Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Декабря 2010 в 16:32, курс лекций
30 тем.
Итак, историческая судьба аграрной реформы Столыпина была относительно недолгой — каких-то восемь-десять лет. Начавшаяся Первая мировая война прервала ее и, как оказалось, навсегда. Но и на протяжении этих немногих лет после пика 1907—1909 годов реформа пошла на убыль довольно скоро. Разрушить общину не удалось. К 1916 г. из общины выделилось 2478 тысяч дворохозяев, что составляло 26% общинников. Пик выделений пришелся на 1908—1909 годы, когда из общины вышло более половины хозяев. Лидировали по выделениям черноземные губернии, Новороссия и Украина. Как правило, покидали общину самые бедные и самые богатые крестьяне. Из 2 млн выделившихся из передельных общин 1,2 млн продали свои наделы. Среди них хозяйства бедняков и середняков, получивших до 15 десятин земли на хозяина, составили 89%. Зато среди покупателей земли 76% приходилось на долю кулаков, 88% всей купленной земли также принадлежала им.
О том, что реформа способствовала усилению кулацкой прослойки, свидетельствуют данные о продажах земли Крестьянским банком. За 1907—1915 годы он реализовал свыше 4 млн десятин, из них 3,25 млн были приобретены зажиточными крестьянами под хутора.
Итоги реформы расцениваются неоднозначно. В основных своих пунктах она потерпела неудачу. 3/4 крестьян остались в общине, менее половины кулацких хозяйств переселились на хутора и отруба, и их не удалось оторвать от крестьянского мира. Переселение же удалось организовать в таких размерах, которые не разрядили аграрного перенаселения в центре. Однако реформа способствовала дальнейшей капитализации и расслоению деревни, на что изначально она и нацеливалась. Кулачество в результате ее проведения укрепило свои экономические и социальные позиции и смогло обеспечить уже в 1915 г. половину товарной зерновой продукции России. Дала реформа и некоторое расширение капитализма в Сибири. Так что однозначно отрицательно рассматривать ее итоги нельзя.
Таким образом в целом можно говорить, что реформа в России не удалась. Тому были и политические, и социальные, и экономические причины. Столыпин просил для ее осуществления 20 лет покоя. У реформы же оказалось вдвое меньше времени, да и на ее протяжении покоя в России не было. Сам реформатор пал жертвой политического убийства. Важнейшей причиной неудачи являлись недостаток бюджетных ассигнований и плохая организация землеустроительных работ. Но основным фактором все же выступало противодействие самого крестьянства. Особенно оно усилилось в 1910—1914 годах под влиянием нового революционного подъема в стране. Только в 1910 г. были зарегистрированы 6275 выступлений и поджогов хуторян, всего же их на период 1908—1914 годов пришлось более 15 тысяч. Общинные традиции хозяйствования и коллективистская психология крестьян оставались самым серьезным препятствием на пути развития капитализма в России.
Период 1909—1913 годов в экономическом развитии характризуется подъемом промышленного производства и качественными структурными сдвигами в нем, так что некоторые ученые называют его вторым циклом интенсивной индустриализации России.
Индустриализация на этом этапе осуществлялась в условиях, отличных от первого этапа в 90-х годах. Новый подъем промышленности проходил после отмены в 1906 г. выкупных платежей крестьянами в период столыпинской реформы, когда несколько повысилась товарность и доходность крестьянских хозяйств. Кроме того, четыре года этого периода были урожайными (за исключением 1911 г.), на европейском рынке повысились цены на зерно (примерно на 1/3), что увеличило доходы от экспорта.
Опережающими темпами развивались отрасли группы «А», по этой причине доля группы «Б» снизилась с 60% в 1908 г. до 53% в 1913 г. В отраслях тяжелой промышленности повысился удельный вес металлической (металлообработка и машиностроение), химической и топливной отраслей промышленности. Несмотря на то что самую значительную долю в общем объеме промышленного производства занимала текстильная отрасль, ее доля сократилась. В России началось вытеснение паровых машин двигателями внуреннего сгорания и дизельными моторами, в этом процессе важную роль сыграло машиностроение. Формировалась новая подотрасль машиностроительного комплекса — электротехническая промышленность. На этом этапе государство для воздействия на промышленность использовало размещение казенных заказов, снизив размеры финансовой помощи из-за трудностей после войны с Японией. В 1913 г. объемы заказов достигли 679 млн рублей, или 25% расходной части бюджета.
Столыпинская аграрная реформа ускорила процессы пролетаризации деревни. Общая численность наемных рабочих в 1913 г. составляла 18 млн, в том числе около 3 млн фабрично-заводских. Основная их масса порвала все имущественные связи с деревней, не сохранив даже сельского дома. Однако все еще значительным оставался удельный вес сезонных рабочих, занятых только осенью и зимой. 2/3 фабрик и заводов России располагались в сельской местности. Решающим фактором такого их размещения был источник дешевой рабочей силы, а также рынок сбыта продукции. Завоеванием революции стало сокращение продолжительности рабочего дня в промышленности до 10 часов. Сократилась практика штрафов, шире стали использоваться премии. Высшая продолжительность труда в 1908—1914 годах сохранялась на мелких предприятиях, где превышала 11—11,5 часов.
Рост промышленного производства обусловил рост внешнего товарооборота, который в 1909—1913 годах увеличился в 1,5 раза. В экспорте преобладали продовольственные товары и сырье; хлеб составлял 40% общего вывоза. Из промышленных товаров вывозились ткани, нефть, сахар, металлы, но их доля была незначительной (10%). Российские монополии для завоевания внешних рынков использовали демпинг. Примером является продажа русского сахара в Лондоне по ценам в 3 раза ниже внутренних. Рельсы на иностранных рынках продавались на 25—30% дешевле, чем в России. Рельсы российского производства вывозились в Румынию, Италию, Данию, Южную Америку, Японию, даже Англию.
Российский
рынок оставался
Россия успешно проникала на рынок Ирана, оттесняя западноевропейских конкурентов. Накануне войны Россия обеспечивала 50% иранского импорта. Она имела хорошие позиции в Китае, Монголии, Афганистане, Турции.
Промышленный подъем предвоенных лет сопровождался новым подъемом железнодорожного строительства. С 1911 г. обеспечен заметный прирост новых железных дорог. Протяженность железных дорог в Российской империи (без Финляндии) дошла в 1913 г. до 70,5 тысячи км, грузооборот железных дорог за 1900—1913 годы вырос более чем вдвое.
Продолжалась концентрация банков. На 1 июля 1914 г. в России имелось 47 акционерных коммерческих банков (из них 13 — в Петербурге, 8 — в Москве, 26 — в провинции). В руках петербургских банков сосредоточивался 71% вкладов банковских учреждений страны.
Вырос
государственный долг в связи с расходами
на Русско-японскую войну, потерями бюджета,
связанными с первой российской революцией,
и увеличением их ввиду подготовки к Первой
мировой войне. В 1914 г. государственный
долг России достигал 10,5 млрд рублей. В
виде процентов по займам и дивидендов
было выплачено за 15 предвоенных лет иностранным
капиталистам около 5 млрд, что превышало
ввоз иностранных капиталов в Россию за
это время. В наибольшей мере Россия зависела
от кредиторов Франции и Англии, что сыграло
большую роль в оформлении Антанты.