Лекции по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:32, курс лекций

Краткое описание

«Институциональная среда управляемой социальной системы».
1.Процедура институционального анализа в социологии управления
2. Управляемые и неуправляемые факторы институциональной среды как практическая и научная проблема.

Прикрепленные файлы: 42 файла

Тема 10 ноябрь 2010.doc

— 98.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать документ)

Введение.doc

— 279.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать документ)

Тема 11 ноябрь 2010.doc

— 155.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать документ)

Валентин МИХЕЕВ.doc

— 66.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать документ)

Тема 12 ноябрь 2010.doc

— 111.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать документ)

тема 14 сентябрь 1009.doc

— 101.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать документ)

Андреев А Л Социология техники.doc

— 383.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать документ)

Кравченко Тюрина Социология управления.doc

— 206.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать документ)

УМК Социология управления 2010.doc

— 381.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать документ)

Вагурин1.doc

— 209.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать документ)

Вагурин2.doc

— 218.00 Кб (Скачать документ)

 

этой прослойки, в более  эффективно влияющие на принятие решений  власти, учитывающих ее интересы.

Реализация второго  принципа — репрезентативности, т. е. участия представителей всех социальных групп базового уровня в управлении страной, позволяет в более полной мере учитывать различия и даже противоположности интересов различных групп населения и находить компромиссные решения. Механизм реализации этого принципа: активное участие большинства населения в выборах и компромиссный «торг» активных представителей различных социальных групп с властными структурами за степень учета их интересов. Компромиссные решения не реализуют в полной мере интересы ни одной из социальных групп. Наибольшей эффективности они достигают тогда, когда их находят приемлемыми в той или иной мере все политически значимые социальные прослойки.

В результате реализации обоих принципов взаимодействия между индивидами и прослойками  базового уровня активизируются. Статусно-ролевой  уровень социально-политической структуры  общества поддерживается в возбужденном состоянии и становится своеобразным генератором, воздействующим своей энергетикой на структуры властного уровня во имя достижения своих интересов и целей. Но для того, чтобы флуктуации, идущие от этого уровня к властному, имели положительный характер и способствовали упорядочению и координациии взаимодействий между этими уровнями, государственные структуры во имя сохранения динамического равновесия социальной самоорганизаци вынуждены в свою очередь учитывать в проводимой политике хотя бы наиболее острые из этих интересов и целей. В результате проведения такой компромиссной политики устанавливается временный и очень подвижный баланс различных социальных интересов. Такой баланс, характерный для медленной стадии эволюции, повышает интенсивность и улучшает координацию взаимодействий между людьми, нормализует метаболические процессы как внутри каждой из социальных групп, так и между этими группами и властью. Предотвращает он и возможность перерастания флуктуации, идущих от базового к государственному уровню, в аномально сильные, способствует упорядочению и поддержанию в относительно равновесном состоянии динамики взаимодействия внутренних социальных структур базового уровня. В ходе выборов такой баланс становится своеобразным аттрактором-критерием приемлемости населением проводимой властью политики. Существенное нарушение этого баланса ведет к смене власти.

Реализация  третьего принципа — неуклонного  соблюдения законов и жестких санкций против их нарушителей как внутри структур власти, так и среди остального населения вводит динамику взаимодействий государственного и базового уровней социально-политической структуры общества в строго нормативное русло. Не позволяющее людям проявлять анар-

 

хические устремления, а персонам власти — госчиновникам, депутатам и судьям работать в корыстных интересах. Однако этот принцип эффективен только тогда, когда сами законы демократичны по содержанию и направленности действия.

Реализация  четвертого принципа — эффективного взаимодействия госструктур с системой институтов и организаций гражданского общества способствует ограничению притязаний госвласти на чрезмерную полноту своих полномочий, минимизирует вред обществу, наносимый худшими лидерами страны, способствует минимизации глубины «провалов» рыночной экономики и стремления экономической элиты к безграничному обогащению.

Развитое  гражданское общество включает эволюционизирующую систему общепринятых норм и правил социально-политического поведения индивидов и систему организаций, выражающих интересы и общества в целом, и различных его прослоек. Взаимодействуя и взаимопроникая друг в друга, эти две системы и образуют сложную внутреннюю динамичную упорядоченность институционального уровня социально-политической структуры общества. Этот структурный уровень, включающий и законопослушание, выполняет функцию своеобразного силового и организационного энергетического поля активизации участия индивидов и всех прослоек общества в эффективно организованном их воздействии на решения и практическую политику власти, на ее социальную направленность. Тем самым институциональный структурный уровень выполняет роль посредствующего нормативно-корреляционного звена в механизме взаимодействий между базовой — статусно-ролевой и государственно-нормативной структурами общества. Работа этого посредствующего звена придает индивидуальной деятельности людей кооперативный характер активного воздействия на направление деятельности и практическую политику власти не в корыстных целях ее представителей, а в интересах общества. Структуры власти в свою очередь заинтересованы в деятельности гражданских организаций как эффективном посредствующем звене внедрения в сознание и поведение масс формальных норм и правил социально-политической жизни. Звене, содействующем и реализации принимаемых государственных решений, и проводимой практической политике.

Практическая же политика власти под влиянием организаций  гражданского общества становится все более и более динамичным живым процессом, обволакивающим все без исключения сферы жизни общества и импульсирующим активизацию их функций. Процессом, в котором государственная власть на всех ее уровнях вынуждена искать и применять наиболее эффективные методы разрешения общественных противоречий и конфликтов, обеспечивать относительно устойчивую работу механизмов самоорганизации жизни общественного организма в целом. Самоорганизация социальной материи ускоряется, так как практическая политика, методы, стиль и направления государственного управления в растущей

 

мере определяются и корректируются объемной положительной нелинейной обратной связью с институтами и организациями гражданского общества. Устанавливается режим своеобразного резонансного взаимодействия всех трех уровней социально-политической структуры общества в каждой точке их соприкосновения с положительным влиянием всего спектра их взаимосвязей, ускоряющих эволюцию общества.

В результате реализации третьего и четвертого принципов  либеральной демократии система взаимодействий власти и народа течет в определенном нормативно-корреляционном русле, а двухступенчатый механизм этих взаимодействий превращается в более эффективный — трехступенчатый. Институты и организации гражданского общества, неуклонное соблюдение законов придают действию этого механизма кооперативный характер, ускоряющий динамику эволюции общества. Это ускорение достигается прежде всего за счет совместной выработки и реализации властью и гражданскими организациями таких норм и правил социально-политической жизни, которые позволяют им осуществлять взаимный контроль деятельности друг друга, корректировать стихию рынка, ограничивать хищную природу капитала. Такая нормативность динамики социально-политической жизни, включающая кроме законов, формальных норм и правил и некоторые неформальные правила, упорядочивает всю сложную систему взаимодействий между индивидами, между народом и властью, между представителями всех ветвей власти, выполняет функцию своеобразного структурирующего эту динамику социального аттрактора.

Реализация пятого принципа — разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную ее ветви упорядочивает систему взаимодействий между этими внутренними структурами государственно-нормативного уровня. При четком разделении их полномочий и функций стимулирует конкуренцию между этими ветвями, порождает их взаимный контроль и ограничение своеволия персон власти. В результате этих и других социально-политических проявлений энергии взаимодействий ветвей власти возрастает степень корреляционности управленческой деятельности государства и, главное — эффективность ее направленности на эволюционную самоорганизацию общества.

Итак, реализация первого и второго принципов  либеральной демократии координирует социально-политическое структурирование базового статусно-ролевого уровня общества и динамическую систему взаимодействий его структур со структурами государственного уровня. Реализация третьего и четвертого принципов координирует внутреннее структурирование институционального уровня, который включается в качестве динамичного посредствующего звена-структуры (законы, гражданское общество) в систему взаимодействий между базовым и государственным уровнями. Реализация

 

пятого принципа обеспечивает координацию системы  взаимодействий между внутренними структурами государственно-нормативного уровня.

В результате такого подхода к исследованию либеральной демократии те идеализированные социально-политические взаимодействия между структурными уровнями общества и внутри каждого из них, которые рассмотрены в двух предыдущих разделах этой главы, выведены на более конкретный и, главное — адекватный реальности уровень. А либеральная демократия предстает под несколько иным, чем общепринято, ракурсом — как работающий трехзвенный механизм эволюционной координации системы взаимодействий социально-политических структур общества.

Этот механизм работает бесперебойно, если обеспечивается определенная для каждого конкретного общества степень реализации каждого из главных принципов либеральной демократии. Работа этого механизма обеспечивает самовоспроизводство и эволюцию в сторону усложнения и дальнейшего совершенствования и социально-политическое структурирование общества и решающим образом способствует развитию самой либеральной демократии и различных политических течений, ее представляющих. Лучше всего это видно на примере изменения содержания классического ее лозунга, концентрированно выражающего смысл ее этических ценностей западными социал-демократами. Классический лозунг демократии — «свобода, равенство, братство» — был несовместимо противоречив: либо свобода, либо равенство. Ведь свобода предполагает неравенство способностей людей и непосредственную зависимость их реализации от волевых и других качеств каждого человека. Предполагает и неравенство обязанностей и ответственности в иерархических политических, экономических и других социальных структурах. Уровень свободы непосредственно определяется и созданием необходимых условий зависимости доходов от эффективности различных видов трудовой деятельности личности. А это несовместимо с равенством в смысле уравниловки, которая сводит трудовые усилия, энергию и инициативу сильной, наиболее работоспособной части общества к среднему уровню, замедляя прогресс общества. Более того, с точки зрения расширения возможностей развития личности и реализации ее творческих способностей крайне необходим примат свободы над равенством. Ведь только свободный, политически и экономически грамотный индивид с достаточно высоким уровнем доходов через гражданские организации, выборы, суды и СМИ может оказать влияние на власть и тем самым способствовать реализации главной сути демократии — народовластия.

Именно из-за указанных и других противоречий между равенством и свободой западные социал-демократы во второй половине XX века внесли уточнение в понятие равенства: равенство всех без исключения перед законом и равенство возможностей реализации своих способностей каждым человеком. Но не равенство материального благосостояния. А в конце про-

 

шлого века заменили требование равенства на достижение справедливости, требование братства — на солидарность. И в конечном счете этот классический лозунг демократии в современной трактовке Социнтерна — «свобода, справедливость, солидарность» — стал не столь противоречивым. А его частичная реализация, особенно в периоды правления социал-демократов в странах Запада, способствует все более ускоряющемуся процессу превращения классического капитализма в социализированный его тип.

Рассмотрение реализации главных принципов либеральной  демократии как звеньев реального механизма координации системы взаимодействий между социально-политическими структурами общества подводит к нескольким обобщающим выводам:

  • Представленная с синергетических позиций либеральная демократия мыслится уже под несколько иным, чем общепринято, ракурсом.
  • Функционируя как реальный механизм управления динамикой самоорганизации общества, она выполняет роль «золотой середины» между крайностями диктаторского авторитаризма и анархизма с его неограниченной свободой. Сама эта роль также динамична: когда эффективно работают демократические начала, то уклон должен быть в сторону их усовершенствования, а когда — авторитарные, тогда следует добавить жесткости в некую рыхлость демократии. В результате такого динами-

' ческого синтеза демократии и авторитаризма поочередно усиливаются

то демократическая, то авторитарная составляющие.

  • Этот наиболее совершенный современный реальный тип демократии играет решающую роль во все большем преобладании самоорганизационных начал в динамике общества над властно-организационными. Возрастает также его системообразующая роль в эволюционном динамическом синтезе социополитической, социо-экономической и культурной сред.
  • Либеральная демократия — не только механизм, но и социально-политическая диссипативная структура, осуществляющая процесс интенсивного метаболического обмена с социальной, экономической и культурной средами. Она вносит упорядоченность в эти среды, реализуя свои главные принципы. В то же время она вносит и элементы хаоса своими изъянами, к рассмотрению которых переходим в следующем разделе этой главы.

3.2. Изъяны либеральной демократии —

тормоза прогрессивной  самоорганизации

Наряду с рассмотренными достоинствами механизму либеральной  демократии присущи и значительные изъяны, вызванные несовершенст-

Информация о работе Лекции по "Социологии"