Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:32, курс лекций
«Институциональная среда управляемой социальной системы».
1.Процедура институционального анализа в социологии управления
2. Управляемые и неуправляемые факторы институциональной среды как практическая и научная проблема.
На каком этапе, в каком звене рассматриваемых процессов возникает этот абсурд? Очевидно, при переходе от собственно технических проектов и объектов к их социотехническому воплощению. В эпоху научно-технического прогресса нередко создается ситуация, когда люди втягиваются в обладание техническими возможностями, которые по большому счету не повышают качества их жизни, а реализуются просто потому, что они «новые» или воспринимаются как символ социального престижа2.
1 См., например: Эллюлъ Ж. Технологический блеф //
Это человек. Антология.
М., 1995.
2 См. подробнее: Багдасарьян Н.Г. Проблема контроля
над техникой и учение
Каппа // Глобальные проблемы устойчивого
развития и современная цивилиза
ция. М., 2008. С. 235-236.
2.3. Принципы проектирования
2.3. Принципы проектирования социотехнических систем
Для описания перехода от человеко-машинных систем к социотехническим, изучения закономерностей их развития и прогнозирования ситуации, которые это развитие может создавать в будущем, требуются особый дискурс и особая теория. Знание о социотехнических системах носит междисциплинарный характер и формируется на стыке наук, изучающих отношения людей друг к другу и своему предметному окружению (социология, психология, история и философия техники, эргономика, общая и инженерная экология, антропология, техническая эстетика и др.).
Существуют по крайней мере пять важных принципов, которые необходимо учитывать при проектировании социотехнических систем и утилизации через их функционирование различного рода технологий.
Первое: разрабатываемая в процессе проектирования модель социотехнической системы должна содержать достаточно проработанный проект «вложенной» в нее технической системы со всеми ее конструктивными и управленческими особенностями.
Второе: и социотехническая система в целом, и отдельно вложенная в нее техническая система должны достаточно органично вписываться в свое многообразное окружение — культурное, социальное, биологическое, физическое и др., не производя в нем каких-либо негативных тенденций и не разрушаясь под его воздействием. При этом желательно также учитывать, какие изменения будет вносить в совокупную охватывающую систему (общество) появление новой социотехнической структуры.
Третье: законы естественных наук (физики, химии, биологии) должны рассматриваться как некий идеально полагаемый предел того, что может быть сделано с встроенными в них техническими объектами и техническими системами. Эти законы задают естественный спектр возможностей развития техники, следовательно, и социотехнических систем.
50 Глава 2. Техника и социотехнические системы
Четвертое: знания
о любых технических и
Пятое: при проектировании социотехнической системы (а также управлении ею) следует учитывать возможность формирования таких социокультурных и социально-психологических контекстов, в которых эта система предстанет как нелегальная и аморальная. Возможность такого развития событий надо прогнозировать и сообразовываться с ней, следовательно, необходимо обладать соответствующим массивом эмпирических данных и эффективных теоретических знаний. Иначе даже самый продвинутый в техническом отношении проект может оказаться в лучшем случае социотехнически наивным, а в худшем — просто вредным, создающим в обществе нежелательную напряженность и плодящим трудно разрешимые конфликты1. С появлением в XX в. революционных видов техники, способных буквально за 10—20 лет коренным образом изменить весь уклад жизни, это обстоятельство было в конце концов осознано как проблема. В связи с этим особое значение приобрело своевременное проведение социальной экспертизы и принятие стратегии последующих социальных действий.
1 Это особенно наглядно видно на примере
некоторых технически передовых, но
экологически неприемлемых проектов.
2.3. Принципы проектирования
О разумной превентивной стратегии решения такого рода проблем в свое время писал отец кибернетики Норберт Винер. Потребность в такой стратегии возникла, например, в середине XX в. в результате широкого внедрения автоматики, которая в принципе вела к возможности создания полностью автоматизированных производств. Она хорошо описана в книге Винера «Я — математик»: «Создание заводов-автоматов неизбежно должно было бы привести к новым социальным проблемам, связанным с занятостью рабочих... как только заводы вступят в строй, появится необходимость в широком перераспределении рабочей силы на различных производственных уровнях. С одной стороны, заводы-автоматы грозят полностью заменить машинами тех людей, которые используются сейчас как механические приспособления, или как второсортные переключающие или решающие устройства. А с другой стороны, они создают новые потребности в высококвалифицированных профессиональных работниках, которые могли бы так организовать поток операций, чтобы он наилучшим образом соответствовал выполнению каждой отдельной задачи». Винер описывал, как на многократных встречах с представителями предпринимательских и профсоюзных кругов ему удалось убедить их в серьезности надвигающейся проблемы и в необходимости действенных мер по предотвращению массовой безработицы, обусловленной функционированием заводов-автоматов, появления новых луддитов и при этом подготовить специалистов, готовых работать на таких заводах.
Можно привести примеры другого рода, показывающие, как неумение спрогнозировать возникновение в обществе негативного отношения к каким-либо отраслям научно-технической деятельности порождает конфликты, способные блокировать внедрение полезных технических новшеств, а иной раз ведущие к утрате важных элементов научно-технического потенциала. Нечто подобное мы наблюдали в СССР в годы «перестройки», когда «священные коровы» советской индустрии, включая наиболее высокотехнологичные и наукоемкие производства, на волне определенных идеологических тенденций дискредитировались как нечто вредное, отсталое и тормозящее процесс воссоединения страны с «цивилизованным миром». В результате этого научно-технический комплекс страны был в
4*
52 Глава 2. Техника и социотехнические системы
значительной степени разрушен, а созданные в его лабораториях и конструкторских бюро уникальные технологии практически за бесценок продавались за границу.
Современные социотехнические системы отличаются от предшествовавших им. Они имеют большее число компонентов и большее число связей между ними, а также используют больше ресурсов, нежели социотехнические системы классического индустриализма и тем более доиндустриальной эпохи. Техника проникла буквально во все поры повседневной жизнедеятельности человека, а обеспечивающие ее функционирование социотехнические системы многократно умножились и «проросли» во все сферы социума, тесно переплетясь с его экономическими и политическими институтами.
2.4. Фактор сложности в социотехническом проектировании
Как известно, начиная с определенного уровня сложности системы становится затруднительно рассматривать ее просто как сумму частей. Чем сложнее система, чем сложнее и интенсивнее взаимодействия между ее элементами и подсистемами, тем в меньшей степени знания о частях системы позволяют понимать целое. Огромный масштаб и плотная интеграция современных социотехнических систем чрезвычайно затрудняют полное и отчетливое понимание реальных механизмов их действия и зарождающихся в них тенденций. Ошибки могут возникать в силу достигнутого ими уровня критической сложности и по цепи передаваться от одной подсистемы к другой. Конечно, для предотвращения негативных последствий их функционирования могут быть внедрены различные системы безопасности. Но они в свою очередь еще более усложняют общую систему и могут стать источником возникновения новых непредвиденных проблем.
Трудности, которые в связи
с этим возникают в системном проектировании
и управлении социотехническими системами,
можно отчасти компенсировать использованием
эксперимента. Эксперимент по самой своей природе
действительно
2.4. Фактор сложности в социотехнич
способен выявлять скрытые связи и латентные эффекты. Но этот метод применим лишь для относительно простых и изолированных систем. Весьма сложно провести эксперимент с большой системой, хотя бы потому, что число экспериментальных состояний нелинейно возрастает в зависимости от числа компонентов системы. Эти новые состояния системы надо каждый раз описывать и объяснять отдельно, что дополнительно усложняет понимание поведения сложного целого.
Когда режим функционирования системы отклоняется от обычного состояния, тот, кто ею управляет, должен определить тип отклонения и, исходя из этого, понять, какие действия предпринять, чтобы восстановить контроль над поведением системы. Очевидно, что для этого необходимо владеть правилами поведения в критической ситуации. Однако это типологически совсем иные правила, нежели правила для рутинного управления. В частности, они неизбежно носят более неопределенный характер, так как критическую ситуацию трудно заранее спрогнозировать во всех деталях. Фактически в наиболее острых нештатных ситуациях должен был бы запускаться своеобразный процесс едва ли не мгновенного оперативного творчества, выражающийся в выстраивании цепочки принципиально новых действий как собственно технического плана, так и социетального.^
Следует отметить,
что доступное управляющим
54 Глава 2. Техника и социотехнические системы
вать относительно изменения состояний системы, не поспевая за ходом вырвавшегося из-под контроля процесса. Таким образом, неустранимая профессиональная разобщенность и обусловленное этим отсутствие у всех участников достаточно точного интегрированного представления о целом чреваты периодическими сбоями и нарушениями в работе социотехнических систем, а в случае возникновения критической ситуации — весьма значимой вероятностью перерастания ее в катастрофу. Проектная деятельность по формированию и развитию больших социотехнических систем неизбежно имеет определенные выходы в экономику и политику, что может иногда очень существенно повлиять на логику проектирования системы. Инженер, которому поручено создание выполняющей конкретную функцию системы технических устройств, а также специалист по оргпроектированию, который должен проработать структуру отношений между различными звеньями обслуживающего ее персонала, обычно с самого начала стремятся к тому, чтобы создаваемый их усилиями системный продукт получился функционально удобным, безопасным, эффективным. Та группа, по чьему заказу создается система, думает в первую очередь о прибыли, различные общественные объединения рассматривают все сквозь призму своих программных целей, а бюрократический аппарат должен обеспечить все формальные согласования проектирования. В результате сложного взаимодействия всех этих факторов может получиться так, что внешние по отношению к формирующейся социотехнической системе интересы и соображения перевесят и заставят в той или иной мере отклониться от оптимальных вариантов ее проектирования и/или оптимальных режимов ее функционирования.
Однако не
все трудности, обусловленные возрастанием сложности социотехнических
систем, полностью объективны. Эти трудности
создает и своего рода интеллектуальная
инерция, коренящаяся в довольно стойких
традициях профессиональных субкультур.
В связи с этим речь должна идти о субкультуре
технической интеллигенции. Далее мы остановимся
на этой теме более подробно, а пока ограничимся
лишь самым общим замечанием, отметив,
что современный инженер все еще понимает
предмет своей деятельности во многом
так же,
2.4. Фактор сложности в
как его коллега в XIX в. По-прежнему он склонен рассматривать технические системы изолированно от внешнего окружения, поэтому он часто не продумывает или продумывает лишь в самых общих чертах без детализации вопрос о том, что может изменить внедрение той или иной технологии, технической системы, какие это повлечет за собой экологические, социальные, культурные последствия. Но настало время, когда такого рода вопросы в принципе должны конкретизироваться на уровне постановки самой технической задачи.
Комплексное видение и проектирование социотехнических систем позволяет преодолеть эти недуги. Из-за сложности и возрастающего масштаба воздействия современных социотехнических систем на биосферу и антропологические свойства самого человека ошибки ученых, инженеров и разработчиков научно-технической политики становятся все более и более опасными: сегодня они могут повлечь за собой необратимые экологические и социальные катастрофы. Нам представляется, что ближайшим выходом из этой весьма быстро созревающей проблемной ситуации является развитие практики междисциплинарного социотехнического проектирования и планирования, которое следует поручать хорошо подобранным междисциплинарным командам. Для принятия решений в таких разнопрофильных коллективах в последнее время разработаны (и довольно успешно применяются) различные методы типа «мозгового штурма» и «Дельфи». На наш взгляд, настало время серьезно задуматься о характере деятельности современного инженера, а следовательно, о развитии инженерии и инженерного мышления, которое должно отражать не только наращивание объема естественно-научных и технических знаний, но и изменение отношений техники, общества и природной среды. Дальнейшее развитие инженерии можно представить как постепенную трансформацию ее в дисциплину, разрабатывающую модели технических систем и способов их встраивания в многообразное окружение.
В современном мире все больше внимания уделяется экологии в самом широком смысле этого слова, в частности в смысле отношения не только человека к природе, но и к самому себе и собственной культуре; иногда она в известном смысле даже подменяет собой политику. Уже довольно ясно осозна-