Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:32, курс лекций
«Институциональная среда управляемой социальной системы».
1.Процедура институционального анализа в социологии управления
2. Управляемые и неуправляемые факторы институциональной среды как практическая и научная проблема.
2.2. От бифуркаций — к образованию диссипативных структур. Содержание и механизм бифуркаций
Как уже было отмечено, вблизи точки бифуркации происходит спонтанное превращение одной из множества флуктуации в аттрактор. Основами этого спонтанного выбора и превращения в аттрактор являются обострение и интенсификация конкурентного взаимодействия флуктуации, а также нарастание мощности и результативности работы каскада микроуров-невых бифуркаций. Образовавшаяся структура-аттрактор, подобно дирижеру симфонического оркестра, посредством дальнодействующих корреляций с нарастающими их амплитудами, пронизывающими всю систему, превращает диссонанс множества играющих собственные мелодии флуктуации в гармоническое исполнение единого музыкального произведения — становление диссипативной структуры. В книге И. Пригожина и И. Стенгерс «По-
рядок из хаоса» подчеркнуто, что «дальнодействующие корреляции организуют систему еще до того, как происходит макроскопическая бифуркация»7. Но эти ученые ограничивают действие этих корреляций лишь некоторыми областями химии. Однако они еще более эффективно действуют в локальных системах социальной материи, совершающих переход в новое качество. Два конкретных аргумента. Ленин, давая указание первоочередного захвата в октябре 1917 г. телефонных и телеграфных учреждений в качестве средств дальнодействующей корреляции деятельности партии как аттрактора распространения вооруженного восстания по всей пространственной среде России, в подсознании и с применением для оценки этого указания современной терминологии, конечно же, действовал как социальный синергетик. В современных условиях большинство бифуркационных политических переворотов в периферийной зоне мирового сообщества быстро реализуется посредством дальнодействующих корреляций действий социальных сил, возглавляющих перевороты. Средствами этих корреляций служат стационарные инфраструктурные образования — мобильная телефонная связь, мировая телевизионная сеть и Интернет.
В самом спонтанном выборе из множества флуктуации дирижера-аттрактора активную роль играет взаимодействие случайности и упорядоченности. Этот выбор «опосредствуется динамикой флуктуации, для чего требуется вмешательство двух их антагонистических проявлений — случайности на малых масштабах и упорядоченности на крупных масштабах. При этом случайность выступает в роли некоторого инновационного элемента..., а упорядоченность позволяет системе поддерживать коллективный режим, охватывающий макроскопические пространственные области и временные интервалы»8.
Два дополнения к этому высказыванию Николаса и Пригожина. Первое. Вероятностный набор путей перехода в новое качество, следовательно, и набор случайностей ограничены реальным спектром флуктуации, их топологией в системе, степенью ее исторической памяти о прежнем состоянии, специфическим (решающим) или неспецифическим воздействием внешней среды. Второе. Заключительная часть этого высказывания стала бы более содержательной, если ее сформулировать так: «А упорядоченность посредством дальнодействующих корреляций позволяет системе поддерживать коллективный режим...» Такое обогащение содержания означает, что упорядоченность принимает форму корреляционного аттрактора.
Для того, чтобы еще полнее осознать механизм макробифуркаций, следует за исходную систему отсчета принять хаотическое состояние системы, Хаос в синергетическом понимании представляет собой независимое друг от друга функционирование и беспорядочные флуктуации сколь угодно сложных элементов системы, находящихся как бы в состоянии сомнамбулического сна и совершенно не замечающих друг друга. Такая хао-
тическая система приобретает способность одновременного потенциального нахождения во всех возможных ее состояниях. Ограниченных, правда, объективным характером системы и другими уже указанными факторами, определяющими спектр случайностей. Спонтанный выбор путей перехода ее к упорядоченности многократно шире, чем при простом переходе системы к новому, более высокому уровню упорядоченности. И в этом — главная конструктивная роль хаоса.
Такую систему из состояния хаоса при подходе ее вплотную к точке бифуркации выводят становящиеся аномально сильными флуктуации и дальнодействующие корреляции спонтанно выделившейся ведущей флуктуации-аттрактора. Максимально нарастающие в точке макроскопической бифуркации амплитуды таких дальнодействующих корреляций пронизывают всю хаотическую систему, пробуждая от сна независимые ее элементы и переводя их в активное, кооперативное взаимодействие друг с другом.
Отметим, что переходящей
из состояния хаоса к
Здесь следует подчеркнуть, что в работе механизма эволюционной самоорганизации каждой локальной системы инновационную и диверсифицирующую роль играет точка или область бифуркации: «... источником инноваций и диверсификации является бифуркация, поскольку именно благодаря ей в системе появляются новые решения»9.
Дополним эту оценку объективной роли бифуркаций субъективной ее ролью. Для каждого индивида бифуркации, ставящие его перед выбором путей и методов решения бытовых и других проблем, представляют собой импульс творчества различной силы. Тысячи раз совершающийся за жизнь человека осознанный и реже спонтанный выбор того или иного решения множества проблем — всегда акт творчества. Отсюда следует, что любой человек, даже самый пассивный — творческое существо, а жизнь преимущественно — акты творчества. Более эффективные и многообразнее для сильных личностей. Для них особенно характерна уже указанная закономерность нелинейной диспропорциональности причины и следствия. Умные, соответствующие тренду ситуации решения и малые действия могут
породить большие следствия. Следовательно, в точках жизненных бифуркаций индивида каждый раз проявляется нелинейность двоякого рода — множество вероятностных путей решения проблемы и диспропорциональность причины и следствия.
Чтобы самоорганизующаяся локальная система не была поглощена другими системами, необходима ограниченность их внешнего воздействия. И это обстоятельство подчеркивает Г. Хакен: «Мы называем систему самоорганизующейся, если она без специфического воздействия извне обретает какую-то пространственную, временную или функциональную структуру. Под специфическим воздействием мы понимаем такое, которое навязывает системе структуру или функционирование. В случае же самоорганизации система испытывает извне неспецифическое воздействие»10.
Для того, чтобы еще полнее уяснить существенную роль флуктуации, бифуркаций, неустойчивости, случайности, вероятности и нелинейности в работе рассмотренного механизма эволюционной самоорганизации и объективную логику динамики их содержательного взаимодействия друг с другом, приведем два обобщающих заключения из книги Г. Николиса и И. Пригожина «Познание сложного».
Первое. «Необходимой предпосылкой всех этих явлений служит нелинейная динамика, при определенных условиях приводящая к неустойчивости движения и бифуркациям. Поэтому первый шаг в моделировании сложного поведения состоит в установлении нелинейного характера соответствующей динамики и в идентификации набора переменных, способных продемонстрировать неустойчивости и бифуркации».
Второе — образное заключение. «... в ходе медленной стадии эволюции флуктуации привносят в систему множество состояний, посещаемых с некоторой вероятностью, хотя начальное состояние по-прежнему доминирует. С появлением быстрой стадии эти состояния захватываются с такой высокой скоростью, что они скоро забывают дорогу домой и образуют новый клон»11.
Завершение макробифуркационного перехода локальной системы в новое качество полностью исключает возможность ее возвращения к прежнему состоянию. Процесс становится необратимым. Такие «необратимые процессы приводят к возникновению нового типа динамических состояний материи, названных мною «диссипативными структурами» (И. Пригожин)12. Следует особо подчеркнуть, что зарождаются они еще до прохождения точки бифуркации преимущественно в форме корреляционных структур-аттракторов.
Превращение же последних в относительно устойчивые диссипатив-ные структуры происходит уже после завершения макробифуркации. Эту цепочку динамических взаимопревращений условно можно представить так: флуктуации аттрактор макробифуркация диссипативная структура обновленного качества системы.
2.3. Диссипативные
структуры: особенности
Вначале отметим, что понятие структуры как некоторого вида организации и взаимосвязи элементов системы чрезвычайно обще и заимствовано из диалектики. Это, конечно же, относится и к диссипативным структурам. Однако четко различимо их принципиальное различие от стационарных структур, например, кристалла. Они представляют собой неравновесные структуры, своеобразный динамический синтез преобладания относительной устойчивости над неустойчивостью, упорядоченности над хаосом, мощности работы источника их образования над процессами рассеяния их вещества, энергии и информации.
В одном из
естественно-научных смыслов
Процесс образования, развития и распада диссипативных структур происходит в ходе системного взаимодействия и взаимоперехода друг в друга всех динамических конструктивных категорий синергетики. Однако механизм их образования отличается от рассмотренного в разделе 2.2 механизма бифуркации некоторыми особенностями, зависящими прежде всего от специфических свойств диссипативных структур.
Первая особенность. В отличие от стационарных и динамических структур другого типа, диссипативные структуры в большей мере неравновесны и неустойчивы. Поэтому определяющая роль в механизме образования этих структур переходит от взаимодействия флуктуации с корреляционными аттракторами к взаимодействию неравновесности и неустойчивости. Взаимодействие последних — главный источник и творец диссипативных структур. Взаимодействие же флуктуации и аттракторов выполняет лишь посредствующую роль в этом ведущем процессе. Выполняет так, что это опосредствование ускоряет взаимопереходы и взаимопорождение неравновесности и неустойчивости системы. Систему выводят из равновесия возрастающие амплитуды флуктуации, а затем подключается еще и взаимодействие и взаимопереходы неравновесности и неустойчивости. Неравновесная система становится неустойчивой, а растущая ее неустойчивость увеличивает ее не-
равновесность.
Процесс ускоряется до максимума
при подходе к точке
После перехода точки бифуркации степень динамической устойчивости диссипативной структуры возрастает. И она уже заметно проявляет свои свойства.
Вторая особенность. Одно из необходимых условий образования и функционирования диссипативных структур — интенсивный их обмен веществом, энергией и информацией со средой. Интенсивность этого обмена и соответственно — неспецифическое взаимодействие со средой доходит до динамического синтеза в них упорядоченности и хаоса с преобладанием упорядоченности. Без такого преобладания диссипативные структуры не могут самосохраняться и функционировать. Отсюда и вытекает вторая особенность механизма образования диссипативных структур — особенно высокая степень интенсивности взаимодействия диссипативных структур и среды, создающая им возможность вытеснения из системы структур другого рода. А для социальных диссипативных структур, особенно в современных условиях, характерен еще и все более ускоряющийся рост во внутреннем и внешнем метаболизме объема информационного обмена. С таким сверхбыстрым ускорением роста объема информации и необходимостью выбора из этого колоссального объема и обработки жизненно необходимой информации люди обычными средствами уже не могли справиться. И это послужило мощным импульсом научно-технического прорыва — создания и постоянного совершенствования информационной компьютерной техники и технологии. Произошла макроскопическая бифуркация общества в качественно новое состояние в сфере информацион-