Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Декабря 2010 в 16:32, курс лекций
30 тем.
НЭП
в СССР
План
Введение
НЭПа и его система
Новая
экономическая политика — это
комплексная система
В.И. Ленин сравнивал Россию после окончания Гражданской войны с человеком, «которого били до полусмерти семь лет» и который остался жить на костылях. Общий ущерб от мировой и гражданской войн составил 50 млрд золотых рублей. Погибли не менее 10 млн человек, эмигрировали — 1,5 млн. Крупная промышленность в 1920 г. производила продукции в 7 раз меньше, чем в 1913 г. Грузооборот дорог сократился в 4 раза, товарность сельского хозяйства — в 2,5 раза. Кроме того, сельскому хозяйству был нанесен большой урон засухой 1920 г. и затем голодом 1921 г., унесшим 5 млн человеческих жизней.
Существенными
оказались изменения в
Хозяйственные трудности весной 1921 г. породили жестокий внутриполитический кризис. В массах нарастало сопротивление военизированной системе управления, милитаризации труда. Миновала опасность реставрации власти помещиков, и крестьянство отказалось сдавать государству хлеб по продразверстке. Кулачество превратилось в ударную силу контрреволюции. Крестьянские восстания охватили почти всю страну. Особенно опасный характер повстанческое движение приобрело в Тамбовской губернии, где еще с лета 1920 г. действовала 40-тысячная крестьянская армия А.С. Антонова, эксплуатировавшая лозунг «беспартийной демократии». В Туркестане активизировалось басмачество, на Украине — махновское движение. Западносибирские мятежники в начале весны 1921 г., захватив Тюменскую губернию, Петропавловск и Кокчетав, прервали на целых три недели железнодорожное сообщение центра России с Сибирью. Советское правительство, чтобы погасить эти и другие очаги, вынуждено было привлечь регулярные части Красной Армии. Ее общие потери в 1921 г. составили более 100 тысяч человек. Антоновское восстание, например, подавила 50-тысячная армия под командованием М.Н. Тухачевского.
Не менее трагическими для Советской власти были забастовки рабочих в тех промышленных центрах, где позиции большевиков были всегда сильны, — Петербург, Москва, Иваново-Вознесенск, Тула. Кульминацией недовольства стал Кронштадтский мятеж в марте 1921 г., развернувшийся под лозунгом «Советы без коммунистов!» На штурм крепости, недавнего союзника коммунистов, была брошена армия под командованием М.Н. Тухачевского, укрепленная делегатами Х съезда РКП(б). Эти события окончательно прояснили руководству страны реальные размеры опасности от развертывания анархической стихии. «Экономика весны 1921 г. превратилась в политику: “Кронштадт”, — заключил В.И. Ленин.
Разгул мелкобуржуазной стихии повлиял и на ситуацию внутри партии. В ней усилилась фракционная борьба, вылившаяся в дискуссию о профсоюзах. Фактически речь шла о формах взаимодействия партии и профсоюзов — самой массовой организации рабочего класса России. Позиции разделились. Троцкий и его сторонники настаивали на огосударствлении профсоюзов и применении военных методов руководства ими и производством. Сторонники фракции «рабочей оппозиции», наоборот, предлагали подчинить государство профсоюзам. Группа «демократического централизма» выступала против единоначалия и дисциплины на предприятиях, против централизма в управлении. Большинство членов ЦК во главе с В.И. Лениным рассматривали профсоюзы как школу коммунизма, а в основу их деятельности предлагали заложить метод не принуждения, а убеждения.
Политический кризис весны 1921 г. заставил руководство страны пересмотреть концепцию социалистического строительства, сориентировав ее на экономический союз рабочего класса и трудового крестьянства. Начало нэпу положило решение Х съезда РКП(б) о замене продразверстки натуральным налогом (март 1921 г.). Первоначально он вводился на 18 основных видов продовольственных, технических и фуражных культур (хлеб, картофель, масличные семена, масло, шерсть, сало, солома и т.д.). В марте 1922 г. эти различные налоги заменили единым натуральным налогом, используя для этого исчисление в пшеничных или ржаных единицах. В этом случае единый натуральный налог крестьянин мог вносить основными продуктами, производимыми в его хозяйстве. В 1923 г. его стали взимать в смешанной форме — натуральной и денежной. После проведения в 1924 г. денежной реформы окончательно перешли к денежной форме единого сельскохозяйственного налога.
Первоначально норма натурального продналога устанавливалась до весеннего сева в виде фиксированного процентного отчисления от произведенной продукции предшествующего года. При этом учитывались урожайность земли, имущественное положение и размер семьи. Сначала от чистого продукта крестьянского хозяйства продналог устанавливался в размере 20%, позже его снизили до 10%. Это были сверхщадящие условия. Общий размер продналога по сравнению с продразверсткой был в два раза ниже: 423 млн пудов по продразверстке 1921 г. и 240 млн пудов по продналогу. Предварительный и фиксированный размер продналога позволял крестьянину рассчитывать размеры посева для собственных нужд, уплаты государству и реализации на рынке.
Первоначально реализация излишков была разрешена только «в пределах местного оборота», т.е. на местных рынках, и только на основе безденежного товарообмена. Однако уже летом практика показала, что эта мера оказалась недостаточной для нормального функционирования. Августовский Пленум ЦК РКП(б) 1921 г. вынес резолюцию, разрешавшую «переходить к денежной форме обмена» там, «где это возможно и выгодно». «Наказ СНК» от 11 августа 1921 г. законодательно закрепил свободную торговлю хлебом. Осенью 1921 г. были сняты все региональные ограничения в развертывании торговли, которая была признана «единственно возможной связью между десятками миллионов мелких земледельцев и крупной промышленностью» (В.И. Ленин). Так главный устой нэпа, опора на развертывание товарно-денежных отношений, прочно вошел в жизнь.
Идейным творцом новой экономической политики был В.И. Ленин. Он, как это было уже не раз, встал в оппозицию ко многим членам партии, резко возразившим против ревизионистской, с их точки зрения, концепции Ленина. Не один человек вышел тогда в знак протеста из партии. Но Ленин опять оказался прав. На XI съезде РКП(б) в марте 1922 г. он призвал настроенных в духе «военного коммунизма» партийцев признать тот очевидный факт, что мы «можем управлять только тогда, когда правильно выражаем то, что народ сознает… необходимо дело поставить так, чтобы обычный ход капиталистического хозяйства… был возможен, ибо это нужно народу, без этого жить нельзя».
Таким образом, для В.И. Ленина нэп был прежде всего вопросом политики. Но он указывал и на его огромное хозяйственное значение: «Суть нэпа: максимальный подъем производительных сил и улучшение положения рабочих и крестьян». Ленин понимал, что возрождение капитализма небезопасно для Советской власти, но считал это допустимым, ибо вопрос заключался в мере. А эту меру устанавливала сама Советская власть, в руках которой находились командные высоты экономики: крупная и средняя промышленность, транспорт, внешняя торговля, банковское дело, земля. Это давало возможность регулировать рост капиталистического сектора хозяйства: «Чтобы удержать путь к социализму, мы крестьянам делаем ряд уступок в пределах, о которых будем судить сами».
Ленин указывал, что в стране есть все необходимое для построения социализма. Создание материально-технической базы социализма мыслилось им как ускоренное развитие отраслей группы «А» по сравнению с группой «Б». Машинное производство, вооруженное новейшей техникой, должно стать предпосылкой для победы социалистических форм хозяйства над капиталистическими, преобразования мелкотоварного производства, выравнивания уровней экономического развития разных народов, обеспечения экономической независимости страны и укрепления ее обороноспособности, создания материальных предпосылок для повышения уровня жизни народа. В качестве условий индустриализации Ленин называл внутрихозяйственные накопления, а их подспорьем — режим экономии, борьбу за повышение производительности труда, массовый энтузиазм рабочих, утверждение коммунистического отношения к труду. Огромное значение в связи с задачами индустриализации Ленин придавал электрификации страны и сохранению государственной монополии внешней торговли.
Ленинский
план преобразования деревни на социалистических
началах обосновывал
В чем же причина вынужденного допущения государственного капитализма и сопутствующей ему опасности? Ленин видел ее в отсутствии крупной машинной индустрии, которая позволила бы создать прочную базу социализма. Государственный капитализм мог оказать в этом деле большую услугу Советской власти. Ленин допускал его развитие в форме привлечения капиталистов к торговле, сдачи отечественным предпринимателям в аренду государственных объектов и в форме концессий — сдачи в эксплуатацию на длительный срок хозяйственных объектов иностранным предпринимателям. С точки зрения длительных перспектив Ленин связывал нэп именно с концессиями. Они, во-первых, позволяли осуществить интеграцию народного хозяйства России в мировую экономику, а во-вторых, не давали простора развитию класса отечественных капиталистов. Большое значение придавал он также кооперативному движению, выдвинув в 1923 г. знаменитую формулу: «Строй цивилизованных кооператоров при общественной собственности на средства производства — это есть строй социализма».
Таким
образом, В.И. Ленин в конце концов
пришел к убеждению, что «экономически
и политически нэп вполне обеспечит
нам возможность пoстройки
Итак, нэп представлял собой комплексную систему мероприятий, охвативших все сферы жизни общества. В политической сфере он предполагал строгий партийно-государственный контроль над ключевыми сферами управления и идеологией, который дополнялся борьбой с бюрократизмом и комчванством. В сфере общественных отношений нэп был направлен на укрепление экономического союза рабочих и крестьян и постепенное освобождение страны от эксплуататорских классов, но не путем прямой экспроприации, а посредством мирного выживания на основе роста социалистического уклада жизни. В культурной области он предполагал повышение культуры во всех сферах деятельности посредством ликвидации неграмотности, повышения образовательного уровня и идейного перевоспитания масс на принципах коллективизма, интернационализма и добросовестного отношения к труду и общественной собственности.