью общества в периоды революций, а иногда — ив периоды фазового их перехода в новое состояния.
Из неразрывного и в то же время противоречивого единства организационных и самоорганизационных начал вытекает закономерность: одним из необходимых и достаточных условий прогресса любого общества служит гармоническое взаимодействие в нем процессов самоорганизации и
организации, их взаимопереход и динамический синтез друг с другом. Об эффективности такого гармонического динамического их синтеза свидетельствует исторический опыт стран Запада, которым после длительной исторической полосы неудач удалось найти оптимальное подвижное соединение самоорганизующихся рыночных начал с организацией планирования. Синергия такого оптимального динамического их синтеза стала одной из главных основ и движущих сил их устойчивого экономического роста и ряда прорывов в важнейших направлениях НТР.
Абсолютизация же роли планирования в развитии общества и особенно — в развитии экономики и игнорирование мощных движущих сил рыночной самоорганизации в СССР стали существенными причинами его поражения в экономическом и технологическом соперничестве с капитализмом.
В установлении и поддержании динамичной гармонии самоорганизационных и организационных начал большая роль принадлежит их неравновесному воздействию на общество и асимметричному преобладанию то самоорганизационных, то организационных начал.
Теория самоорганизации своим утверждением о том, что всякое управляющее воздействие лишь вносит определенное возмущение в самоорганизующиеся социальные процессы, но никогда полностью не подчиняет себе их ход, преуменьшает роль этого воздействия. В отдельные периоды истории для локальных систем социальной материи решающую роль играет не самоорганизация, а организация. Это периоды образования мощных империй, становления цивилизаций. В новейшей истории — это образование мировой системы социализма советского типа, где явно преобладали организационные начала над самоорганизационными. Поэтому более объективно утверждение о том, что самоорганизационные начала преобладают над организационными в периоды прогрессивных и особенно регрессивных макро бифуркаций общества. Но в отдельные периоды истории локальных и региональных обществ могут преобладать и организационные начала. Да и в истории стран Запада спонтанные процессы самоорганизации их обществ, и прежде всего рынка, все в большей мере подвергаются государственному регулированию и организации, в том числе — плановому государственному воздействию, координирующему спонтанное взаимодействие факторов эволюционной самоорганизации. Именно им принадлежит решающая роль в сглаживании циклического характера преимущественно самоорганизующегося экономического развития и в способствовании преобразования классического капитализма XIX века в современный социализированный капитализм. То же самое следует сказать и об интенсификации глобальных политических и экономических процессов. Следовательно, динамический синтез самоорганизационных и организационных начал более правомерно определять как периодическую гармоническую пульсацию этих начал с периодическим преобладанием то