Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 10:37, курсовая работа
Актуальность темы исследования: Роль семьи в обществе не сравнима по своей значимости ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение социальными ролями. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.
Статистика свидетельствует, что переход к рыночной системе хозяйствования весьма болезненно отразился на состоянии семьи как социального института.
Введение
Глава1. Характеристика социально-демографической ситуации в России, г. Иркутске и Иркутской области.
1.1. Характеристика социально-демографической ситуации в России, г. Иркутске и Иркутской области
1.2. Социально-экологические детерминанты демографического поведения молодежи
Глава 2. Выявление социально-экологических факторов демографического поведения молодежи на примере г. Иркутска.
2.1. Анализ результатов исследования демографического поведения молодежи
2.2. Влияние социально-экологических факторов формирования демографического поведения молодежи
Заключение
Список использованных источников
Как и всякое человеческое поведение, репродуктивное поведение ограничено определенными рамками, задающими нижний и верхний пределы его действия, а также пределы вмешательства человека в естественный цикл деторождения. Эти рамки заданы, с одной стороны, так называемым потенциалом рождаемости: максимально возможное число детей, которое может родить женщина в течение своей жизни в заданных условиях, к которым могут быть отнесены демографическая структура, состояние здоровья, прежде всего репродуктивного, уровень смертности и т.д. С другой стороны, эти рамки заданы системой социального контроля, определяющего, в какой конкретно степени будет реализован этот социально-биологический потенциал рождаемости, какое конкретно число детей будет рождено женщиной.
Репродуктивное поведение семьи обусловлено репродуктивными установками и мотивами. Репродуктивная установка характеризует количественную определенность потребности в детях. Репродуктивные мотивы отражают качественную сторону репродуктивных установок, объясняют ориентацию на то или иное число детей. Типология репродуктивных мотивов включает в себя экономические мотивы (приобретение экономической выгоды, повышение экономического статуса и др.), социальные (соответствие социальным нормам, встраивание в систему социальных институтов и др.) и психологические (достижение личностных целей). Именно репродуктивные установки и мотивы определяют, в конечном счете репродуктивное поведение. Внешние факторы, которые обеспечиваются средствами демографической политики, способны косвенно влиять на субъективную готовность людей к деторождению. Однако, исследование установок и мотивов репродуктивного поведения позволяет обнаружить объективно существующие тенденции, свидетельствующие в том числе о степени эффективности мер социальной и демографической политики.
Дети являются для индивида самоценными и одновременно выступают средством удовлетворения потребностей более высокого по отношению к ним иерархического уровня. Последние трансформируются в мотивы поведения. Мотивация репродуктивного поведения является одной из важнейших его характеристик. Среди мотивов можно выделить три основные группы: экономические, социальные и психологические. Выяснение мотивов рождения детей дает информацию для характеристики детерминации репродуктивного поведения. С учетом выявленных наиболее значимых мотивов можно будет разрабатывать направления и меры демографической политики в отношении рождаемости.
Оценка условий реализации потребности в детях определяется как объективной характеристикой тех или иных условий жизнедеятельности, так и значимостью данной характеристики для индивида. Например, при одном и том же уровне дохода или жилищных условиях, удовлетворенность ими и, следовательно, оценка их с точки зрения условий реализации потребности в детях, будут зависеть от того, насколько они значимы для индивида, от того, на достижение какого их уровня индивид ориентируется, иными словами, каков у него уровень притязаний. Чем выше значимость для индивида материального благополучия и хороших жилищных условий, чем выше у него уровень притязаний по этим параметрам, тем в меньшей степени он будет удовлетворен ими и в большей мере будет воспринимать их как условия, препятствующие реализации потребности в детях.
При изучении репродуктивного поведения важно знать, в какой степени на оценку условий реализации потребности в детях влияют: объективная характеристика условий жизнедеятельности; их значимость и уровень притязаний по ним, влияющие на субъективную оценку этих условий; конкуренция потребностей, определяемая соотношением значимости ценности детей и других жизненных целей, условий жизнедеятельности; желание вместо подлинных причин отказа от рождения ребенка или его откладывания указать социально одобряемые, рационально объяснить свое репродуктивное поведение посредством указания на социально приемлемые обстоятельства.
Центральное и в некотором смысле итоговое место среди представленных выше тенденций в современной России занимает тенденция ориентации на малодетную семью. Представляется необходимым рассмотреть основные причины возникновения данной тенденции. Анализ научной литературы дает основания для выделения следующих групп причин, объясняющих ориентацию на малодетность.
К первой группе можно отнести причины экономического характера, связанные с материально-финансовыми трудностями. Это означает невозможность нормально обеспечить содержание (питание, приобретение одежды и обуви, игрушек и прочих необходимых вещей), образование и развитие не только троих и более, а нередко даже одного или двоих детей.
По мнению Б.Д. Бреева, неудачный выбор модели перестройки экономики повлек за собой резкое уменьшение доходов населения, снижение их покупательной способности, дестабилизацию экономической ситуации, следствием чего, по мнению автора, стала неуверенность в завтрашнем дне и рост отложенных родов не только вторых и третьих, но даже первых детей [25]. О.Г. Исупова констатирует тот факт, что в современной России родительство является роскошью, за которую необходимо платить. Содержание, воспитание и образование детей в соответствии с современными стандартами оказываются по средствам только высокодоходным группам населения[52]. Действительно, статистика свидетельствует о том, что дети могут выступить фактором бедности семей: 8,8 % от общего числа семей, находящихся в состоянии крайней бедности, составляют семьи с одним ребенком, в состоянии постоянной бедности – 9,3 %, а в семьях с четырьмя и более детьми этот процент соответственно равен 66,4 % и 59,2 % .
Т.А. Долбик-Воробей, изучая репродуктивные ориентации студенческой молодежи и подтверждая в результате установку молодежи на малодетную семью, говорит о том, что именно финансовые затруднения ориентируют молодых супругов на бездетную и однодетную семью[43].
Л.В. Карцева, рассматривая влияние трансформации российского общества на модель семьи, в том числе и на установление нормы малодетности, приходит к выводу, что социально-экономический кризис сказался на сокращении числа детей в семье: возникают не столько жизненные проблемы, сколько чувство страха и неуверенности в том, что дети не получат должного воспитания и образования. В то же время автор отмечает, что в системе приоритетов продолжение рода для семей стоит только на четвертом месте, а на первом интимно-личностные отношения и материально-экономическое положение семьи. Социально-экономический кризис заставил семью пойти на многочисленные жертвы. Основными стратегиями стали экономия во всем и поиск дополнительного заработка. Россияне стремятся сделать все возможное, чтобы семья была материально обеспечена и сохранена как один из островков стабильности в их жизни. В этом смысле ограничение числа рождений детей позволяет семье несколько облегчить материально-экономическое состояние [57]. В своей работе автор рассматривает переход к малодетности как ярко выраженную адаптивную стратегию и утверждает, что это только временный эффект, и при осуществлении социальной политики с точки зрения семьецентристского подхода, который включает в себя провозглашение семьи как первостепенной ценности, можно вернуть семью к нормальному ее функционированию.
Ко второй группе причин малодетности следует отнести проблемы медицинского характера. Состояние здоровья, особенно женщин, безусловно, отражается на рождаемости, а с возрастом увеличивается процент ссылок на здоровье как на причину отказа от рождения детей.
Для молодых людей основными неблагоприятными факторами, влияющими на репродуктивное здоровье, можно назвать, во-первых, раннее начало половой жизни у подростков, которое сопровождается восприятием ими сексуальной жизни в упрощенной форме, когда до 82 % юношей и до 45 % девушек не связывают половую жизнь с любовью и браком, во-вторых, самолечение и несвоевременное обращение в медицинские учреждения, которые являются результатом низкой санитарно-гигиенической культуры молодежи. Кроме того, негативную роль играет низкая информированность о здоровьесберегающем поведении в сфере сексуальных отношений.
К третьей группе причин относят изменения на уровне ценностных установок, выражающиеся в уменьшении потребности в детях. В.М. Медков отрицает прямую связь между экономическим благосостоянием населения и уровнем рождаемости. По мнению автора, подобная связь возможна только в рамках уже наличной потребности в детях, когда плохие условия жизни могут блокировать ее удовлетворение; причиной же снижения рождаемости в России является уменьшение самой потребности в детях. Данный факт автор связывает со смещением ценностных акцентов в пользу освобождения личности от любых связей, которые ограничивают ее самореализацию, в том числе и от семейных[63]. В этой связи необходимо сказать, что ряд авторов рассматривают потребность современного человека в детях как потребность, вступающую в противоречие с ценностями индивидуализма и самореализации. Например, О.М. Здравомыслова пишет о том, что в 1990-е годы быстрыми темпами создавалась система ценностей, в центре которой находилась идея личного успеха. Все больше женщин ориентируются на стратегию личного успеха, что приводит к острому противоречию названной стратегии с семейно-ориентированной стратегией. Автор считает, что ни семья, ни любовь, ни дети не стоят на шкале ценности женщин выше, чем ценность самореализации. Общество сформировало две разнонаправленные стратегии: достижительную, личного успеха и одновременно стратегию должной реализации женщин в семье, детях [51].
Четвертая группа причин представляет собой в известном смысле синтез первой и третьей, так как ряд авторов рассматривают эти две причины в совокупности. К данной группе причин можно отнести совпадение ценностных изменений в области репродуктивного поведения и изменений социально-экономического характера. Например, Т.В. Шеляг полагает, что уровень рождаемости и степень потребности в детях являются функцией от социально-экономических условий и морально-психологических установок этноса и каждой конкретной семьи. Однако необходимо отметить, что первостепенное значение в данном вопросе автор все же отдает морально-психологическим факторам и установкам. По мнению Т.В. Шеляг, возрастание ценности личностного самоосуществления не нашло себе выражения в домашней сфере: честолюбивые, одаренные, успешные женщины ищут признания и реализации за пределами домашнего круга. Самоотдача в пользу детей перестала быть единственным социально поощряемым сценарием жизни [85].
Л.В. Карцева полагает, что падение уровня
жизни влияет на степень удовлетворения
потребности в детях. Наличие двух детей
все еще является социально одобряемой
нормой, однако социальная действительность
в ее материально-экономическом аспекте
вступает в противоречие с реализацией
данной нормы. При этом автор говорит о
том, что на фоне неэффективности осуществления
экономической функции исполнение других
социальных функций (в том числе и репродуктивной)
становится для семьи необязательным.
Среди всех неспецифических семейных
функций усиливается лишь одна – психотерапевтическая-
Исследование и понимание причин ориентации молодых семей на малодетность имеет большое значение для выбора адекватных мер социальной политики. С этой точки зрения преимущественное значение, по нашему мнению, приобретают индивидуально-психологические стимулы. Влияние на мотивы и установки молодых родителей позволит обеспечить их выбор в пользу рождения второго-третьего ребенка.
Принципиально значимо то, что для удовлетворения индивидуально-психологической потребности в детях в большинстве случаев достаточно одного ребенка. Он становится объектом внимания, любви, заботы и привязанности как для родителей, так и для бабушек и дедушек. В некоторых семьях рождение одного ребенка рассматривают как возможность дать ему, единственному, максимум как в плане материального обеспечения, так и образования, воспитания и развития.
В России именно семья несет основную нагрузку по содержанию и воспитанию ребенка. При этом на сегодняшний день семьям, особенно молодым, приходится мобилизовать практически все имеющиеся ресурсы, если они приняли решение родить ребенка. Ресурсы условно можно разделить на возобновимые и невозобновимые. К последним относятся потери или затраты свободного времени членов семьи, здоровье женщины. Часть ресурсов принадлежит только семье или личности – способность к деторождению. Если учитывать, что потребность в детях для семьи может быть в принципе удовлетворена рождением одного ребенка, и если государство действительно заинтересовано в увеличении количества населения и обеспечении его высокого качества (здоровья, уровня образования), то для рождения в семьях второго, третьего и последующих детей оно неизбежно должно будет взять на себя «возобновимую» часть ресурсов, то есть компенсировать семье экономические потери и затраты на ребенка, потери в заработной плате и пенсии, которые неизбежно наступают в связи с отвлечением женщины от оплачиваемой трудовой деятельности).
В России современная семейная политика - результат длительного развития, начавшегося с ограниченных мер по защите матери и ребенка и направленного в сторону комплексной деятельности государства по поддержке института семьи в целом. В семейной политике заметно влияние двух теорий: одна подчеркивает роль социально-экономических факторов в развитии семьи, другая - роль конфликтов участников общественно-политического процесса. Согласно первой теории, называемой индустриализационной, изменения экономической среды (например, индустриализация, урбанизация) создают новые потребности. Социально- экономическая и демографическая среды обитания семей являются главными движущими силами в развитии государственной семейной политики. Снижение рождаемости, рост численности малоимущих семей, гендерные вопросы заставляют органы государственной власти во всем мире расширять и реформировать систему поддержки семьи. Теория конфликтов рассматривает в качестве главной движущей силы конфликт между участниками политического процесса. Деятельность политических партий, общественных организаций, публикации ученых могут привлекать внимание к проблемам семьи и заставить органы государственной власти более активно действовать по поддержке семьи.
Анализ отечественной и зарубежной литературы, нормативно- правовых актов по вопросам семьи показывает, что семейная политика в разных государствах имеет различные главные цели. В то время как во Франции, например, основная цель ее - повышение рождаемости, в странах Северной Европы - достижение равенства прав и возможностей мужчин и женщин, в южноевропейских странах - поддержка молодых семей. Правительства США и Великобритании не включают ее в сферу своей ответственности. Китайское руководство в 1979 г. провозгласило "политику однодетной семьи". Для поощрения такой семьи разработана система льгот (лучшее обеспечение жилплощадью, бесплатное образование и медицинское обслуживание). Для городских жителей однодетная семья должна стать нормой, в сельской же местности разрешается обзаводиться вторым ребенком, а иметь третьего большинству жителей запрещено. Нарушители подвергаются денежным штрафам, к ним применяются меры административного воздействия. Так, за рождение третьего ребенка родителям снижают зарплату. Пропаганда малой семьи проводится правительственными и общественными организациями Индии [75]. Что касается России, то, учитывая катастрофическое падение численности населения в стране (только за 1999-2000 гг. оно уменьшилось на 1512,4 тыс. человек), главной целью государственной семейной политики, на наш взгляд, должно стать создание благоприятной атмосферы для семьи, в которой супруги хотят заводить и воспитывать детей.
Информация о работе Социально-экологические факторы формирования демографического поведения молодежи