Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 22:28, курсовая работа
Таким образом, целью моего дипломного исследования является как теоретическое изучение вопросов квалификации кражи в уголовном законодательстве Российской Федерации, на основе проведения анализа уголовного законодательства и практики его применения, так и разработка научно-обоснованных предложений по совершенствованию уголовно-правовых норм об ответственности за кражу.
При проведении данного исследования возникла необходимость решения следующих задач:
– изучить историю развития института ответственности за кражу в Российском уголовном законодательстве;
– дать анализ признаков кражи, как формы хищения;
– раскрыть особенности уголовно-правовой характеристики и квалификации основного, квалифицированного и особо квалифицированного составов кражи;
– рассмотреть отграничения кражи от смежных составов преступления;
Введение………………………………………………………………………...…3
1. Кража, как социальный и уголовный феномен ……………...…..….……….6
1.1. История развития института ответственности за кражу в
Российском уголовном законодательстве. ……………………...………………6
1.2. Кража, как форма хищения чужого имущества …………….……………14
2. Уголовно-правовой анализ состава тайного хищения (кражи)
чужого имущества……………………………………………….……..………..26
2.1. Уголовно-правовая характеристика и квалификация основного
состава кражи………………………………..……..…………………….………26
2.2. Квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки кражи ………36
2.3. Отграничение кражи от смежных составов преступлений……………....46
3. Проблемы совершенствования уголовно-правовых норм
об ответственности за тайное хищение……………………………….……....56
3.1. Наличие возможностей и целесообразность совершенствования диспозиции уголовно-правовой нормы……………………...…………………56
3.2. Наличие возможностей и целесообразность совершенствования санкции уголовно-правовой нормы……………………...……………………………….60
Заключение ………………………………..……………………………………..65
Список использованной литературы ……………
Некоторые авторы выделяют в отношении кражи с проникновением жилища, помимо основного, дополнительный непосредственный объект – «конституционное право гражданина России на неприкосновенность своего жилища»25 . С таким суждением пожалуй следует согласиться.
Предметом кражи всегда является вещь материального мира, в которую вложен человеческий труд. Исходя из этого следует, что особый способ действия – это перемещение в пространстве, определил и специфику предмета кражи, каковым могут быть только движимые вещи и иные пространственно обособленные материальные объекты, обладающие некими натуральными физическими параметрами (числом, количеством, весом, объемом и т.д.).
И.Я. Фойницкий писал: «Только движимые имущества могут быть взяты и передвинуты с места на место, т.е. похищены; эта деятельность невозможна по отношению к имуществам недвижимым», ибо безотносительно к тому, как этот вопрос решается в гражданском законодательстве, для уголовного права обязательно следующее: под имуществом движимым при похищении «понимается все то, что может быть захвачено и передвинуто с места на место, хотя бы до захвата оно составляло часть недвижимости; таковы, например, бревна, вынутые из стен дома, кирпич из фундамента и т.п.» 26.
По мнению В.А. Семенова, «от вещественно-имущественных отношений собственности, на которые посягает кража, имея предметом чужое имущество, следует отделить интеллектуальную собственность, под которой понимается совокупность исключительных прав на результаты интеллектуальной (в первую очередь творческой) деятельности, а также на некоторые иные приравненные к ним объекты (в частности, средства индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции, выполненных работ или услуг), посягательства на которые преследуются в рамках уголовно-правовой охраны интеллектуальной собственности»27.
В уголовно-правовой науке уже давно существуют две спорные проблемы,касающиеся понимания предмета кражи:
1) относятся ли к предмету кражи такие как материальные субстанции, как электроэнергия, газ;
2) относится ли к предмету кражи информация.
Как полагает В.М. Семенов, «традиционный предмет кражи - вещь материального мира не отвечает современным социальным потребностям. В экономическом обороте и собственности находятся сегодня как материальные субстанции (электроэнергия, газ), так и обширная информация экономического характера, имеющая стоимостные показатели. В этой связи автор считает целесообразным расширить предмет кражи, включив в него, помимо вещей, материальные субстанции (электроэнергию, газ) и информацию экономического характера»28.
Объективная сторона кражи чужого имущества характеризуется рядом признаков, которые определяют внешнюю сторону данного общественно опасного деяния, в которую входят: 1) безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц; 2) причинение указанными действиями реального материального ущерба собственнику или иному владельцу этого имущества; противоправность совершения этих действий; 3) безвозмездность совершения указанных действий.
Таким образом, согласно уголовного закона, кража совершается путем активных, тайных, ненасильственных действий. При этом способ совершения данного преступления должен обеспечивать скрытность действий преступника от собственника, а так же тайну изъятия чужого имущества.
Согласно п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2002 № 29 (в ред. от 06.02.2007 № 7) «О судебной практике по делам о краже грабеже и разбое: «Как тайное хищение чужого имущества (кража) следует квалифицировать действия лица, совершившего незаконное изъятие имущества в отсутствие собственника или иного владельца этого имущества, или посторонних лиц либо хотя и в их присутствии, но незаметно для них. В тех случаях, когда указанные лица видели, что совершается хищение, однако виновный, исходя из окружающей обстановки, полагал, что действует тайно, содеянное также является тайным хищением чужого имущества»29.
Кроме того, хищение можно считать тайным, и в случаях изъятия имущества в присутствии собственника, если он по каким-либо причинам (сильная степень опьянения, глубокий сон, воздействие лекарственных препаратов, например, клофелина) не может осознавать ни значения, ни смысла противоправных действий преступника.
Тайным хищение имущества будет является и в тех случаях, когда оно совершается в присутствии лиц, которые не способны по возрасту или умственному развитию осознавать противоправность действий преступника. Кроме того, согласно правоприменительной практики, изъятие имущества может быть признано тайным, если оно совершено в присутствии многих лиц, однако те воспринимают завладение как правомерное.
«Так, следователь обоснованно вынес постановление о привлечении К. в качестве обвиняемого по ст. 158 УК РФ. Свое решение он обосновал следующим: К., находясь в рабочей одежде, поднялся по трапу в железнодорожный вагон, из которого бригада грузчиков («сборная») производила выгрузку коробок с наборами импортной кофейной посуды, в присутствии приемо-сдатчиков взял коробку и вынес ее за пределы погрузочно-разгрузочной площадки. Описанным способом (в присутствии нескольких лиц) совершил тайное хищение чужого имущества»30 .
Таким образом, «тайность хищения оценивается, исходя из двух критериев: объективного, т.е. внешнего по отношению к преступнику (отсутствие очевидцев преступных действий или наличие обстоятельств, при которых присутствующие лица не сознают или заведомо не имеют объективной возможности осознавать преступный характер действий, на что похититель и рассчитывает), и субъективного, т.е. внутреннего, основанного на определенных объективных предпосылках убеждения лица в том, что совершаемое им незаметно или непонятно для окружающих. При этом решающим для установления тайности является субъективный критерий - представление виновного о том, что имущество изымается им незаметно»31.
При совершении кражи чужого имущества преступник изымает имущество вопреки воле и желанию собственника.
«Изъятие, о котором говорит закон, есть не что иное, как противоправное извлечение, вывод, удаление и любое другое обособление имущества из владения собственника с одновременным переводом его в незаконное физическое обладание преступника»32. Обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц происходит в результате изменения назначения имущества, придания ему такого состояния, когда оно используется для интересов виновного или других лиц.
Следует подчеркнуть, что и в пределах охраняемой территории можно совершить оконченное преступление, если виновный имеет возможность распорядиться похищенным, например, продать его. Так, «следователь обоснованно предъявил Ц. обвинение в краже чужого имущества (ст. 158 УК РФ). Последний, работая в колбасном цехе мясокомбината, похитил 20 кг сырокопченой колбасы и, не выходя за пределы обшей охраняемой территории, продал ее водителю С., который прибыл на мясокомбинат за готовой продукцией и полуфабрикатами»33 .
«В ситуациях, при которых субъекту не требуется совершать никаких дополнительных действий для завладения имуществом (преодолевать преграду, контрольно-пропускные пункты, таможню и т.п.), кражу, как представляется, следует считать оконченной с момента изъятия имущества»34 .
В тех случаях, когда у субъекта преступления отсутствовала реальная возможность распорядиться или пользоваться похищенным имуществом, то это автоматически исключает состав оконченного хищения. В подобных случаях преступные действия следует квалифицировать как покушение.
Противоправность изъятия и обращения чужого имущества при краже, подразумевает под собой, что она осуществляется способом, прямо запрещенным уголовным законом (объективная противоправность). При отсутствии вышеуказанного, запрещенного уголовным законом способа, содеянное должно квалифицироваться по иным статьям Уголовного кодекса Российской Федерации, а возможно и вообще не являться преступлением. Противоправность должна заключается в отсутствии у виновного какого-либо права на изымаемое имущество (субъективная противоправность). В случаях, когда такое право есть (например, собственник изымает свое имущество у другого лица), и имеются основания для получения изымаемого имущества, а нарушается лишь порядок осуществления этого права, данное деяние не образует состава кражи, даже если было совершено способом, указанным в ст. 158 УК РФ. Противоправность кражи заключается в нарушении свободы собственника или иного владельца распоряжаться находящимся у него имуществом, поскольку изъятие данного имущества было осуществлено помимо или против воли его владельца. Таким образом, установлено, что не является кражей завладение чужим имуществом при дозволении закона нарушить данное право, например, в случаях исполнения приказа, крайней необходимости и при других обстоятельствах, исключающих преступность деяния.
Безвозмездность изъятия и обращения чужого имущества наличествует в тех случаях, когда это изъятие проводится без возмещения его стоимости деньгами (т.е. бесплатно). В том случае, когда за изъятую вещь была произведена полноценная оплата, то состава кражи не будет, поскольку имеется гражданско-правовой деликт, требующий разрешения в гражданско-правовом порядке.
Ущерб, причиненный кражей собственнику или иному владельцу имущества, должен быть реальным, то есть должно произойти уменьшение объема его наличного имущества, и соответственно - незаконное обогащение преступника в размере стоимости изъятого имущества. Реальный ущерб на одной стороне и адекватный имущественный доход на другой - непременные условия кражи, связанные с переходом имущества от собственника или иного владельца к преступнику.
Всякий раз в процессе расследования преступления должна быть установлена необходимая причинная связь между активными действиями расхитителя, выразившимися в изъятии и обращении имущества в свою пользу или в пользу других лиц, и наступившими вредными последствиями.
Субъективная сторона тайного хищения чужого имущества характеризуется виной в виде прямого умысла. Виновный должен осознавать общественную опасность своих действий и отсутствие у него всяких прав на похищаемое имущество, предвидит неизбежность наступления вредных последствий в виде причинения собственнику или иному владельцу имущественного ущерба и желает их наступления.
«Обязательным признаком субъективной стороны хищения является корыстная цель»35.
Понятие корыстной цели в теории уголовного права определено как стремление виновного к получению материальной выгоды незаконным путем.
В связи с этим, при квалификации краж, следует учитывать обязательное получение материальной выгоды для виновного или других лиц.
В случаях, когда удовлетворяются личные материальные потребности самого похитителя, наличие корыстной цели не вызывает никаких сомнений. Однако, корыстная цель будет и в тех случаях, когда похищенное имущество передается иным лицам, в обогащении которых виновный заинтересован (передача похищенного имущества в счет погашения долга, либо родным или близким виновного, а так же лицам, с которыми у него имеются имущественные отношения, и т.п.).
«Незаконное изъятие чужого имущества без корыстной цели не образует хищения. Именно таким образом теория уголовного права и судебная практика решили вопрос о квалификации действий лиц, незаконно изымающих детали или запасные части автомашин либо механизмов одного государственного предприятия и использующих их для работы автомашин либо механизмов другого государственного предприятия. Подобные действия при соответствующих условиях могут содержать состав какого-то иного преступления, для которого корыстная цель - необязательный признак. В силу отсутствия корыстной цели не может квалифицироваться как хищение и так называемое временное позаимствование, когда, например, кассир берет во временное личное пользование деньги из кассы с их последующим возвратом»36.
В теории многие специалисты в качестве «обязательного признака хищения чужого имущества признают корыстный мотив»37. Однако высказано мнение и о необязательном его характере. Так, В.Н. Литвинов мотивами несовершеннолетних участников групповых корыстных преступлений против собственности называет «желание утвердить себя как умеющего жить»38, а И.С. и С.И. Тишкевичи утверждают, что «корыстные мотивы при хищении не обязательно должны быть единственными»39.
Действительно, в примечании 1 к ст. 158 УК РФ корыстный мотив не назван. Одно это обстоятельство дает основание говорить о том, что мотив не является обязательным признаком преступлений, именуемых в УК РФ хищением. Конечно, корыстный мотив типичен для хищения чужого имущества, однако фактически, совершая такого рода преступления, виновный может руководствоваться и другими мотивами, в том числе самыми «благородными» (помощи обездоленным, возврата долга и т.п.). Как считает, В.М. Семенов «главным в квалификации действий виновного как хищения является не мотив, который может быть не только корыстным, а цель, которой является незаконное обогащение, получение наживы за счет чужого имущества»40.
Субъектом тайного хищения чужого имущества является физическое вменяемое лицо, достигшее четырнадцатилетнего возраста (ст. 19, 20 УК РФ).
Согласно уголовного закона (ст. 22 УК РФ), психическое расстройство, не исключающее вменяемости, учитывается судом при назначении наказания и может служить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера.
Установление пониженного возраста для привлечения к уголовной ответственности за кражи связано, во-первых, широким распространением этого деяния среди несовершеннолетних и, во-вторых, с пониманием несовершеннолетними характера и общественной опасности кражи. В этой связи нет необходимости повышения возраста виновного, с которого должна наступать ответственность за кражу.
2.2. Квалифицирующие
и особо квалифицирующие
Квалифицированный состав кражи (ч. 2 ст. 158 УК РФ) предусматривает наличие хотя бы одного из четырех квалифицирующих признаков:
а) совершение кражи группой лиц по предварительному сговору;
б) совершение кражи с незаконным проникновением в помещение либо иное хранилище;
в) совершение кражи с причинением значительного ущерба гражданину;
г) совершение кражи из одежды, сумки или другой ручной клади,
находившихся при потерпевшем.
Совершение кражи группой лиц по предварительному сговору (п. «а» ч. 2 ст. 158 УК РФ). Понятие преступных групп указано в ст. 35 УК РФ. Кража признается совершенной группой лиц, по предварительному сговору, если в ней принимали участие лица, договорившиеся заранее о совершении совместного преступления. При этом группа должна обладать признаками соучастия: в нее должно входить два и более лица, являющихся субъектами данного преступления, действующих умышленно, совместно и согласованно.