Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 19:09, курсовая работа
Законность как принцип деятельности всех субъектов права и как одно из непременных условий существования правового государства подразумевает строгое и неукоснительное соблюдение в общественной практике действующего законодательства. Признано также, что законы и другие правовые акты должны соответствовать Конституции как Основному Закону страны
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ- ОСНОВНОЙ ЗАКОН ГОСУДАРСТВА……………………………………….
§1. Конституция как основа законности в Российской Федерации…………..
§2. Доктринальное значение Российской конституции. ………………………
§3. Конституция Российской Федерации и правосудие……………………….
ГЛАВА 2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…….25
§1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………………………………………………25
§2. УКРЕПЛЕНИЕ ПРАВОВЫХ ОСНОВ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
ОРГАНАМИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВОСУДИЯ……………………41
ГЛАВА 3. ПРАВОВАЯ ПОЗИЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ……………………………………………55
§1.ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВЫХ ПОЗИЦИЙ
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………55
§2.КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД В СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ:
ОБЩНОСТЬ ЗАДАЧ ПРАВОСУДИЯ И РАЗЛИЧИЯ В ИХ РЕШЕНИИ…62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………74
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………
Не случайно в статье 2 Конституции РФ содержится исключительная и абсолютная характеристика: "человек, его права и свободы являются высшей ценностью". По всей видимости, этот принцип основ конституционного строя определенным образом возвышается среди других конституционных принципов, не говоря уже о том, что никакие другие положения Конституции РФ не могут противоречить этому основополагающему принципу в основах конституционного строя (ч. 2 ст. 16 Конституции РФ).
Обратим внимание на то, что все цели конституционного правосудия представляют собой конституционно-правовое положение из главы первой Конституции РФ - из главы, содержащей положения, составляющие основы конституционного строя Российской Федерации. Только поэтому на первом месте в перечне целей стоит защита основ конституционного строя. Защита основных прав и свобод, являющихся "высшей ценностью", как это установлено основами конституционного строя, является основной обязанностью Российской Федерации.
Положения главы первой Конституции представляют, "собственно конституционные нормы", "нормы-принципы". Кроме них конституции содержат "юридические правила", которые регулируют, в частности, состав и функционирование конституционных органов. Но только "собственно конституционные "нормы-принципы" выполняют "собственно конституционную функцию", а именно формируют условия жизни общества.
Именно эти конституционные положения при том, что в Конституции провозглашено, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, в своей совокупности характеризуют Конституцию как основной нормативный мировоззренческий документ, представляющий собой политико-правовую идеологию ее "отцов-основателей". Конституционные нормы-принципы в отличие от конституционных положений, содержащих "юридические правила", являются "наиболее подверженными толкованию". При этом, текстуальный анализ норм-принципов дает немного.
При этом понятия могут оставаться неизменными, однако представления о них могут меняться, подчас весьма существенным образом. Когда общество переживает период ломки сложившихся представлений о нормативном содержании конституционных норм-принципов, необходимо помнить, что в океане бушующих страстей, связанных с их трансформацией, приспособлением к развивающимся общественным отношениям, порой бывает и страшно, и опасно, но на берегу есть маяки, и это высшая ценность конституции - права человека.
Конституционные принципы в силу своей лаконичности воплощают в себе дух и смысл конституции. Именно поэтому они создают возможность адаптировать конкретные конституционные нормы к постоянно изменяющимся условиям общественной жизни. "Буква" конституционного права - это его конкретные нормы, дух его - в нормах-принципах.
Итак, конституционные нормы-принципы в большей степени, чем конкретные конституционные нормы, подвержены трансформации в процессе истолкования. Этим обеспечивается динамизм в развитии конституционного права. Сам по себе конституционный текст, и в том числе текст тех норм конституции, которые содержат нормы-принципы, метафизичен. Но тогда чем же обеспечивается трансформация конституционного права, его диалектичность? Нормы-принципы оперируют понятиями, которые носят предельно абстрактный характер (правовое или социальное государство, демократия, соразмерное ограничение основных прав и т.д.).
Представления о конституционных принципах достаточно эластичны. Однако это не флюгер, который меняет направление в зависимости от направления ветра. Устойчивость в представлениях о конституционных принципах должна обеспечиваться, в частности, путем выявления объективной природы каждого конституционного принципа. Конституционное право не обладает такой длительной историей, как право гражданское, которое содержит значительное количество правовых принципов, отражающих объективные закономерности развития имущественных отношений. Законодатель любой страны должен считаться с этими объективными закономерностями. Но и конституционное право с помощью норм-принципов демонстрирует объективные закономерности функционирования государственной власти и общества.
Изменение представлений о конституционных принципах является результатом конституционной политики, осуществляемой всеми высшими органами государства.
В соответствии с частью 3 статьи 80 Конституции РФ Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней политики государства. Конституционная политика является частью внутренней политики государства. Однако в силу статьи 125 Конституции РФ монопольным правом окончательного толкования Конституции РФ обладает Конституционный Суд РФ, который при осуществлении правосудия в форме конституционного судопроизводства самостоятелен (второе предложение ст. 10, ст. 118, ч. 1 и 2, ст. 120, ч. 1, ст. 125 Конституции РФ). Роль Конституционного Суда РФ в формировании очертаний конституционной политики трудно принизить.
Рассматривая вопросы о проверке конституционности юридических норм, воплощающих в себе результаты важных политических решений, Конституционный Суд РФ должен давать им оценку с учетом прежде всего конституционных принципов, порой уточняя или даже изменяя представления о них. И, таким образом, Конституционный Суд РФ оказывается не просто причастным, он является активным участником конституционной политики.
При этом Суд нередко сталкивается с тем, что возникают противоречия между представлениями о различных конституционных принципах, да и конституционные принципы могут быть внутренне противоречивы (достаточно вспомнить про конституционный принцип справедливости, упоминание о котором можно обнаружить в шестом абзаце преамбулы Конституции РФ).
Противоречивость конституционных принципов является рефлексией как противоречивой природы устремлений человека, так и тех многочисленных противоречий, которые составляют "ткань" современной общественной жизни. Например, чего ждет человек от правосудия? Казалось бы, законного, справедливого, правосудного судебного акта. И эту потребность человека выражает Конституция РФ (ч. 2 ст. 15, ч. 1 ст. 120). Но человек хочет и милосердия! В преамбуле говорится о "вере в добро и справедливость", и, исходя из этой противоположной по направленности устремленности человека, в Конституции РФ предусмотрено специальное полномочие Президента РФ осуществлять помилование (п. "в" ст. 89), аннигилирующее, между прочим, вполне законный, правосудный и справедливый судебный акт. Более того, милосердие может быть проявлено государством в гораздо более широком масштабе путем объявления Государственной Думой амнистии (п. "е" ч. 1 ст. 103 Конституции РФ).
Разные социальные группы общества, естественно, имеют различные цели и законные интересы. Экономическая свобода, являющаяся конституционным принципом (ч. 1 ст. 8), выражает интересы прежде всего экономически активного населения, обладающего интеллектуальными способностями и имуществом для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34 Конституции РФ). Однако общество состоит и из инвалидов и пожилых граждан, и в государственной поддержке, кроме них, нуждаются семья, материнство, отцовство и детство (ч. 2 ст. 7 Конституции РФ).
Конституционный принцип социального государства, политика которого должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, отражает устремление достаточно большой группы населения страны. Понятно, что, учитывая эти устремления, государство, путем взимания налогов, вынуждено ограничивать экономическую свободу, осуществлять перераспределение национального продукта внутри общества. Народ, утверждая права и свободы человека и гражданина, нуждается в "гражданском мире и согласии" (абзац 3 преамбулы Конституции РФ).
Взаимосогласование противоречивых конституционных принципов, осуществляемое Конституционным Судом РФ в процессе рассмотрения дел, толкование Конституции РФ являются основным содержанием конституционной политики, имеющей своей целью утверждение гражданского мира и согласия. Поневоле вспоминается изречение Наполеона, который говорил, что судьи так много делают для общественного согласия, что никакие почести для них не кажутся непомерными.
Поиск баланса, взаимосогласование конституционных принципов - вот чем обычно занимается конституционный суд, вырабатывая правила их уравновешивания, поскольку все конституционные принципы равноценны, и между ними, как правило, нет иерархии.
В основе идеи уравновешивания, и в том числе конституционных принципов, лежит рационализм, который не является абсолютным. Это относительный рационализм. Релятивизм в конституционном толковании означает, что: а) все конституционные принципы должны сосуществовать; б) лучшим способом их сосуществования является такое истолкование одного конституционного принципа, когда новые представления о нем позволяют усилить регулятивный эффект от другого (других) конституционного принципа; в) возможно не только уравновешивание двух конституционных принципов, но и усиление значения, "возвеличивание" одного из них в какой-то период времени.
Релятивизм как методологическая основа конституционного истолкования позволяет рассматривать конституционные принципы как очень гибкие (эластичные), что не противоречит идее о необходимости придания конституциям необходимой "жесткости".
Эластичность представлений о конституционных принципах позволяет вступать в ходе конституционной политики в определенные циклы. Так, например, последнее десятилетие XX в. - это был цикл, в рамках которого в России происходило усиление конституционного принципа экономической свободы. Возникла потребность в появлении новых производительных сил, в усилении частной собственности. При этом происходило определенное ущемление принципа социального государства. Оно не преодолено и сейчас. Однако с 2002 г. наблюдается некоторое усиление указанного принципа.
В какой-то период истории может иметь место актуализация одного или двух конституционных принципов из основ конституционного строя в виде возрастания потребности в их применении. На наш взгляд, в настоящее время самого пристального внимания и изучения заслуживают принципы правового и социального государства. Правовая государственность - это приверженность требованиям верховенства права, это решительный отказ бороться даже с незаконными и антиобщественными проявлениями незаконными методами. Идея правового государства содержит в себе простую житейскую мудрость - если органы государства позволяют себе жизнь по "понятиям", то граждане воспринимают это как негласный призыв к вседозволенности. А поэтому концепция сильного правового государства означает жить строго в рамках формального права. Соблюдать законы выгодно для граждан, но в большей степени для государства.
Не все благополучно и с реализацией нормативных требований, составляющих содержание конституционного принципа социального государства. В сфере правового регулирования политических прав в последние годы наблюдается тенденция к централизации и унификации. Однако в силу принятия Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О монетизации льгот" большой объем полномочий по социальной защите граждан был, наоборот, передан субъектам РФ и муниципальным образованиям. Децентрализация правового регулирования привела к существенной дифференциации правового регулирования, при котором размер предоставляемой социальной защиты по одной и той же категории граждан (например, квалифицированным специалистам, проживающим в сельской местности) согласно законам разных субъектов РФ различается в разы.
Конституционные социальные права в системной связи с конституционным принципом равенства означают, что каждый нуждающийся в социальной поддержке имеет равную с другими, независящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности (п. 2.1 мотивировочной части Постановления КС РФ от 15 мая 2006 г. N 5-П).
Эластичность представлений о конституционных принципах позволяет конкурировать на арене различным политическим силам, социальным и территориальным группам населения, не меняя конституционного текста. Некоторая неопределенность, непредсказуемость, тайна в нормативном содержании конституционных принципов, релятивизм в процессе конституционного толкования являются, таким образом, не недостатками, снижающими демократическую легитимацию конституционной юстиции, а, наоборот, способом создания условий для конкуренции различных политических, социальных сил.
Конституционные принципы - это важнейший инструмент согласования, приведения к общему знаменателю интересов и воли различных групп общества.
Сущностная же характеристика Конституции в этом случае проявляется в том, что она (Конституция) является юридически узаконенным балансом интересов всех социальных групп общества, мерой достигнутого в обществе и государстве баланса между властью и свободой. Уже поэтому в юридическом плане Конституция есть политико-правовое порождение наиболее значимых социальных противоречий, выражающих в том числе взаимоотношения между личностью, обществом и государством, свободой и властью. Конституция как Основной Закон государства призвана отражать на правовом уровне соответствующие противоречия и, по мере возможности, способствовать их разрешению с помощью специфического, юридико-правового конституционного инструментария воздействия на различные сферы общественных отношений.
В первом абзаце статьи 3 Федерального конституционного закона о Конституционном Суде РФ цель конституционного правосудия, казалось бы, ограничивается только защитой основных прав и свобод человека и гражданина. Однако в системной связи с положением второго предложения статьи 2 Конституции РФ целью Конституционного Суда РФ в равной степени можно считать и признание прав и свобод человека и гражданина. Концепция прав и свобод человека и гражданина, опирающаяся на положения глав 1 и 2 Конституции РФ, предполагает, что перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 55 Конституции РФ).
Обратим внимание на то, что положение части 1 статьи 55 позволяет утверждать, что Конституция РФ - это не только Основной Закон, но и кодифицированный акт, поскольку именно в кодексах содержатся специальные правила толкования отраслевых и применения правовых норм (ст. 5, 431 ГК РФ, п. 7 ст. 3 НК РФ, ст. 3 УК РФ, ст. 7 УПК РФ и т.д.). Правила толкования и применения норм имеют много общего и вместе с тем обладают существенными отраслевыми отличиями, позволяющими высказать гипотезу о том, что они являются наряду с предметом отрасли права и методом правового регулирования, субсидиарным критерием разграничения отраслей права.