Правовое регулирование федеративных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 14:05, дипломная работа

Краткое описание

Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Федеративное государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет свои особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и, прежде всего национальным составом населения страны,

Прикрепленные файлы: 1 файл

Диплом новый .doc

— 439.50 Кб (Скачать документ)




-  -





96



Глава I. Понятие и виды федерации

§ 1. Понятие, принципы, признаки и цели федерации

                        

Федерация представляет собой добровольное объединение  нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Федеративное государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет свои особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и, прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием культуры и быта народов, входящим в союзное государство. Например, можно рассмотреть Россию, в которой еще при временном правительстве предпринимались первые серьезные попытки федерализации обширных губерний и регионов. Уже 22 марта 1917г. был заслушан доклад министра внутренних дел Г. Е. Львова о реформе местного управления России «на основе преобразования органов непосредственного государственного управления на местах в органы самоуправления и предоставления последним всей полноты государственной власти»1. Но федерализм юридически был закреплен после октябрьской революции 1917г. в конституции РСФСР 1918г. В декабре она вместе с другими республиками (Украиной, Белоруссией и Закавказской федерацией) сформировала новое федеративное государство - СССР. По мнению Хаффмана, федерализм - это такая форма организации правительства, которая стремится примирить региональное разнообразие с определенным уровнем коллективного единства и делает это таким путем, при котором региональные правительства играют вполне конкретную роль.

 Следует выделить  ряд основополагающих принципов  образования, функционирования федеративной системы, с позиции которых следует рассматривать и оценивать любую, в том числе и Российскую Федерацию:

I. добровольное объединение государств или государственных образований в федерацию;

II. равноправие субъектов федераций независимо от величины их территории, численности населения, экономического потенциала;

III. плюрализм и демократизм во взаимоотношениях субъектов федерации между собой и с гражданами;

  1. широкие возможности граждан активно и беспрепятственно участвовать в федеральных и региональных политических процессах;
  2. соблюдение законности и конституционных прав, означает строгое и неуклонное соблюдение федерацией и субъектами федерации, федеративными и всеми остальными органами и организациями обычных и конституционных законов как в отношении друг с другом, так и с гражданами и формируемыми ими партийными, профсоюзными и иными общественно-политическими органами и организациями.

Любая федеративная система  может быть эффективной лишь тогда, когда её деятельность осуществляется в строгих рамках конституции и текущего законодательства, когда четко разграничены сферы деятельности и компетенция центральных и местных государственных органов, когда строго соблюдены права и свободы граждан. В этом смысле можно лишь приветствовать характеристику федерализма как «договорного отказа от централизма», как «структурно оформленную дисперсию полномочий»2 между различными государственными организациями, своего рода властными центрами, «законные полномочия которых гарантируются конституцией»3. Важно исходить так же из того, что федерализм - это не одномерное, а многомерное явление, что он имеет не только статический, но и динамический характер. Когда речь идет о много мерности федерализма, имеется в виду существование различных, более или менее одинаково значащих его сторон либо аспектов: исторических, политических, культурных, идеологических, и др... Федерализм, как представляется, это даже не столько статика, сколько динамика, процесс, причем не простой, а циклический. Это подтверждается периодически изменяющимся характером отношений между федерацией и ее субъектами. В разные периоды истории, данные отношения являются в различной степени жесткими, централизованными или децентрализованными. Федерализм независимо от того, в какой стране он устанавливается в США, Германии. России, Канаде существует не сам по себе и не для себя как самоцель, а приобретает смысл лишь в служении обществу, отдельному человеку.

Федерализм преследует, по крайней мере, пять основных целей. Среди них:

-«примирение единства  и разнообразия»; защита от  тирании центральное правительство;

-создание условий  для участия населения в политических  процессах на нескольких уровнях  власти;

-создание условий  для повышения «эффективности производства через региональную конкуренцию» и выступление в качестве формы или пути «к стимулированию новаторских идей в региональных правительствах»4.

-всестороннее обеспечение  процесса свободного развития  различных национальностей и народностей, принцип плюрализма и демократизма, гарантия прав и свобод граждан. Федеративную систему государственного устройства можно рассмотреть на примере Соединенных Штатов Америки: центральным элементом американского федерализма является наличие реальной власти отдельных штатов определять свою собственную политическую структуру, впрочем, как и саму политику. Штаты сами определяют «свой электорат», устанавливают обязательные требования «прохождения партийных кандидатов на государственные посты не иначе как через праймериз (первичные выборы)», другие же штаты в отличие от федерального законодательного органа могут создавать однопартийный парламент (штат Небраска), могут принимать законы, в соответствии, с которыми суды и члены кабинета должны избираться (на федеральном уровне они назначаются). Отдельные штаты вправе принимать законы о проведении референдумов.

Следует выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:

  1. территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантонов, земель, республик и т. п.
  2. В союзном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией.
  3. субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.
  4. В большинстве федераций существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц.
  5. при федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации.
  6. основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях.

 

§ 2. Виды федераций

 

В науке существуют различные классификации  федеративных государств: федерации, основанные на союзе и автономии составных частей; договорные и конституционные федерации; централизованные и относительно децентрализованные и т.д. Эти классификации не утратили своего значения, хотя из числа федераций, созданных в XX в. на основе союза, сохранилась лишь африканская Танзания, да и этот союз исключает важнейший признак такой федерации - право сецессии. Что касается договорных и конституционных, централизованных и децентрализованных федераций, то их различие весьма условно. Возникновение Российской Федерации в ее современном виде, как объединения 89 субъектов, по существу, связано с тремя федеративными договорами 1992г., но окончательно она утвердилась в результате принятия Конституции 1993г. Это же относится к Бельгии, где конституционной поправке 1993г. о создании федерации предшествовали 15 лет переговоров между различными этническими группами.

Наряду с отмеченными выше классификациями  в последние годы все чаще на первый план выдвигается новое деление  федераций на симметричные и асимметричные. Такая классификация тоже не абсолютна. Симметричных федераций, даже с юридической точки зрения, не говоря уже о неодинаковой фактической роли их различных субъектов, не существует. Даже там, где в федерациях лишь одна категория субъектов (например, земли в Германии, штаты в Нигерии), присутствуют элементы асимметрии (неодинаковое представительство земель в верхней палате парламента ФРГ, особый федеральный округ с иным представительством в Нигерии). Тем не менее, различение симметричных и асимметричных федераций имеет определенное методологическое значение для дальнейшего анализа различных моделей территориально-политического устройства5.

Симметричная федерация в идеале состоит из однопорядковых составных  частей, т.е. все они имеют одинаковый правовой статус субъектов федерации. Однако жесткое конкретно-практическое проведение этой идеи в жизнь способно привести к игнорированию интересов этнических общностей, территориальных коллективов, экономических, исторических и иных особенностей отдельных регионов. Всякая нивелировка принижает богатство форм. Поэтому требования о непременном здании симметричной федерации в России нуждаются в тщательном размышлении, хотя теоретически эти требования справедливы. Симметричная федерация нередко возникает «снизу», на основе союза, но это вовсе не обязательно: юридически симметричная Чехословацкая федерация, существовавшая до 1993 г_ была создана путем изменения конституции в 1968 г. С другой стороны, на основе союзного договора 1964 г. между Танганьикой и Занзибаром была учреждена Объединенная Республика Танзания с явной асимметрией двух ее составных частей.

Асимметричная федерация имеет  три разновидности. Первая модель характеризуется  тем, что наряду с субъектами федерации  в состав государства входят другие территориальные образования: федеральные  территории, федеральный округ (он всегда один), федеральные владения, а в некоторых странах еще и «ассоциированные государства». Это - структурно асимметричная федерация, неравенство заложено в ее составе, существованием субъектов и не субъектов с усеченными правами последних. Вторая модель включает только субъекты, но они неодинаковы. Типичной такой формой является Россия. Среди ее 89 субъектов республики, края, области, автономная область, автономные округа, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург). В ее составе не выделяется особый федеральный (столичный) округ. Москва, по идее, такой же субъект, хотя и имеет особенности в правовом положении, но уже в качестве столицы, а не субъекта федерации. Третья модель - «скрытая асимметрия». Такая федерация может состоять только из однопорядковых субъектов (Австрия, Германия, Швейцария), но они в каких-то отношениях не во всем равны (например, имеют неодинаковое представительство в верхней палате парламента, зависящее от численности населения субъектов). Последнее имеет место в Объединенных Арабских эмиратах, где 7 субъектов представлены неодинаковым числом депутатов (от 4 до 8) в однопалатном консультативном Национальном собрании, назначаемом эмирами.

Асимметричные модели зачастую не имеют  «чистых форм». В Индии, например, переплетаются элементы всех трех форм. В борьбе различных движений за реформирование асимметричных федераций в разных странах на первый план выдвигаются свои задачи. В России, например, это требование действительного равноправия субъектов (отсюда исходили Вологодская, Уральская и другие «республики»), в других странах - повышение статуса не субъектов до уровня субъектов (США), в-третьих - языковые (Квебек в Канаде) и экономические проблемы (канадские территории и т.д.). Решаются они по-разному, есть позитивный и негативный опыт.

Чаще всего речь, идет о повышении  статуса не субъектов. Число их сравнительно невелико и во много раз уступает численности штатов, провинций и  других субъектов федерации. Например, в США 50 штатов и лишь 7 других разного  рода единиц, в Канаде -10 и 2, в Пакистане 4 провинции и федерально-управляемая Полоса племен, в небольшой Бельгии наряду с тремя субъектами на востоке страны есть автономия для немецкого меньшинства и т.д.6 Обратный процесс понижения статуса субъекта федерации до статуса несубъекта не зафиксирован, но теоретически он возможен. В СССР в свое время Карелия (Карело-Финская республика) из союзной была преобразована в автономную. Иногда «обратное» преобразование мелкого субъекта в федерально-управляемую территорию, которая пользуется особыми субсидиями и налоговыми льготами, может быть благоприятно для ее населения. Федеральная территория может иметь (а может и не иметь) свой законодательный орган (если он существует, то законы принимаются по сравнительно узкому кругу вопросов и нередко требуют одобрения федеральных властей). Но в любом случае территория управляется из центра специально назначенным чиновником. В отличие от субъектов федерации, территория не представлена в верхней палате парламента (Сенате), хотя есть исключения: Полоса племен в Пакистане имеет 5 представителей в этой палате, правда, в отличие от 14, посылаемых каждой провинцией - субъектом федерации, эти 5 представителей избираются самим парламентом. Обычно территории имеют представительство в нижней палате, как правило, лишь с правом совещательного голоса (по 1 представителю в США, по 4 делегата в Бразилии, независимо от численности населения территории).

Наряду с федеральными территориями почти во всех федерациях имеется  федеральный (столичный) округ - столица  с прилегающими к ней окрестностями. Федеральный округ, как правило, не представлен в верхней палате парламента, лишь в Нигерии по конституции 1989 г., приостановленной после очередного военного переворота 1993г., округ Абуджа имеет в Сенате 1 представителя (в отличие от трех от каждого штата). Иногда федеральный округ посылает своего представителя в нижнюю палату парламента с правом совещательного голоса (например, США)7.

Во многих федерациях есть федеральные владения. Это мелкие, иногда ненаселенные территории, чаще всего прибрежные острова (Австралия, Аргентина, Венесуэла и др.). Они управляются федеральной администрацией. Особым статусом обладают резервации коренного населения (индейцев в США и Канаде, майори в Австралии). Они имеют свои традиционные власти (племенные советы и др.). К США примыкают несколько ассоциированных государств («свободно присоединившихся»): Пуэрто-Рико, Республика Палау, Федеральные Штаты Микронезии и др. Теоретически они должны лишь согласовывать с федерацией свою внешнюю политику и вопросы обороны, но фактически находятся в полной зависимости от США. Кстати, неоднократно поднимался вопрос о возможности преобразования Пуэрто-Рико в штат, но большинство жителей этого не желают: им придется тогда платить значительные федеральные налоги. Иногда в федерациях выделяются специальные образования, например, экономические округа, охватывающие несколько штатов. Они призваны координировать экономическую политику, но обычно влияние в них федеральной власти сильнее, чем влияние штатов.

Информация о работе Правовое регулирование федеративных отношений