Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 08:08, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Осуществляемые в Российской Федерации преобразования в социальной, экономической, политической и идеологической сферах, породили целый ряд негативных последствий социального плана: падение жизненного уровня, обострение социальной напряженности, возникновение нестабильности в обществе и т.д. Среди таких последствий одно из первых мест в сегодняшней российской действительности занимает криминализация общественных отношений и рост преступности, которая по своим размахам является важнейшей угрозой, как национальной безопасности страны, так и международной безопасности.
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава I. Теоретико – методологические аспекты и анализ изучения уголовной ответственности за преступления против несовершеннолетних……………………………………………………………6
§1.1. Правовые основы обеспечения защиты прав и свобод несовершеннолетних от преступных посягательств …………………………6
§1.2. Состояние преступности, связанной с криминальными посягательствами на права несовершеннолетних на примере Республики Башкортостан………………………………………………………………….....14
§1.3. Дифференциация уголовной ответственности за преступления против несовершеннолетних…………………………………………………………...24
Глава II. Совершенствование уголовно-правовой защиты прав несовершеннолетних на государственном уровне……………………….45
§2.1. Проблемы правового регулирования уголовной ответственности за преступления против несовершеннолетних…………………………………...45
§2.2. Перспективы совершенствования системы предупреждения криминальных посягательств на права несовершеннолетних………………..52
Заключение…………………………………………………………………….62
Библиографический список………………………………………................
Приложение
ОБОБЩЕНИЕ
судебной практики о рассмотрении уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст.150 УК РФ, в первом полугодии 2013года.
В соответствии с планом работы на 2013 год обобщена практика рассмотрения судами Республики Башкортостан уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст.150 УК РФ, в первом полугодии 2013 года.
Под вовлечением
В период первого полугодия 2013 года районными (городскими) судами Республики Башкортостан всего рассмотрено 15 уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст.150 УК РФ, устанавливающей уголовную ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления.
По 14 уголовным делам постановлены обвинительные приговоры, производство по 1 уголовному делу прекращено по основаниям, предусмотренным ст.28 УПК РФ и ст. 75 УК РФ, в связи с деятельным раскаянием. Все судебные решения вступили в законную силу, вышестоящими судебными инстанциями не отменялись и не изменялись.
Анализ уголовных дел показал, что одним из основополагающих факторов, способствующих созданию условий вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность, является социальный фактор. Об этом свидетельствует статистика данных о личности как лиц, вовлекших несовершеннолетних в совершение преступления, так вовлеченного несовершеннолетнего.
Из исследованных данных видно, что больше половины лиц, осужденных за совершение преступлений, предусмотренных ст. 150 УК РФ, хотя и достигли совершеннолетия, однако по возрасту не намного старше несовершеннолетних, которых они вовлекли в преступную деятельность. Как правило, большинство преступлений, в совершение которых вовлечены несовершеннолетние, совершены осужденными совместно с ними, т.е. они являются соисполнителями.
Приговором N районного суда Республики Башкортостан от чч.мм.гг. девятнадцатилетний Ч. осужден за совершение двух преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 150 УК РФ, за вовлечение своих знакомых М., родившегося чч.мм.гг., и Б., родившегося чч.мм.гг., в совершение кражи. Кроме того, он осужден также и по п. «а», «в» ч.2 ст.158 УК РФ. Несовершеннолетний М. также осужден за совершение тайного хищения по п. «а», «в» ч.2 ст. 158 УК РФ, которое он совершил в соучастии с Ч.
Приговором N городского суда Республики Башкортостан от чч.мм.гг. двадцатилетний Г. осужден за совершение двух преступлений, предусмотренных ч.1 ст. 150 РФ, за вовлечение своих знакомых Б, чч.мм.гг. рождения и В, чч.мм.гг. рождения, заведомо зная, что они не достигли совершеннолетнего возраста, уговорил совершить хищение чужого имущества, обещая им за это денежное вознаграждение, тем самым вовлек несовершеннолетних в совершение преступления.
Приговором Советского районного суда г. Уфы от чч.мм.гг. двадцатилетний М., осужден за вовлечение несовершеннолетнего К., чч.мм.гг. рождения, в совершение преступления, предусмотренного ч.3 ст. 30, п. «а» ч.2 ст. 158 УК РФ. М. осужден за совершение преступлений, предусмотренных ч.1 ст. 150 УК РФ (в редакции Федерального закона от 13 июня 1996 года № 63 – ФЗ), ч.3 ст. 30, п. «а» ч. 2 ст. 158 УК РФ (в редакции от 7 декабря 2011 года № 420 – ФЗ).
Анализ уголовных дел показал, что под вовлечением несовершеннолетнего в совершение преступления суды понимают такие действия взрослого лица (психическое или физическое воздействие), которые направлены на возбуждение желания несовершеннолетнего совершить активные противоправные действия.
Психическое воздействие взрослого лица на несовершеннолетнего может начаться, как непосредственно с предложения совершить преступление, так и с осуществления определенных подготовительных действий, способствующих созданию предпосылок формирования у несовершеннолетнего умысла на совершение преступления.
Кроме того, суды при рассмотрении
дел о преступлениях в
Обобщение судебной практики показало, что преобладающее количество дел, рассмотренных судами Башкортостан, касается вовлечения несовершеннолетних в совершение квалифицированной кражи.
При этом квалификация деяния вовлекающего лица по ст. 150 УК РФ, ставится в зависимость от категории фактически совершенного несовершеннолетним преступления.
Приговором Советского районного суда г. Уфы от чч.мм.гг. девятнадцатилетний С., чч.мм.гг. рождения, осужден за вовлечение несовершеннолетнего К., чч.мм.гг. рождения, в совершение преступлений, предусмотренных п. «а», «б» ч.2 ст. 158 УК РФ. С целью реализации задуманного С. решил вовлечь в совершение преступлений несовершеннолетнего К., заведомо зная о его несовершеннолетнем возрасте, С. предложил К. совершить данное преступление, чтобы похищенное имущество впоследствии продать, а денежные средства поделить между собой и потратить на собственные нужды. В качестве предлога для вовлечения подростка в совершение противоправных действий С. использовал сложившееся между ними доверительные отношения, ложно воспринимаемое им чувство товарищества, а также разжигал у него корыстные побуждения обещанием легкого, незаконного обогащения, поделиться вырученными деньгами после реализации ими похищенного имущества.
Приговором Салаватского городского суда Республики Башкортостан от чч.мм.гг. двадцатидвухлетний К. осужден за вовлечение несовершеннолетнего З., чч.мм.гг. рождении, в совершение преступлений, предусмотренных п. «а», «б» ч.2 ст.158, п. «а» ч.2 ст. 158, п. «б» ч.2 ст.158 УК РФ. Реализуя свой преступный умысел, направленный на вовлечение несовершеннолетнего З. в совершение преступления, он, являясь лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, сообщил о своих преступных намерениях несовершеннолетнему З. и уговорил его совершить преступление совместно, пообещав З. выгоду от реализации похищенного, выразившуюся в последующем совместном распитии спиртного на денежные средства, полученные от реализации похищенного имущества. Тем самым, К. путем обещаний вовлек заведомо не достигшего восемнадцатилетнего возраста З. в преступную группу с целью совершения тайного хищения электрической лобзиковой пилы, общей стоимостью 500 рублей, принадлежащей Н., возбудив у несовершеннолетнего З. корыстную заинтересованность.
Приговором Дюртюлинского городского суда Республики Башкортостан от чч.мм.гг. двадцатидвухлетний Ч. уговорил двоих несовершеннолетних, заведомо зная, что они не достигли совершеннолетнего возраста, совершать хищения аккумуляторных батарей из автомобилей, обещая потратить вырученные от хищения денежные средства на развлечения, тем самым вовлек несовершеннолетних в совершение преступлений.
Во всех рассмотренных случаях судами установлено, что взрослый осознавал, что своими действиями вовлекает несовершеннолетнего в совершение преступления или совершение антиобщественных действий.
В приведенных примерах действия по вовлечению несовершеннолетнего в совершение преступления можно признать законченным, простым предложением совершить преступление, поскольку умысел несовершеннолетнего на совершение противоправного деяния уже сформирован подготовительными действиями взрослого лица.
В случаях, когда предложение совершить преступление не подкреплялось какими-либо способами воздействия на несовершеннолетнего ни до, ни после самого предложения, в действиях лица не усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного ст. 150 УК РФ.
Согласно п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 7 от 14 февраля 2000 года «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних», преступление считается оконченным с момента возникновения у несовершеннолетнего желания, активного побуждения совершить преступление, в которое он вовлекается, независимо от того, совершил ли он преступление фактически или нет. То есть определяющим следует считать субъективный фактор (формирование умысла), а не объективный (фактическое совершение деяния). В тех случаях, когда несовершеннолетний, несмотря на явную попытку вовлечения его взрослым в совершение преступления, тем не менее, отказывается совершить противоправное деяние, действия вовлекающего лица надлежит квалифицировать, как покушение на вовлечение. Вовлекающее лицо осуществляет действия, входящие в объективную сторону состава преступления, разжигает у несовершеннолетнего стремление совершить преступление, однако результат в виде желания подростка совершить противоправное деяние не наступает по независящим от вовлекающего лица причинам.
Статистические данные свидетельствуют, что лица, вовлекающие несовершеннолетних в преступление, имеют явную антиобщественную криминальную направленность, уже имели судимости. К возрастным особенностям вовлекаемых в преступление подростков относились безразлично.
Приговором Кировского районного суда г. Уфы от чч.мм.гг. В., чч.мм.гг. рождения, ранее судимый по ч. 1 ст. 111 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы сроком на два года, на основании ст. 73 УК РФ условно с испытательным сроком четыре года, осужден за совершение преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 30, п. «а», «д» ч. 2 ст. 161, ч.4 ст. 150 УК РФ. По делу также осуждены К., Б., А.
Приговором Азнакаевского районного суда Республики Башкортостан от чч.мм.гг. Ж., судимый чч.мм.гг. Палласовским районным судом Республики Башкортостан за совершении краж , осужден по ч.4 ст.150, ч.3 ст. 30, ч.2 ст. 228 УК РФ. По делу также осужден Б.
Однако, некоторые приговоры, постановленные в особом порядке без проведения судебного разбирательства, содержат лишь указание на предложение взрослым лицом несовершеннолетнему совершить преступление и его согласие.
Приговором Дюртюлинского городского суда Республики Башкортостан от чч.мм.гг. П., чч.мм.гг. рождения, осужден за совершение преступлений, предусмотренных ч.2 ст. 159 УК РФ, ч. 1 ст. 150 УК РФ. Обвинительный приговор постановлен без проведения судебного разбирательства.
Приговором Дюртюлинского городского суда Республики Башкортостан от чч.мм.гг. Д., чч.мм.гг. рождения, осужден за совершение преступлений, предусмотренных ч.1 ст. 161, ч.4 ст. 150, п. «а», «г» ч.2 ст. 161, п. «а» ч.3 ст. 30, ч.1 ст. 158 УК РФ. Обвинительный приговор постановлен без проведения судебного разбирательства.
Приговором Салаватского районного суда Республики Башкортостан от чч.мм.гг. Д., чч.мм.гг. рождения, осужден за совершение преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 30, п. «а», «б» ч. 2 ст. 158, ч.1 ст.150 УК РФ. Обвинительный приговор постановлен без проведения судебного разбирательства.
В ходе обобщения судебной практики выявлен случай осуждения по ч.1 ст. 150 УК РФ за вовлечение несовершеннолетнего в преступление путем обмана.
Приговором Азнакаевского районного суда Республики Башкортостан от чч.мм.гг. Ж. осужден за совершение преступлений, предусмотренных ч.4 ст.150, ч.3 ст.30, ч.2 ст. 228 УК РФ. Подсудимый Ж., достоверно зная о несовершеннолетнем возрасте подсудимого Б., умышленно вовлек его в совершение тяжкого преступления. Об этом свидетельствуют показания самого подсудимого Ж., которые он дал в ходе предварительного следствия и показания подсудимого Б. в части осведомленности Ж. о его несовершеннолетнем возрасте. Действия Ж., а именно указания Б. места произрастания дикорастущей конопли, совместное с Б. приготовление наркотикосодержащего средства, телефонная договоренность с Ч. о сбыте наркотического вещества, дают суду основания сделать вывод о том, что Ж., путем обещания получения денег в сумме 3000 рублей, ввел в заблуждение Б. относительно того, что Б. не подлежит уголовной ответственности за совершение преступления, вовлек несовершеннолетнего Б. в совершение тяжкого преступления. Суд квалифицировал действия Ж. по ч.4 ст.150 УК РФ как вовлечение несовершеннолетнего в совершение тяжкого преступления путем обещаний, обмана, совершенное лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста.
Вместе с тем нет однозначной трактовки понятия вовлечения в преступление путем обмана.
Большинство правоприменителей
придерживается той точки зрения,
что обман заключается в
Однако имеет место и иная позиция. Некоторые правоприменители считают, что под вовлечением путем обмана следует понимать сообщение заведомо ложной информации, которая, по мнению вовлекающего, может способствовать разжиганию у несовершеннолетнего стремления совершить преступление. Однако это не касается сведений относительно наказуемости деяния.
Данная позиция мотивирована тем, что общественная опасность вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления заключается в антисоциальном воздействии на психику подростка, прививании чувства безнаказанности, игнорирования требований закона и общественной морали. В этом смысле общественную опасность представляет лишь действие, направленное на формирование умысла несовершеннолетнего на совершение именно противоправных поступков.
Что касается понятия вовлечения в совершение преступления путем угроз в контексте ч. 1 ст. 150 УК РФ, то здесь имеет место единообразное понимание существа указанного способа вовлечения, как органами предварительного следствия, так и судами Башкортостан, о чем свидетельствует сложившаяся судебная практика.
Угроза в контексте ч. 1 ст. 150 УК РФ заключается в психологическом давлении на несовершеннолетнего, путем формирования у него убеждения, что в случае отказа совершить преступление опасности подвергается не он сам, а нечто ценное для него, сохранность и неприкосновенность которого для подростка психологически необходима. В случаях, когда несовершеннолетнему высказывались угрозы применения физического насилия, действия взрослого лица квалифицировались органами предварительного следствия и судом по ч. 3 ст. 150 УК РФ. Угрозы выражаются либо в угрозе применения физического насилия в случае отказа от совершения преступных действий, либо в психологическом давлении. Под насилием судами республики как насилие не опасное для жизни и здоровья, так и насилие, опасное для жизни и здоровья. В том числе причинение несовершеннолетнему побоев, легкого вреда здоровью, умышленного причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, а также причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности.
В ходе обобщения судебной практики также выявлены случаи осуждения лиц по ч.4 ст. 150 УК РФ.