Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Декабря 2010 в 16:32, курс лекций
30 тем.
Большие экономические привилегии были предоставлены в эпоху Петра I русским купцам и промышленникам. На льготных условиях им передавались казенные заводы. В 1717 г. была ликвидирована государственная монополия на заграничную продажу ряда ходовых товаров, владельцы мануфактур освобождались от казенных служб. В 1721 г. мануфактуристам предоставлялось право покупать крепостных людей для эксплуатации на производстве, в 1722 г. — право не возвращать помещикам беглых крестьян, овладевших мастерством. Таможенный тариф 1724 г. устанавливал тем большую пошлину на ввоз иностранных товаров, чем больше этих товаров выпускали отечественные промышленники. Эти и другие мероприятия призваны были создать в России собственную промышленную базу — основу государственного могущества. Предприниматели, вложившие средства в мануфактурное дело, образовали особую прослойку общества, по социальному статусу весьма близкую к дворянству, им предоставлялась и важная политическая привилегия — дано право жаловаться на причиняемые притеснения в Сенат.
Законодательство Петра I напрямую не вмешивалось в отношения между помещиками и крестьянами. Однако проведенная в 1718 г. в стране податная реформа, заменившая подворное налогообложение на подушное, являлась важнейшей вехой в развитии крепостного права в России после Соборного уложения 1649 г. Если законодательство Алексея Михайловича вводило крепостное состояние для основной массы сельского населения, владельческих крестьян, то реформа Петра I распространила крепостную зависимость на свободных, «гулящих людей» и на холопов, которые имели возможность стать свободными после смерти господина. В процессе проведения податной реформы возникла новая категория государственных крестьян, в состав которых вошли черносошенные крестьяне Севера, пашенные люди Сибири, ясачные люди Среднего Поволжья и однодворцы южных уездов, общей численностью около 1 млн душ мужского пола.
Самое существенное преобразование налоговой системы Петра состояло в замене подворного обложения подушной податью. Подворное обложение было введено в России с 1679 г., и подать взималась с крестьянского двора. Такая система сбора налогов имела изъяны — она, во-первых, не учитывала численность мужского населения по дворам, а во-вторых, при таком обложении взрослые сыновья перестали отделяться от родителей.
Для осуществления податной реформы правительство в 1718 г. приступило к проведению подушной переписи населения, которую сумело завершить к 1724 г. и которая отныне стала называться ревизией. Первоначально обязанность подачи ревизских сказок была возложена на помещиков и монастыри, но вскоре к осуществлению переписи пришлось привлечь особых офицеров, за каждым из которых ехал палач с кнутом и виселицей. Для уклонявшихся применялись меры наказаний вплоть до смертной казни. Ревизия учла 5,6 млн душ мужского пола, в том числе 5,4 млн крестьян, 183,4 тысячи посадских, 515 тысяч неподатных. Общая же численность населения обоего пола России, включая Украину, Сибирь и Прибалтику, составляла 15,5 млн человек.
Содержание армии было возложено на крестьян, флота — на посадских. Всю необходимую сумму делили строго арифметически на число налогоплательщиков, к которым отныне относили не дворы, а души мужского пола. Получалось, что крестьянин уплачивал в казну 74 копейки в год, а горожанин — 1 рубль 14 копеек. Государственных крестьян правительство обязало сверх того платить 40-копеечный оброк, аналогичный взносам крепостных крестьян своим владельцам. Новый налог усиливал тяжесть тягла примерно в 2,5—3 раза. Подушный налог вносился за нетрудоспособных и малолетних членов мужского пола семьи. После введения подушной подати бюджет страны возрос до 8500 тысяч рублей. Главная приходная статья, подушный налог, дал в 1724 г. большую половину этой суммы — 4600 тысяч рублей. Остальные поступления формировались за счет косвенных налогов, таможенных и кабацких сборов, усиления сети государственных монополий (вино, мех, табак, икра, соль). Одновременно с этим вводилась паспортная система для крестьян, уходивших на заработки дальше 30 верст. Вместе с указом 1721 г., десятикратно увеличившим штраф за содержание беглого, она ужесточила борьбу со стихийным оттоком населения на окраины.
Для
изыскания новых налоговых
Прямые налоги были главными и ими облагались только податные («подлые») сословия. К податному населению относились крестьяне и горожане — они платили налог в казну. Освобождались от налогов дворяне и духовенство.
Реформа монетного дела, начатая Петром I в 1704 г., предусматривала чеканку золотой, серебряной и медной монет. В основу новой денежной системы был положен десятичный принцип: 1 рубль = 10 гривенников = 100 копеек. Западные страны перешли к такому принципу гораздо позже. Главными единицами монетной системы стали медная копейка и серебряный рубль, который для упрощения внешнеторговых расчетов был приравнен по весу к талеру. Были выпущены полтинники (50 копеек), полуполтинники (25 копеек), пятаки (5 копеек). В последующем в обращении появились алтын (3 копейки) и пятиалтынный (15 копеек). Чеканка монеты стала монополией государства, вывозить золото и серебро (драгоценные металлы) за рубеж запрещалось. Петр I был сторонником меркантилизма.
В
петровское время чеканились и золотые
монеты: «цесарские» рубли и «червонцы»
В это же время в Восточной Сибири, в районе Нерчинска, были обнаружены залежи серебра, что несколько облегчило проблему сырья. Способствовало укреплению денежной системы положительное сальдо внешнеторгового баланса.
Однако, если на первых порах петровский рубль был полноценным, то затем он постепенно «худел» (от 8,5 золотника чистого серебра до 4 золотников). Чеканка монеты меньшего веса и пониженного содержания серебра приносила доходы казне.
В XVIII в. Россия была государством помещиков, однако они существенно отличались от помещиков начала XVII в. Это отличие проявлялось в расширении связей вотчинно-помещичьего хозяйства с рынком за счет увеличения поставок продуктов сельскохозяйственного и промышленного труда крепостного крестьянина. Изделия промышленного характера производились все в больших размерах или на кустарных промыслах, или на предприятиях промысловых вотчин. В петровское время более состоятельная часть дворянства принимала участие в организации промышленных предприятий.
В XVIII в. формирование всероссийского рынка, начавшееся в XVII в., усилилось. Об этом можно судить по росту значения (удельного веса) торгово-купеческого капитала. Усиление торгового класса шло в двух направлениях: 1) расширения внутренней и внешней торговли; 2) перерастания торгово-купеческого капитала в капитал промышленный (вложения торгового капитала в промышленные предприятия).
Петр I помимо экономических привилегий, в которые входили казенные ссуды, право приписки крестьян к заводам, промышленные и торговые монополии, в 1720 г. учредил Главный магистрат, а затем городовые магистраты, что явилось попыткой классовой организации купечества. Согласно «Регламенту Главного магистрата» 1721 г. в городах купечеству предоставлялись права самоуправления, самообложения и гильдейского устройства. Учреждение Мануфактур- и Коммерц-коллегий давало купечеству большие экономические преимущества. В купечество могли записываться богатые крестьяне, так как переход в посад требовал наличия довольно значительного капитала.
В
Петровскую эпоху произошло зарождение
пролетариата. Вольнонаемные рабочие
среди фабрично-заводских
Чтобы оценить деяния Петра Великого в экономике, следует вспомнить, что до него Россия ввозила из-за границы металлы, порох, оружие. Внешняя торговля находилась в руках иностранцев. Первая домна в России была построена в 1636 г., а в Западной Европе — в 1443 г., что означало отставание в металлургической промышленности России на 200 лет. При Петре Россия прекратила ввоз оружия. По производству чугуна она вышла в число мировых лидеров и с 1722 г. начала его экспорт. Стала также экспортером товаров мануфактурного производства и сельхозпродукции. После смерти Петра не осталось ни одного рубля государственного долга.
Модернизируя хозяйство, закладывая в него капиталистический уклад, Петр I в короткие сроки перевел страну на мануфактурное производство. Государство активно вмешивалось во все сферы экономики, так как у России не было времени на эволюционное развитие. При Петре возникли новые отрасли, такие, как судостроение (Воронеж, Петербург, Архангельск), шелкопрядение, стекольное и фаянсовое производство, производство бумаги (Москва, Петербург).
Преобразования Петра I потребовали неимоверного напряжения сил русского народа, особенно крестьянства. За счет усиления его эксплуатации создавались мануфактуры, флот, города, дороги, каналы, содержался разросшийся государственный аппарат. Государственные крестьяне, так же как рекруты и каторжане, приписывались для работ на казенных заводах, использовались на «черных» работах — извозе, строительстве, верфях, рудниках. Материальные и духовные затраты русского народа, несмотря на всю их неимоверную тяжесть и даже сокращение численности населения, были использованы Петром I в общегосударственных интересах преодоления экономической отсталости страны.
Другое
важнейшее направление
Реформы
затронули и область культуры.
С 1 января 1700 года Россия перешла на европейское
летоисчисление от Рождества Христова.
В 1703 году вышла в свет первая русская
газета «Ведомости». Петр I положил
начало создании. Первого музея –
Кунсткамеры. С 1708 года в стране перешли
на упрощенный шрифт и ввели вместо буквенных
обозначений цифры. В 1712 году столицей
России стал город Санкт-Петербург.
В 1717 году для юношества были изданы наставления
о манерах поведения в обществе – «Юности
Честное зерцало». В 1718 году царь приказал
устраивать в столице вечерние публичные
собрания ассамблеи,
чтобы приучить русское общество к европейским
традициям и манерам. В губерниях были
открыты цифирные
школы, где дети изучали арифметику
и начала геометрии. Появление специальных
высших учебных заведений – зримая примета
петровского времени. При Петре I были
созданы доступные учебные пособия и карты,
появилось первое историческое сочинение
П.И.Шафирова « Рассуждение о причинах
Свейской войны».
Народные
и оппозиционные
движения петровской
эпохи
Преобразовательная политика Петра I тяжким бременем ложилась на плечи тяглых сословий государства. Усугубляла положение Северная война, вызвавшая резкий рост разного рода повинностей. Массовым стало бегство в Сибирь, на Дон, в Поволжье, принявшее невиданный размах в первом десятилетии ХVIII в. Первое мощное восстание вспыхнуло в 1705 г. в Астрахани, одном из главных мест скопления беглых и «гулящих» людей, занятых на рыбных, соляных промыслах и портовых работах. Город был пестрым по национальному составу. Окраинное положение города заставляло держать здесь большой стрелецкий гарнизон — более 3 тысяч человек. Восстание горожан было вызвано действиями алчного воеводы Тимофея Ржевского. Он отдал на откуп торговлю хлебом, в результате чего цены на хлеб резко повысились, а хлебное жалованье стрельцов значительно сократилось. Раздражение вызывало произвольное обложение податного населения налогами, сумма сборов нередко превышала стоимость продаж. Последней каплей стало насильственное обрезание «бород с мясом» и укорачивание платья у мужчин и женщин «не по подобию» прямо на улицах.
В ночь на 30 июля 1705 г. толпа стрельцов, солдат, посадских и работных людей захватила Кремль. На следующий день на кругу был избран совет старшин и предан казни ненавистный всем воевода. Возглавили восстание ярославский купец Яков Носов, земский бурмистр Гаврила Ганчиков и стрелец Иван Шелудяко. Они отменили многочисленные налоги и из конфискованной казны выдали жалованье стрельцам. К восстанию примкнули лишь города Красный и Черный Яр и Гурьев. Была установлена связь с терскими казаками. Но ни Дон, ни Поволжье не откликнулись на призывы астраханцев бороться «за бороду и платье». Восставшие пытались овладеть Царицыном, но безуспешно.
Вскоре правительственные войска под командованием Б.П. Шереметева и калмыкская конница 13 марта 1706 г. овладели Астраханью и жестоко подавили восстание. Свыше 300 человек были казнены в 1707 г. на Красной площади в Москве, многие сосланы в Сибирь.
Изменение отношения власти к донской вольнице способствовало развертыванию нового мощного народного восстания на Дону. Правительство наступало на автономию края, все чаще нарушало неписаное правило: «С Дона выдачи нет». Толчком к движению послужили жестокие действия карательной экспедиции князя Юрия Долгорукого, захватившего в верховых городках Дона около 3 тысяч беглых людей. В ночь на 9 октября 1707 г. 500 бахмутских солеваров во главе с казаком Трехизбянской станицы Кондратием Булавиным напали на отряд князя и полностью уничтожили его. Однако вскоре после неудачного сражения на Айдаре с отрядом домовитых казаков донского атамана Лукьяна Максимова, усиленного калмыками и солдатами Азовского гарнизона, Булавин бежал в Запорожскую Сечь. Отсюда он рассылал по Дону «прелестные письма» с воззванием бить бояр, воевод и прибыльщиков (изобретателей новых налогов). Весной 1708 г. Булавин с отрядами рядового запорожского казачества двинулся на столицу войска Донского — Черкасск. Город, имевший хорошую по тем временам артиллерию (51 пушка), сдался повстанцам без боя, так как при приближении булавинцев здесь началось восстание рядового казачества против старшинского состава. Старшины вместе с атаманом Максимовым были выданы Булавину и вскоре казнены. 9 мая 1708 г. войсковой круг избрал своим атаманом Кондратия Булавина.