Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Декабря 2010 в 16:32, курс лекций
30 тем.
Официальная идеология Москвы отразила политические реалии своего времени. После падения Константинополя не осталось ни одного независимого православного государства. Сербия и Болгария еще раньше были завоеваны турками. Русские государи становились хранителями остатков истинного православия до второго пришествия Христа. Возвеличивание русской православной церкви, сопровождавшееся ее духовной эмансипацией от Византии, отныне становилось делом политического престижа. Московский государь, получивший религиозное освящение своей власти, признававшийся «единым во всем мире царем православным», заражался византийским «комплексом имперского величия» и мессианским духом.
При Иване
III начал складываться государственный
аппарат централизованного
Вплоть до середины ХVI в. действовали только два общегосударственных ведомства: Дворец и Казна. Дворец и его глава дворецкий изначально ведал личными землями великого князя. По мере присоединения новых территорий к Московскому княжеству формировались местные дворцы (новгородский, углицкий и т.д.), управлявшие землями из центра, но разнесенные по разным центральным учреждениям. Казна объединяла множество функций: была хранилищем денег, драгоценностей, государственного архива и печати, ведала внешней политикой. Впоследствии из нее выделились приказы. Государственным делопроизводством занимались дьяки — первоначально писцы, выходцы из низших слоев феодалов, духовенства и купечества.
Пережитки
старины наиболее сказывались в организации
местной системы управления. Страна делилась
на уезды, границы которых проходили
по рубежам бывших княжеств, неравноценных
по размерам. Новгородская земля сохранила
традиционное устройство — деление на
пятины. Уезды в свою очередь делились
на станы и волости. Власть в уездах
принадлежала наместникам, а в станах
и волостях — волостетелям. Вне их
юрисдикции находились люди феодалов.
Строгого порядка в назначении местных
должностных лиц не сложилось. Сама система
наместничества являлась лишь слабым
прообразом централизованной административно-
Эффективность местного управления снижалась существовавшей системой «кормления». Наместники и волостетели получали право собирать в свою пользу судебные пошлины («присуд») и часть налогов («кормленческий доход»). Причем кормление было вознаграждением не за административную службу, а за прежнюю службу в войсках. Поэтому обязанности оказывались лишь придатком к доходному содержанию и кормленщики без труда передоверяли их своим холопам-тиунам. Компетенция должностных лиц, процессуальные нормы, наказания за особо опасные государственные преступления содержались в Судебнике 1497 г. — первом своде законов единого Московского государства, который дошел до нас в составе лишь одного списка.
Итак,
к концу правления Ивана Ш
сложилась самодержавная
Новизна
социально-экономических
Основным фактором социально-экономического развития Руси был интенсивный рост феодального землевладения. Он осуществлялся за счет поглощения феодалами сельской общины и вовлечения в систему зависимости и эксплуатации новых масс земледельческого населения. За феодалами закрепилось монопольное право на владение землей, которое обеспечивало им экономическую и судебную власть над населением. Быстрый рост дворцовых земель осуществлялся за счет приписки к ним «черных» земель и присоединения вотчин старых владельцев по самым разным обстоятельствам: захват, мена, купля-продажа, конфискация, выморок и т.д.
Господствующий класс состоял из таких групп, как служилые князья, бояре, слуги вольные, дети боярские, «слуги под дворским». Наиболее крупными землевладельцами были княжата. В случае войны они возглавляли собственную дружину.
Во второй половине XV в. в ходе процесса обояривания князей1 изменилось положение и состав боярства. В результате перевода князей на боярскую службу не только возросла численность этого слоя, но и произошли структурные перестановки в нем. Старинное московское боярство было оттеснено на второй план. Изменилось само содержание понятия «боярин». Если раньше оно означало просто принадлежность к феодальной знати, то теперь это был придворный чин. Княжата получили первый чин — введенный боярин, основная же масса прежнего боярства получила второй чин — окольничего. Эти сдвиги сказались на отношении боярства к великокняжеской власти: если раньше бояре поддерживали князей московских, то теперь вставали нередко в оппозицию к ним. Отсюда берет начало феномен боярского сепаратизма, с которым московские цари долго боролись.
В
прямой связи с усилением
В
1467 г. был принят первый документ на Руси,
ограничивавший право перехода крестьян
от феодала к феодалу одним днем в году
(14 ноября — Филиппов день). Это была «Псковская
судная грамота», провозглашенная вече
города. В общегосударственном масштабе
процессу закрепощения был дан ход «Судебником»
Ивана III от 1497 г. Он вводил на Руси Юрьев
день (26 ноября). Крестьянину отныне разрешалось
перейти к другому феодалу за неделю до
и неделю после этого срока, уплатив «пожилое»
— плату за проживание на земле феодала
(зависела от срока и местонахождения).