Лекции по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:32, курс лекций

Краткое описание

«Институциональная среда управляемой социальной системы».
1.Процедура институционального анализа в социологии управления
2. Управляемые и неуправляемые факторы институциональной среды как практическая и научная проблема.

Прикрепленные файлы: 42 файла

Тема 10 ноябрь 2010.doc

— 98.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать документ)

Введение.doc

— 279.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать документ)

Глава 1.doc

— 1.37 Мб (Скачать документ)




Глава 1. Эшелоны  развития капитализма

Качество нашего понимания текущих  проблем зависит от широты выбранных рамок сопоставления.

А. Гершенкрон

Современное российское научное сообщество, как  и общество в целом, находится в ситуации поиска своей идентичности. Надежды на равных войти в мировую науку путем механического копирования неоклассического (основного в настоящее время) течения экономической мысли не оправдались точно так же, как и упования на построение в России современного общества при помощи неоклассических экономических реформ. Контакты с российскими экономистами будут интересны нашим западным коллегам только тогда, когда мы

 

 



Расширение торговли повышало относительную свободу  жономических агентов, постепенно подрывало  основы произвольного вмешательства властей, типичного для феодализма. Внешняя торговля оказалась более свободной от регулирования правительств в отличие от внутренней. В разрушении традиционной «зарегулированности» индивида определенную роль сыграли развитие пиратства и широкая практика контрабанды. Они развивались на границах феодальных империй, а столкновение интересов государств препятствовало установлению пол-I пого контроля над морской торговлей.

Именно в этот период создаются институты, благоприятствующие развитию коммерции1. Они были подготовлены прежде всего изменениями в системе права. Широкий товарооборот создал систему прецедентов по поводу таких важных для торговли явлений, как страховка, вексель, судовой фрахт, договор о продаже, соглашение о товариществе, патент и арбитраж.

Постепенно формируются  предприятия нового типа. Этому и  немалой степени способствует двойная  запись в бухгалтерии, которая из проверки ошибок превращается в механизм, закре-

1 Подробнее см.: Розенберг Н., Бирдцелл Л. Е. (мл.). Как Запад стал богатым. )кономическое преобразование индустриального мира. Новосибирск, 1995. I С. 120-149.

 

44 Глава 1. Эшелоны развития капитализма


пивший отделение трансакций предприятий от трансакций человека. Собственность предприятия начинает существовать отдельно от семейной собственности. Предприятие становится юридическим лицом. Оценка активов-пассивов, четкое определение баланса предприятия (прибылей и убытков) позволяют развить практику кредитования на основе оценки финансового положения фирмы и перспектив ее развития.

Возникают экономические  объединения, основанные не на родственных, а на чисто деловых связях. Первоначально  такие предприятия организовывали бывшие военные и моряки, пользовавшиеся взаимным доверием, поддержкой товарищей.

Важно подчеркнуть, что параллельно с развитием коммерции происходило очищение закона от дискреционных, ритуальных, религиозных примесей. Впервые создавался закон, «надежный как машина». В Западной Европе английские суды первыми завоевали репутацию безукоризненной честности в отношении купцов (в том числе и по отношению к тяжбам иностранцев).

Расширение торговли было бы невозможно без развития денег, кредита, изменений в системе финансов. Начиная с XIII в. векселя используются вместо монеты, а с XVII в. они приобретают свойство обращаемости с передачей третьим лицам по индоссаменту. Любопытно подчеркнуть, что торговля векселями совершалась в обход церковного запрета на взимание процента. Считалось, что «приобретение векселей со скидкой — это не процент, а учет риска». Успеху торговли способствовало развитие страхования. Уже в конце XII в. в Италии происходит отделение страхования от финансирования, а позднее — отделение морских рисков от рыночных.

Неудовлетворенность феодальным строем, пробуждающееся аналитическое отношение к действительности, поиски героического и совершенного заставляют передовые умы обратиться к античному наследию, возродить его для современников. Такое обращение к прошлому стало своеобразной формой отрицания настоящего — феодальной системы ценностей, феодальных экономических представлений. Ученые и писатели эпохи Возрождения провозглашают высокие принципы гуманизма, утверждают веру в могущество человека, в его разум, язвительно смеются над предрассудками мрачного европейского Средневековья (Эразм Роттердамский, Франсуа Рабле, Мигель де Сервантес Сааведра и др.). И хотя их произведения были обраще- 

1.1. Первый эшелон, который  давно ушел 45

ны к достаточно узкому кругу интеллектуалов, а культура имела элитарный характер, гуманисты  сыграли важную роль в подготовке к восприятию новых идей более широкими слоями населения. Но для этого необходима была коренная ломка феодального мировоззрения.

В условиях, когда христианство освящало существовавший феодальный строй, движение вперед было невозможно без реформы католической церкви. В борьбе с католицизмом теоретики Реформации (Мартин Лютер, Ульрих Цвингли, Жан Кальвин) использовали антисословную направленность раннего христианства. Идея равенства и справедливости в отношениях между людьми трансформировалась в идею эквивалентности обмена товарами, идея честного труда — в обоснование буржуазного предпринимательства и т. д.

Реформация сыграла  важную роль в очищении массового  сознания от слепой веры в Священное  Предание, в авторитет римско-католической церкви, освободила его от наиболее одиозных предрассудков и стереотипов и тем самым повысила значение личного суждения. Это сыграло большую роль в развитии обществознания вообще и экономической науки в частности.

Критика феодализма теоретиками Реформации была тесно связана с первыми попытками оправдания раннекапиталисти-ческого предпринимательства. Не случайно М. Лютер страстно борется с ростовщичеством, нападает на торгашеский феодализм, а Ж. Кальвин проповедует богоизбранность новых предпринимателей — капиталистов.

Из истории институциональных идей

КРИТИКА ТОРГАШЕСКОГО ФЕОДАЛИЗМА И ОБОСНОВАНИЕ

БУРЖУАЗНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА:

МАРТИН ЛЮТЕР И ЖАН КАЛЬВИН

Некоторые институциональные идеи были высказаны задолго до рождения институционализма как самостоятельного течения экономической мысли. К их числу, без сомнения, относится попытка разграничения торгашеского феодализма и раннекапиталистического предпринимательства.

В XIV — первой половине XV в. дух наживы и жажда стяжательства проникают в среду феодалов. Их интересы все глубже, все теснее переплетаются с ростовщичеством, усиливая эксплуатацию крестьянства и бюргерства. Возникает отвратительное явление позднего Средневековья — торгашеский феодализм. Развивающиеся рыночные отношения обостряют и обнажают социально-экономические противоречия, разрушая феодальные патриархальные формы, маски-

 

46 Глава 1. Эшелоны развития капитализма

ровавшие эксплуатацию в более ранний период. Перед идеологами бюргерства встают проблемы разграничения раннекапиталистического предпринимательства, с одной стороны, и позднефеодального стяжательства — с другой1. Появляется необходимость, во-первых, социально-экономического, политического и идеологического (морально-этического и даже религиозного) оправдания «честного» (основанного на законах капиталистической конкуренции) «делания денег» и, во-вторых, осуждения паразитического (основанного на насилии и грабеже, ростовщичестве и внеэкономическом принуждении) накопления богатств классом феодалов.

Положение осложнялось тем, что монополией на образование и культуру в этот период обладали церковные феодалы, католическая церковь. В отличие от светских феодалов церковь опиралась на строгую иерархию и действовала как наднациональная, в известном смысле космополитическая феодальная организация. В этих условиях выступить с критикой религиозного мировоззрения означало нанести удар не только по отдельному феодалу, но и по феодальной системе в целом. Положение, однако, облегчалось тем, что отношения торгашеского феодализма проникли и в церковную среду. Разложение католической церкви проявлялось в разложении не только церковных институтов, но и христианского мировоззрения. Все больше обнажалось противоречие между идеями христианства и догмами римско-католической церкви позднего Средневековья, которое проявлялось в противоречии между Священным Писанием (Библией) и Священным Преданием (декретами и постановлениями церковных соборов и римского папы).

Гуманисты подготовили Реформацию. Они так же, как позднее теоретики Реформации, обращались к раннему христианству первых веков нашей эры в борьбе со схоластическим формализмом, невежеством и продажностью римско-католической церкви, способствовали просвещению передовой, образованной части феодального общества. Тем не менее гуманизм носил элитарный характер, нуждался в поддержке меценатов, затронул лишь сравнительно небольшую часть интеллигенции. Необходимо было более демократическое учение, обращенное к широкой аудитории, которое могло бы привести массы в движение. Оно должно было апеллировать не только к разуму человека, но и к его чувствам. Как уже отмечалось, в силу господствующего положения католической церкви

критика сущеи! нующс! и \^ц-1^п ,,^ ,v,^.,,M ..

му богословской ереси — требования реформы церкви. Движение назад — обращение к первоисточнику — характерно для всякой религии. Однако в условиях становления капитализма критика разлагающейся католической церкви означала нападение на крупнейшего феодала, которому в Европе принадлежала треть земель. Требование реформы церкви превращалось, таким образом, в первый и сильнейший удар по феодальной системе в целом.

                 Доктор богословия, магистр свободных искусств, монах-

августинец Мартин Лютер родился и вырос в бюргерской

среде. 31 октября 1517 г. на двери своей церкви в Виттенберге он вывесил 95 тезисов против индульгенций, что положило начало Реформации в Германии. Лютер

1 Подробнее см.: Соловьев Э. Ю. Непобежденный еретик: Мартин Лютер и его время. М., 1984. С. 40-44, 85-88. 

1.1. Первый эшелон, который давно  ушел 47

развивал тезис о том, что спасение души (оправдание) возможно прежде всего не через церковь и ее формальные обряды (и уж тем более не через покупку индульгенций), а через истинную веру — веру в Священное Писание, а не в Священное Предание. Позднее, уже в ходе Реформации, Лютер и его последователи пришли к отрицанию церковной иерархии, культа святых, церковного богатства и монашества, что способствовало подчинению духовной власти светской, упрощению церковной догматики и богослужения, объективно оправдывало секуляризацию церковных земель, открывало путь к созданию необходимой для буржуазии дешевой церкви.

Наибольшую ненависть вызывает у Лютера ростовщичество. Его критике посвящена специальная работа «Наказ приходским священникам выступать с проповедями против ростовщичества», изданная в Виттенберге в 1540 г.

Экономические взгляды Лютера тесно связаны с его религиозной концепцией, в частности с его теорией двух порядков. Понимая, что в современной ему действительности невозможны отношения между людьми в строгом соответствии со Священным Писанием, он обосновывает необходимость светской власти. Главной задачей светской власти и церкви в этот период должна  была стать, по мысли Лютера, борьба с ростовщичеством. Светская власть при этом должна действовать силой, а церковь — убеждением и советами. При этом, считает Лютер, князья должны управлять разумно, т. е. не только опираться на писаные законы и рекомендации юристов, но прежде всего действовать на благо своих подданных. Поэтому Лютер оправдывает мелкое ростовщичество сирот, вдов и стариков, если оно вызвано бедностью. К тому же он считает необходимым законодательно ограничить норму процента!. Однако так как в раздробленной Германии «светская власть нерадива и ленива, а частично слишком слаба, чтобы защитить от такой беды (какой является ростовщичество. — Р. Н.), то священники,— считает Лютер,— должны учить народ и приучать его к тому, чтобы ростовщиков и скряг принимать за живых чертей...». Поэтому Лютер уделяет главное внимание разоблачению оснований для изъятия процента, учит распознавать замаскированные формы ростовщичества, различает ссуду и заем, кредит в товарной и денежной форме, т. е., по существу, коммерческий и банковский кредиты. Он гневно осуждает любые попытки оправдания взимания процента2.

Другой его сильной стороной была критика торгашеского феодализма — союза ростовщиков и дворян. «...Исполняется пророчество Исайи,— пишет он,— князья твои стали сообщниками воров. Ибо они вешают воров, укравших гульден или полгульдена, и якшаются с теми, которые грабят весь мир и воруют с большей безопасностью, чем все другие, как бы для того, чтобы оставалась верной поговорка: крупные воры вешают мелких воров, и, как говорил римский сенатор Катон: простые воры сидят в тюрьмах и закованы в цепи, а государственные воры расхаживают в золоте и шелках. Что же в конце концов скажет об этом Бог? Он сделает так, как он говорит устами Иезекииля: князей и купцов, одного вора с другим, он сплавит вместе, как свинец и медь, как бывает, когда вы-

1 Лютер приводит, в частности, в качестве исторических примеров деятель 
ность Солона в Афинах и Неемии в Иудее, ограничивших процент по ссудам 
12% в год, а также деятельность Александра Македонского и Юстиниана.

2 См.: Luther M. An die Pfarrherren, wider den Wucher zu predigen. Vermah- 
nung / Fabinnke G. Luther als Nationalokonom. Berlin, 1963. S. 220, 205, 219.

 

48 Глава 1. Эшелоны развития капитализма

горает город, чтобы не было больше ни князей, ни купцов. Я опасаюсь, что это уже на пороге»1.

Критикуя представителей торгашеского феодализма, Лютер выступает на стороне предприимчивого и делового хозяина, бюргера, превращающегося в мелкого буржуа. Поэтому он осуждает праздность, критикует сословную иерархию, утверждая, что между людьми есть «лишь различие по должности и делу, а не по званию»2. Он отмечает важнейшую роль труда в «призвании» человека. Эти мотивы морального оправдания буржуазного предпринимательства получают еще большее развитие в учении о богоизбранности Жана Кальвина. В своем главном сочинении «Наставление в христианской вере» (1536) он развил учение о божественном предопределении. Согласно его вероучению, одних Бог предопределил к (1509—1564) спасению и вечному блаженству (избранные), других — к осуждению и вечным мукам (осужденные). Хотя предопределение фатально, никто, однако, не знает, что ждет его лично: спасение или осуждение. Каждый христианин должен думать, что именно он — божий избранник, и в своей деятельности, своей профессии должен доказать свою избранность. В качестве показателя избранности Кальвин берет денежное богатство- эту абстрактно-всеобщую, универсальную форму выражения успеха в капиталистическом обществе.

Новое вероучение, выражая интересы буржуа эпохи первоначального накопления, пропагандировало мирской аскетизм. Бережливость и расчетливость, скопидомство и накопительство объявляются первейшими гражданскими обязанностями каждого представителя нарождающегося буржуазного класса. Кальвинизм стал идеологией наиболее передовой части буржуазии, теоретическим оружием нидерландской и английской буржуазных революций.

Тема 11 ноябрь 2010.doc

— 155.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать документ)

Валентин МИХЕЕВ.doc

— 66.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать документ)

Тема 12 ноябрь 2010.doc

— 111.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать документ)

тема 14 сентябрь 1009.doc

— 101.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать документ)

Андреев А Л Социология техники.doc

— 383.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать документ)

Кравченко Тюрина Социология управления.doc

— 206.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать документ)

УМК Социология управления 2010.doc

— 381.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать документ)

Вагурин1.doc

— 209.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать документ)

Вагурин2.doc

— 218.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать документ)

Информация о работе Лекции по "Социологии"