Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:32, курс лекций
«Институциональная среда управляемой социальной системы».
1.Процедура институционального анализа в социологии управления
2. Управляемые и неуправляемые факторы институциональной среды как практическая и научная проблема.
Конспект лекции по теме 4.
«Теоретическая
модель управляемой социальной системы
и ее возможности в описании, объяснении
и прогнозировании явлений
1.Системно-деятельностная модель управляемой социальной системы (УСС). Ее структура и функции. Значение персонификации.
2.Жизненный
цикл УСС. Закономерности их
порождения, функционирования и
развития через преодоление
3.Норма и патология в функционировании УСС. Режимы функционирования.
1.Системно-деятельностная модель управляемой социальной системы (УСС). Ее структура и функции. Значение персонификации.
Социальные системы являются одной из основополагающих "конструкций", из которых строится все здание общественной жизни. Понятие "социальная система" относится к фундаментальным, базисным в социологической науке, однако его суть должным образом в социологической литературе не раскрыта, остается немало вопросов, не имеющих убедительной трактовки положений, касающихся этого явления. В работах, претендующих на комплексное освещение проблем социологической теории, о социальных системах зачастую упоминается мимоходом; утверждается, что общество представляет собой систему, но что такое вообще социальная система - не рассматривается. За редкими исключениями упоминание о социальных системах отсутствует в определениях предмета социологии.
В "Социологической энциклопедии" социальная система трактуется как "совокупность связей и взаимодействий людей, складывающихся на базе той или иной социальной общности людей (социальная группа, социальная организация и т.д.), где поведение детерминируется определенными социальными позициями (статусами) и конкретными социальными функциями (ролями), социальными нормами и ценностями, принятыми в данной социальной системе. В число элементов социальной системы могут входить различные идеальные (верования, представления и т.д.) составляющие1.
Социальная система есть особый класс систем (наряду с техническими, биологическими, кибернетическими, экологическими и др.), элементами которых являются люди и возникающие между ними отношения.
К наиболее развитому виду систем относится социальная организация, для которой характерны такие системообразующие качества, как цель, иерархия, управление, синергия.
Важной характеристикой систем является их сложность. Социальные системы в принципе обладают большей сложностью, чем системы технические и биологические, поскольку их основной элемент — человек — имеет собственную субъективность и наибольший диапазон выбора поведения. Отсюда вытекают два следствия: значительная неопределенность функционирования и наличие границ управляемости ими.
В принципе организация представляет собой высший уровень развития социальных систем. Но применительно к социальным объектам термин «организация» употребляется в следующих случаях.
В каких случаях возникает организация как социальный объект?
Чаще всего они возникают тогда, когда достижение каких-либо общих целей признается возможным только через достижение индивидуальных целей, или когда достижение индивидуальных целей оказывается возможным только через выдвижение и достижение общих целей. В первом случае создаются трудовые организации (предприятия и учреждения), во втором — акционерные общества и так называемые массовые союзные организации. Таким образом, определяющим признаком социальной организации выступает целевая общность.
Именно коллективное целедостижение вызывает необходимость вводить иерархию и управление.
Организация создается как инструмент решения общественных задач, средство достижения целей, поэтому на первом плане при изучении ее стоят такие проблемы, как выяснение ее целей и функций, эффективности результатов, мотивации и стимулирования персонала;
Эффективность организационных форм объясняется возникновением эффекта синергии (греч. synergia — сотрудничество, содружество). Именно синергия является тем соблазном, ради которого возникают организации. Это такой эффект, который возникает в сообществе людей от такого сложения сил, когда 2x2 = 5 или 6, . А это зависит именно от способа организации людей, от того или иного сочетания их усилий.
Проявление синергии в социальных организациях означает прирост дополнительной энергии, превышающий сумму индивидуальных усилий их участников. Причем в организациях это явление оказывается управляемым, его можно усиливать, видоизменять, если понимать источники появления организационного эффекта, а именно: возрастание совокупной энергии в зависимости от типа внутриколлективной связи.
Можно выделить несколько стадий процесса возрастания энергии социальной организации.
Ощутимый эффект дает уже простая массовость, т. е. одновременность, однонаправленность многих усилий. Одно и то же бревно, одни и те же люди не могут поднять по очереди, но вполне способны сделать это совместно. К тому же здесь возникает так называемый вторичный эффект объединения — психологическое взаимодействие участников, чувство «мы», взаимное сравнение, состязательность, групповой контроль.
Введение даже простейших форм расчленения общей работы, распределение участников по отношению друг к другу в последовательную зависимость еще больше усиливает совокупный эффект: например, передавать арбузы с берега на баржу из рук в руки по цепочке эффективнее, чем каждому носить от начала до конца свою ношу. Такой способ сотрудничества К. Маркс назвал комбинированием труда. Но тут, как и в предыдущем случае, сохраняется однородность операций у всех работников.
Новый уровень эффективности задает разделение труда по специальностям, т. е. специализация, когда работник добивается наиболее высоких результатов благодаря совершенствованию навыков в выполнении какой-либо одной производственной операции.
Цели организации цели социальных групп цели личности – не совпадают.
Согласовать их – сложнейшая задача социального управления.
Управление - сложная субъект-субъектная и субъект-объектная система социальных действий
Теоретическая модель управляемой социальной системы образуется на базе взаимодополнительности принципов системного и деятельностного подходов, преломленных сквозь призму категорий социологии.
Объединение понятий организованная система и программируемое социальное действие в обобщенном понятии управляемая социальная система позволяет создать искомую универсально-абстрактную модель базовой единицы анализа в социологии управления.
Исходным пунктом всякого системного исследования является представление о целостности изучаемого объекта.
Представление о целостности системы конкретизируется через понятие
связи. Э.Г. Юдин выделяет семь видов
системных связей, считая связи управления
системообразующими:
1) связи взаимодействия (связи свойств объектов и связи между самими объектами);
2) связи порождения
или генетические связи, когда один объект выступает как основание
для появления на свет другого объекта;
3) связи
преобразования или
4) связи строения, образующие из элементов определенные структуры;
5) связи функционирования, подразделяемые на связи состояния (когда легальное состояние является следствием предыдущего) и связи трофические (когда объекты связаны единством реализуемой функции);
6) связи развития, основным содержанием которых являются изменения в строении объекта и в формах его функционирования;
7) связи управления.
Связи управления в социальных системах могут интерпретироваться как устойчивые социальные отношения, предметом осуществления которых выступают другие виды социальных связей, образующих целостность системы и ее деятельность. Тем самым в представление о социальной системе вводится понятие иерархического уровня, где вышестоящий уровень управляет нижестоящим, т.е. имеет схему (план, проект, модель) действий нижестоящего уровня и способы ее осуществления.
Совокупность связей, определяющих ее целостность, приводит к понятиям структуры и организации. Через эти понятия выражаются устойчивость тех или иных связей, упорядоченность системы, а в отдельных случаях — и ее направленность, или главное функциональное назначение.
Наличие иерархической структуры и управления в системах делает необходимым выделение в некоторых из них (в частности, социальных) органа управления и цели, благодаря которым поведение системы приобретает целесообразный характер. В социальных системах мы выделяем такой орган в виде социального ядра.
В тех случаях, когда источник преобразования системы или ее функций расположен в самой системе, они относятся к разряду самоорганизующихся. И, наконец, в связи с управлением и целесообразным характером поведения систем во многих случаях возникает проблема соотнесения функционирования и развития системы, начинается поиск соответствующих механизмов и построение единой картины в синхронном и диахронном разрезах. В социальных системах этим механизмом, несомненно, являются отношения управления, которые включают в себя разработку схем осуществления связей функционирования, развития и контроля.
Теперь обратимся к интерпретации понятия «деятельность». Всеобщая структура деятельности состоит из вполне определенных компонентов: субъекта деятельности, объекта деятельности, цели, средств, результата и самого процесса постановки и достижения цели.
Важнейшая проблема деятельности вообще и управленческой деятельности в частности — проблема несовпадения цели и результата деятельности.
Одним из факторов несовпадения является невозможность учесть в целеполагании все реальные последствия, порождаемые осуществлением той или иной цели.
Значимость средств настолько велика, что нередко результат деятельности смещается с цели именно на средство, не говоря уже о том, что после постановки первоначальной цели может происходить ее полная переформулировка в связи с изменением условий деятельности или трансформацией самого субъекта.
Нас указанная методологическая проблема интересует двояко: с позиций деятельности как предмета управления и управления как предмета изучения. В конструируемой нами модели эти две функции должны быть соединены. Это будет означать, что предметом социологического изучения должно стать управление деятельностью.
Социальное действие представляет интерес для науки как совместная деятельность людей, соединяющая в себе и элементы процесса достижения запланированного результата, и элементы функционирующей и развивающейся системы.
Теоретически можно представить процесс совместной деятельности людей, в какой бы сфере он не возникал, как естественно-искусственный.
Естественная часть этого процесса всегда будет стремиться воспроизвести пришедшие из прошлого структуры позиций и виды действий, искусственная — переструктурироваться, видоизмениться в соответствии с новыми идеями и планами, трансформировать старую структуру в новое состояние. Это похоже на работу селекционеров, на решаемую ими проблему искусственного отбора, только отбираемым материалом являются не виды животных и растений, а формы совместной деятельности людей, социальные формы.
Существенное различие состоит в том, что работа селекционеров является специализированной частной деятельностью, а работа социальных секторов является всеобщей, в ней ежесекундно участвует все общество. Все общество, все его структуры, институты и их уровни непрестанно принимают решения относительно своего поведения, выбирают те или формы, направления деятельности, которые они считают для себя правильными в данный момент. Критерий выбора содержится в символических ценностях, идеалах, которые люди распространяют на все виды и формы жизнедеятельности. Они неоднозначно связаны с занимаемыми ими социальными позициями.