Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Декабря 2010 в 16:32, курс лекций
30 тем.
Трансформация
советской системы
государственного социализма
в конце XX века
План
Перестройка
и распад СССР
Перестройка — это процесс широкомасштабной и комплексной трансформации советской системы государственного социализма, охвативший все сферы отношений: внутриполитическую, внешнеполитическую, социально-экономическую и культурную. Субъективной предпосылкой, оказавшейся решающей для осуществления этого кардинального поворота, был приход в большую политику нового поколения руководителей: М.С. Горбачева, Э.А. Шеварднадзе, А.Н. Яковлева. Они сделали карьеру в брежневскую эпоху, обнаруживали большую склонность к компромиссам с политиками Запада. Так, Горбачев во время зарубежной поездки в 1983 г. открыто осудил советские военные действия в Афганистане. На более умеренных позициях стояли А.А. Громыко — Председатель Президиума Верховного Совета СССР (с июля 1985 г.) и Н.И. Рыжков — Председатель Совета Министров СССР (с осени 1985 г.).
В марте 1985 г. после смерти К.У. Черненко на пост Генерального Секретаря ЦК КПСС был избран самый молодой член Политбюро ЦК — М.С. Горбачев. В апреле 1985 г. состоялся Пленум ЦК КПСС, открывший историю преобразований в СССР и провозгласивший курс на ускорение социально-экономического развития страны, акцентировав главное внимание на повышение темпов экономического роста и преодоление отставания машиностроения, с тем, чтобы следом активизировать социальные факторы. Обсуждались пути усовершенствования структуры управления экономикой, стимулирования новых форм труда. В своем первом установочном выступлении на Пленуме Горбачев высказался за приоритет общечеловеческих ценностей во внешней политике.
Взятый курс конкретизировал и одобрил ХХVII съезд КПСС (1986 г.), давший старт последней в истории страны ХII пятилетке (1986—1900 годы). Ставка на энтузиазм молодежи, не подкрепленная материальной базой, уже очень скоро обернулась не ускорением, а ростом катастроф в народном хозяйстве. Авария на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г. явилась мрачным прологом надвигавшихся на страну мрачных времен. Съезд принял новую редакцию Программы партии, в которой коммунизм окончательно отодвигался на неопределенную перспективу, а вместе с этим свертывалась пропаганда коммунистической идеологии в обществе. Горбачеву удалось провести на съезде и новую концепцию международных отношений. В основу ее был положен тезис о тесной взаимосвязи всех мировых явлений, отодвинувший на задний план установку классовой борьбы. Это сразу же повысило рейтинг советского руководителя в глазах западных политиков и предоставляло ему дополнительные шансы в борьбе за власть. Здесь он проявил тактическую гибкость, освобождаясь от наиболее одиозных фигур брежневской формации руководителей, заигрывая с обновленческим крылом партаппарата (Е.К. Лигачев) и опираясь на реформаторов социал-демократического толка (А.Н. Яковлев и Э.А. Шеварднадзе).
Новый этап перестройки связан с провозглашением радикальной экономической реформы. Концепцию ускорения сменила концепция перестройки. Ускорение провозглашалось целью, а перестройку стали рассматривать как средство ее осуществления, в основу положив идею перевода централизованного планово-государственного хозяйства на рыночную основу в рамках социалистического типа отношений. Принятые с этой целью в 1987—1988 годах законы (о государственном предприятии, кооперации, индивидуальной трудовой деятельности и др.) отличались крайней непоследовательностью. Они ослабили традиционные рычаги руководства экономикой, а новых рычагов не было создано, поэтому народное хозяйство было разбалансировано.
Новый рубеж в политической реформе наметил январский (1987 г.) Пленум ЦК КПСС. Он провозгласил политику гласности, которая первоначально мыслилась как контролируемое смягчение цензуры над средствами массовой информации, ликвидация спецхранов, публикация ранее запрещенных материалов и книг. На Пленуме Горбачев предложил осуществлять подбор партийных кадров по принципу их приверженности идеям перестройки, опираясь на молодые силы. Так начался процесс оформления новой правящей элиты. Всего же за период перестройки было заменено 85% руководящих работников ЦК и 70% руководителей республиканского уровня. В ходе сложных верхушечных комбинаций Горбачеву и его сторонникам удалось уже в 1987 г. резко снизить значение Секретариата ЦК КПСС, возглавлявшегося фактически Лигачевым. Так был нанесен незаметный, но решающий удар по рабочему органу высшей партократии, курировавшему кадровую политику.
В сентябре 1987 г. Политбюро ЦК создало Комиссию по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями, имевшими место в период 30—40-х годов и начала 50-х. Вскоре она пришла к выводу о фальсификации дел в отношении высших партийных работников сталинской эпохи — Н.А. Бухарина, А.И. Рыкова, Г.Е. Зиновьева, Л.Б. Каменева и др. Реабилитация осужденных в то время повлияла на рост антисоветских настроений в обществе и нарастание новой волны антисталинизма. В докладе Горбачева на юбилее в честь 70-летия Октября «Октябрь и перестройка: революция продолжается» была провозглашена задача возвратиться к ленинским нормам партийной жизни. Накануне юбилея впервые возник «феномен Ельцина» — первого секретаря Московского горкома КПСС. Отставка Ельцина была аргументирована его стремлением противопоставить себя большинству ЦК и авторитаристскими чертами характера. Открыто высказывался он против нерешительности в проведении перестройки и персонально против Лигачева.
Политика гласности уже в 1988 г. создала новую идейно-политическую ситуацию в обществе. Родилась периодика самой разной идейной направленности, усилился спонтанный процесс политической консолидации сил самого широкого спектра: от монархического полюса до анархического. Критике подвергся метод социалистического реализма в искусстве, нарастали дискуссии вокруг «белых пятен» истории. Официальная идеология широко заявила о приоритете общечеловеческих ценностей над классовыми. С церкви были сняты все ограничения. Сопротивление наметившемуся обвалу социалистических идеалов было оказано слабое, проигрывавшее к тому же от неумело организованного ажиотажа, который был создан вокруг статьи Нины Андреевой. Ее статья в газете «Социалистическая Россия» (март 1988 г.) под названием «Не могу поступиться принципами» была интерпретирована как манифест консервативных сил партии и общества и от этого проиграла, хотя многие проблемы поднимала своевременно и корректно.
Политическую
перенастройку системы
По вновь утвержденной схеме состоялись в начале 1989 г. выборы народных депутатов. Накануне Горбачеву удалось вывести из ЦК КПСС по состоянию здоровья и в связи с переходом на пенсию около сотни ветеранов партии, в том числе и А.А. Громыко. Выборы проходили в обстановке нарастания политической борьбы. И хотя порядок выборов обеспечил преимущество на этом этапе консерваторам, в числе народных депутатов СССР оказались радикально настроенные лица.
Он связан с первыми тремя съездами народных депутатов СССР, в ходе которых сложилась в общих чертах новая политическая система. Первый Съезд народных депутатов СССР открылся в Москве 25 мая 1989 г. На нем сразу же развернулась яростная борьба мнений, что привело к образованию депутатских групп. Самой первой оформилась межрегиональная депутатская группа, вставшая на позиции радикального ускорения реформ и превратившаяся в фактическую парламентскую оппозицию. Ее идейным лидером был избранный народным депутатом от Академии наук СССР академик А.Д. Сахаров. В нее вошли также ученые-радикалы: Г.Х. Попов, А.А. Собчак и др. Политический радикализм вскоре помог им победить на выборах в городские Советы и занять должности мэров обеих столиц. В качестве народного депутата от Москвы был избран на I Съезд Б.Н. Ельцин. М.С. Горбачев на съезде был избран Председателем Верховного Совета СССР, составленного из лиц умеренно консервативного толка. К этому крылу тяготела депутатская группа «Союз», центр деятельности которой сосредоточивался на поддержании единства всех республик СССР. Среди способов его обеспечения допускались крайние — введение чрезвычайного положения, запрет нарождающихся партий, использование вооруженных сил для погашения нестабильности.
Одной из ключевых проблем начального этапа демократизации советской системы, обсуждавшихся на съезде и после него, стало разделение партийных и государственных органов. На повестку дня была поставлена цель построения правового государства. Условием его становился отказ КПСС от лидирующего положения в обществе и легализация многопартийности в стране. Переход к ней в СССР начался с развития «неформального движения» в 1987—1988 годах. Первоначально это были клубы в поддержку перестройки, движение увековечивания памяти жертв сталинских репрессий («Мемориал») и др. После публикации Н. Андреевой движение стало политизироваться. С весны 1989 г. оно вступило в новую фазу своего развития, развернувшись в республиках под лозунгом национального возрождения коренных наций и приняв форму Народных фронтов. Особую силу оно набирало в Прибалтике. До лета 1989 г. все эти движения по своему составу были интеллигентскими.
В июне — июле 1989 г. началось массовое забастовочное движение в шахтерских регионах: Кузбассе, Донбассе, Караганде. Толчком послужило ухудшение обеспечения шахтеров товарами. В ходе забастовок создавались комитеты, выступавшие за разгосударствление собственности, ускоренный переход к рыночной экономике. Местное руководство, как правило, запаздывало с принятием конструктивных решений, поэтому обычной стала практика обращения шахтеров к высшим инстанциям власти. Забастовочное движение, начавшееся еще в дни работы съезда, заставило правительство Н.И. Рыжкова сразу после него объявить о полуторагодовом периоде для осуществления программы стабилизации экономики и разработки глубокой экономической реформы. О выполнении XII пятилетки уже не говорилось.
Ключевой поворот в истории перестройки определяли два взаимосвязанных события: отказ КПСС от руководящей роли в обществе и переход к президентской форме власти в СССР. Накал дискуссии по этим вопросам пришелся на вторую половину 1989 г. — начало 1990 г. Активно обсуждались проблемы на II Съезде народных депутатов СССР в декабре 1989 г. В своем последнем выступлении на съезде А.Д. Сахаров призвал к отмене 6-й статьи Конституции, блокировавшей демократическое развитие страны. К этому времени уже произошел необходимый перелом в умонастроении партийных масс, немалая, хотя и не подавляющая, часть партии считала для нее излишними конституционные «подпорки» в условиях активного процесса организации новых политических структур. В начале 1990 г. опросы общественного мнения свидетельствовали о широком общественном настроении, прежде всего в столицах, в пользу отмены 6-й статьи Конституции. При ее сохранении создавалась реальная опасность обострения обстановки в преддверии намеченных на весну выборов в республиканские и местные Советы. Изменил свою позицию по этому вопросу и Горбачев, прежде поддерживавший однопартийную систему власти. На Пленумах ЦК КПСС он сумел настоять, чтобы сам ЦК партии высказался с официальным предложением об отмене 6-й статьи Конституции. Эта процедура и была проведена одновременно с учреждением поста президента на III Съезде народных депутатов СССР в марте 1990 г.
Главной предпосылкой введения поста президента в СССР было реальное противостояние лидера перестройки, занимавшего должность Генерального Секретаря ЦК КПСС, и значительной части партийного аппарата консервативного толка. Они считали, что Горбачев должен прежде всего быть партийным работником, а не государственным деятелем. Это ограничивало свободу его действий. К тому же президентство противоречило самому принципу организации Советского государства на базе единства законодательной и исполнительной власти и коллективного руководства. Более того, предложенная система выборов президента СССР нарушала традиции демократической процедуры всеобщего голосования граждан. III съезду народных депутатов СССР было предложено сделать исключение для первого президента и избрать его непосредственно на съезде. Так III Съезд оказался поворотным в истории перестройки. Он отменил шестую статью Конституции и избрал Горбачева Президентом СССР.
На этом
этапе произошла необратимая
радикализация общественно-