Лекции по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:32, курс лекций

Краткое описание

«Институциональная среда управляемой социальной системы».
1.Процедура институционального анализа в социологии управления
2. Управляемые и неуправляемые факторы институциональной среды как практическая и научная проблема.

Прикрепленные файлы: 42 файла

Тема 10 ноябрь 2010.doc

— 98.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать документ)

Введение.doc

— 279.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать документ)

Тема 11 ноябрь 2010.doc

— 155.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать документ)

Валентин МИХЕЕВ.doc

— 66.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать документ)

Тема 12 ноябрь 2010.doc

— 111.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать документ)

тема 14 сентябрь 1009.doc

— 101.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать документ)

Андреев А Л Социология техники.doc

— 383.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать документ)

Кравченко Тюрина Социология управления.doc

— 206.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать документ)

УМК Социология управления 2010.doc

— 381.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать документ)

Вагурин1.doc

— 209.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать документ)

Вагурин2.doc

— 218.00 Кб (Скачать документ)

Механизм взаимодействий базового и институционального уровней структуры политической среды решающим образом обеспечивает самоорганизацию ее функционирования, ограничивает политическое поведение индивидов определенными рамками. На линейной стадии эволюции политической среды определяющая роль в работе этого механизма принадлежит институциональным структурам, регулирующим и контролирующим функционирование статусно-ролевых структур.

В последние несколько  столетий усилилась историческая тенденция  перехода от авторитарной власти к  преимущественно демократической. Проявляется это в растущей дифференциации и умножении политических институтов, организаций и партийных группирований. Все острее проявляется необходимость определенного контроля над ними, выработки новых формальных норм и правил, ограничивающих анархические тенденции, спонтанно возникающие на базовом и институциональном уровнях. Это ведет к становлению и ускоренной эволюции третьего государственно-нормативного уровня структурированной упорядоченности политической среды, в наиболее полной мере носящему системный характер. Его основные политические функции включают определение общей направленности развития политической системы, более или менее способствующей прогрессивному развитию общества, синхронизацию взаимодействия политических институтов-норм и институтов-организаций, определение границ их функционирования и зон ответственности, обеспечение корреляции взаимодействия базового и институционального уровней структурированной упорядоченности политической среды. Слаженная работа государственных органов по выполнению этих и других функций оказы-

 

вает регулирующее и координирующее воздействие на эффективность функционирования базового и институционального уровней политической среды, а тем самым не только на ее воспроизводство, но и на эволюцию.

Содержание  и характер взаимодействия между  тремя структурными уровнями политической среды прояснится еще больше, если выделить две самые активные стороны динамики ее воспроизводства — самоорганизацию людей и системную самоорганизацию политических структур этой среды.

Самоорганизация людей представляет собой процесс индивидуальных и кооперативных действий и взаимодействий основной массы населения, ориентирующегося на медленной стадии эволюции на устоявшиеся и общепринятые нормы и правила политического поведения. На быстрой стадии, когда распадаются структуры институционального уровня и соответственно отсутствуют устойчивые «правила игры», индивидуальные и кооперативные взаимодействия ведущих игроков и различных группирований базисного уровня принимают неустойчивый, мимолетный, локальный и вероятностный по результативности характер. Этот характер решающим образом влияет на степень конфликтности социума, находящегося в переходном макробифуркационном состоянии.

Системная самоорганизация  политической среды представляет собой образование и функционирование устойчивых политических структур. Они начинают воспроизводиться в действиях акторов, ориентирующихся не на индивидуальные особенности участников политических взаимодействий базового уровня, а на складывающиеся нормы и правила институционального уровня политической среды. Образование этих структур можно представить как процесс спонтанного выбора из множества кооперативных политических взаимодействий лишь тех, которые обеспечивают синхронизацию функционирования образующихся политических структур.

В этом двухстороннем  процессе взаимодействия самоорганизации людей базового уровня и системной самоорганизации политических структур посредствующую роль играет их активное воздействие на образование и воспроизводство структур институционального уровня и ориентировка участников каждого уровня самоорганизации на динамику норм и правил, дифференцированных относительно людей базового уровня и акторов образования политических структур. Механизмами образования и поддержания устойчивости этих нормативных структур и политической системы в целом служат социализация и легитимация.

Проводимая  структурами государственно-нормативного уровня политическая социализация обеспечивает подготовку и включение индивидов в воспроизводство ранее сложившейся структуры политической среды. Необходимым условием эффективности социализации является определенная степень соответствия функционирования политической системы интересам и нуждам активных прослоек населения.

 

Легитимация обеспечивает поддержку населением вновь вводимых формальных норм и правил политического, социального и экономического поведения граждан. Процесс легитимации властных политических и экономических решений-норм проходит успешно, если эти новые нормы соответствуют доминирующим в культуре общества ценностям. Необходимость этого соответствия вытекает из того, что культура в широком смысле (политическая, социальная, экономическая, идеологическая, художественная...) является своеобразным социально-генетическим кодом общества, решающим образом влияющим на политическое, социальное и экономическое поведение индивидов. Если, например, в массовом сознании доминирует представление об эффективности только авторитарной власти, то введение демократических принципов, и в частности — принципа разделения ветвей власти, будет воспринято в лучшем случае как следование современной политической моде. А направленность политики и меры по ее реализации по-прежнему будет определять лишь исполнительная власть.

Однако в  отличие от биологического генетического  кода социальный код общества более гибко и эффективно способствует прохождению общества через малые и большие макробифуркации. И в этом одна из фундаментальных основ ускорения эволюции социальной материи.

Прохождение общества через  малые бифуркации можно показать на примере чередования прихода  к власти в странах Запада то консервативных, то социал-демократических сил. Прихода, который хотя и не радикально, но все же изменяет качество политической системы в смысле направленности ее политической деятельности преимущественно в интересах или трудовых масс, или предпринимательской прослойки. И в этом главный смысл введенного понятия «малые макробифуркации», элемент случайности в которых сводится к непредсказуемому в точности прихода к власти путем выборов той или иной политической силы.

Самой глубинной  основой этого чередования является изменение удельного веса национального дохода, идущего на зарплату и социальные нужды или — на ускоренное обогащение бизнес-прослойки. Когда удельный вес расходов на зарплату и социальные нужды чрезмерно возрастает, снижается экономический интерес к предпринимательской деятельности. Это приводит к снижению темпов экономического роста, к депрессии, а периодически — и к экономическим кризисам. Резко возрастает безработица, снижается реальная зарплата и социальные расходы государства. Симпатии избирателей переключаются от социал-демократических сил к консервативным, предлагающим свои методы выхода из кризисного положения. Нарастающая сила флуктуационного давления на власть подводит общество к малой макробифуркации. Посредством выборов власть переходит к консервативным силам. Последние, проводя политику преимущественно в интересах бизнес-структур, замораживают реальную зарплату и социальные расходы государства.

 

I lo в условиях перехода к экономическому росту и чрезмерному обогащению бизнеса возрастает постепенно недовольство трудовых масс этим замораживанием и их симпатии вновь переключаются к социал-демократическим силам. Происходит очередная малая макробифуркация политической системы. Но это чередование асимметрично. В современных условиях длительность периодов социал-демократической власти значительно больше, чем консервативной, так как ей удается более гармонично сочетать интересы и трудово-ю населения, и бизнеса, более гибко проводить сочетание социализации и легитимации и поддерживать тем самым нормативность взаимодействия трех структурных уровней политической среды. Череда малых макробифуркаций, меняющая окраску политической среды преимущественно то на розовый, то на серо-консервативный цвет, превращает линейный ход эволюции общества в нелинейный. В результате такого чередования малых бифуркаций многие западные общества в течение второй половины прошлого века преодолели и большие макробифуркации, совершив принципиально новый качественно переход от классического и монополистического капитализма к социализированному его типу, т. е. к социализму, созданному на базе достижений капитализма и сохранившему главные его движущие силы — демократию, рынок, капитал, предпринимательскую инициативу и конкуренцию. Социализму, более долговечному и прогрессивному, чем советский тип социализма, который, кстати, генерировал мощные внешние импульсы, ускорившие такой переход.

А раскрытые выше глубинные основы чередования власти консерваторов и социал-демократов показывают еще и степень тесного переплетения и взаимодействия друг с другом и с человеком политической, социальной, экономической и культурной сред. Каждый человек живет одновременно во всех этих взаимодействующих средах. Представляя собой динамическую систему, он черпает жизненные силы из каждой среды посредством обмена с ней веществом, энергией и информацией, испытывает специфическое и неспецифическое воздействие каждой из них и их синер-гетическое влияние на его становление и развитие как высшего воплощения эволюции социальной материи. В то же время своей активной, творческой деятельностью он способствует воспроизводству и эволюции этих взаимопереплетенных и взаимопереходящих друг в друга сред.

Наиболее  распространенными и сильнодействующими средствами и механизмами функционирования третьего государственно-нормативного уровня на линейной стадии эволюции общества наряду с социализацией и легитимацией являются конституции, стационарные структуры госвласти, избирательная система, средства массовой информации. Эти средства и механизмы объективны и развиваются в любой политической современной системе, обеспечивая ее воспроизводство и эволюцию. Но работу их, организационно-спонтанную, обеспечивают только действия людей — политических акторов.

i

 

Хотя ведущая роль в упорядоченности взаимодействий рассмотренных трех структурных уровней политической среды и принадлежит третьему уровню, на его функционирование существенное влияние оказывают и обратные связи, идущие от базового и второго уровней. Более всего — степень положительного или отрицательного восприятия массой людей базового уровня функциональных действий и политико-социальных решений государственно-нормативных структур. Характер этого восприятия и характер обратных связей определяются главным образом мерой соответствия этих решений нуждам и надеждам различных социальных прослоек населения, а также — их соответствия объективной направленности эволюции общества. Для ориентировочного определения этой меры необходимо подключить к политической среде и социальную.

Для того чтобы дифференцировать социально-политическое влияние обратных связей, идущих от базового к государственно-нормативному уровню, придется спуститься с абстрактных высот рассмотренной модели трехуровневой политической структуры общества на более конкретный уровень социального структурирования уже самого базового уровня и взаимодействия обратных связей его собственных структур с прямыми связями властных структур.

На медленной стадии эволюции не только сила, но и направленность обратных связей, идущих от разных социальных прослоек базового уровня, различна по степени воздействия на содержание и направленность функций государственно-нормативного уровня.

Наиболее слабые флуктуации обратных связей идут от самой бедной прослойки, живущей на зарплату и пенсии. Но объединение активных представителей этой прослойки через различные неправительственные организации в структуры гражданского общества усиливает интенсивность этих флуктуации. Соответственно возрастает и степень учета в решениях и других функциях власти интересов и нужд этой прослойки. В период избирательных кампаний обратные связи и флуктуации, идущие от этой прослойки, еще более усиливаются и оказывают существенное влияние на приход к власти партийных группирований, в наибольшей мере выражающих интересы этой прослойки.

Значительно сильнее флуктуации обратной связи, идущие от средней, состоятельной социальной прослойки, в которую входят мелкие и средние предприниматели и высококвалифицированные работники, получающие доходы, значительно превышающие средний уровень. Эта прослойка вместе с семьями в странах Запада составляет примерно половину общей численности населения. Существенным давлением флуктуации обратных связей на властные структуры эта прослойка вынуждает власть в ее решениях и действиях создавать наиболее благоприятные условия для творческого труда высококвалифицированных работников и ведения мелкого и среднего бизнеса.

 

Флуктуации обратной связи наибольшей силы воздействия на власть идут от социальной прослойки, олицетворяющей крупный и особенно — финансовый капитал. Они носят скрытый от большинства населения характер. Эта прослойка воздействует на власть путем непосредственного проникновения персон того и другого капиталов в органы власти или проведения в них через выборы и назначения представителей ее политических и экономических интересов. Интересы этой прослойки в наиболее полной мере учитываются в практической политике властных структур.

Все решения властных структур, принятые под давлением флуктуации 
обратной связи, идущих от различных социальных прослоек, реализуются в 
основном через второй институциональный уровень политической структуры 
общества посредством механизмов социализации, легитимации и законот 
ворчества. Механизмов, придающих на линейной стадии эволюции взаимо 
действию трех структурных уровней более или менее уравновешенный харак 
тер, способствующий воспроизводству политико-социальной среды в целом. 
1 Проведенная дифференциация социальной среды и конкретизация

Информация о работе Лекции по "Социологии"