Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Декабря 2010 в 16:32, курс лекций
30 тем.
Политическое
развитие СССР в 1920-е
годы
План
Страна
Советов в системе
международных отношений
послевоенного мира
Международная система послевоенного мира регулировалась серией договоров и соглашений, важнейшими из которых были Версальское и Вашингтонское. Они и дали название новой структуре отношений. 28 июня 1919 г. в Версальском дворце был подписан мирный договор по итогам Первой мировой войны. Германия объявлялась главной виновницей войны. На этом основании она теряла восьмую часть территории и половину населения. Для возмещения убытков победившей стороны с Германии предусматривалось получение репараций. Договор лишал Германию всех ее колоний, предусматривал разоружение армии и сокращение ее до 100 тысяч человек, запрещал иметь флот и авиацию.
Неразрывной частью Версальского мирного договора стал статут Лиги Наций. Эта международная организация официально заявляла о своем стремлении способствовать развитию сотрудничества между народами. На деле же она была под контролем Великобритании и Франции и представляла орудие их политики. Под ее прикрытием они произвели передел колоний в форме раздачи мандатов державам-победительницам. В 20-е годы деятельность Лиги Наций носила открыто враждебный характер по отношению к Советскому государству. США не ратифицировали Версальский мирный договор из-за статей о Лиге Наций. Они заключили в августе особый договор с Германией, а также с ее союзниками, имея в виду свои особые экономические интересы. США были недовольны договором, поскольку не добились ни «открытых дверей», ни «свободы морей» для своего капитала.
Пытаясь взять реванш, американские политики предложили провести новую международную конференцию в Вашингтоне. Она работала с 12 ноября 1921 г. по 6 февраля 1922 г. в составе девяти участниц: США, Великобритании, Франции, Италии, Бельгии, Голландии, Португалии, Японии и Китая. Здесь был заключен договор девяти держав о соблюдении принципа «открытых дверей» в Китае, договор пяти держав (США, Англия, Франция, Италия, Япония) об ограничении морских вооружений и договор четырех держав (те же, но без Италии) о совместной защите территориальных прав на Тихом океане.
Так
целым рядом конференций и
договоров, преследовавших цель послевоенного
мирного урегулирования спорных
вопросов, была создана Версальско-
Великобритания, стратегическим союзником которой на этом этапе выступала Франция, по-прежнему придерживалась линии «баланса сил». Ее политика была призвана предотвратить возникновение центра силы с возможностями, превышающими возможности империи и ее союзников. Творец британской дипломатии Ллойд Джордж, по его собственному выражению, не мог «хладнокровно думать о могучей и единой России со 130-миллионным населением». Однако англо-французские противоречия не были разрешены. Противодействуя французскому преобладанию в Европе, Англия склонялась к более мягкой позиции по отношению к Германии. Поэтому Франция вынуждена была маневрировать: под ее эгидой была создана система союзов с малыми странами, возникшими на политической карте Европы в результате развала Австро-Венгерской, Германской и Российской империй. Польша, Чехословакия, Югославия, Румыния и другие представляли собой как бы «санитарный кордон» вокруг большевистской России, симпатии к которой французского руководства находились в прямо пропорциональной зависимости от германской мощи.
Германия в этих условиях проявляла максимум гибкости. Заигрывая с Россией, Германия делала вид, что возможен германо-советский центр силы. В то же время она отвергла предложение СССР о заключении военного союза, вынашивая старую идею экспансии за счет России. Державы-победительницы при всем их высокомерии по отношению к Германии были заинтересованы в возрождении ее экономической мощи — условии выплаты репараций. Вывод французских войск из Рура в 1923 г., репарационный план 1924 г., Локарнские соглашения 1925 г., гарантировавшие стабильность западных границ Германии, — все это было началом приспособления Германии к Версальско-Вашингтонской системе мира. Наибольшую помощь в возрождении экономического потенциала Германии оказали США. Согласно репарационному плану Ч. Дауэса (1924 г.) Германии была оказана значительная финансовая помощь для восстановления экономики. Это дало ей возможность выплатить репарации Франции и Англии, а те получили возможность отдать военные долги США. Кроме того, США преследовали цель поставить германскую промышленность в зависимость от американских монополий и создать с ее помощью естественный противовес мощи СССР. С 1924 по 1932 г. Германия в общей сложности получила от США 32 млрд марок. За вычетом репараций (19,3 млрд марок) в ее распоряжении осталось свыше 12 млрд марок, поэтому уже к 1930 г. она восстановила свой промышленный потенциал.
После
кратковременной вспышки
К середине 1921 г. во всем мире насчитывалось 2230 тысяч коммунистов, в том числе в капиталистических странах — 1,5 млн. Спад революционного движения заставил Коминтерн искать новые пути объединения трудящихся. На III Конгрессе Коминтерна летом 1921 г. были заложены основы тактики единого рабочего фронта. В декабре 1921 г. ИККИ Коминтерна одобрил тезисы, которые обязывали компартии добиваться вовлечения в совместную борьбу всех рабочих, независимо от их идеологической ориентации. IV Конгресс Коминтерна (ноябрь — декабрь 1922 г.) утвердил тезисы ИККИ и окончательно сформулировал концепцию единого рабочего фронта. Его цель заключалась в привлечении трудящихся масс к коммунистическому движению путем разоблачения и ослабления реформистских организаций. Главным средством было объединение трудящихся всевозможных ориентаций «снизу», хотя и допускались соглашения с руководством некоммунистических рабочих организаций. Эта тактика несколько расширила границы влияния коммунистов в мире. Однако вскоре был осуществлен пересмотр тактики единого рабочего фронта в левацком духе. Многие лидеры Коминтерна считали эту идею просто удобным маневром для разоблачения реформистских партий.
Первую брешь в стене отчуждения Советская Россия пробила с помощью торговых соглашений. В 1921 г. были заключены торговые соглашения: с Англией, временные соглашения о развитии экономических отношений с Германией, Норвегией, трехстороннее соглашение с Украиной и Австрией, Италией, а в 1922 г. — с Чехословакией. Французские и американские правящие круги на этом этапе игнорировали торговые связи с Советской страной.
В октябре 1921 г. Брюссельская международная конференция рекомендовала правительствам предоставить кредиты Советской России для борьбы с голодом при условии признания ею довоенных долгов и допуска иностранной комиссии для контроля за распределением продуктов. 28 октября 1921 г. СНК обратился к правительствам Великобритании, Франции, Италии, Японии и США с нотой, в которой указывалось о готовности вести переговоры о взаимных требованиях и созвать с этой целью международную экономическую конференцию. В ответ на ноту СНК Верховный Совет Антанты 6 января 1922 г. принял решение о созыве такой конференции и разослал приглашение всем европейским государствам, в том числе и России.
Чрезвычайная сессия ВЦИК 27 января 1922 г. утвердила делегацию под руководством В.И. Ленина. Его заместителем был назначен наркоминдел Г.В. Чичерин. В ходе подготовки к этой конференции руководство страны отвергло идею превратить ее в трибуну для пропаганды коммунистических идей. Делегации предписывалось решить только проблемы мира и торговли, не поступаясь суверенитетом и выгодами России.
Сложной являлась проблема долгов. Довоенный долг страны составлял 9,65 млрд золотых рублей, военные долги — 8,8 млрд. По Версальскому договору репарации России исчислялись суммой в 16,1 млрд рублей. Но в то же время ущерб, нанесенный России интервентами, достигал суммы в 39 млрд золотых рублей.
Конференция состоялась в Генуе 10 апреля — 19 мая 1922 г. Главной целью советской программы было юридическое признание Советской России. Запад же имел целью обойтись с Советами как с побежденной страной, навязывая свои условия: возвращение долгов без учета ущерба от интервенции, предоставление привилегий иностранному капиталу, ликвидацию монополии внешней торговли. К обоюдному согласию прийти тогда не удалось. Безрезультатно переговоры продолжились на Гаагской конференции по сокращению вооружений (15 июня — 19 июля 1922 г.). Камнем преткновения в Гааге, как и в Генуе, стало требование Запада о возвращении бывшим иностранным владельцам национализированной собственности и уплате довоенных долгов.
Настоящей дипломатической победой стало подписание в предместье Генуи, в Раппало 16 апреля 1922 г. договора РСФСР и Германии о взаимном отказе от возмещения военных расходов и убытков, уплаты по старым долгам, возмещения за национализированную собственность, о восстановлении нормальных дипломатических отношений и развитии торговли. Это был первый прорыв дипломатической блокады. В 1925 г. между Германией и СССР был подписан договор о нейтралитете и ненападении. Развивалось военное и экономическое сотрудничество сторон. На территории СССР были созданы военные производства и учебные базы для германских войск. Имели место обмен военным опытом, стажировки красных командиров в Германии, а германских — в СССР.
О медленном, но неуклонном росте международного престижа России свидетельствовал факт приглашения нашей страны на Лозаннскую международную конференцию, проходившую с 20 ноября 1922 г. по 24 июля 1923 г. Она была призвана урегулировать проблему черноморских проливов после окончания греко-турецкой войны. Советская делегация высказалась за суверенитет Турции над проливами, безусловное закрытие их для всех военных кораблей, кроме турецких, требовала полной свободы торгового мореплавания в Босфоре и Дарданеллах. Решение же, принятое на этой конференции, шло вразрез с интересами безопасности нашей страны. Был разрешен беспрепятственный пропуск через проливы военных кораблей всех государств. СССР не ратифицировал конвенцию Лозаннской конференции.
В дни работы Лозаннской конференции 8 мая 1923 г. британская дипломатия в жесткой форме, известной как «ультиматум Керзона», обвинило Советскую страну в антибританской пропаганде на Востоке и истребовало в 10-дневный срок отозвать своих послов из Ирана и Афганистана. Россия выразила готовность к мирному урегулированию конфликта, но решительно отказалась отозвать своих представителей. Получив отпор, английское правительство вынуждено было отступить. А после прихода к власти лейбористов 1 февраля 1924 г. были установлены дипломатические отношения между нашими странами, что дало пример другим странам Запада. В августе 1924 г. с Англией были подписаны Общий договор и договор о торговле и мореплавании.
Однако стройности в советско-английских отношениях изначально не было, и любой повод становился взрывоопасным. Сначала это было инспирированное английской разведкой опубликование «письма Зиновьева». В нем якобы излагались рекомендации английским коммунистам по ведению подрывной деятельности у себя в стране. Подлинность его до сих пор не установлена. Но скандал обострил советско-английские отношения и способствовал поражению лейбористов на очередных выборах. Другой прецедент разразился вокруг факта оказания советскими профсоюзами материальной помощи бастующим горнякам Великобритании. СССР обвинили во вмешательстве во внутренние дела страны и 27 мая 1927 г. дипломатические отношения были разорваны. Английское правительство аннулировало торговое соглашение 1921 г. В ответ Советское правительство, чтобы помещать Англии вовлекать пограничные страны в антисоветские комбинации, заключило в 1926—1927 годах договоры о ненападении и нейтралитете с Литвой, Турцией, Афганистаном и Ираном.
В 1924 г. СССР добился дипломатического признания со стороны большинства развитых капиталистических государств. Были установлены дипломатические отношения с Италией, Норвегией, Австрией, Грецией, Швецией, Данией, Францией и др. США, в отличие от европейских держав, дольше всех не признавали страну Советов. Сказывалась разность требований. Если Англия и Франция условием дипломатического сближения ставили выплату военных и довоенных долгов России, то США настаивали на изменении существующего социалистического строя. Но в конце концов и тем и другим пришлось уступить. Слишком нужны были им, по словам Г.В. Чичерина, наш рынок и наше сырье. Установлением в 1933 г. дипломатических отношений между СССР и США завершилась полоса признаний Советской державы капиталистическими странами.