Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2015 в 14:53, дипломная работа
Цель исследования: изучить особенности Я-концепции у конфликтных личностей.
Анализ теоретических и практических аспектов изучаемой проблемы позволил сформулировать гипотезы исследования.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме Я-концепции и конфликтного поведения личности.
2. Провести психодиагностическое исследование структуры Я-концепции и конфликтности личности.
3. Провести сравнительный анализ компонентов Я-концепции групп с различным уровнем противоборства и сотрудничества.
4. Провести сравнительный анализ компонентов Я-концепции между группами с различным уровнем физической, вербальной агрессивности.
Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы Я-концепции конфликтных личностей………………………………………………………………………………6
1. 1. Самосознание и Я- концепции в психологии…………………………………...6
1.2. Структура Я-концепции………………………………………………………….17
1.3. Проблематика конфликтности личности в психологии………………………..30
Вывод к главе 1……………………………………………………………………….68
Глава 2. Эмпирическое исследование Я-концепции у конфликтных личностей …………………………………………………………………………….70
2.1. Теоретико-методологические основания и краткая характеристика методик исследования…………………………………………………………………………..70
2.2. Анализ компонентов Я-концепции у групп с различным уровнем противоборства и сотрудничества…………………………………………………...76
2.3. Анализ компонентов Я-концепции у групп с различным уровнем косвенной агрессивности………………………………………………………………………….79
Вывод к главе 2……………………………………………………………………….81
Заключение…………………………………………………………………………...82
Библиография………………………………………………………………………..83
Приложение…………………………………………………………………………..
1.2. Структура Я-концепции
Интерес к Я, к осознанию человеком того, что он есть, возник в философии и долгое время находился в её компетенции. Предметом собственно психологических концепций проблема Я, самосознания становится лишь во второй половине XIX века. В истории философии и психологии высказаны различные точки зрения о природе «Я». Единого понимания этого феномена нет и сегодня. К этому понятию обращались многие отечественные и зарубежные авторы: Ананьев, И.С. Кон, А.А. Налчаджан, В.В. Столин, С.Р. Пантилеев, С. Л. Рубинштейн, Е.Т. Соколова, А.Г. Спиркин, И.И. Чеснокова, Т. Шибутани. У. Джеймс, К. Роджерс, Р. Берне, Г. Олпорт, 3. Фрейд, К. Хорни, Э. Эриксон, М. Кун и др.
У. Джеймс первый предложил понятие Я-концепции в XIX веке. Он предложил различать рефлексивное (познающее) и эмпирическое (познаваемое) в структуре «Я» так, как различаются процесс и результат. Результат процесса самопознания является, собственно, Я-концепцией. Самосознание является как бы двойственным – частью познаваемым и частью познающим, частью объектом и частью субъектом; в нем надо различать две стороны, из которых одну У. Джеймс предложил называть - личностью, а другую – «Я». Он имел ввиду «две стороны», а не «две обособленные сущности» так, как должны признавать тождество нашей личности и нашего «Я». [30] Это одна из первых попыток выделить социальный фактор в осознании себя личностью. [30]
В первой половине XX в. возникают такие концепции человеческого Я, самосознания, которые пытаются найти выходы в решении практических вопросов — лечении психических заболеваний, психотерапии и др. В первые десятилетия XX века распространенной становится психоаналитическая концепция З. Фрейда. Психоаналитический подход к понятию «Я» понимается, как представление о связной организации душевных процессов в одной личности, центр, регулирующий процессы сознательной адаптации. Это «Я» связано с сознанием, оно господствует над побуждениями к движению, т. е. к разрядке возбуждений во внешний мир. 3. Фрейд говорил о соотношении трёх компонентов: ид, эго и супер-эго, или: оно, Я, сверх-Я. Подметив немаловажную роль бессознательных, импульсивных влечений в психической деятельности, З. Фрейд отвёл самосознанию и сознанию второстепенное место во взаимодействии этих двух сфер психики [62,60,19,72]. К. Хорни говорит о реальной самости, о Я-реальном человека, как о центральной внутренней силе, общей всем людям и всё же неповторимой и уникальной, как о глубинном источнике его роста по направлению к самореализации[68,72]. В аналитической психологии К. Юнга целостность и единство «Я», символически выражаются в завершённости фигур вроде мандалы, можно обнаружить в снах, фантазиях, мифах, в религиозном и мистическом опыте. «Я» или «самость» психологическое понятие, которое выражает неразличимую нами сущность, непостижимую для нас, так как она превосходит возможности нашего постижения. Её К. Юнг называет «богом в нас». В этой точке зарождаются начала всей нашей душевной жизни, в ней сходятся все высшие и последние цели. К. Юнг полагал, что достижение зрелого «Я» требует постоянства, настойчивости, интеллекта, и большого жизненного опыта.
Экзистенциальная, или гуманистическая психология выдвигает на первый план проблему «подлинного Я». [62] К. Роджерс определил Я-концепцию как «организованный, последовательно концептуальный гештальт, составленный из восприятий свойств «Я», или «меня» и восприятий взаимоотношений «Я» или «меня» с другими людьми и с различными аспектами жизни, а также ценности, связанные с этими восприятиями. Это гештальт, который доступен осознаванию, хотя не обязательно осознаваемый». Таким образом, по К. Роджерсу «Я» – это дифференцированная часть феноменального поля, или поля восприятия человека (определённого как всеобщность переживаемого), которая состоит из осознанного восприятия и ценностей «Я». Я-концепция — означает концепцию человека о том, что он собой представляет. Я-концепция отражает те характеристики, которые человек воспринимает как часть себя. Для примера, человек может воспринимать себя так: «Я умный, любящий, честный, внимательный и привлекательный». С точки зрения феноменологического направления, Я-концепция часто отражает то, как мы видим себя в связи с различными ролями, которые мы играем в жизни. Эти ролевые образы формируются в результате все более усложняющихся транзакций между людьми. Следовательно, Я-концепция может включать некий набор образов «Я» – родителя, супруга, студента, служащего, руководителя, спортсмена, музыканта и артиста. Легко заметить, что «Я» человека может состоять из наборов восприятия, отражающих многие специфические «роли» в различных жизненных контекстах [12,13]. М. Боуэн, используя термины гуманистической психологии «внутреннее Я» и «сущность» как синонимы, пишет: «Изменение личности в процессе психотерапии является результатом нашего контакта с нашей собственной сущностью, следствием успокоения и укрепления неконтролируемого рассудка, посредством чего мы можем почувствовать наше внутреннее «Я» и действовать с опорой на этот источник силы и мудрости».
Представитель диспозиционной теории личности Гордон Олпорт вводит понятие проприума – позитивного, творческого, стремящегося к росту, развивающегося свойства человеческой природы. Проприум – это «самость», «Я» человека. Это некая организующая и объединяющая сила, назначение которой – формирование зрелости человеческой жизни. По мнению Олпорта, зрелый человек имеет широкие границы «Я». Зрелые индивидуумы могут посмотреть на себя «со стороны». Они участвуют в трудовых, семейных, социальных отношениях, имеют хобби, интересуются политическими и религиозными вопросами и всем, что они считают значимым. Зрелый человек демонстрирует самопринятие, реалистические притязания, способность к самопознанию[58].
Р. Бернс определил Я-концепцию как совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции предложил называть образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называет самооценкой или принятием себя. Я-концепция по Бернсу, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем [14].
М. Кун и Т. Макпартлэнд считают, что объективный (более непосредственный социально-связанный) компонент Я-концепции является её более выраженным компонентом. То есть объективные социально подкрепляемые установки находятся наверху иерархии установок на себя. С другой стороны, люди довольно существенно различаются по количеству субъективных и объективных компонентов, содержащихся в Я-концепции [45].
Современный этап исследований Я-концепции связан с различением процесса самосознания (Я-субъект) и его продукта (Я-объект), который получил название Я-концепции [59].
По С.Л. Рубинштейну, «Я» — это действующее «лицо». Его выделение связано с различением процесса («что-то происходит» в форме безличного предложения) и деятельности (данный человек что-то делает). Второе связано с человеческим произвольным действием, т.е. действием, сознательно управляемым. В качестве субъекта познания (сознательной специальной теоретической деятельности) человек выступает вторично; первично он — субъект действия, практической деятельности. То есть «Я» - человек, обладающий сознанием, наделённый сознанием, точнее, человек как сознательное существо, осознающий мир, других людей, самого себя [64].
Т. Шибутани рассматривал Я-концепцию с точки зрения бихевиорального подхода как способ поведения. Я-концепция может рассматриваться как устойчивое взаимоотношение между человеком как действующим агентом и тем, как он постоянно ощущает себя. Концепция самого себя проявляется у человека в характерных способах, которыми он расположен, действовать по отношению к самому себе. Я-концепция, по мнению Т. Шибутани, уникальна для каждого человека и может быть обнаружена путём изучения устойчивой ориентации человека к действиям в отношении самого себя. Т. Шибутани предложил 5 основных критериев, которые, по мнению социальных психологов, отмечают различия Я- концепций у разных людей: степень интеграции, уровень осознания, стабильность, самооценка, степень согласия. По Т. Шибутани, предпосылкой формирования единой Я-концепции служит непрерывность опыта человека и видение себя, выходя за пределы частных точек зрения всех групп, в которые он был вовлечён. Благодаря устойчивым реакциям других людей у него вырабатывается чувство своей определённости и его Я-концепция поддерживается и подкрепляется постоянством этих ожидаемых реакций [82].
В.В. Столин вслед за А.Н. Леонтьевым рассматривает понятие личностный смысл, который обязан своим происхождением процессам, происходящим вне сознания субъекта. Он возникает в процессе жизнедеятельности, отражает отношение целей и обстоятельств совершения действий к мотивам деятельности. В структуре сознания личностный смысл вступает в новые связи – в связи с другими составляющими сознания – и выражает себя в значениях и эмоциональных переживаниях. «Я», рассматриваемое действующим субъектом как условие самореализации, также приобретает личностный смысл. Таким образом, смысл «Я» по В.В. Столину порождается как отношение к мотиву или цели релевантных их достижению качеств субъекта и оформляется в самосознании в значениях (когнитивный аспект) и эмоциональных переживаниях (эмоциональный аспект). Таким образом, смысл «Я» – единица самосознания и содержит: когнитивную, эмоциональную, отношенческую компоненты, связан с активностью субъекта, происходящей вне сознания, то есть социальной деятельностью [74].
И.С. Кон разграничивает действующее, активное, экзистенциальное Я, т. е. регулятивное начало и организующий принцип психики и рефлексивное, феноменальное, категориальное Я, т. е. представление индивида о самом себе, образ Я, существующий в его самосознании. Автор указывает на то, что в зависимости от того, к какой отрасли относится исследование, к психологии личности, общей психологии, психофизиологии, социальной психологии, меняется и подход к пониманию «Я»[39]. Д.А. Леонтьев определил «Я» как форму переживания человеком своей личности, в которой личность открывается сама себе. Концепция может означать: понимание, система, трактовка каких-либо явлений, руководящая идея для освещения [50].
И.И. Чеснокова, опираясь на достижения психологической науки, сформулировала определение самосознания, как особо сложного процесса опосредованного познания себя, развёрнутый во времени, связанный с движением от единичных ситуативных образов через интеграцию подобных многочисленных образов в целостное образование — в понятие своего собственного Я как субъекта, отличного от других субъектов [79]. Обобщённую схему структуры Я-концепции предложил А.А. Налчаджан. Автор считает, что, являясь центральной инстанцией личности, «Я» обладает самосознанием или Я-концепцией (представлением, совокупностью знании о себе). Я-концепция является общей структурой самосознания, принадлежащей «Я». Она окружает сферу «Я» и, в свою очередь состоит из тесно взаимосвязанных подструктур или относительно устойчивых Я-образов. Эти устойчивые Я-образы получили в психологической литературе названия «актуальное Я», «реальное Я», «идеальное Я» и т.п. Личность проявляет свою активность в различных, преимущественно социальных ситуациях. Активность ее самосознания выражается в виде ситуативных (оперативных и динамичных) Я-образов, которые «окружают» центральное «Я» и его Я- концепцию. Эти динамичные и в значительной мере осознанные Я-образы являются актуально осознаваемыми частями Я-концепции, её различных подструктур (устойчивых Я-образов). Они входят в состав «потока психики» (в частности, «потока сознания») и нередко, в зависимости от быстроты изменения внешних ситуаций, быстро сменяют друг друга. Таким образом, психика человека в бодрствующем состоянии гибко реагирует на ситуативные изменения среды. Следующий слой структуры личности составляют её психические качества и свойства, её черты и их комплексы, составляющие характер и отчасти темперамент, способности, и т.п. Налчаджан рассматривает Я-концепцию как результат социализации и социально-психологической адаптации личности к типичным результатам её жизнедеятельности. Особенности Я-концепции и её отдельных подструктур (относительно устойчивых Я-образов) являются показателями того, как адаптирована личность к социальным условиям своего существования. В структуре различных личностей могут существовать как адаптивные, так и дезадаптивные Я-концепции и их подструктуры [12].
Таким образом, Я-концепция играет важную роль в регуляции поведения, включает когнитивный и эмоциональный компоненты. Зрелая личность обладает целостной Я-концепцией, способной развиваться в течение всей жизни. Анализируя целый спектр взглядов на Я-концепцию, мы в качестве рабочего принимаем определение Я-концепции, которое даёт А.А. Реан: «...это целостный образ собственного Я, представляющий собой относительно устойчивую, в большей или меньшей степени осознаваемую систему представлений человека о самом себе».
Многие психологи, прикасающиеся к теме «Я», подчеркивают его полимодальность. Выделяют следующие модальности «Я»:
реальное, истинное Я (какой Я есть сейчас). Р. Мэй считал, что отыскать своё истинное Я можно только соединив сознательное «Я» с различными уровнями подсознания. По Р. Мэю истинное «Я» охватывает глубины человеческого разума, проникая далеко за пределы обыденного сознания, которое как кривое зеркало способно дать искажённое изображение истинного «Я». Задачу консультирования Р. Мэй видел в том, чтобы помочь клиенту обрести своё истинное «Я» и найти в себе мужество стать этим «Я» [57]. По Э. Фромму, любовь, как особая форма человеческих отношений, позволяет человеку обрести подлинное «Я». Э. Фромм пишет, что процесс растущего обособления индивида от первоначальных связей – индивидуализация (процесс усиления и развития его личности, его собственного «Я»). По А.А. Налчаджану, в структуру реального Я включено то, каким человек кажется себе в действительности в данный момент. Развитая человеческая личность имеет систему представлений о себе, которые она считает соответствующими реальности. Это система приписываемых себе в данный момент ее жизни качеств. А.А. Налчаджан имеет ввиду приписываемые свойства, поскольку представления человека о своих физических и особенно психических качествах не всегда точно отражают его реальные качества. Тем не менее, представление человека о том, каким он является в данный отрезок своей жизни (его «реальное Я» или, точнее говоря, его актуальный, относительно устойчивый Я-образ), играет огромную роль в его жизнедеятельности: мотивирует его активность, детерминирует выбор ближайших целей и уровень притязаний, определяет особенности его общения с людьми, выбор адаптивных механизмов и стратегии и т. д. [59] Настоящее Я участвует в адаптации личности к актуальным социальным ситуациям, но если ситуации меняются, то и настоящее Я претерпевает некоторые изменения, обеспечивающие гибкое реагирование и регулирование поведения и, тем самым, адаптацию личности.
идеальное Я (каким Я хочу стать). По Роджерсу, Я-идеальное отражает те атрибуты, которые человек хотел бы иметь, но пока не имеет. Это «Я», которое больше всего человек ценит и к которому стремится. К. Роджерс продемонстрировал уменьшение расхождения между Я-реальным и Я-идеальным после проведения психотерапии. По В.В. Столину недостижимость собственного идеала делает «Я» беспомощным. Идеальное Я как подструктура личности включает представление человека о том типе личности, каким он должен был бы стать, исходя из усвоенных моральных норм, идентификации и образцов. Идеальное Я становится целью человека, к которой он стремится более или менее последовательно. Речь идёт в основном о тех нормах, которые индивид усвоил в годы детства. Это те нормы, которые желательны для наиболее значимых социальных групп и личностей [44]. A.A. Налчаджян считает, что решение этих вопросов позволит глубже понять внутреннюю мотивацию личности, поскольку идеальное Я является направленной на будущее подструктурой Я-концепции. Идеальные Я-образы людей содержат в себе тенденции своего осуществления и тем самым мотивируют поведение человека, выбор социальных статусов и ролей, основных целей и средств их достижения и т. п. Нет сомнения, что исследование всех этих проблем имеет исключительно важное значение для социальной психологии личности и теории социально-психической адаптации. А.А. Налчаджян отмечает, что идеальные Я-образы людей формируются путём полной или частичной идентификации индивида с теми людьми (реальными, воображаемыми, литературными героями и т.д.), которыми человек восхищается. Они могут составляться из желательных черт разных людей. В зависимости от особенностей своей структуры и входящих в нее черт, идеальное Я может быть очень сходным с настоящим (актуальным) Я или, наоборот, разница между ними может быть такой значительной, что оно становится отдаленной целью жизни человека[61].
Информация о работе Особенность Я-концепции у конфликтных личностей