Социально-экологические факторы формирования демографического поведения молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 10:37, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования: Роль семьи в обществе не сравнима по своей значимости ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение социальными ролями. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.
Статистика свидетельствует, что переход к рыночной системе хозяйствования весьма болезненно отразился на состоянии семьи как социального института.

Содержание

Введение
Глава1. Характеристика социально-демографической ситуации в России, г. Иркутске и Иркутской области.
1.1. Характеристика социально-демографической ситуации в России, г. Иркутске и Иркутской области
1.2. Социально-экологические детерминанты демографического поведения молодежи
Глава 2. Выявление социально-экологических факторов демографического поведения молодежи на примере г. Иркутска.
2.1. Анализ результатов исследования демографического поведения молодежи
2.2. Влияние социально-экологических факторов формирования демографического поведения молодежи
Заключение
Список использованных источников

Прикрепленные файлы: 1 файл

DIPLOM_kulaga.doc

— 936.00 Кб (Скачать документ)

2.2. Влияние социально-экологических факторов формирования демографического поведения молодежи

По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области, на 1 января 2007 года на территории Иркутской области проживало 2513,8 тысячи человек постоянного населения (по сравнению с предыдущим годом численность постоянного населения сократилась на 13,18 тысячи человек), из них 740,89 тысячи - молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет (на 10,99 тысячи человек меньше, чем в предыдущем году). При этом доля молодёжи в общей численности постоянного населения Иркутской области практически не изменилась и составила 29,47%. 49,83% молодёжи (или 369,16 тысячи человек) составляют мужчины, 50,17% (или 371,73 тысячи человек) – женщины. Большая часть молодёжи (79,31% или 587,57 тысячи человек) проживает в городских поселениях, в сельской местности – 20,69%, или 153,32 тысячи человек [1].

Рождаемость, наряду со смертностью, является основным демографическим процессом. Именно она в настоящее время в нашей стране и других индустриальных странах оказывает решающее влияние на характер воспроизводства населения. От нее, главным образом, зависит то, как в обществе осуществляется процесс замещения поколений. Достаточно сказать, что если число детей, рожденных в среднем одной женщиной, независимо от ее брачного состояния, не будет превышать примерно 2,1 или число детей в среднем у одной способной к деторождению супружеской пары не будет превышать примерно 2,3-2,4, то сколь низким не был бы при этом уровень смертности, замещения поколений в обществе происходить не будет и численность населения от поколения к поколению будет сокращаться (следует, правда иметь в виду, что это сокращение может тормозиться или откладываться на некоторое время под влиянием сложившейся благоприятной возрастной структуры населения, но только на некоторое время).

О соотношении влияния рождаемости и смертности на воспроизводство населения свидетельствует следующее. При существующем сейчас в России уровне смертности для обеспечения простого воспроизводства населения, т.е. чтобы от поколения к поколению численность населения не сокращалась, необходимо, чтобы в среднем на одну женщину приходилось 2,11 рожденных детей. Если же удалось бы сократить уровень смертности в 1,5 раза, то этот показатель сократился бы всего лишь до 2,09 [12].

В этой связи рождаемости отводится особое место в демографической политике. От того, удастся ли существенно изменить ее уровень и тенденции, решающим образом зависят перспективы демографической динамики, изменения численности населения и его состава, будущее нашей страны.

Для того чтобы повышалась рождаемость, надо очень хорошо представлять себе, от чего зависит ее уровень, число детей в семьях, что определяет то или иное репродуктивное поведение. Это, в свою очередь, предполагает всесторонний и глубокий анализ репродуктивного поведения молодежи.

Репродуктивная функция семьи, как никакая другая, органично связана, с одной стороны, с интересами общества и государства в количественном воспроизводстве населения, а с другой – с интересами, установками и ожиданиями личности, входящей в состав семейной группы, в удовлетворении естественной потребности в детях.

Рассмотрим варианты репродуктивного поведения современной российской молодежи.

По мнению С.В. Захарова и Е.И. Ивановой, распространенность абортов в России  систематически снижается  с середины 1970-х годов; темпы снижения существенно ускорились в середине 1980-х годов, что трактуется авторами как  начало необратимой перестройки  в области планирования семьи и как переход от абортов к эффективным средствам и методам контрацепции [47].

Необходимо сказать и о другом варианте репродуктивного поведения – отказе от новорожденного. Данную проблему называют  актуальной и важной ряд авторов: О.Г. Исупова, Т.В. Шеляг, Е.М. Бабосов С начала 1990-х годов количество случаев материнского отказа от новорожденных в России увеличивалось с каждым годом. Число отказных детей, принятых в детские дома, в Москве за 1988-1994 годы выросло в 2,1 раза. И.С. Исупова анализировала статистику московского роддома при 36-й городской больнице: в 1999 году в этом роддоме появилось на свет 2943 живых ребенка, из которых 404 (13,73 %) оказались отказными; в 2000 году в этом же роддоме родилось 2910 младенцев, из которых 345 (11,86 %) были покинуты своими матерями. Автор важной причиной отказничества называет социально-экономические трудности и проблемы женщин: отсутствие постоянного или временного жилья и официальной работы, социальную изоляцию, отсутствие поддержки со стороны отца ребенка, недостаток финансовых средств. Одной из причин отказа от новорожденного может явиться врожденная патология, имеющаяся у ребенка [52].

Важной тенденцией в процессе формирования семьи с точки зрения репродуктивного поведения является ориентация на бездетность как возможный вариант поведения семейной пары. По мнению Т.А. Гурко, сегодняшние социально-экономические условия способствуют  снижению рождаемости и увеличению удельного веса пар, не желающих вообще иметь детей [38]. Однако В.В. Солодчиков не разделяет позицию Т.А. Гурко. Автор ссылается на данные исследований КОМКОН, проведенных в 1999-2003 годах, согласно которым ту или иную степень согласия с утверждением «супруги должны иметь детей» выражают 70-89 % респондентов, при этом автором отмечается рост этой установки в последние годы: с 76 % в 1999 году до 86 % в 2003 году. Тем не менее В.В. Солодчиков  соглашается с Т.А. Гурко в том, что тенденция усиления установки на необходимость иметь детей связана с увеличением возраста респондентов [77].

Заслуживает особого внимания тенденция, оказывающая непосредственное влияние на процесс формирования семьи и напрямую связанная с реализацией репродуктивных установок – ориентация на   малодетность.

Исходя из данных проведенного нами исследования видно (Таблица23 и Таблица24), что большинство респондентов (56,8%) хотели бы иметь двух детей.

Таблица 23

Сколько детей хочет иметь респондент

№ п/п

Сколько детей хочет иметь респондент

Кол-во чел

Доля, в %

1

одного

29

11,7%

2

двух

141

56,8%

3

трех

64

25,8%

4

другое

14

5,7%

 

Всего

248

100,0%


 

Здесь можно говорить о составе родительской семьи, где респонденты отмечали что в большинстве их родительских семей было по два ребенка, и это не могло не сказаться на представлениях респондента о желаемом количестве детей.

Таблица 24

Сколько детей может иметь респондент при нынешних условиях

№ п/п

Сколько детей может иметь респондент при нынешних условиях

Кол-во чел

Доля, в %

1

одного

115

50%

2

двух

60

26%

3

трех

11

4,8%

4

другое

44

19,2%

 

Всего

230

100,0%


 

Из Таблицы 24 мы видим, что реальное число детей, которое может себе позволить респондент на данный момент не совпадает с желаемым. 50,0% респондентов могут позволить себе одного ребенка и лишь 26% двух, против 56,8% желаемых. При ответе на этот вопрос 19,2% респондентов ответили, что на данный момент не могут вообще себе позволить детей. Эти данные говорят о том, что молодежь хотела бы иметь больше детей, чем может себе позволить.

Долговременную динамику рождаемости в России можно проследить, опираясь на суммарный коэффициент рождаемости, который представляет собой число рождений на одну женщину репродуктивного возраста. Этот показатель уже в середине 1960-х годов опустился ниже уровня простого воспроизводства населения. Иначе говоря, вот уже три десятилетия  подряд уровень рождаемости  не обеспечивает простого замещения поколений. В 1995 году суммарный коэффициент рождаемости был равен 1,34 рождения на одну женщину репродуктивного возраста, в 1996 году он опустился до 1,29, в 1997 – до 1,23, в 1998 – был отмечен небольшой подъем – до 1,24. Однако в 1999 году суммарный коэффициент рождаемости вновь снизился до 1,17 рождения на одну женщину репродуктивного возраста [62].

Как показывают результаты исследования молодежи Иркутской области, большинство молодых людей (53,5%) планирует иметь двоих детей, 16,5% - одного, 15,9% - троих и более. 1,7% опрошенных не планируют иметь детей. В 2007 году по сравнению с 2006 годом наблюдается положительная тенденция: число респондентов, планирующих иметь двоих детей, возросло на 1,9%, троих и более – на 7,6%. При этом число тех, кто планирует иметь одного ребёнка, сократилось на 7,1%, а число тех, кто не планирует иметь детей – на 1,3%.

Репродуктивные установки непосредственным образом связаны с «идеальным», «желаемым» и «ожидаемым» числом детей. «Идеальное» число детей – это представление индивида о наилучшем числе детей в семье вообще, без учета конкретной жизненной ситуации и личных предпочтений. Демографы считают этот показатель наиболее устойчивым и наименее подверженным социально-экономическим изменениям. По данным В.В. Бодровой, в России в 2000 году «идеальное» число детей составляло 2,16. «Желаемое» число детей – это то их число, которое индивид предпочел бы иметь в своей семье,  исходя из собственных склонностей, без учета конкретных обстоятельств жизни и индивидуальной биографии. «Желаемое» число детей оказалось несколько ниже, чем «идеальное», и составило в среднем 2,12. «Ожидаемое» число детей – это число детей, которое индивид планирует иметь в своей семье к концу репродуктивного возраста. Это наиболее конкретный показатель, хотя в реальной жизни он не всегда совпадает с фактическим. В 2000 году в России «ожидаемое» число детей составило 0,94. Данный факт свидетельствует о том, что часть респондентов вообще не планируют иметь детей [22]. Т.В. Шеляг полагает, что невыполнение семьей репродуктивной функции и отсутствие детей сводит семью к браку, к отношению преимущественно между мужчиной и женщиной, что оказывает серьезное влияние на наполненность внутрисемейных отношений и самочувствие супругов [85].

Хотя показатели идеального, желаемого и ожидаемого числа детей получают чаще всего при помощи прямых вопросов, без контроля искренности и мотивации ответов (вследствие чего остается значительная неопределенность при их истолковании), все же при достаточной осторожности сочетание всех трех показателей дает некоторое представление об основных компонентах репродуктивной установки детности (установки на число детей) [21].

Соотношение этих трех показателей выглядит следующим образом: идеальное число детей отражает в большей степени когнитивные компоненты репродуктивной установки, сознательную ориентацию на социальные нормы (не обязательно своей референтной группы, это могут быть нормы, признаваемые только внешне); желаемое число детей отражает в большей степени когнитивно-эмоциональные компоненты установки, а ожидаемое число детей – практические компоненты установки, установку действия.

Близость всех трех показателей свидетельствует, что семья имеет детей столько, сколько хочет, и считает это число вполне соответствующим принятым в обществе обычаям. А расхождение показателей говорит прежде всего о процессе изменения социальных норм детности, о том, что потребности семьи в детях не соответствуют ее представлениям о социальных нормах детности (если желаемое число детей расходится с идеальным), либо что потребности в детях не удовлетворены (если ожидаемое число детей меньше желаемого).

Репродуктивное поведение молодежи обусловлено репродуктивными установками и мотивами. Репродуктивная установка характеризует  количественную определенность потребности в детях. Репродуктивные мотивы отражают качественную сторону репродуктивных установок, объясняют ориентацию на то или иное число детей. Типология репродуктивных мотивов включает в себя экономические мотивы (приобретение экономической выгоды, повышение экономического статуса и др.), социальные (соответствие социальным нормам, встраивание в систему социальных институтов и др.) и психологические (достижение личностных целей). Именно репродуктивные установки и мотивы определяют в конечном счете репродуктивное поведение. Внешние факторы, которые обеспечиваются средствами демографической политики, способны косвенно влиять на субъективную готовность людей к деторождению. Однако исследование установок и мотивов репродуктивного поведения позволяет обнаружить объективно существующие тенденции, свидетельствующие в том числе о степени эффективности мер социальной и демографической политики.

Дети являются для индивида самоценными и одновременно выступают средством удовлетворения потребностей более высокого по отношению к ним иерархического уровня. Последние трансформируются в мотивы поведения. Мотивация репродуктивного поведения является одной из важнейших его характеристик. Среди мотивов можно выделить три основные группы: экономические, социальные и психологические. Выяснение мотивов рождения детей дает информацию для характеристики детерминации репродуктивного поведения.

Информация о работе Социально-экологические факторы формирования демографического поведения молодежи