Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 22:32, курсовая работа
Актуальность темы магистерской работы. Корпоративный контроль над экономическими активами, представляет собой конфликтную и противоречивую систему отношений, формирующихся в ходе конкурентной борьбы. В России, в 1990-е годы получение и удержание контроля над активами нередко осуществлялись с нарушением прав и интересов других субъектов экономической деятельности. На рубеже 2000-х в российской экономике сформировался особый вид экономической деятельности, базирующийся на таких принципах борьбы за активы как «рейдерство».
Введение
1.Возникновение и развитие рейдерства, его понятие и классификация. 1.1.Исторический аспект возникновения рейдерства.
1.2.Понятие рейдерства.
1.3.Виды рейдерства, их классификация.
2.Современные возможности уголовно-правовой квалификации рейдерства.
2.1. Положения современного уголовного закона как основа борьбы с рейдерством.
2.2. Взгляды современных ученых-криминалистов на проблему квалификации рейдерства как преступления.
3.Уголовно-правовая природа рейдерства как самостоятельного состава преступления.
3.1. Юридическая природа рейдерства как преступления.
3.2.Уголовно-правовая характеристика состава преступления рейдерства.
Заключение
Список использованных источников.
Депутат Государственной Думы И. Ждакаев справедливо отмечал, что олигархический капитал, захватывая предприятия, нередко разрушает их, лишая людей работы, создавая почву для социальных конфликтов. Враждебные поглощения стали для России напастью, которая расползлась по всем регионам, останавливая производство, оставляя безработными сотни тысяч граждан. Эмиссары такого захвата - рейдеры - могут полностью уничтожить малый и средний бизнес, если им не будут противопоставлены превентивные меры законодательного характера.30
По словам лидера партии "Справедливая Россия" С.М. Миронова, каждый год в России фиксируется свыше 60 тыс. рейдерских атак, в результате которых разрушаются стратегические предприятия, банкротятся эффективные производства, снижается инвестиционная привлекательность целых отраслей, при этом давление рейдеров на бизнес ежегодно отнимает у страны до 1% экономического роста.31
Даже если захваченное предприятие потом начинает работать, то в период захвата, который может быть довольно длительным, оно не работает и разоряется. Во всяком случае, работники предприятия в это время лишены заработной платы, а их трудовые перспективы становятся неопределенными. Таким образом, рейдерство всегда порождает негативные социальные последствия, свойственные банкротству, и это указывает на совпадение рассматриваемых явлений.
Бесспорно, такое совпадение - частичное. Его можно представить в виде кругов Эйлера, имеющих общий сектор, где рейдерство выступает средством банкротства. Здесь как раз имеются основания для частичного отождествления банкротства и рейдерства.
Тесная связь рейдерства с банкротством четко обозначилась в 1997 - 1998 гг., когда подготовленный реформаторами и стремительно принятый Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"32 превратил искусственное банкротство в ключевой инструмент захвата чужой собственности. Рейдеры того времени обслуживали интересы крупных корпораций разного уровня, столкнувшихся с нехваткой привлекательной государственной собственности и перешедших на захват собственности частной.
Конечно, рейдерство и банкротство - относительно самостоятельные явления, но в контексте нашего исследования их взаимосвязь представляет особый интерес, обусловленный, во-первых, размахом, который приобрело рейдерство в России в последние годы: в 2002 г. было совершено 1870 поглощений, из них 76% - недружественных; в 2003 г. объем сделок по поглощению вырос на 45% и достиг 12,9 млрд. долл. США. Этот процесс развивается по нарастающей - в 2006 г. объем сделок по слияниям и поглощениям превысил 42277,28 млн. долл. США.33 В настоящее время ситуация в этой сфере продолжает усугубляться.
Во-вторых, рейдерство осуществляется криминальными приемами (в том числе связанными с заказными убийствами), которые указывают на развитие организованной преступности в сфере приватизации. Организованная преступность по своему определению не может быть созидательной. Захват собственности приводит к разорению законного собственника, но этим не ограничиваются его негативные последствия. Рейдерство, как правило, сопровождается созданием шоковой атмосферы на предприятии, остановкой технологического процесса, втягиванием персонала в конфликт, что само по себе чревато незаконными, нередко насильственными действиями. Рейдерство и банкротство вместе представляют собой инструментарий продолжающейся криминализации экономики России и легализации организованной преступности.
В-третьих, в России ни одна компания (даже относящаяся к военно-промышленному комплексу) не может чувствовать себя в полной безопасности. По свидетельству депутата Государственной Думы А. Хинштейна, была попытка захвата государственного предприятия "Гион", где еще с советских времен сосредоточена закрытая информация о состоянии нефтяных запасов России, и только вмешательство сотрудников ФСБ России позволило восстановить порядок. В феврале 2004 г. один из режимных институтов, работающий по заказам ФСБ России и Министерства обороны РФ, подвергся нападению со стороны большой группы лиц, в состав которой входили и работники милиции. По данному факту были возбуждены уголовные дела, институт возобновил работу34.
Таким образом, с криминологической точки зрения, криминальное банкротство - это явление, выражающееся в преднамеренных общественно опасных противоправных действиях по искусственному созданию неплатежеспособности предприятия или его захвату, направленных на присвоение чужого имущества.
Общественная опасность криминального банкротства заключается в создании угроз экономической безопасности государству, обществу, личности.
Л.И. Абалкин определяет экономическую безопасность как состояние экономической системы, которое позволяет ей развиваться динамично, эффективно и решать социальные задачи и при котором государство имеет возможность вырабатывать и проводить в жизнь независимую экономическую политику35.
Хочу согласиться с А.Ю. Кирьяновым, что категория "экономическая безопасность", помимо характеристики экономической системы, должна охватывать следующие параметры общественной и государственной деятельности: уровень эффективности государственного и муниципального управления, различных ветвей власти и их институтов и структур, в том числе судебной власти и ее структурных подразделений, и т.п. 36
Криминальные банкротства и рейдерство объективно связаны с такими угрозами экономической безопасности, как37:
- повышение уровня безработицы;
- уклонение от уплаты налогов;
-увеличение
- монополизация ряда сегментов рынка;
- разрушение и спад производства;
- утрата конкурентоспособности;
- дискредитация представителей
федеральной и региональной
- ухудшение инвестиционного климата;
- активизация процессов отмывания денег, полученных преступным путем;
- стимулирование процессов
криминальных банкротств и
Следует обратить внимание, что криминальные банкротства и враждебные захваты представляют собой центробежные виды криминальной деятельности: если отсутствуют эффективные меры противодействия, то эти виды начинают стремительно распространяться от центра к периферии с увеличивающейся скоростью.
Криминальное банкротство - это противоправное явление, которое противоречит предназначению права - способствовать утверждению и соблюдению прав человека, стабилизации и прогрессивному развитию общества и государства - и паразитирует на противоречиях между правом и законом.
Существует мнение, высказываемое и активно защищаемое адвокатами рейдерства, что рейдерство - это легальный вид предпринимательской деятельности. В. Дрововозов, консультант сайта "Zahvat.ru", утверждает, что в российском корпоративном законодательстве имеется множество пробелов, и любая фирма может ими воспользоваться для достижения своих целей. Такая точка зрения выражает правовой нигилизм и означает подмену законности экономической целесообразностью. В законе, действительно, много пробелов (не исключено, что и умело организованных), но использовать их в корыстных целях бесчестно, безнравственно и преступно. К сожалению, эти понятия в современных российских условиях выглядят нелепыми, а ведь именно в них сосредоточен дух права: служить идеалам свободы, справедливости, честности, искренности и порядочности.
"Надо учесть и другие
факторы, которые и в настоящее
время препятствуют упрочению
господства права, - пишет В.Д. Зорькин.
- Прежде всего это социальная
составляющая, в том числе разрушение
традиционной системы
Таким образом, общепринятое определение рейдерства отсутствует. Распространенное в 90-е г. определение рейдерства как всякого незаконного захвата собственности, по нашему мнению, неточно. В то же время заимствования зарубежных определений вроде "приобретения акционерной компании без согласия ее акционеров путем агрессивной скупки акций на открытом рынке"39 являются неприемлемо узкими и просто игнорирующими российские реалии, а "вывод активов из владения законных собственников"40- неоправданно широким, объединяющим законные и незаконные виды бизнеса.
В современной России под рейдерством часто понимают враждебное и незаконное поглощение бизнеса с помощью специально инициированного бизнес-конфликта. По сути дела, рейдерство - это захват чужого бизнеса с необоснованным использованием юридических норм и институтов, извращающих их сущность41. Как видим, при этом рейдерство объясняется через другие понятия: "враждебное поглощение", "недружественное поглощение", "корпоративный захват" и т.п.
В юридической литературе предприняты попытки сформулировать названные дефиниции. Так, М.П. Клейменов пишет, что "рейдерство есть уничтожение предприятия путем его захвата и последующего разорения в целях получения сверхприбыли"42. Д.И. Степанов характеризует корпоративные захваты как один из способов недобросовестного перехвата корпоративного контроля, т.е. осуществляемого без согласия внутренних инвесторов и (или) выплаты им справедливой компенсации43. В.В. Горбов трактует недружественное поглощение (применительно к акционерному обществу) как получение над акционерным обществом и (или) его имуществом и имущественными правами юридического и фактического контроля, вопреки воле его основных акционеров, путем использования несовершенства правового регулирования акционерных отношений и (или) путем нарушения действующего законодательства44. М.А. Сергеев считает, что рейдерство - это «противоправная деятельность, посягающая на установленный порядок назначения или избрания органов управления юридического лица или (и) порядок его реорганизации, выражающаяся в умышленном совершении ряда противоправных действий, направленных на удовлетворение личных корыстных интересов ограниченного круга лиц и приводящих к потере прав другими участниками корпоративных отношений на владение, распоряжение и пользование имущественными комплексами и в целом над оперативной деятельностью общества»45. В.В. Киселев указывает на то, что рейдерство допустимо трактовать как «совершение действий, направленных против воли собственника на незаконное, вне пределов действия гражданского законодательства, изменение права собственности на имущество предприятия (акционерного общества), изъятие его в пользу другого лица, установление новым собственником полного контроля над этим имуществом в юридическом и физическом смысле»46.
В. Константинов предлагает понимать под рейдерством «крайне опасное социальное явление, связанное с криминальными проявлениями в сфере экономики страны, направленное на похищение чужого имущества путем незаконного изменения права собственности, в том числе и недвижимости, с использованием обманных действий в правовой и судебной сферах государства, с последующим захватом собственности и применением или угрозой применения сил и средств, опасных для жизни и здоровья человека, с причинением владельцам имущественного ущерба в крупном или особо крупном размере»47. А.Л.Балаян констатирует, что «российское предпринимательское и уголовное право не содержит определения рейдерства, под которым следует понимать «криминальное завладение собственностью юридического лица, совершаемое под прикрытием, как правило, нескольких гражданско-правовых сделок, по сути являющихся мнимыми и создающих видимость законного перехода собственности (предприятия, контрольного пакета акций, здания, сооружения, земельного участка и т.д.) от одного собственника к другому»»48. А.А. Лабутин считает, что «рейдерство (недружественное поглощение предприятий, или корпоративный захват предприятий) - это захват контрольного пакета акций или долей, кредиторской задолженности предприятия (организации) с целью установления над ним полного (фактического и юридического) контроля вопреки интересам и воле собственника или менеджмента этого предприятия (организации)».49
Некоторые исследователи рынка слияний и поглощений указывают на то, что рейдерство соответствует сигналу SOS, является прямым препятствием в обеспечении в России прав собственности, становлении нормальной рыночной экономики. Так, читаем, что рейдерство - это:
- "отсутствие в стране идеологии развития, практической способности проектировать и организовывать новые системы деятельности, прежде всего промышленность"50 или "крайнее проявление неуважения к законам, по которым живет наше бизнес-сообщество, опасное явление, за которым может стоять даже разрушение государства"51.
Нередко рейдерство представляют, как частный случай распространенного во всем мире профессионального бизнеса по слияниям и поглощениям (М&А). Об этом, в частности, говорили многие участники конференции "Безопасность бизнеса во всех аспектах", которая состоялась 8 августа 2005г. и участники Конгресса «О мерах по противодействию рейдерству и насильственному захвату предприятий и организаций», проходившего 21 ноября 2008 г. в Москве52.
.В странах с развитой рыночной экономикой этот бизнес процветает и, считается, что выполняет важную функцию постоянного оздоровления национальных экономик, так как неэффективные (в том числе из-за плохого управления), но располагающие привлекательными активами предприятия захватываются более успешными и санируются. Поэтому объемы М&А и их удельный вес в ВВП - важный показатель, увеличением или высоким уровнем которого гордятся. Рост количества сделок по слиянию и поглощению воспринимается как признак улучшения инвестиционного климата, эксперты считают М&А важным инструментом корпоративного роста. Повышение объема этого рынка с 2,1 трлн. долл. в 2004 г. до 2,9 трлн. долл. в 2005 г. было расценено экспертами как свидетельство роста жизнеспособности мировой экономики.
Информация о работе Уголовно-правовое противодействие рейдерству