Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 14:08, курсовая работа
Цель и задачи исследования. При постановке цели и определения задач исследования диссертант исходил из понимания цели как идеального результата, который может быть достигнут на основании проведенного исследования в целом, а задач - как совокупности вопросов, ответы на которые предполагалось получить в ходе исследования.
Исходя из этого, целью настоящего исследования является
совершенствование правотворческой и правоприменительной практики борьбы с умышленным причинением легкого вреда здоровью человека для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1) определить понятие и выявить структуру непосредственного объекта умышленного причинения легкого вреда здоровью человека с учетом имеющихся теорий объекта преступного посягательства;
Введение ........... 3
Глава 1. Объективные признаки состава умышленного причинения
легкого вреда здоровью человека 9
1.1 Объект умышленного причинения легкого вреда
здоровью человека. . :............................ 9
1.2 Объективная сторона умышленного причинения легкого
вреда здоровью. 30
Глава 2. Субъективные признаки состава умышленного
причинения легкого вреда здоровью человека 51
2.1 Субъект умышленного причинения легкого вреда
здоровью человека. 51
2.2 Субъективная сторона умышленного причинения
легкого вреда здоровью человека.......................................................... 53
2.3 Квалифицирующие признаки умышленного причинения
легкого вреда здоровью 67
Глава 3.
Заключение........................................................................................................... 80
Список литературы 83
общественные отношения на индивидуальном уровне, нарушаемые конкретным преступлением, что может показаться при первоначальном восприятии в представлении, а на самом высоком уровне обобщения, что уясняется посредством абстрактного мышления в понятии.
Указание на то, что в результате совершения преступления общественные отношения как объект преступления только нарушаются, а не разрушаются и не уничтожаются, характеризуя механизм воздействия преступного посягательства на данный объект, является дополнительным аргументом в пользу признания объектом преступления общественных отношений на самом высоком уровне обобщения.
Концепция, согласно которой
объектом преступления являются общественные
отношения, позволяет выстроить
пирамидальную систему видов
объекта преступного
Следует заметить, что классификация объекта преступления применительно к Уголовному кодексу РСФСР 1960 г. в теории уголовного права осуществлялась неоднозначно, однако преимущественно принято было делить объект на общий, родовой и непосредственный , хотя вы сказывались и другие точки зрения, подразделяющие объект преступления на общий, родовой, видовой и непосредственный21.
С введением в действие УК РФ 1996 г. и внесением изменений в структуру этого закона, а именно, с делением всего кодекса на разделы, которые включили в себя, как правило, по несколько глав, были внесены определенные коррективы и в теоретическую классификацию объекта преступления.
в настоящее время существует мнение о четырехступенчатом делении объекта преступления на общий, родовой, видовой и непосредственный. Однако, наиболее обоснованной, на наш взгляд, является точка зрения ряда ученых, которые предлагают так называемое вертикальное деление объекта преступления на общий, типовой (подобщий, надродовой, сложный, составной), родовой и непосредственный Полагаем, что такая классификация сохраняет преемственность с теоретическим делением объекта преступления на виды, существовавшим до принятия УК РФ 1996 г., не противореча при этом логике построения действующего уголовного законодательства.
С этих позиций общим объектом преступления является совокупность всех общественных отношений, охраняемых уголовным законом от преступных посягательств. Закон определяет перечень таких отношений в ч. 1 ст. 2 УК РФ, а также в названиях всех разделов и глав (кроме главы 26) Особенной части УК РФ.
Типовым объектом является группа однотипных общественных отношений, на которые посягают преступления, ответственность за которые предусмотрена статьями, включенными в один и тот же раздел Особенной части УК РФ. Под родовым объектом понимают группу однородных общественных отношений, на которые посягают преступления, предусмотренные статьями, включенными в одну и ту же главу Особенной части Уголовного кодекса.
Непосредственным объектом преступления признается вид общественных отношений, на которые посягает одно или несколько преступлений и которым данными преступлениями причиняется вред или создается угроза причинения такого вреда22.
Определив основные точки зрения, и обозначив приоритеты в теоретических концепциях, необходимых для понимания, обоснования и юридического анализа объекта, как элемента состава преступления, перейдем к рассмотрению системы объекта умышленного причинения легкого вреда здоровью человека.
Для состава умышленного причинения легкого вреда здоровью типовым объектом выступают отношения, обеспечивающие разнообразные блага личности, что вытекает из наименования раздела 7 УК РФ 1996 г.
«Преступления против личности». Этот объект включает однотипные, но разнородные общественные отношения, содержание которых в общем виде отражено в названиях глав данного раздела: гл. 16 «Преступления против жизни и здоровья», гл. 17 «Преступления против свободы, чести и достоинства личности», гл. 18 «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности», гл. 19. «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина» и гл. 20 «Преступления против семьи и несовершеннолетних». Соответственно составляющими типовой объект умышленного причинения легкого вреда здоровью человека являются общественные отношения, обеспечивающие жизнь, здоровье, свободу, честь, достоинство, половую неприкосновенность, половую свободу, конституционные права и свободы личности, интересы семьи и несовершеннолетних.
Родовой объект умышленного причинения легкого вреда здоровью составляют общественные отношения, обеспечивающие жизнь и здоровье, что отражено в упомянутом наименовании гл. 16 УК РФ 1996г.
Этот родовой объект охватывает
две группы однородных общественных
отношений: 1) обеспечивающих жизнь
и 2) обеспечивающих здоровье. Хотя общественные
отношения обеих групп
По своим сути и уголовно-правовому значению каждая из названных разновидностей не может быть в полной мере отнесена ни к родовому, ни к непосредственному объекту преступления, ибо занимает между ними промежуточное место.
В этой связи представляется обоснованным выделить указанные разновидности общественных отношений в самостоятельный вид объекта, который возможно и, по нашему мнению, целесообразно именовать подродовым объектом преступления.
Надо сказать, что подобное выделение по форме выходит за границы
законодательного разделения системы Особенной части УК РФ 1996 г. по объекту на разделы и главы, но по содержанию полностью соответствует законоположениям, с одной стороны, объединяющим и, с другой - расчленяющим включенные в одну и ту же главу Особенной части этого УК нормы об ответственности за преступления, посягающие на однородные и в то же время существенно отличающиеся друг от друга труппы общественных отношений.
Отмеченное позволяет
рассматривать в качестве подродового
объекта умышленного причинения
легкого вреда здоровью общественные
отношения, обеспечивающие здоровье человека.
Это определение является самым
общим, исходным, несомненно требующим
раскрытие внутреннего
К первым относятся общественные отношения, охраняемые уголовным законом (о сущности которых нами было сказано выше), а ко вторым дополнительный объект, предмет преступления и потерпевший от преступления23
Центральным из факультативных признаков подродового объекта
умышленного причинения легкого вреда здоровью, по нашему мнению, является понятие собственно здоровья человека. В отечественной юридической науке не раз делались попытки определить понятие человеческого здоровья как предмета соответствующих преступных посягательств. В частности, в середине 50-х годов профессор А.А. Пионтковский здоровье человека определял как «телесную целостность и нормальное функционирование органов человеческого тела»24.
Примерно в то же время Л.И. Гуревич писала, что здоровье человека заключается в нормальном функционировании всего организма, а потому оно должно рассматриваться с чисто анатомо-патологическои точки зрения25.
В начале 60-х годов никаких принципиальных изменений в трактовке указанного блага не произошло. По определению А.С. Никифорова, оно представляло собой «общее нормальное состояние человеческого организма в целом, выражающееся в правильном его функционировании»26. С подобной формулировкой не соглашался лишь профессор П.А. Дубовец, который, отмечая узкий подход в вышеупомянутом определении, ратовал за более широкую трактовку понятия здоровья, так как, по мнению ученого, «всякая ткань человеческого организма выполняет определенные функции, а потому нарушение нормального функционирования тканей причиняет вред здоровью человека, хотя и не влечет за собой нарушения нормального состояния человеческого организма в целом»27.
Надо сказать, что, при всей несомненной плодотворности, попытки определить человеческое здоровье не нашли, к сожалению, должного отклика в юридической литературе. Сочтя, по-видимому, понятие человеческого здоровья самоочевидным и не нуждающимся в особом определении, другие криминалисты, писавшие о преступлениях против здоровья, обошли этот вопрос молчанием. Исключение в то время составил только профессор Н.Д. Дурманов, который, однако, предложил уже известный вариант определения понятия здоровья.
В начале 70-х годов некоторые
отечественные теоретики в
Следует заметить, что одним
из основателей указанной
По мнению ученого, на человека
постоянно воздействуют три потока
информации: сенсорный, воспринимаемый
органами чувств через первую сигнальную
систему, вербальный (устное или письменное
слово) - через вторую сигнальную систему,
структурный (компоненты пищи и вдыхаемого
воздуха), поступающий через желудочно-
Иную концепцию понятия здоровья предложил, Н.М. Амосов. В его представлении, здоровье организма должно определяться, исключительно с точки
зрения его количества: «Количество здоровья можно, определить как сумму «резервных мощностей» основных функциональных систем. В свою очередь, эти
резервные мощности следует выразить через «коэффициент резерва», как максимальное количество функции, соотнесенное к ее нормальному уровню» 31.
Следует заметить, что важность
количественного определения
Не соглашаясь с предыдущими
определениями понятия здоровья
человека, Г.Л. Апанасенко предлагал
свой вариант решения
ее аккумуляции и мобилизации для обеспечения физиологических функции»33
Поскольку организм человека представлят собой открытую термодинамическую систему, устойчивость которой (жизнеспособность) определяется ее энергопотенциалом, постольку чем больше мощность и емкость реализуемого энергопотенциала, а также эффективность его расходования, тем выше уровень здоровья индивида. Так как доля аэробной энергопродукции является преобладающей в общей сумме энергопотенциала, то именно максимальная величина аэробных возможностей организма является основным критерием его физического здоровья и жизнеспособности. Кроме того, о соматическом здоровье человека Г.Л. Апанасенко предлагал судить по результатам тестирования общей выносливости субъекта, а также такого показателя, как отношение жизненной емкости легких к единичной массе тела34.
Своеобразный взгляд на определение понятия здоровья высказал Р.М. Баевский. Согласно его представлениям, трактовка понятия здоровья должна в обязательном порядке включать в себя такие категории, как «адаптация» и «гомеостаз».