Лекции по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:32, курс лекций

Краткое описание

«Институциональная среда управляемой социальной системы».
1.Процедура институционального анализа в социологии управления
2. Управляемые и неуправляемые факторы институциональной среды как практическая и научная проблема.

Прикрепленные файлы: 42 файла

Тема 10 ноябрь 2010.doc

— 98.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать документ)

Введение.doc

— 279.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать документ)

Тема 11 ноябрь 2010.doc

— 155.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать документ)

Валентин МИХЕЕВ.doc

— 66.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать документ)

Тема 12 ноябрь 2010.doc

— 111.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать документ)

тема 14 сентябрь 1009.doc

— 101.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать документ)

Андреев А Л Социология техники.doc

— 383.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать документ)

Кравченко Тюрина Социология управления.doc

— 206.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать документ)

УМК Социология управления 2010.doc

— 381.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать документ)

Вагурин1.doc

— 209.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать документ)

Вагурин2.doc

— 218.00 Кб (Скачать документ)

 

одних, то других. Это, конечно же, не опровергает положения  синергетики о том, что слабые воздействия организационных начал, соответствующие внутренним тенденциям развития локальных общественных систем, могут иметь большие следствия, а сильные, в том числе и военно-силовые воздействия, не соответствующие этим тенденциям, могут иметь лишь слабое влияние на стихийный выбор пути дальнейшего развития той или иной системы.

В главных сферах жизни  современного общества степень гармонии и роли самоорганизационных и организационных начал различна. В политической и социальной сферах преобладает организация над самоорганизацией гражданского общества. В экономической сфере — самоорганизация капиталистического рынка над организационной экономической ролью государственного регулирования. В культуре и науке решающую роль играют самоорганизационные начала.

Обобщая, следует сделать  вывод: роль взаимодействия и динамического синтеза самоорганизационных и организационных начал неравновесна, нелинейна и, как правило, асимметрична, а степень гармоничности взаимодействия этих начал определяет ускорение или торможение коэволюции социобиологической и социокультурной сред и их воздействие на роль человека как творца эволюции социальной материи. Таково взаимное влияние друг на друга рассмотренных трех основ специфики социальной самоорганизации. Проявления этой специфики из этих и других основ многочисленны. Рассмотрим сжато лишь некоторые самые существенные из них, а другие — в последующих главах книги.

4.2. Проявления  специфики социальной самоорганизации

  1. Развитие социальной материи основано на эволюции неорганической и органической природы. Однако оно не сводимо к ним из-за многостепенно большей сложности. Ее эволюция включает метаболизм органический и социальный, взаимодействие различных сфер социальной жизни, быстро растущую роль сознательного выбора при принятии решений как отдельными людьми, социальными группами, так и властвующей элитой.
  2. Выведенный выше взаимопереход энергии времени и скорости эволюции материи проявляется в том, что конструктивная работа энергии социального времени вместе с энергией внутренних и внешних взаимодействий факторов самоорганизации социальной материи многостепенно продуктивнее и эффективнее синергетической их работы в неорганическом и органическом мире. К определению этой специфики развития социальной материи особенно близко подошли И. Пригожий и И. Стенгерс, утверждающие, что «с увеличением динамической сложности (от камня к человечеству) роль стрелы времени, эволюционных ритмов возрастает» и что «проявляется это в небывалом
  3.  

ускорении истории  человечества»18. Из проявления этой специфики социальной самоорганизации вытекает и следующая ее особенность.

  1. Локальные структуры социальной материи существенно различаются по уровню упорядоченности (по характеру и уровню развития общественного строя и культуры). Самый высокий уровень такой упорядоченности присущ странам Запада. Самый низкий — затерянным в джунглях Амазонки племенам, отставшим в своей эволюции на тысячелетия. Промежуточные различия между развитым и развивающимся мирами, конечно же, не столь поразительны.
  2. Локальные системы социальной материи, в отличие от систем остальной живой природы, интенсивнее обмениваются веществом, энергией и информацией с биоэкологической средой и быстрее адаптируются при резкой смене ее состояний. Однако черпают из нее вещества и энергии гораздо больше, чем эта среда воспроизводит. Уже четко различимы границы этого источника существования человечества.
  3. Более высокая по сравнению с остальной живой природой степень интенсивности социобиологического и социокультурного метаболизма общества и соответствующее ускорение его эволюции основаны на том, что в самоорганизации локальных социальных систем наряду с объективными факторами все большую роль играют и субъективные их формы. Такие, как разум и воля взаимодействующих друг с другом индивидов и социальных групп, занимающихся активной политической, хозяйственной, социальной, культурной и другими видами деятельности. Социальный метаболизм уплотняется и возрастающим влиянием на самоорганизацию организаторской и управленческой деятельностью людей.

В то же время  в процессе динамического синтеза  самоорганизации и организации и возрастания роли субъективных факторов многократно увеличивается и спектр случайностей. Особенно при подходе к точкам макробифуркаций и в ходе их. Спектр случайностей многократно шире при авторитарной власти по сравнению с либерально-демократической. В частности, приход к власти при авторитарном режиме лидера с низкими качествами может сыграть решающую роль в ускорении подхода общества к точке мак-робифуркации. Такую роль сыграл М. Горбачев своей политикой плюрализма и демократизации, чуждой советскому строю. Эта политика привела к перерастанию скрытой объективной тенденции к нарастанию хаоса в лавинообразный процесс, приведший к распаду советской империи и кончине социалистического строя с упрощенной по сравнению со странами Запада структурной упорядоченностью и со всеобщим преобладанием организационных факторов над самоорганизационными. (Подробнее см. главу V).

Субъективные  факторы нередко могут играть даже решающую роль в темпах и особенно в выборе направлений эволюции или деэволюции — но

 

юлько в локальных  системах социальной материи. Как правило же, скорость подхода к тому или иному типу макробифуркации и интенсивность превращения одной из флуктуации в аттрактор с дальнодействующими корреляциями определяются как объективными, так и субъективными факторами: характером общественного строя, политической и экономической ситуациями, соотношением политических, экономических и классовых сил данного локального общества.

Следовательно, роль субъективных факторов в эволюции социальной материи двойственна, С одной стороны, они уплотняют энергию фундамен-i ального времени и превращают это время в социальную его форму, а также усиливают взаимодействие факторов самоорганизации. В достаточно дли-|«льной исторической перспективе это ведет к ускорению эволюции общест-im. Хотя и чередующейся с более короткими периодами его деградации. С другой стороны, они многократно расширяют спектр случайностей по сравнению с живой природой при спонтанно-субъективном выборе путей дальнейшей эволюции в зоне макробифуркаций. Многообразие этих путей иызывает усиление нелинейного характера эволюции общества и нарастание потенциального богатства палитры перехода в новое качество.

6. Периоды сверхбыстрого развития локальных социальных систем 
происходят значительно чаще, чем в локальных системах органической и 
неорганической природы. Только за последние полвека это было харак 
терно для Германии, Японии, Китая и стран ЮВА.

7. Диссипативные социальные структуры, возникающие и развивающие- 
, ся в ходе социальной эволюции, отличаются от природных не только много 
кратно большими уровнями упорядоченности, но и быстрой сменой иерархи- 
зации и деиерархизации, интеграции и дифференциации, упорядоченности и 
хаоса с преобладанием то одной, то другой из этих противоположностей.

  1. Социальной эволюции локальных систем, в отличие от органической и неорганической природы, присуща и большая частота повторений разрушительных процессов и переходов от повышения уровня упорядоченности к снижению ее. Как восходящим, так и нисходящим периодам эволюции присуща синергия, порождаемая взаимодействиями индивида и коллектива, социальных структур и власти, эгоистических и общественных начал.
  2. Только социальной материи — в высшем ее проявлении в человеке — присуща способность размышлять и активно творить собственную эволюцию. История локальных систем творится не столько массами и личностями, сколько сообществами Личностей. Они продуцируют прогрессивные и регрессивные идеи и действия по подъему масс на их реализацию. Но это не преуменьшает и роли выдающихся личностей. Особенно в распознании назревших объективных тенденций при подходе локальных обществ к точке бифуркации и в принятии комплекса организационных мер, соответствующих и
  3.  

содействующих этим объективным трендам (Эрхард в  Германии, Дэн Сяопин в Китае). Но чаще всего это происходит при  назревании автокаталитических сверхбыстрых процессов эволюции локальных социальных систем.

* * *

Рассмотренная в самом общем виде синергетика  как теория самоорганизации сложных систем и как методология и парадигма их исследования, а также выяснение некоторых проявлений ее социальной специфики создают необходимые познавательные и теоретические условия перехода к раскрытию самоорганизационных и организационных основ и механизмов эволюции современного общества.

Современное эволюционизирующее мировое сообщество включает в себя сотни взаимодействующих друг с другом локальных обществ — существенно различных и в то же время имеющих по многим параметрам сходство, дающее основание представить каждое локальное общество независимо от уровня его развития в качестве общей научной абстракции.

Любое из них  представляет целостный живой социальный организм, в котором на макроуровне и в каждой точке на микроуровне взаимодействуют между собой, взаимопроникают, обмениваются веществом, энергией и информацией различные динамические структуры четырех основных, существующих в противоречивом единстве сред, или сфер — политической, экономической, социальной и культурной. Каждая из них играет различную роль по степени влияния на самоорганизацию и жизнеобеспечение общественного организма в целом.

Чередование эволюционных циклов — его прогресса или деградации — более всего зависит от степени синхронизации и резонансного влияния друг на друга политической и экономической сред, от уровня эффективности множества социальных проявлений в каждой из них фундаментальной энергии взаимодействий, факторов и процессов самоорганизации, от степени плотности энергии социально-экономического времени. Именно поэтому главное внимание в книге и сосредоточено на процессах, протекающих в этих двух сферах. Причем во взаимодействии каждой из них с социальной средой. Социально-политическая среда при этом играет ведущую роль в управлении жизнью общества, в поддержании структурированной упорядоченности этой жизни. Социально-экономическая среда — в обеспечении и регулировании жизненно необходимых метаболических процессов общественного организма.

 

Глава II

ДИНАМИЗМ  СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СРЕДЫ

1. Социально-политическая  среда

как комплекс динамических взаимодействий внутри и между ее структурными уровнями

Синергетический подход дает возможность по-новому осмыслить ди-амику системных процессов в сложном энергоинформационном поле оциально-политических взаимодействий. Из этого поля выделим сначала олитическую среду, а затем подключим к ней и социальную.

Смоделируем политическую среду как сложную систему динамиче-ких взаимодействий между различными ее структурными уровнями и нутри каждого из них. Взаимодействий, самовоспроизводящих относи-ельную устойчивость и конструктивную функциональность политиче-кой среды и периодически подводящих ее к макробифуркациям. На са-юм высоком уровне абстракции следует выделить три взаимодействую-ще друг с другом структурированные ее упорядоченности.

Базовый уровень такой динамичной модели — статусноролевой. Это значает, что все индивиды общества структурно разделены на политиче-кие статусы, определяющие выполнение ими тех или иных политических олей. Наиболее ярко окрашенные политические статусы — гражданин, збиратель, партийный функционер, депутат, государственный чиновник, аботник правоохранительной службы.

Разнообразие политических статусов означает, что базовый уровень ам по себе имеет сложную динамическую структуру взаимодействий ме-сду индивидами — носителями и одинаковых, и различных по влиянию а политическую среду статусов. Большинство населения имеет лишь два олитических статуса — гражданина и избирателя и вынуждено поэтому ля решения своих жизненных проблем взаимодействовать с носителями ескольких статусов — госчиновниками, депутатами, работниками право-хранительных органов. От степени удовлетворения запросов и нужд гра-сдан последними зависит сила флуктуации базового уровня и их направ-енность на поддержку или изменение политической среды.

Несмотря  на то, что политическое влияние  носителей разных статусов а функционирование и динамику политической среды различно, всю массу

 

населения следует  отнести к этому базовому уровню, так как сложный механизм их взаимодействий на индивидуальном уровне, а также их синер-гийное взаимодействие и выполнение различных политических ролей решающим образом воспроизводит определенный тип политической среды.

Направленность же политического  поведения, способствующего воспроизводству именно данной политической среды, обеспечивается вторым — институциональным уровнем структурированности политической среды. Он включает сложный, динамически функционирующий набор формальных и неформальных норм и правил политического поведения, а также организации и группы, возглавляющие реализацию этих норм различными способами формирования нормативных видов статусно-ролевых взаимодействий. Нормы и правила политического поведения, конечно же, тесно переплетены с более устойчивыми нормами и правилами морально-этического поведения, оказывающими существенное влияние на характер политического поведения граждан. Особенно на носителей нескольких статусов. Игнорирование многими из них норм этики и морали превращает их политическое поведение в бизнес-торговлю политическими и другими решениями.

Информация о работе Лекции по "Социологии"