Лекции по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:32, курс лекций

Краткое описание

«Институциональная среда управляемой социальной системы».
1.Процедура институционального анализа в социологии управления
2. Управляемые и неуправляемые факторы институциональной среды как практическая и научная проблема.

Прикрепленные файлы: 42 файла

Тема 10 ноябрь 2010.doc

— 98.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать документ)

Введение.doc

— 279.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать документ)

Глава 7.doc

— 2.03 Мб (Скачать документ)

1 См., например: Капелюшников Р. И. Концепция человеческого капитала. 
Критика современной буржуазной политической экономии. М., 1977; Крит 
ский М. М. Человеческий капитал. Л., 1991; Ильинский И. В. Инвестиции в бу 
дущее: образование в инвестиционном производстве. СПб., 1996; и др.

2 См.: Радаев В. В. Понятие капитала, формы капиталов и их конверта 
ция // Общественные науки и современность. 2003. № 2. 

Если учесть также выделяемый П. Бурдье в отдельную форму и культурный капитал1, то с учетом этого выделения человеческий капитал в узком смысле слова включает только общие и специальные знания; приобретенные способности, навыки и опыт, а также умение их применить в нужный момент и в нужном месте.

Однако в реальной жизни отделить одно от другого довольно сложно. Каждая из этих форм предполагает другое, переходит в другое, создает себя как другое. Этот взаимный переход, конвертация капиталов может быть предметом самостоятельного исследования. Нам же здесь следует подчеркнуть тот несомненный факт, что человеческий капитал в послевоенные годы (с середины XX в.) рос более быстрыми темпами, чем вещественный (так называемый экономический), а суммарные расхо-

1 См.: Bourdieu P. Forms of Capital // The Sociology of Economic Life. Boulder, 2001.

 

 



360 Глава 8. Россия на пути в постиндустриальное общество



ды в образование, здравоохранение и социальное обеспечение более чем в 3 раза превышали в США в 1990 г. производственные капиталовложения (табл. 8-2).

8.2.3. Человек в зеркале «новой экономической  истории»1

Ш



 Следующий важный шаг в изучении человека как экономического ресурса был сделан экономистами-историками, представителями «новой экономической истории». Это направление в исто-рико-экономической науке стало развиваться с 1960-х гг., одной из важнейших его отличительных особенностей стало стремление соединить экономическую историю с общей экономической Роберт Фогель теорией, активно используя количественные базы (р. 1926) данных и методы экономико-математического анализа. Одним из лидеров этого направления стал американский экономист Роберт Фогель, профессор сначала Чикагского, а затем Гарвардского университетов, удостоенный за свои труды Нобелевской премии по экономике 1993 г.

Экономическая наука начиналась с представлений  о том, что хозяйственная жизнь во всех странах и в любых эпохах развивается, в сущности, по одинаковым правилам. Не случайно на Западе и в наши дни под экономической историей понима-

1 Раздел написан Ю. В. Латовым. 

8.2. Теория человеческого капитала 361

ют изучение хозяйственной жизни, главным образом, западноевропейских стран за последние два-три столетия. При этом предполагается принципиальная тождественность, скажем, современного англичанина и англичанина XVIII в. Марксисты и некоторые институционалисты (например, последователи Карла Поланьи) доказывают, что мотивы хозяйственной деятельности людей до эпохи капиталистической модернизации могли резко отличаться от мотивов современных людей. Р. Фогель выдвинул неожиданный тезис: оказывается, и сами европейцы даже чисто физиологически успели за последние столетия очень основательно измениться.

В принципе, историки давно знали об исторической акселерации: если примерить музейные рыцарские доспехи современному человеку, то они придутся впору разве подростку. Однако только Р. Фогель задался целью выяснить, как же конкретно менялись физиологические параметры людей (например, средний рост и вес) за последние столетия. Став в 1981 г. руководителем Центра экономики народонаселения при Гарвардском университете, он начал создавать и обрабатывать базы данных о сотнях тысяч людей, живших с XVIII в. до наших дней.

Теоретической основой изучения долговременных физиологических изменений стала идея, что данные о динамике среднего роста и веса людей являются наиболее достоверным индикатором изменения их жизненного уровня. По достоверным оценкам, изменения среднего роста людей примерно на 65— 75% определяются социальными факторами. Если родители хорошо питаются, то у них будут крепкие и здоровые дети, а если систематически недоедают, то и потомство окажется чахлым. Р. Фогель предложил обозначить биологический потенциал человека как работника, полученный им при рождении, понятием «физиологический капитал», рост которого есть не менее яркое выражение прогресса, чем увеличение материального богатства1. Именно этой теме была посвящена и его нобелевская лекция «Экономический рост, теория народонаселения и физиология»2, прочитанная им в декабре 1993 г.

1 См., например: Fogel R. W. Secular Trends in Physiological Capital: 
Implications for Equity in Health Care // NBER Working Papers. 9771. 2003 
(http://netec.wustl.edu/WoPEc/data/Papers/nbrnberwo9771 .html).

2 См.: Fogel R. Economic Growth, Population Theory and Physiology: The Bearing 
of Long-Term Processes on the Making of Economic Policy // http://www.nobel.se/ 
economics/laureates/1993/fogel-lecture.pdf.

 

362 Глава 8. Россия на пути в постиндустриальное общестио


До Нового времени, указывает Фогель, хроническое  недоедание было обыденным состоянием большинства европейцев. Современный 30-летний американец («мужчина в полном расцвете сил») при среднем росте около 180 см и весе около 80 ki ежедневно должен потреблять примерно 2300 килокалорий только для нормального обмена веществ (для обеспечения функционирования тела в состоянии покоя). Между тем в XVIII в. ежедневное потребление взрослых мужчин составляло во Франции лишь немногим больше (2300—2600 килокалорий). Получается, что, если бы французы 200 лет назад имели бы современные физиологические стандарты роста и веса, они просто не могли бы работать — им бы не хватало жизненной энергии.

В Средние  века бедняки в Западной Европе (их доля доходила до 1/5 населения) не трудились, а клянчили подаяния. Как выясняется, они занимались этим не из лени, а от элементарного отсутствия сил. Кроме того, физиологический стандарт тогда был иным — примерно 160—170 см роста и 50—60 кг веса. Конечно, легкий и низкорослый работник даже при полноценном питании не мог быть высокопроизводительным.

В Новое время  ситуация начала меняться к лучшему. Экономический подъем выразился не только в производстве товаров, но и в «производстве» людей с новыми физиологическими качествами. Улучшение питания и санитарных условий привело как к вовлечению в производство бедняков, так и к изменению физиологических стандартов. Более сильный и здоровый работник в свою очередь мог трудиться гораздо лучше. По оценке Фогеля, улучшение питания обеспечило примерно 30% роста экономики Великобритании за последние два столетия (20% за счет повышения потенциальной интенсивности труда и 10% за счет ликвидации нищенства-попрошайничества). Это и есть то, что Фогель называет «техно-физиологической эволюцией», — взаимообусловленное совершенствование орудий труда и самого работника.

«Физиологический  капитал» Р. Фогеля может показаться частным случаем «человеческого капитала» Г. Беккера. Действительно, в обоих случаях речь идет о здоровье человека, которое существенно влияет на его эффективность как работника. Однако Г. Беккер рассматривает здоровье как результат личного выбора самостоятельного индивида (в частности, вел ли он здоровый образ жизни). Подход же Р. Фогеля основан на тезисе о 

8.3. Проблемы развития человеческого  капитала в России 363

том, что здоровье индивида (а также ряд иных существенных экономических характеристик: расовая принадлежность, способность к восприятию отдельных продуктов) во многом, возможно, даже в решающей степени, зависит от условий жизни его родителей, а следовательно, от природной и социальной среды, которую индивид вынужден принимать как данность.

Поскольку при  анализе экономики здравоохранения  трудно отделить те характеристики, которые заданы человеку при рождении и в первые годы жизни, от характеристик, обусловленных сознательно избранным образом жизни взрослых людей, в исследовательских целях допустимо объединить «человеческий капитал» по Т. Шульцу и Г. Беккеру с «физиологическим капиталом» по Р. Фогелю в единый конструкт — «человеческий капитал в широком смысле слова».

0

8.3. Проблемы развития человеческого  капитала в России

8.3.1. Индекс развития человеческого потенциала: Россия в международном контексте

Начнем с  составляющих индекса развития человеческого  потенциала (Human Development Index — HDI). Он основан на

трех показателях:

  • долгой и здоровой жизни, измеряемой показателем ожидаемой при рождении продолжительности жизни;
  • знаниях, измеряемых уровнем:

 

  • грамотности взрослого населения (с удельным весом в 2/3);
  • общим показателем поступивших в учебные заведения (с удельным весом в 1/3);

• достойном уровне жизни, измеряемом показателем ВВП 
на душу населения (ППС, долл. США).

Индивидуальные    индексы    вычисляются    по    формуле

(табл. 8-3):

т. Фактическое значение — Минимальное значение

Индекс = — — •

Максимальное значение — Минимальное значение

Если средняя  продолжительность жизни 65 лет, то

Индекс ожидаемой _ 65 — 25 _ 40 _ „ fifi7 продолжительности жизни ~ §5 — 25 ~ 60 ~ '

 

364 Глава 8. Россия на пути в постиндустриальное общество 


8.3. Проблемы развития человеческого капитала в России 365

 

 

 






Поясним расчет индекса развития человеческого  потенциала на примере Турции, где средняя продолжительность жизни равна 71,4 года, доля грамотного взрослого населения — 87,4%, общий показатель поступивших в учебные заведения — 68,7, а ВВП на душу населения — 8407 (ППС, долл. США).

Индекс средней  продолжительности жизни:

71,4-25 = 4М 85-25       60

доля грамотного взрослого населения:

^^ = о,874, 100-0

индекс общего показателя поступивших в учебные  заведения:

68'7~° = 0,687, 100-0

индекс образования:

2-0,874-1-0,687    П01.

= и,812,

индекс ВВП  Турции на душу-населения (ППС, долл. США):

log(8407) - log(lOO)       ? log(40000) - log(100)     '

Индекс общественного  развития является средним арифметическим индекса средней продолжительности жизни, индекса образования и индекса ВВП на душу населения:

(0,773 + 0,812 + 0,740) : 3 = 0,775. 

Итак, мы видим, что индекс развития человеческого потенциала в Турции равен 0,775. На основании этих индексов каждый год составляется рейтинг стран.

Россия, имея индекс развития человеческого потенциала, равный 0,802, попала в конец первой группы стран с высоким уровнем человеческого развития, оказавшись в одной группе с такими странами, как Бразилия, Мексика, Саудовская Аравия и Ливия. От развитых стран Россию отделяет прежде всего и главным образом низкая продолжительность жизни. По этому показателю она находится на 119-м месте (см. рис. 8-5, табл. 8-4 и 8-5). По остальным показателям отрыв от развитых стран не столь велик. Более того, сложилась парадоксальная ситуация: по показателю ВВП на душу населения Россия занимает даже более выгодную позицию, чем по индексу развития человеческого потенциала, — 58-е место. Этот показатель растет, однако медленнее, чем хотелось бы, и мы уступаем даже Малайзии и

ЮАР.

Если же сравнивать с занимающим первое место Люксембургом, то разрыв превышает 6 раз. Любопытно сравнить не только с лучшими достижениями, но и с более скромными. Белоруссия, у которой всего 7918 долл. США реального ВВП на

 

366 Глава 8. Россия на пути в постиндустриальное общество 


8.3. Проблемы развития  человеческого капитала в России 367

 

 

 






душу населения, имеет HDI, равный 0,804 (рис. 8-6). Это означает, что наше сравнительное преимущество в доходах на душу населения в значительной мере обесценивается другими составляющими HDI.

Наибольшее отставание у нас по продолжительности жизни, которая составляла в 2005 г. всего лишь 65 лет; лишь чуть-чуть Россия опережает Сан-Томе и Принсипи (64,9) и Боливию (64,7). По этому показателю мы занимали 119-е место из 177 стран, по которым имеются данные.

При сравнении индекса  развития человеческого потенциала в различных регионах России можно  увидеть, что более высо- 

ким он является в финансовых центрах  и богатых нефтедобывающих районах. Это означает, что только 26% населения России живет в развитых регионах, где значение этого индекса выше среднего, тогда как 68% населения живет в регионах, где оно ниже среднего, а 6% населения — в регионах, которые сильно отстают от среднероссийских показателей1.

Ситуация в последние  годы меняется. Если с 1990 по 1995 г. было заметное снижение индекса, то в последние 10 лет наметился позитивный рост. Однако не следует обольщаться: мы только вернулись к уровню конца 1980-х гг., когда существовал

1 См.: Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2006/2007 гг. С. 143.

 

368 Глава 8. Россия на пути в постиндустриальное общество 


8.3. Проблемы развития человеческого  капитала в России 369

 




заметный  разрыв между СССР и развивающимися странами. За эти годы он заметно сократился, и мы сейчас вышли на уровень, который был достигнут за эти годы Латинской Америкой и странами Карибского бассейна (рис. 8-7).

Если мы проанализируем факторы, влияющие на размеры безработицы в США, то наглядно увидим, что вложения в человеческий капитал помогают решить и проблему безработицы. Безработица среди семей, которые возглавляли лица с неполным средним образованием, как правило, в 2 раза выше общенационального уровня (рис. 8-8а). И наоборот, безработица среди семей, которые возглавляли лица с высшим и незаконченным высшим образованием, обычно в 3 раза ниже общенационального уровня.

Тема 11 ноябрь 2010.doc

— 155.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать документ)

Валентин МИХЕЕВ.doc

— 66.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать документ)

Тема 12 ноябрь 2010.doc

— 111.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать документ)

тема 14 сентябрь 1009.doc

— 101.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать документ)

Андреев А Л Социология техники.doc

— 383.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать документ)

Кравченко Тюрина Социология управления.doc

— 206.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать документ)

УМК Социология управления 2010.doc

— 381.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать документ)

Вагурин1.doc

— 209.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать документ)

Вагурин2.doc

— 218.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать документ)

Информация о работе Лекции по "Социологии"