Предъявление для опознания в криминалистике. Проблемы совершенствования процесса производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 09:36, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы – выявить процессуальную природу, правовые и организационные основы, тактические приемы предъявления для опознания и рассмотреть особенности данного следственного действия в криминалистике.
Для достижения цели в работе решаются следующие взаимосвязанные задачи:
– на основе ряда существующих определений ряда авторов дать наиболее развернутое определение понятию "предъявление для опознания";
– уточнить сущность и цели данного следственного действия;
– рассмотреть соотношение предъявления для опознания с оперативно-розыскными мероприятиями и другими следственными действиями;

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие и значение предъявления для опознания
1.1 Понятие предъявления для опознания
1.2 Отличие предъявления для опознания от других следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий
1.3 Участники и объекты предъявления для опознания
Глава 2. Процессуальный порядок и условия предъявления для опознания
2.1 Общие условия проведения предъявления для опознания
2.2 Подготовка к предъявлению для опознания
2.3 Производство допроса, предшествовавшего предъявлению для опознания
2.4 Особенности предъявления для опознания на предварительном следствии и в судебном заседании
Глава 3. Особенности проведения отдельных видов предъявления для опознания
3.1 Тактика предъявления для опознания лиц
3.2 Тактика предъявления для опознания трупа
3.3 Тактика предъявления для опознания предметов

3.4 Предъявление для опознания животных
3.5 Тактика предъявления для опознания аудиоматериала, кино-, фото- видеоизображений лиц, предметов или иных объектов
3.6 Фиксация хода и результатов предъявления для опознания
Заключение
Список использованной литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 165.76 Кб (Скачать документ)

 

 Р.С. Белкин пишет,  что "степень маскировки может  быть различной, но практически  она не может быть полной, совершенно  заслоняющей от субъекта исследования  как собственные признаки объекта,  та Ки привнесенные признаки". А.И. Манцветова считает, что в результате перенесенной пластической операции у лица всегда остаются две основные группы признаков внешности: а) оставшиеся без изменения; б) искаженные". Например, если устранить складки кожи верхнего и нижнего века, то это приведет к изменению формы и положения глазной щели; если, например, устранить врожденные или приобретенные деформации носа, то это приведет к изменению высоты верхней губы, положение основания носа тоже меняется (обычно кверху), изменяются форма ноздрей, крылья и кончик носа. К деформациям в области рта относятся увеличение ротовой щели, утолщение губ, дефекты слизистой оболочки губ, смещение углов рта. В результате пластических операции может быть изменены ширина губ, их контур, положение углов рта, длина линии смыкания губ и т.д.

 

 Таким образом, мы  видим, что такие броские, запоминающиеся, опорные приметы, имеющие огромное  значение для идентификации лица, в результате пластических операций  оказываются уничтоженными или  измененными до неузнаваемости. Отсутствие этих примет у лица  на момент предъявления его  для опознания может стать  основной причиной, по которой  опознающий придет к ошибочному  выводу об отсутствии тождества  опознаваемого с тем лицом,  которое он наблюдал при обстоятельствах,  имеющих значение для расследования  по делу. Поэтому, чтобы оценить  результаты состоявшегося предъявления  для опознания лица и достаточно  эффективно предупредить многие  ошибки случайного неопознания, необходимо знать закономерности изменения внешнего облика человека методами пластической хирургии и их правильный учет. Изменения подобного рода не должны удивлять и приводить в замешательство ни следователя, ни самого опознающего. В таких случаях важное значение имеют сведения, которые были получены в результате проведения следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий о том, что опознаваемое лицо перенесло пластическую операцию.

 

 Косметические средства также оказывают влияние на ряд признаков внешности и, конечно же, в первую очередь женщин: например, многие дефекты кожного покрова могут быть загримированы, припудрены, форма, ширина и направление бровей также могут быть изменены путем подкрашивания и эпиляции, иногда женщины полностью удаляют брови, а затем рисуют их выше или ниже их естественного расположения

 

 Третьим свойством,  обеспечивающим возможность идентификации  лица по признакам внешности,  является рефлекторность, т.е. "способность достоверно отображаться в различных носителях информации"., т.е. особое значение рефлекторности определяется тем, что при идентификации лица по мысленному образу могут отображаться только те признаки, которые достоверно отображаются в памяти опознающего.

 

 В соответствии с  ч.2 ст. 193 УПК РФ опознающие предварительно допрашиваются об обстоятельствах, при которых они видели предъявляемое для опознания лицо, а также о приметах и особенностях, по которым они могут его опознать.

 

 В криминалистической литературе нет единого мнения по поводу доказательственного значения предъявления для опознания в случаях, когда опознающий на допросе не называет примет и особенностей опознаваемого, но утверждает, что сможет его опознать. Одни авторы говорят, что такое опознание не имеет смысла, другие считают, что отказываться от предъявления для опознания по этой причине не стоит.

 

 Перед предъявлением  для опознания опознающий предупреждается об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Многие опознающие осознают важность этого следственного действия, значение его результатов, и груз ответственности, который на них ложится.

 

 На практике складываются  ситуации, когда для быстрого  раскрытия преступлений при проведении  оперативно-розыскных мероприятий  для быстрого установления личности  потерпевшего или свидетеля знакомят  с альбомами, которые ведутся  в органах внутренних дел и  содержат фотографии тех лиц,  которые включены в систему  криминалистической регистрации.

 

 Часто очевидцам демонстрируют  фотоснимки лиц после того, как  они в ходе опроса сообщают  необходимые данные о внешности  подозреваемого или разыскиваемого. Оперативно-розыскное опознание  становится действием, которое  предшествует предъявлению для  опознания: опознающий опознает  лицо по фотографии, и уже после  этого проводят предъявление  для опознания официально, в порядке,  предусмотренном УПК РФ.

 

 Относительно этого  многие криминалисты считают  недопустимым показывать опознающему человека или его фотографию перед предъявлением для опознания.

 

 О.Я. Баев считает, что "опознание, проведенное по фотографии, исключает возможность дальнейшего предъявления запечатленного на ней человека "в натуре" тому же опознающему, ибо неумолимо является "наводящим" действием", которое "не может быть расценено иначе, как инсценировка этого важнейшего следственного действия, не имеющая, разумеется, никакого доказательственного значения".

 

 А.Я. Гинзбург придерживается  иной точки зрения относительно  оперативного опознания по фотоснимкам: "как правило, в таких случаях  демонстрируется изображение в единственном числе… Последующее предъявление для опознания не исключается".

 

 На мой взгляд, прав  Д.А. Бурыка, который считает, что точка зрения ученых и практиков, которые считают ознакомление опознающего с фотоизображением объекта перед его непосредственным предъявлением для опознания допустимым, нам представляется ошибочной, противоречащей ч.3 ст. 193 УПК РФ и тактически неверной.

 

 Учитывая, что защита  лиц, которые сотрудничают с  правоохранительными органами, стала  "глобальной" проблемой в сфере  борьбы с преступностью, одним  из шагов на пути ее разрешения  явилось установление новым УПК  РФ некоторых процессуальных  мер безопасности участников  уголовного процесса. Так ч.8 ст. 193 УПК РФ предусматривает возможность  предъявления лица для опознании в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым. Дело в том, что значительная часть опознающих боится участвовать в предъявлении для опознания, испытывают страх, а зачастую отказываются выступать в качестве опознающих.

 

 Вопрос о перечне  технических средств и тактических  приемах проведения предъявления  для опознания по-прежнему остается  открытым.

 

 Решение в целях  обеспечения безопасности опознающего  принимается следователем. Принятие такого решения УП закон связывает с наличием четкого основания, предусмотренного ч. 3 ст. 11 УПК РФ: "при наличии достаточных данных о том, что потерпевшему, свидетелю или иным участникам уголовного судопроизводства, а также их близким родственникам, родственникам или близким лицам угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением имущества либо иными опасными противоправными деяниями"..

 

 Такое основание предъявления  для опознания в условиях, исключающих  визуальное наблюдение опознающего  опознаваемым, едва ли можно считать  правильным. И, думается, вот почему: ведь для проведения такого  решения следователю нужно располагать  данными о том, что опознающему  или его родственникам угрожают. Это первое. И второе: угроза уже  должна была быть высказана  опознающему либо его близким в прошлом, т.е. до момента принятия решения следователем, воспринятая ими как реальная и которой следует опасаться и, в-третьих, она должна быть именно угрозой совершения опасных противоправных деяний.

 

 Но ведь, возможно, что  1) опознающему вообще не угрожают, а он просто сам этого боится  в будущем; 2) что ему угрожать  вообще не будут, а отомстят  без каких либо предупреждений.

 

 Но если угрозы в  адрес опознающего все же получены, то предъявление для опознания  вне визуального наблюдения делает  его бессмысленным, так как  основная цель проведения состоит  в том, чтобы опознаваемый не  знал, кто его опознает. Поэтому и должно оно осуществляться до того, как опознающему или его близким станут угрожать, и чтобы в дальнейшем опознаваемый не знал, кто его опознал и кому надо причинить вред. Но ведь бывают случаи: 1) когда угроза отсутствует; 2) когда опознающий, без каких либо оснований отказывается принимать участие в опознании, испытывая чувство страха. Ни в одной из этих ситуаций не усматривается оснований, предусмотренных ч.3 ст. 11 УПК РФ, позволяющих принять решение о предъявлении для опознания вне визуального наблюдения опознающего опознаваемым. Хотя необходимость такого решения сомнений не вызывает.

 

 В этом случае, Д.А.  Бурыка считает, что "решение о предъявлении для опознания в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым должно приниматься по внутреннему убеждению следователя, основанному на оценке следственной ситуации по уголовному делу или по просьбе (ходатайству) опознающего либо других заинтересованных лиц".

 

 Часть 8 ст. 193 УПК РФ  содержит общую формулировку  – "условия, исключающие визуальное  наблюдение". Анализ специальной  литературы и сложившейся практики  позволяет предложить ряд рекомендаций, направленных на создание таких  условий.

 

 В большинстве случаев  опознание происходит по признакам  внешности. Но случается, когда  человек может быть опознан  по особенностям голоса и речи. Это происходит тогда, когда  опознающий заявляет, что он опознает  человека, голос и речь которого  он слышал в связи с расследуемым  событием.

 

 Опознание человека  по признакам голоса и речи  необходимо проводить тогда, когда  внешность подозреваемого лица  изменена. При проведении предъявления  для опознания по признакам  голоса и речи необходимо придерживаться  ряда правил.

 

 В первую очередь  опознающий должен быть подробно  допрошен об обстоятельствах,  при которых он слышал устную  речь опознаваемого и ее характерные особенности.

 

 В связи с тем, что описать признаки голоса и речи довольно – таки трудно для опознающего, криминалисты делают попытки классифицировать их по тем или иным основаниям.

 

 Н.В. Терзиев, например, делит голос по общему типу: на мужской, женский, детский, юношеский, старческий; по тембру – на низкий, средний и высокий; по звуку – на чистый, хриплый, грудной, носовой, гортанный; по интонации – на сухой, певучий, мягкий, резкий, протяженный, отрывистый; по силе – на слабый, средний, сильный.

 

 Речь он делит на медленную, среднюю, быструю, спокойную, возбужденную, связную, отрывистую, внятную и невнятную.

 

 К недостаткам, которые  выделяет Н.В. Терзиев, относятся: заикание, шепелявость, дефекты произношения.

 

 З.Г. Самошина различает голос по тембру (сопрано, дискант, альт, баритон, бас); по силе (слабый, сильный, средний), и к его особенностям относит хрипоту, осиплость. Речь она характеризует как быструю, спокойную, возбужденную, отрывистую и т.д. Одновременно она говорит о таких недостатках произношения, как картавость, шепелявость, заикание, косноязычие, своеобразие акцента, местный говор.

 

 Гораздо позже она  же выделяет следующие три  группы признаков речи:

 

 

 национальные и географические  признаки речи – акцент, устойчивое  своеобразие в произношении отдельных  звуков, звуковое построение фраз;

 

 

 индивидуальные фонетические  признаки – заикание, картавость, проглатывание отдельных звуков, искажение звуков, присвистывания, отдышка во время произношения слов и т.д.;

 

 

 смысловые признаки  устной речи – жаргонные слова  и фразы, наличие или отсутствие  нормативности в построении фразы,  употребление слов-паразитов и  т.д..

 

 Е.Е. Подголин к физическим признакам голоса относит его силу, высоту, тембр; описывает эти физические признаки так: "голос тихий, низкий, глухой", "говорит медленно, спокойно", "голос громко-крикливый" и т.д. К лингвистическим он относит такие особенности речи, как интонационные, фонетические, стилистические.

 

 Таким образом, судя  по указанным характеристикам  голоса и речи, строго определенной  системы классификации признаков  голоса и речи пока не существует, а без четкой классификации  признаков голоса и речи помочь  опознающему выразить словесно тот мысленный образ, который у него сохранился или восстановить его в памяти – невозможно. Да и в силу своих физических качеств человек не в состоянии достаточно полно и правильно оценить звукофонетические особенности голоса и речи, так как он воспринимает их в комплексе; интонация сообщения, эмоциональное состояние также оказывают большое влияние на восприятие.

 

 В настоящее время  криминалисты сводят в одну  систему большинство признаков,  характеризующих голос и речь, и делят их на общие и  частные.

 

 К общим признакам  относятся:

 

1. Общий тип голоса:

 

1) старческий;

 

2) юношеский;

 

3) женский;

 

4) мужской;

 

2. Национальные, географические  и социально-общественные признаки:

 

1) особенности построения  фразы;

Информация о работе Предъявление для опознания в криминалистике. Проблемы совершенствования процесса производства