Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 11:33, шпаргалка
1) Проблема образования Древнерусского гос-ва в ист. науке. Общественный строй Руси в IX-XII вв.
2) Удельная Русь: причины распада, сравнительная характеристика соц-полит моделей Новгород, Галицко-Волын., С-В земли.
3) Борьба Руси против иноземных нашествий в 13 в. Оценка монголо-татарского нашествия в исторической науке.
22) Экономическая
политика советской власти: военный
коммунизм, НЭП,
«Военный коммунизм». Социально-экономическая политика советской власти также претерпела существенные изменения в связи с необходимостью сконцентрировать все материальные и людские ресурсы для победы над врагами.
Деятельность комбедов до предела накалила обстановку в деревне. Во многих районах комбеды вступали в конфликты с местными Советами, стремясь узурпировать власть. В деревне «создалось двоевластие, приводившее к бесплодной растрате сил и путанице в отношениях», что вынужден был признать съезд комитетов бедноты Петроградской губернии, состоявшийся в начале ноября 1918 г.
2 декабря 1918 г. был обнародован декрет о роспуске комбедов. Это решение имело и политическую, и экономическую подоплеку.
11 января 1919 г. был издан декрет «О разверстке хлеба и фуража». Согласно этому декрету, государство заранее сообщало точную цифру своих потребностей в зерне. Затем это количество распределялось (разверстывалось) по губерниям, уездам, волостям и крестьянским дворам. Выполнение плана хлебозаготовок было обязательным. Причем продразверстка исходила не из возможностей крестьянских хозяйств, а из весьма условных «государственных потребностей», что на деле означало изъятие всех излишков хлеба, а зачастую и необходимых запасов. Новым элементом, по сравнению с политикой продовольственной диктатуры, являлось лишь то обстоятельство, что крестьяне заранее знали намерения государства, но и это было немаловажным фактором для крестьянской психологии. В 1920 г. продразверстка распространилась на картофель, овощи и другие сельскохозяйственные продукты.
В области промышленного производства был взят курс на ускоренную национализацию всех отраслей промышленности, а не только важнейших, как предусматривал декрет от 28 июля 1918 г.
Провозгласив лозунг «Кто не работает, тот не ест», советская власть ввела всеобщую трудовую повинность и трудовую мобилизацию населения для выполнения работ общегосударственного значения: лесозаготовительных, дорожных, строительных и т. д. Введение трудовой повинности повлияло на решение проблемы заработной платы. Первые эксперименты советской власти в этой области перечеркнула безудержная инфляция. Чтобы обеспечить существование рабочего, государство пыталось компенсировать зарплату «натурой», выдавая вместо денег продуктовый паек, талоны на питание в столовой, предметы первой необходимости. Затем была отменена плата за жилье, транспорт, коммунальные и прочие услуги. Государство, мобилизовав рабочего, почти полностью брало на себя его содержание.
Логическим продолжением экономической политики большевиков стало фактическое упразднение товарно-денежных отношений. Сначала была запрещена свободная продажа продовольствия, затем других товаров широкого потребления, которые распределялись государством в качестве натурализированной заработной платы. Однако, несмотря на все запреты, нелегальная рыночная торговля продолжала существовать. По различным подсчетам, государство распределяло лишь 30—45 % реального потребления. Все остальное приобреталось на «черных рынках», обменивалось у «мешочников» — нелегальных продавцов продовольствия.
Подобная политика потребовала
создания специальных
Вся совокупность этих чрезвычайных мер получила название политики «военного коммунизма». «Военного» — потому, что политика эта была подчинена единственной цели — сконцентрировать все силы для военной победы над своими политическими противниками, «коммунизма» — потому, что предпринимаемые большевиками меры удивительным образом совпадали с марксистским прогнозом некоторых социально-экономических черт будущего коммунистического общества.
Переход к нэпу. Переход к нэпу — новой экономической политике (такое название закрепилось за системой экономических мероприятий, сменившей политику «военного коммунизма» и являвшейся, до известной степени, ее противоположностью) — был провозглашен В. И. Лениным в марте 1921 г. на Х съезде РКП (б).
Первым шагом новой экономической политики стала отмена продразверстки. Вместо нее вводился натуральный налог, который, во-первых, был вдвое меньше разверстки и, во-вторых, объявлялся заранее (накануне посевной). Он не мог быть увеличен в течение года. Все излишки, оставшиеся после внесения налога, поступали в распоряжение крестьян. Это создавало материальный стимул для увеличения производства сельскохозяйственной продукции. Но чтобы этот стимул заработал, большевикам пришлось вернуться к свободе торговли.
Коренные изменения произошли и в области промышленного производства. Прежде всего был отменен декрет о поголовной национализации промышленности. Теперь мелкие и даже часть средних предприятий вновь передавались в частные руки. А некоторые крупные промышленные предприятия разрешалось брать в аренду частным лицам. Допускалось также создание концессий с привлечением иностранного капитала, смешанных акционерных обществ и совместных предприятий.
Все эти «новшества» потребовали отмены принудительного труда и введения рынка рабочей силы, реформирования системы заработной платы (была введена тарифная система оплаты труда). Была проведена денежная реформа, итогом которой стало введение в стране твердой денежной единицы, обеспеченной золотом,— «золотого червонца», который высоко ценился на мировом валютном рынке. По своему номиналу советский червонец был выше английского фунта стерлингов и равнялся 5 долларам 14,5 центам США.
Вместе с тем значительная часть промышленности, вся внешняя торговля оставались в руках государства, или, как говорили большевики, они сохранили за собой «командные высоты в экономике». Декретами Совнаркома в 1923 г. были определены новая структура и устав государственных промышленных предприятий (трестов) и государственной торговли (синдикатов). Они получили большую хозяйственную самостоятельность, их деятельность строилась на принципах хозрасчета и самоокупаемости.
Наиболее быстро приспособились к нэпу мелкая промышленность, розничная торговля и деревня. Более медленными темпами шло восстановление тяжелой промышленности. Но внедрение хозрасчета, материальной заинтересованности, реабилитация понятия прибыли все же дали свои плоды.
После страшной засухи 1921 г. и голодного 1922 г. сельское хозяйство стало постепенно увеличивать свои объемы. Несмотря на частые кризисные явления, динамично развивалось и промышленное производство. К 1928 г. страна по основным экономическим показателям, в том числе и по национальному доходу, достигла довоенного уровня. Это создало условия для некоторого улучшения материального положения рабочих, крестьян, служащих. И все же в целом ощущалась резкая нехватка промышленных товаров, что приводило к увеличению цен, а это, в свою очередь, тормозило рост жизненного уровня всех категорий населения. Серьезной проблемой была безработица. Жилищный вопрос, несмотря на проводимые в первые революционные годы «уплотнения буржуазии», не только не был решен, но и еще больше обострился.
Настоящим бедствием для страны было аграрное перенаселение: в деревне существовала многомиллионная масса «лишнего» населения, с трудом сводившего концы с концами. Огромное количество таких людей в поисках лучшей доли устремлялось в города, пополняя и без того плотные ряды городских безработных.
Все эти серьезные проблемы
свидетельствовали о
Часть интеллигенции, не разделявшей
большевистских взглядов, увидела в
нэпе признание большевиками того факта,
что Россия не готова к быстрому
прыжку в коммунизм. Она рассматривала
нэп как возвращение к исходной
точке эволюционного развития российского
общества и считала, что логическим
следствием экономической либерализации
должна стать либерализация
Более сложным было отношение к нэпу среди сторонников большевиков. Многими из них, особенно воспитанными на бескомпромиссных лозунгах времен гражданской войны и «военного коммунизма», нэп был воспринят как измена идеалам Октябрьской революции. За что боролись, зачем проливали свою кровь, если бал в стране снова правят буржуи? Пессимизм и разочарование охватили определенную часть партийных рядов. Почти во всех парторганизациях наблюдались случаи выхода из РКП (б) из-за несогласия с политикой нэпа.
Поэтому нэп не только включал в себя комплекс определенных экономических мероприятий, призванных стабилизировать внутреннее положение в стране, он затронул и политическую сферу. И если либеральная логика неизбежно выводила формулу—экономическая либерализация равна или, во всяком случае, стремится к политической либерализации, то логика радикального большевизма представляла этот процесс несколько иначе — экономический плюрализм должен компенсироваться ужесточением политического и экономического режима, иначе нэп приведет не к социализму, а повернет страну на старые рельсы.
Индустриализация. Первые пятилетки. Проблемы индустриализации в качестве первоочередной задачи развития советской экономики были поставлены в конце 1925 г. Тогда же были определены и ее основные цели:
— ликвидация технико-экономической отсталости страны;
— достижение экономической независимости;
— создание мощной оборонной промышленности;
— первоочередное развитие базовых отраслей промышленности (топливной, металлургической, химической, машиностроения).
Выполнение этих задач
тормозилось отсутствием
В 1927 г. советские экономисты приступили к разработке первого пятилетнего плана, который должен был предусмотреть комплексное развитие всех районов и использование всех ресурсов для индустриализации страны.
Когда этот план был составлен (причем в двух вариантах — базовом и оптимальном), Сталин собственноручно скорректировал его, подняв все плановые показатели на головокружительную высоту. Но и это казалось ему недостаточным. В декабре 1929 г. на съезде ударников был выдвинут лозунг: «Пятилетку в четыре года!» Масштабность задач и крайняя лимитированность всех средств заставляли усиливать централизованное планирование, жестко регламентировать задания, ресурсы для их выполнения, формы оплаты труда, режим работы. Эти же обстоятельства диктовали тактику индустриального рывка. Для выполнения сталинских планов требовалось огромное количество рабочей силы. В короткий срок была ликвидирована безработица. В 1930 г. в СССР была закрыта последняя биржа труда.
Главным источником средств, пошедших на осуществление первой пятилетки, были «внутренние накопления», полученные прежде всего за счет «потребительского аскетизма» населения. Из страны интенсивно вывозилось сырье, продовольствие — хлеб, масло, сахар, потребление которых собственным населением было резко ограничено. Вывозили нефть, золото, лес, распродавались сокровища русских музеев.
И хотя задания первой пятилетки не были выполнены, в 1928—1932 гг. сделан значительный шаг в области индустриализации страны.
Выполнение заданий второго пятилетнего плана (1933— 1937 гг.) превратило страну из аграрной в мощную индустриальную державу, экономически независимую от других стран. Намеченный Сталиным 10-летний срок страна, путем неимоверных усилий и лишений, все-таки «пробежала», обогнав по своей индустриальной мощи крупнейшие государства Европы.
Коллективизация: начало. Осуществление грандиозной индустриализации требовало коренной перестройки аграрного сектора. В западных странах аграрная революция, т.е. система совершенствования сельскохозяйственного производства, предшествовала революции промышленной, а потому в целом было легче снабжать продуктами городское население. В СССР оба эти процесса приходилось осуществлять одновременно. При этом деревня рассматривалась не только как источник продовольствия, но и как важнейший канал пополнения финансовых ресурсов для нужд индустриализации.
8 конце декабря 1929 г. Сталин объявил о конце нэпа и переходе к политике «ликвидации кулачества как класса».
Раскулачивание. В деревне происходили два взаимосвязанных насильственных процесса: создание колхозов и раскулачивание. Ликвидация кулацких хозяйств имела своей целью прежде всего обеспечение коллективным хозяйствам материальной базы.. Их имущество передано колхозам.
Ликвидация кулаков, лишая
деревню наиболее предприимчивых, наиболее
независимых крестьян, подрывала
дух сопротивления. Кроме того, судьба
раскулаченных должна была послужить
примером остальным, тем, кто не желал
добровольно идти в колхоз. Кулаков
выселяли с семьями, грудными детьми,
стариками. В холодных, нетопленых вагонах,
с минимальным количеством
Вместе с тем власти
не дали точного определения, кого считать
кулаками. В общепринятом смысле кулаком
считался тот, кто использовал наемный
труд, но в кулаки могли зачислить
и тех, кто имел две коровы, или
две лошади, или хороший дом. Каждый
район получил норму