Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Декабря 2010 в 16:32, курс лекций
30 тем.
СССР
в 1960-е - середине 1980-х
годов
План
Нарастание
противоречий в социально-политической
жизни СССР
Политическая
система общества на новом этапе
своей эволюции оказалась пораженной
множеством болезней, главной из которых
стал отрыв правящего класса от народа,
превращение партийно-
Партия быстро прирастала в численности. К середине 80-х годов она насчитывала около 19 млн человек. Рабочая прослойка в ней составляла 45,3%, крестьянская — 11,6%. Удельный вес категории «служащих» поднялся до 43,1%. Резко повысился образовательный уровень членов КПСС: с высшим образованием насчитывалось 32,6%, со средним — 44,8%. ЦК КПСС состоял из 500 человек — представителей самых разных социальных и национальных слоев и групп.
ЦК КПСС был в эти годы уже парадным фасадом политической системы. Реально страной управляла небольшая по численности, но сплоченная неразрывными узами полуторатысячная армия партийных чиновников, входивших в состав постоянного аппарата ЦК. Вместе с семьями это было около 500 тысяч человек. Их дополнял высший слой советского, общественного и военного аппаратов управления союзного, республиканского и областного уровней. Все они были тесно спаяны между собой материальными привилегиями, родственными и приятельскими отношениями, превратившись в замкнутую, не пополнявшуюся извне, касту. Бесконтрольность их всевластия и жажда обогащения толкали их в объятия «теневой экономики». Управленческий механизм обрел строгую функциональность. Все государственные и общественные структуры (Советы, профсоюзы, комсомол, народный контроль и т.д.) контролировались через партийные организации, которые были кровеносными сосудами системы «партия-государство». При этом непартийные органы и организации решали по-своему важные, хотя и частные вопросы, особенно по личным обращениям граждан. Партийная элита тесно была сращена с командованием ВС СССР. Министр обороны непременно входил в состав Политбюро ЦК КПСС. Ранг первого секретаря обкома приравнивался к званию генерала.
С октября 1964 по ноябрь 1982 г. пост Первого (с 1966 г. Генерального) Секретаря ЦК КПСС занимал Леонид Ильич Брежнев. Выходец из семьи рабочего-металлурга, он выдвинулся на партийную работу в конце 30-х годов, став секретарем по пропаганде Днепропетровского обкома партии. В годы войны находился на политической работе в армии, позже возглавлял партийные организации Запорожья, Молдавии и Казахстана. На XIX съезде КПСС вошел в состав ЦК и стал кандидатом в Президиум ЦК. В 1964 г. Брежнев выступил одним из организаторов смещения Хрущева, который, кстати, рассматривал его как своего преемника. Постепенно он сосредоточил в своих руках всю полноту власти, хотя с годами все больше отходил от решения конкретных вопросов. После того как в начале 70-х годов функции представительства страны за рубежом перешли к Генеральному Секретарю, Брежнев стал фактическим главой государства. Председатель Совета Министров при этом превращался в «главного хозяйственника» и не являлся главой исполнительной власти страны. С конца 70-х годов Брежнев занял посты Председателя Президиума Верховного Совета СССР, председателя Совета Обороны, а также стал Маршалом СССР.
В окружении Брежнева наиболее выделялись две фигуры — А.Н. Косыгина и М.А. Суслова. Председатель Совмина (до 1960 г.) Косыгин, инженер-текстильщик по образованию, в 30-е годы проделал стремительный путь от мастера на фабрике до председателя Совнаркома РСФСР. В годы войны организовал массовую эвакуацию предприятий и населения. Он был одним из немногих, кто уцелел во время «Ленинградского дела», и отличался пониманием необходимости хотя бы минимального допущения экономических методов хозяйствования. Он выступил инициатором хозяйственной реформы 1965 г.
М.А. Суслов избирался в ЦК партии с начала войны, а в 1947—1983 годах неизменно входил в состав секретарей ЦК по идеологии и был наиболее консервативным функционером. Он выступал одним из организаторов репрессий против малых народов Северного Кавказа (карачаевцев). Олицетворял же собой незыблемость идейных основ социалистического общества.
Члены Секретариата и Политбюро ЦК были подобраны по принципу личной преданности Брежневу: А.П. Кириленко, К.У. Черненко, В.В. Щербицкий, Д.А. Кунаев, Н.А. Щёлоков, Н.А. Тихонов. Средний возраст членов Политбюро в начале 80-х годов составлял 71 год. Известны наиболее яркие симптомы разложения правящего ядра: огромные хищения клана Рашидова, первого секретаря ЦК КП Узбекистана, строительство ведомственных дворцов в Молдавии, Азербайджане, Казахстане, практика взаимонаграждений, смыкание управленцев самого высокого уровня с воротилами преступного мира.
Наиболее яркой чертой политической жизни общества в брежневские годы стала интенсивная законотворческая работа, коснувшаяся практически всех сторон общественных отношений. Многие решения стремились предотвратить ухудшающуюся ситуацию в обществе нормотворческим путем. Это относилось прежде всего к законодательству о правах местных Советов, охране воздушной среды, статусе депутатов. Большинство же законов носило декларативный характер и было призвано нейтрализовать распространявшийся правовой нигилизм в значительной части населения. Венцом такого рода деятельности и стала Конституция, принятая 7 октября 1977 г. В преамбуле указывалось о построении в СССР развитого социалистического общества, так что новый Основной Закон получил даже статус Конституции развитого социализма. В отличие от предыдущей новая Конституция расширяла социальную базу советского строя, допуская в нее еще и народную интеллигенцию. Развитой социализм стали понимать как общество без кризисов и противоречий, как общенародное государство и общенародную партию. Так впервые было сформировано понятие «советский народ». Советы депутатов трудящихся переименовывались в этой связи в Советы народных депутатов. Статья 6 законодательно закрепила роль КПСС как руководящей и направляющей силы советского общества, ядра его политической системы. Ранее партия рассматривалась как высший тип общественной организации. Конституция 1977 г. впервые утвердила положение о всеобщем среднем образовании и праве человека на жилье. Новым было включение в нее десяти положений Хельсинкского акта о принципах межгосударственных отношений.
Таким образом, Конституция 1977 г. провозгласила новую ступень общественной советской эволюции, которая характеризовалась интенсивным стиранием всевозможных границ и барьеров между классами, группами, прослойками общества, между нациями и национальностями. В какой-то мере это отражало реальные процессы усиливавшегося диффузного состояния общественной среды, в какой-то мере было и забеганием вперед, стремлением подменить реальное желаемым. Особенно опасной такая практика была для регионов с повышенным риском межнациональной конфликтности.
В условиях,
когда нарастали общественно-
Во внешнеполитической практике подобные установки по-прежнему вели к отказу от международного сотрудничества с капиталистическими странами на основе общечеловеческих принципов, неприятию нараставшего значения глобальных проблем, культивированию «образа врага». Советское руководство утверждало постулат о превосходстве «реального социализма» над рыночным обществом западного образца, а снижение его уровня гибкости в отстаивании своих идеологических приоритетов приводило к ослаблению компартий в Западной Европе, отрыву их от масс, старению и самозамыканию.
Внутри страны догматизм в идеологии, отказ от идеологических новаций также приводили к ряду нежелательных явлений. Расцветали цитирование и послушное комментирование классиков и официальных документов, препятствовавшие развитию обществоведения. Резко ограничивался доступ информации о событиях в мире. Сложно стало найти хорошую книгу. Параллельно нарастали возвеличивание Брежнева, восхваление его личных качеств.
В ноябре 1982 г. умер Л.И. Брежнев. Генеральным Секретарем ЦК КПСС стал Председатель Президиума Верховного Совета СССР Юрий Владимирович Андропов, бывший председатель КГБ. Он сразу же провозгласил курс на борьбу с коррупцией и взяточничеством в высшем эшелоне власти. Среди громких дел эпохи Андропова выделялось «узбекское дело», связанное с хищениями клана Рашидова, дело министра внутренних дел Щёлокова. Эти кампании привели к некоторому обновлению правящей элиты и прежде всего в окружении Генсека. Другим направлением деятельности Андропова стала борьба за повышение трудовой дисциплины как условия повышения производительности труда и роста эффективности экономики. Она запомнилась в основном москвичам облавами и проверкой документов в магазинах и других общественных местах, — выявляли тех, кто посещал их в рабочее время. В феврале 1984 г. Андропов скончался. Многие из начатых им дел так и остались незаконченными. При власти К.У. Черненко (февраль 1984 г. — март 1985 г.) все вернулось на свои прежние места.
Социальная политика, как и в хрущевские годы, оставалась главным рычагом управления массами и приносила неплохие результаты. На стабилизацию социальной сферы использовались валютные поступления от экспорта сырья и оружия. Росли пенсии, стипендии, заработная плата, льготами пользовались миллионы людей. В 1970 г. среднемесячная заработная плата составляла 122 руб., в 1985 г. — 190 руб. Выплаты из общественных фондов за тот же период выросли в 2,3 раза, доходы людей — в 1,6 раза, потребление мяса и мясопродуктов на душу населения поднялось с 48 кг в год до 58 кг, почти вдвое выросло число специалистов, занятых в народном образовании, — с 6,9 млн человек до 14,5 млн. В 1980—1985 годах темпы роста отраслей группы «Б» впервые за всю советскую историю превысили темпы роста группы «А». За годы IX—XI пятилеток построили 31,4 млн квартир.
Улучшение
уровня жизни развивало во многих
людях потребительский
Вскоре
курс на повышение денежных доходов
населения неизбежно встретился
с тенденцией отставания от него производства
товаров и услуг. Наступил товарный
голод. В массовое сознание вошло
понятие «дефицит», оформилась категория
людей, кормившихся за его счет. Обостряла
социальную напряженность нарастание
привилегий узкой касты правящего класса.
Так развитое самой властью стремление
советских людей наращивать потребительские
ценности в существовавшей системе распределения
взорвало традиционные социалистические
устои общественной жизни, привело к росту
преступности, распространению пьянства,
проституции, наркомании. К началу 80-х
годов потребление алкоголя на душу населения
по сравнению с 50-ми годами поднялось в
2,5 раза, а число преступлений составило
около двух миллионов. Социальную напряженность
в городах создавала проблема «лимитчиков»
— людей, имевших временные прописку и
работу.
Состояние
советской экономики
и пути преодоления
ее трудностей
Государственная и экономическая деятельность Н.С. Хрущева показала низкую дееспособность структурных перестроек экономики в целях повышения ее интенсификации. Однако задача перехода на интенсивный путь развития сохранилась при новом руководстве и даже усугубилась. Необходимо было выявить и нейтрализовать причины низкой восприимчивости советской экономики к достижениям НТП, включить реальные трудовые стимулы. При этом невозможно было отказаться от централизованного руководства экономикой, не уничтожив становой хребет всей системы государственного социализма. Эту сложную задачу решало вновь пришедшее поколение руководителей, и прежде всего Председатель Совмина СССР А.Н. Косыгин.
Мартовский 1965 г. Пленум ЦК КПСС принял программу подъема сельского хозяйства. С колхозов в очередной раз была списана огромная задолженность по ссудам Госбанка, устанавливался твердый план закупок на восьмую пятилетку, повышались закупочные цены на сельхозпродукцию и устанавливалась 50%-ная надбавка к ним за сверхпланово продававшуюся государству продукцию. Отменялись мелочные ограничения на личное подсобное хозяйство колхозников. Увеличивались размеры приусадебных участков, скот разрешалось держать в неограниченном количестве, предоставлялось право относительно свободной торговли частным лицам на колхозных рынках.