Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Декабря 2010 в 16:32, курс лекций
30 тем.
Собственно хозяйственную реформу провозгласил сентябрьский 1965 г. Пленум ЦК КПСС. Ее главной целью было повышение стимулирующей роли плановых показателей, во имя чего допускалось некоторое увеличение хозяйственной самостоятельности предприятий. Правда, она гасилась сохранением и даже усилением директивных начал в ценообразовании. Вместо предельно низких оптовых цен прежних лет государство устанавливало цены с учетом затрат предприятий так, чтобы стимулировать их хозрасчетные права. Государственная политика поощрения товарно-денежных начал в деятельности предприятий (ориентация не на валовую, а реализованную продукцию, право предприятий распоряжаться частью прибыли) параллельно имела задачу восстановить разрушенное реформой совнархозов централизованное отраслевое управление экономикой страны. Собственно, сама реформа и началась с воссоздания союзных и союзно-республиканских министерств и государственных комитетов. К середине 80-х число союзных министерств составило 100, республиканских — 800.
Первые шаги реформы, как всегда, вселяли надежды. Она способствовала ускорению экономического роста. Ее проведение пришлось на годы восьмой пятилетки — одной из наиболее удачных по ряду важнейших экономических показателей. Общий объем капитальных вложений составил 353,8 млрд рублей. Национальный доход на душу населения вырос почти в три раза, а 87% его прироста было осуществлено за счет роста производительности труда. СССР занял первое место в мире по производству тракторов, электровозов, цемента, стали. Внешнеторговый оборот в 1970 г. составил 22,1 млрд рублей (в 1950 г. — 2,9 млрд). Торговые соглашения были заключены с 90 странами мира, половину из которых составляли развивающиеся страны. Среднегодовые темпы прироста сельскохозяйственной продукции поднялись до 3,9%, а в целом за пятилетку прирост сельскохозяйственной продукции составил 21%.
С начала
70-х годов экономические
Значительную статью доходов государства давала распродажа природных ресурсов. Помимо освоения нефтегазовых месторождений Западной Сибири притоку иностранной валюты способствовал скачок мировых цен на энергоносители в середине 70-х годов. СССР получил в 70-е годы 180 млрд нефтедолларов. В 1985 г. 55% нашего экспорта приходилось на топливно-сырьевую сферу.
Еще одним приоритетом было сельское хозяйство. На него приходилось ежегодно 20—27% от общей суммы капитальных вложений государства в экономику страны. Суммарный размер средств в 1960—1985 годах составил около 600 млрд рублей. В сельскохозяйственной отрасли была занята пятая часть трудоспособного населения страны. Этот показатель в два раза превышал мировые стандарты.
Период 1970—1985 годов охватывал девятую (1971—1975), десятую (1976—1980) и одиннадцатую (1981—1985) пятилетки. Национальный доход страны в этот период возрос в 1,94 раза, основные производственные фонды — в 2,7 раза, объем промышленной продукции — в 2,1 раза, сельского хозяйства — в 1,24 раза. В целом эти темпы были несколько ниже динамики предшествующих лет. Из республик опережающими темпами развивались Армянская, Азербайджанская и Белорусская, где прирост национального дохода составил 2,6 раза.
Высокий динамизм развития был присущ топливно-энергетическому комплексу. За 1970—1985 годы производство электроэнергии выросло с 741 до 1544 млрд кВт•ч. Огромное значение имели атомные электростанции, обеспечившие прирост электроэнергии с 3,5 до 167 млрд кВт•ч.
Далеко вперед шагнули газодобыча и газоснабжение. Добыча возросла со 198 до 643 млрд м3, удельный вес газа в общем объеме топливных ресурсов увеличился с 19,1% до 38,8%. Основной газодобывающий район сместился в Западную Сибирь, где были освоены такие крупнейшие месторождения, как Самотлорское, Сургутское, Уренгойское и Ямбургское. Параллельно создавалась единая система газоснабжения, самая мощная в мире, объединявшая несколько сотен газовых месторождений, свыше 140 тысяч км магистральных газопроводов, 340 компрессорных станций, 270 промысловых установок комплексной подготовки газа.
В металлургической промышленности новым стало сооружение мини-заводов, производительность которых достигала 500 тыс. тонн готового проката в год. Сырьем для таких предприятий стал металлический лом. Цветная металлургия и особенно алюминиевая, вольфрамо-молибденовая и титано-магниевая подотрасли находились на уровне наиболее технически развитых стран мира, хотя задачей дня для них оставалось комплексное использование сырья.
В машиностроительном комплексе главной целью являлись осуществление перехода к производству высокоавтоматизированных станков и машин, внедрение ресурсосберегающих технологий. Уровень автоматизации промышленности в целом оставался низким — всего 10—15% предприятий в первой половине 80-х годов. Почти 50 млн человек были заняты ручным трудом в промышленности. Такое же положение было и в вычислительной технике.
Одной из важнейших транспортных строек была Байкало-Амурская магистраль. Она имела важнейшее значение для развития Сибири и Дальнего Востока. Строительство ее началось в девятой пятилетке, а рабочее движение поездов по ней было открыто в 1984 г. Но события последующего времени остановили развитие региона и строительство магистрали. Решающей же тенденцией в развитии транспортного комплекса было формирование единой транспортной системы, включавшей единую железнодорожную сеть, единую систему энергоснабжения, единую систему нефте- и газоснабжения, единую контейнерную систему. В годы девятой — одиннадцатой пятилеток резко возрос удельный вес индивидуального автомобильного транспорта, выполнявшего к концу периода до 20% суммарного пассажирооборота.
Специализация
и интеграция республик на этом этапе
продолжали углубляться. Решающую роль
в межреспубликанском обмене занимали
лидеры промышленного и
Наиболее
интенсивно в 70-х — середине 80-х
годов расширялись
Таким образом, интеграция республик позволяла динамично развиваться каждой из них в теснейшем взаимодействии друг с другом и покрывать подавляющую часть потребностей за счет собственного производства.
Экономика
стран социалистического лагеря
развивалась в едином русле с
советской. Эти страны не испытали на
себе влияния энергетического
Попыткой ускорить развитие стало принятие в 1971 г. Комплексной программы социалистической экономической интеграции, рассчитанной на 15—20 лет. Возросла роль СЭВ, координировавшего реализацию совместного строительства таких объектов, как Усть-Илимский целлюлозный комбинат, газопровод Оренбург — Западная граница, энергосистема «Мир», нефтепровод «Дружба». В конце 70-х годов было разработано пять долгосрочных целевых программ сотрудничества, охватывавших наиболее важные отрасли: транспорт, производство товаров народного потребления и др. Ожидаемых результатов они не дали и свелись к реализации лишь отдельных мероприятий. Главная причина этого состояла в том, что страны интегрировались не на экономической основе, а на технологических взаимоувязках. Основным источником инвестиций оставался в них государственный бюджет. Во всех странах вырос его дефицит и проявилась инфляция. Заметными стали структурные перекосы во внешнеторговых оборотах партнеров по интеграции. Несмотря на то что внешнеторговый оборот СССР с соцстранами вырос в 1985 г. до 87 млрд рублей против 14,4 млрд в 1970 г., структура его кренилась в сторону преобладания в нашем экспорте сырья. Восточноевропейские страны социализма свой оборот расчленили на два потока: на запад ими вывозилась наиболее качественная и конкурентоспособная продукция, а на восток, в СССР — менее качественная. Польша, например, превратилась в крупнейшего должника западных стран.
Для преодоления отставания в 1985 г. была разработана и принята новая Комплексная программа НТП стран — членов СЭВ до 2000 г. Она предусматривала пять приоритетных направлений, лежащих в основе современной НТР: электронизацию, комплексную автоматизацию, ускоренное развитие атомных электростанций, технологию производства и обработки новых материалов, ускорение развития биотехнологии.
С середины 70-х годов в экономике СССР нарастали негативные тенденции. Прежде всего снижались темпы роста экономического развития, не выполнялись пятилетние планы. Увеличение объемов производства и рост экспорта в эти годы обеспечивались преимущественно за счет форсированного вовлечения новых природных ресурсов, продвижения в труднодоступные районы, удорожания продукции и расширения числа рабочих мест. Ухудшались показатели эффективности производства, падала фондоотдача. Все более усиливался разрыв между приростом новых мощностей и снижением уровня их отдачи. Это проявлялось в большом количестве долгостроев, которые растягивались на 20 лет, неполном освоении мощностей (в среднем на 70%), увеличении срока окупаемости капитальных вложений в промышленность (в 1965 г. — 5 лет, в 1975 г. — 11 лет), длительном внедрении в производство научно-технических достижений (от разработки опытного образца до его массового выпуска проходило 6—8 лет).
Оставалась
неблагоприятной структура
Народное хозяйство страны несло большие потери, ежегодно недополучая продукцию на многие миллиарды рублей. Нарастали дефицит государственного бюджета и внешний долг страны.
Отрицательные явления в аграрном секторе накапливались еще быстрее. Огромные вливания в него государственных инвестиций использовались неэффективно. На каждый вложенный рубль в среднем получали продукции только на 50 коп. Большими были потери при уборке, транспортировке и хранении продукции (по зерновым они составляли 15%, по плодоовощной продукции — 25%). План по зерновым в годы IX—XI пятилеток ежегодно в среднем составлял 250 млн тонн, из них 40 млн закупались в Канаде, США и Австралии (примерно столько же теряли из-за собственной халатности). Нейтрализовать бесхозяйственность пытались наращиванием импорта продовольствия, который в денежном исчислении за 20 лет вырос в 10 раз.
Огромные средства, направлявшиеся в сельское хозяйство, расходовались непродуктивно, на строительство дорогостоящих, гигантских и малоэффективных комплексов, загонялись «в стены». Введенная с середины 60-х годов гарантированная оплата труда в колхозах обернулась ростом социального иждивенчества. Недостаточный уровень социального развития села, продолжение политики ликвидации «неперспективных» деревень влекли за собой массовую миграцию крестьян в города. С 1967 по 1985 г. село покидали ежегодно до 700 тысяч человек. Особенностью миграции 70—80-х годов было то, что в города уходили молодые, наиболее сильные и квалифицированные работники. Рост финансирования и материалоемкости сельскохозяйственного производства при массовом оттоке населения из села способствовал превращению отрасли в разновидность финансового мусоропровода.