Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Декабря 2010 в 16:32, курс лекций
30 тем.
СССР
в послевоенные годы (1945-1953)
План
Восстановление
страны
Война тяжким бременем легла на плечи страны и ее народа. Потери, казалось, были катастрофичными. Страна в годы войны потеряла треть национального достояния. Было разрушено 1710 городов, более 70 тысяч деревень, 32 тысячи промышленных предприятий. В целом страна лишилась более половины городского и трети сельского жилого фондов. Было уничтожено 6 тысяч больниц, 82 тысячи школ, 43 тысячи библиотек. Производство зерна сократилось в два раза, мяса — на 45%. Материальный ущерб в послевоенных ценах оценивался в 2,5 трлн рублей (в довоенных — 679 млрд рублей) Огромными были людские потери: 27 млн погибших, в том числе военнослужащих 10—12 млн. Вместе с косвенными потерями СССР утратил 46 млн человек, что составляло 40% всех погибших в мире в годы войны. Зарубежные эксперты считали, что свой довоенный потенциал СССР восстановит только через четверть века.
Главной задачей послевоенного восстановительного периода было приоритетное восстановление тяжелой промышленности с упором на ее дальнейшее развитие. В условиях начавшейся в 1946 г. «холодной войны» приоритет восстановления тяжпрома был неоспорим и на верхах власти, и в глазах народа. В отличие от стран Запада, которые по плану Маршалла получили в 1948—1952 годах 13 млрд долларов США на восстановление, СССР должен был целиком рассчитывать на свои силы. Репарации Германии (4,3 млрд рублей) обеспечили примерно половину устанавливавшегося в промышленности оборудования. Однако в основной своей массе оно было устаревшим, а огромные расходы на помощь социалистическим странам Восточной Европы резко снижали сальдо экспорта-импорта ресурсов. Значительные средства госбюджета съедала необходимость включения в гонку вооружения, погашения инфляции в стране. К тому же в состав СССР перед войной были включены новые территории (140 тысяч га и 5 млн человек), где только после войны начали осуществляться социалистические преобразования, потребовавшие многих новых дополнительных затрат. Послевоенная разруха усугубилась тяжелейшим голодом после засухи 1946 г. Сельское хозяйство оставалось важнейшим источником накоплений для восстановления промышленности.
При переходе от войны к миру, когда многое приходилось создавать заново, встал вопрос о целесообразности возвращения к довоенной модели экономики, централизованной, плановой, с сильно развитым военным сектором. Все заводы предвоенных лет имели одновременно и гражданский, и военный профиль. Трудности военного времени приучили многих советских хозяйственников к определенной самостоятельности и инициативе. Государство не имело возможности заниматься обеспечением жизни населения. Местные власти нередко обращались к организации мелкого кустарного производства. Неизбежно оживлялась частная торговля. Хозяйственники регионального уровня предлагали официально допустить элементы рыночных отношений, существование частного сектора в сфере обслуживания и мелком производстве. Лидером этого крыла руководителей экономики выступал Председатель Совета Министров РСФСР М.И. Родионов. Эти воззрения повлияли и на председателя Госплана СССР Н.А. Вознесенского, творца IV пятилетнего плана.
Вместе с тем новый план отразил официальный лозунг, выдвинутый еще незадолго до войны и вновь взятый на вооружение руководством страны в феврале-марте 1946 г.: завершение строительства социализма и начало перехода к коммунизму. По мнению И.В. Сталина, война лишь задержала его реализацию. Интересно, что построение коммунизма мыслилось прежде всего как достижение определенных количественных показателей: производства чугуна на уровне 50 млн тонн в год, стали — 60 млн тонн, нефти — 60 млн тонн, угля — 500 млн тонн. Вознесенский делал упор на ускорение темпов научно-технического прогресса: «Необходимо обеспечить широкое развитие современной техники для народного хозяйства: ...реактивной и атомной техники… радиолокации и телевидения, использование и применение инфракрасной техники, развитие синтетических видов производства».
Логика «холодной войны» заставила вернуться к довоенной модели развития экономики: форсирования индустрии за счет жесткого централизованного руководства и плановой перекачки ресурсов из деревни в город. Хотя осуществлялась широкомасштабная конверсия военной промышленности, перестройка ее на мирный лад, ВПК получил новый импульс для развития за счет атомного проекта. Им руководил Л.П. Берия. Уже в 1949 г. в СССР было создано ядерное оружие, а в 1953 г. испытана водородная бомба. В плане реализации атомного проекта стали действовать урановые рудники, заводы по производству обогащенного урана на Урале, где преимущественно использовался труд заключенных, получили стремительное развитие приборостроение и электроэнергетика. Огромные силы были затрачены на создание реактивной авиации и ракетных систем для всех родов войск.
Таким
образом, новый виток военно-
Восстановление промышленного потенциала страны было осуществлено в рекордно сжатые сроки, которые казались нереальными. Объемы промышленного производства 1938 г. были достигнуты уже к 1948 г. За период четвертой пятилетки было восстановлено и построено 6200 предприятий, объем промышленного производства в 1950 г., по официальным данным, превысил довоенный уровень на 73%. При этом тяжелая промышленность, куда направлялась львиная доля капитальных вложений и трудовых ресурсов (городскую промышленность пополнила 10-миллионная армия демобилизованных), увеличила свое производство в два раза, легкая — на 23%. Родился новый вид магистрального транспорта — газопроводы. За пятилетку были восстановлены и построены электростанции мощностью 8,4 млн кВт, что равнялось всей мощности электроэнергетики страны 1937 г.
Невиданная в истории быстрота восстановления достигалась за счет небывалого перенапряжения сил страны, народа и власти. Партийно-государственные органы под стать лидеру страны работали круглосуточно. На производстве сохранялась военная дисциплина и строгая исполнительность, хотя и были сняты некоторые ограничения военного времени: восстановлен 8-часовой рабочий день, отменены обязательные сверхурочные, восстановлены ежегодные отпуска. Но по-прежнему условия труда оставались очень тяжелыми: многие виды продукции выпускались под открытым небом, не все цеха и учреждения отапливались, значительная часть техники находилась в аварийном состоянии.
Массовый энтузиазм, как и в годы первых пятилеток, стал одним из решающих факторов быстрого восстановления экономики страны. Трудовой народ верил в лучшее завтра, связывал его с Советской властью и не жалел себя. Советские люди еще раз привели мир в изумление. Добиться рекордов было просто невозможно без сотрудничества власти и общества. Взгляд на СССР тех лет как на один большой застенок, где люди работали из-под палки «страха ради», — страшная клевета. Низкий уровень достатка трудящихся и напряженность труда держались на добровольном самоограничении во имя лучшего будущего детей. Страхом таких результатов не добьешься. Люди очень остро чувствовали, что их мирный труд противостоит разрушению войны, и так отодвигали вчерашний страшный день, наблюдая, как жизнь меняется к лучшему с каждым днем.
Самым знаменитым почином тех лет стало движение «скоростников», у истоков которого стояли ленинградский токарь Г.С. Борткевич (в феврале 1948 г. он за одну смену выполнил 13-кратную норму) и московский рабочий П.Б. Быков. Они вскоре заключили договор о социалистическом соревновании, к которому подключились сотни новаторов производства. На некоторых предприятиях внедрялись в области экономии ресурсов хозрасчетные отношения, хотя нередко они приводили и к развитию системы штрафования. Ресурсов на материальное поощрение практически не было.
В 1947 г. была отменена карточная система, а также проведена денежная реформа, которая была вызвана тем, что в годы войны оккупанты пустили в обращение большую массу фальшивых денег. Это стимулировало инфляцию и расстроило финансово-денежную систему страны. Падала покупательная способность рубля, деформировалась роль денег как средства контроля над мерой оплаты труда и потребления. Из-за нехватки потребительских товаров разыгрывалась спекуляция. Повседневным явлением оставались массовые барахолки.
Старые деньги правительство обменяло на новые из расчета 10 : 1. Для граждан, которые хранили свои трудовые сбережения в сберкассах, условия обмена денег были более благоприятными. Устанавливалась шкала: вклады до 3 тысяч рублей обменивались в соотношении 1 : 1, от 3 до 10 тысяч — 3 : 2, свыше 10 тысяч — 2 : 1. Щадящие условия обмена предусматривались также для кооперативных организаций, имевших расчетные и текущие счета в банке. Деньги образца 1947 г. были трех видов: билеты Государственного банка (банкноты) достоинством в 100, 50, 25 и 10 рублей; государственные казначейские билеты в 5, 3 и 1 рубль; разменная монета в 20, 15, 10, 5, 3, 2, 1 коп.
Изъятие из обращения избыточной массы денег очень быстро восстановило полноценность рубля и повысило его покупательную способность. Это стимулировало развитие всех видов торговли: государственной, кооперативной и колхозной. Исчезли толкучки. С отменой карточек в ходе проведения денежной реформы были повышены цены на продукты первой необходимости. Если учесть повышение цен еще и военного времени, то их общий уровень в 1948 г. оказался в три раза выше, чем в 1940 г. Столь высокий начальный уровень позволил осуществить долгосрочную программу государства по снижению цен на товары массового спроса. Она осуществлялась с 1948 по 1952 г. Дефицит денег в обращении на этом этапе, как и прежде, поддерживался массовыми кампаниями госзаймов у населения. Практически каждый рабочий имел облигации на сумму не меньше месячного оклада. Очередей в магазинах за большинством товаров не было. Цены все-таки оставались высокими по сравнению с низким уровнем заработной платы. Ее средний размер не превышал отметки в 62 руб. Наконец, предельно скромный образ жизни не стимулировал рост потребностей людей.
Сельское хозяйство восстанавливалось значительно медленнее промышленности. Довоенный уровень производства зерна, ряда технических культур, поголовья коров и свиней к концу четвертой пятилетки так и не был достигнут. Производство мяса в 1950 г. было ниже, чем в 1916 г. По пятилетнему плану сельское хозяйство по общему валовому показателю должно было превысить довоенный уровень на 27%. В среднем к началу 50-х годов колхозник получал 16,4 рубля в месяц, но при этом в каждом пятом колхозе крестьяне не получали ни копейки за отработанные трудодни.
Отставание
сельского хозяйства
Государство объективно не имело необходимых ресурсов с тем, чтобы направить хоть какой-то их поток в деревню на ее восстановление. Более того, оно вынуждено было усиливать налоговый пресс как на личное, так и на общественное хозяйство. Закупочные цены на продукцию колхозов и совхозов были столь низки, что не покрывали даже минимума затрат на производство сельскохозяйственной продукции. Так, по зерну они окупали только десятую часть его себестоимости, по мясомолочным продуктам едва пятую. По существу сельское хозяйство держалось на внеэкономическом принуждении. Каждый крестьянин строго обязательно должен был выполнить определенный объем работ в колхозе. За невыполнение нормы он мог лишиться свободы или приусадебного участка — основного источника своего существования. Причем размеры этого участка были жестко установлены и сокращены по сравнению с военным временем, когда без разрешения колхозники осваивали пустующие земли. В целом по стране фонд личных подсобных хозяйств за четвертую пятилетку уменьшился на 10,6 млн га. Параллельно, правда, имел место процесс захвата колхозных земель городскими властями, промышленными предприятиями, который не останавливали грозные постановления правительства против «разбазаривания колхозных земель». Отток сельского населения в город по-прежнему осуществлялся с помощью оргнаборов на стройки и заводы. В 1946—1953 годах в города переехали около 8 млн крестьян. Свободы передвижения колхозники еще не получили, у них не было паспортов, пенсионного обеспечения, оплаты по болезни.
После засухи 1946 г. следовали благоприятные по погодным условиям 1947 и 1948 годы. Тогда в руководстве страны сложилось убеждение о необходимости проведения комплекса работ, которые бы обеспечили снижение воздействия природно-климатических условий на сборы урожая. Стали сажать лесозащитные полосы, развивать оросительные системы, строить пруды и водоемы. В начале 50-х годов выдвинули грандиозные проекты строительства гигантских гидроэлектростанций на Волге и Днепре, каналов в пустыне Каракумы и Волго-Донского канала. Не все работы оказывали положительное воздействие на природную среду. Особенно это касалось экосистемы Волги.
По-прежнему
он строился на началах бесплатности
и экономической выгодности. Работающие
заключенные полностью