Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:32, курс лекций
«Институциональная среда управляемой социальной системы».
1.Процедура институционального анализа в социологии управления
2. Управляемые и неуправляемые факторы институциональной среды как практическая и научная проблема.
Конспект лекции по теме 7:
«Социогенетический код управляемой социальной системы».
1.Сущность и специфика синергетического подхода к государственному управлению
2.Процедура
генетического анализа в
1. Сущность и специфика синергетического подхода к государственному управлению
Нынешний этап развития человечества связан со стремительным вторжением в социосферу новых явлений. Цивилизация постепенно превращается в «общество риска». Сегодняшняя жизнь пронизана новыми угрозами, неопределенностью, конфликтами, она стала трудно прогнозируемой даже на ближайшее будущее. Еще сравнительно недавно человечество в той или иной степени понимало окружающий мир. Мир сегодняшний — это мир ускоряющегося обмена энергией, веществом, информацией, мир меняющихся отношений, традиций и обычаев. Мир сегодня — сложнейшая самоорганизующаяся система, часто выходящая из-под контроля человека, который остался в плену линейного мышления. Для России же многие переменные, характеризующие безопасность человека, находятся за гранью критической области. Это обстоятельство предопределяет, в значительной степени, неэффективность многих традиционных методов управления, которые, например, срабатывают в западных странах.
В новых условиях управление, основанное на традиционных принципах, таких как линейность и редукционизм (сведение сложного к простому), становится малоэффективным и даже парадоксальным в своих результатах. Возникла своеобразная ситуация: либо «латать прорехи» в классических парадигмах управления, либо вырабатывать новые парадигмы регулирования социумом. Одна из таких парадигм может быть основана на синергетическом стиле мышления. Его возникновение является ответом на сложные проблемы, возникшие в процессе эволюции человеческой цивилизации. Синергетический подход к управлению более адекватен современным условиям развития общества. Ею внедрение обязательно требует пересмотра традиционных принципов, форм и методов управления обществом. Рассмотрим, каким образом идеи и принципы синергетики могут быть использованы в системе государственного управления.
Синергетика возникает в 70-е годы XX в. и представляет собой междисциплинарное направление в научном знании, способствующее формированию синергетического (постнеклассического) стиля мышления. Термин «синергетика» составлен из двух частей слов греческого происхождения: «си» — означает совместное действие, «энергизм» — активность. Например, в химии есть понятие «синергизм», обозначающее явление усиления действия одного вещества в присутствии другого. Название новой дисциплины «синергетика» было предложено немецким физиком Г. Хакеном. Дословно этот термин переводится как «теория совместного действия». Синергетика исследует общие принципы и законы развития самоорганизующихся систем различных уровней материи. Поэтому синергетику обычно называют наукой о самоорганизации; в англоязычных странах — «нелинейной наукой». В последние годы синергетические принципы и методы активно проникают в обществоведческие науки; все авторитетнее заявляет о себе такой раздел синергетики, как социосинергетика. Тем самым создаются основания для исследования возможностей применения социосинергетической методологии к теории и практике государственного управления. Подобная методология может выполнять функции упорядочивания, сохранения и развития государства в его определенной качественной специфике.
Синергетический стиль мышления включает в себя большое число различных идей, положений и принципов. Для использования синергетической методологии к системе государственного управления из всего набора принципов и положений особое значение имеют три стержневых: принципы самоорганизации, нелинейности и идея о конструктивной роли хаоса.
Самоорганизация — самопроизвольное изменение организации системы; это процесс спонтанного упорядочивания (перехода от хаоса к порядку), образования и развития структур без целенаправленного управленческого воздействия.
Подавляющее большинство систем, которые являются объектами воздействия со стороны государственного управления, обладают свойством самоорганизации. Самоорганизующимися системами являются семья, этнос, государство, коллектив и другие социальные общности. Практика показывает, что если правительство страны проводит политику весьма далекую от интересов и нужд большинства людей, то они начинают жить по собственным законам, обеспечивая различными способами и путями свои потребности, функционируя тем самым как самоорганизующаяся система. Элементами самоорганизации такой популяции, как человечество, являются вспышки эпидемий, войны, вооруженные конфликты, различного рода катастрофы. Все это спонтанно регулирует численность человечества. Примером самоорганизации являются также информационные инфраструктуры, развивающиеся внутри стран и между ними, и обеспечивающие через Интернет возможность свободного обмена и распространения информации по всей планете. Как самоорганизующаяся система функционирует и наука. В ней происходит чередование процессов деления, специализации дисциплин, появляются новые парадигмы, новый язык, происходят научные революции.
В чем же заключается значение идеи самоорганизации для осуществления управления? Как управлять социальными системами, развивающимися в режиме самоорганизации? Предварительные ответы на эти вопросы могут быть сформулированы следующим образом:
1. знание законов самоорганизации позволяет вмешиваться в деятельность систем и определенным образом управлять ими;
2. процесс управления в режиме
самоорганизации сводится к
Раскрывая содержание этих идей, остановимся на характеристике положений, показывающих особенности управления объектами, функционирующими в режиме самоорганизации. Система государственного управления должна исходить из признания наличия двух взаимодействующих видов целей:
1) цели самоорганизации, т.е.
собственные цели
2) управленческие цели субъекта управления.
Можно предложить, по меньшей мере, две модели соотношения названных видов целей: «традиционный» и «синергетический».
Первый тип модели характерен для традиционной парадигмы управления. Ее смысл в том, что управляемый объект представляется пассивной системой, способной принимать любую форму и организацию, которые ей навязываются органом управления. Имеется в виду, что управляющий орган якобы способен «вести» систему в желаемом направлении, изменяя ее в соответствии со своими желаниями. Практика показывает, что модель управления, ориентированная на конструирование в социальной среде того, что не отвечает законам ее самоорганизации, ведет к возникновению непредвиденных результатов, нежелательных ситуаций. Выражения «шел в комнату, попал в другую» (А. Грибоедов), «хотели как лучше, получилось как всегда» (В. Черномырдин) образно характеризуют ситуации, когда управленческие усилия становятся тщетными, по сути дела «уходящими в песок».
Второй вариант модели характерен для синергетической парадигмы управления. Ее смысл: управляемые системы не являются пассивными. Они обладают свойством самоорганизации. Поэтому в них могут возникать лишь такие структуры, которые соответствуют собственным тенденциям развития. Тем самым напрашивается вывод о том, что управляемым объектам не следует навязывать чуждые им формы организации, структуры и пути эволюции. Нельзя упорно «насиловать» реальность, не считаясь с потенциальными возможностями развития систем.
Эффективное управление в режиме самоорганизации предполагает знание внутренних тенденций, происходящих в системах процессов, и осуществление управленческих действий, которые помогают выводить управляемые системы на их собственные траектории эволюции.
Таким образом, управление в режиме самоорганизации должно быть ориентировано на решение двуединой задачи: (1) создание условий (из спектра возможных), необходимых для реализации собственных тенденций развития системы; примерами для России могут быть действия, направленные на появление и развитие кооперативов, фермерства, «челночного движения», насыщение товарного рынка; (2) обеспечение управляемой системы средствами, необходимыми для достижения ею собственных внутренних целей. Вывод: едва ли можно получить ожидаемый результат, если управляющий стремится изменить систему, добиваясь лишь своих собственных целей, и не считается с внутренней логикой ее эволюции. Так, если разбивку пешеходных дорожек в парках производить вопреки спонтанному хождению людей, то последние, как правило, не будут ими пользоваться. Они проложат новые дорожки по собственному усмотрению (возникает нежелательный результат). Поэтому нужно дать время, чтобы пешеходы сами «протоптали» свои дорожки, а уже потом их асфальтировать.
Еще одна рекомендация для органов управления вытекает из следующего положения: устойчивость социальных систем поддерживается не столько стабильностью их элементов, как это происходит в технических объектах, сколько за счет «выбывания» менее совершенных элементов и их замены новыми, возникающими в процессе самоорганизации и более приспособленными к изменяющимся условиям. Следовательно, управление должно быть ориентировано на оказание помощи управляемой системе в процессе «выбывания» и «возникновения», в инициировании условий, способствующих замене «старых» элементов системы новыми.
В процессе создания новой модели государственного управления следует учитывать нелинейность, как свойство развивающихся социальных систем. Нелинейность включает в себя три основополагающих положения:
1. представление
о многовариантности развития с
2. идею ритмичности,
волнового характера
3. идею резонанса и возможности быстрого развития систем.
Рассмотрим суть этих трех положений.
Многовариантность развития систем означает, что реально существует «поле путей» их эволюции. Множественность развития системы обусловлена, в частности, наличием случайности. Синергетика рассматривает случайность как объективное явление. Случайные воздействия на систему, особенно когда она находится в состоянии неустойчивости, ведет к возникновению «точек бифуркации», т.е. к ветвлению возможных путей эволюции, объективно содержащих в себе множество вариантов развития системы.
Какие выводы для теории и практики государственного управления можно сделать из такого аспекта нелинейности как объективное наличие нескольких возможных путей функционирования общественных систем?
Количество вариантов эволюции системы, как правило, ограничено. Поэтому управляющий в состоянии выявить имеющийся набор вариантов развития. Из этого спектра путей можно выбрать вариант, который бы в большей степени соответствовал интересам управляющего. Ранее уже говорилось о том, что субъект управления не должен претворять в жизнь желательные для себя сценарии развития, если они противоречат тенденциям самоорганизации данной системы. Это приведет либо к деформации управляемой системы, либо к тому, что реальный результат будет принципиально отличаться от запланированного. Кроме того, управляющий должен иметь в виду, что в социальных системах, находящихся в неустойчивом, неравновесном состоянии, даже слабые воздействия на входе могут превратиться в разрушительные катаклизмы, например, такие как распад СССР, войны, революции, смена научных парадигм. Образно это положение можно пояснить следующим предложением: «Бабочка, порхающая в Рио-де-Жанейро, может изменить погоду в Чикаго».
Следующий аспект понимания нелинейности связан с тем, что общественные системы развиваются волнообразно, ритмично, неравномерно. То есть, развитие социума — это волновой процесс. Понятие «волна» связано с термином «изменение». Изменения могут многократно повторяться, тогда они носят периодический характер. Волна, представляющая собой периодические колебания и имеющая определенные циклы, и является формой нелинейного развития. В социуме волновые процессы проявляются, например, в росте или ослаблении доверия народа к политической власти, в периодическом усилении и ослаблении рынка и государственного регулирования, в централизации и демократизации управления, в подъемах и спадах различных политических партий.
Развитие синергетики
Содержание волнового процесса можно раскрыть с помощью понятий «ритм», «скорость», «темп», «период ритма» и «амплитуда». Ритм представляет собой чередование каких-либо элементов (психологических, экономических, политических), происходящее с определенной частотой и последовательностью. Скорость характеризует происходящие изменения во времени, а темп — степень скорости движения, развития. Амплитуда показывает «высоту» колебаний. Период ритма — это длительность одного полного колебания. Например, период средней экономической волны составляет 10— 25 лет, а период ритма возрастной перестройки психики человека — 7—8 лет. Когда утверждается, что системы развиваются ритмично, имеется в виду, что системы изменяются во времени. Эти изменения связаны как ростом определенных свойств, так и их снижением. Если изменения происходят периодически, то в развитии системы образуются ритмы, которые, например, связаны с чередованием режимов роста и уменьшения, убыстрением процессов и их замедлением, дифференциацией и интеграцией.
Высказанные суждения можно проиллюстрировать примером ритмичного развития такого элемента общественной жизни, как политическое время. Ритмы политического времени в государстве зависят от жизненного ритма поколения, господствующего в политике. Смена поколений приводит к смене ритма политического времени. Считается, что политическая жизнь поколения длится примерно 30 лет: каждое поколение, достигнув совершеннолетия, тратит первые 15 лет на вызов поколению, стоящему у власти, а затем само приходит к власти примерно на 15 лет; после этого его политическая активность слабеет, и новое поколение начинает претендовать на роль преемника. Таким образом, динамика и ритмика политического времени зависит от динамики поколений, которые приходят к власти.