Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 10:37, курсовая работа
Актуальность темы исследования: Роль семьи в обществе не сравнима по своей значимости ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение социальными ролями. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.
Статистика свидетельствует, что переход к рыночной системе хозяйствования весьма болезненно отразился на состоянии семьи как социального института.
Введение
Глава1. Характеристика социально-демографической ситуации в России, г. Иркутске и Иркутской области.
1.1. Характеристика социально-демографической ситуации в России, г. Иркутске и Иркутской области
1.2. Социально-экологические детерминанты демографического поведения молодежи
Глава 2. Выявление социально-экологических факторов демографического поведения молодежи на примере г. Иркутска.
2.1. Анализ результатов исследования демографического поведения молодежи
2.2. Влияние социально-экологических факторов формирования демографического поведения молодежи
Заключение
Список использованных источников
Федеральное агентство по образованию
высшего профессионального образования
Кафедра социальной философии и социологии
Социально-экологические факторы формирования демографического поведения молодежи
«К защите допускается»
________________________
зав. кафедрой социальной
философии и социологии,
доктор философских наук,
профессор В.А. Решетников
Иркутск 2010г.
СОДЕРЖАНИЕ | |
Введение |
3 |
Глава1. Характеристика социально-демографической ситуации в России, г. Иркутске и Иркутской области. |
13 |
1.1. Характеристика социально- |
13 |
1.2. Социально-экологические |
27 |
Глава 2. Выявление социально-экологических факторов демографического поведения молодежи на примере г. Иркутска. |
43 |
2.1. Анализ результатов |
43 |
2.2. Влияние социально- |
57 |
Заключение |
75 |
Список использованных источников |
79 |
Приложения |
87 |
Актуальность темы исследования: Роль семьи в обществе не сравнима по своей значимости ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение социальными ролями. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.
Статистика свидетельствует, что переход к рыночной системе хозяйствования весьма болезненно отразился на состоянии семьи как социального института. Развернувшийся в России политический и социально-экономический кризис на рубеже 90-х годов привел к резкому снижению рождаемости и росту смертности населения, что обеспечило естественную убыль населения в большинстве российских регионов.
В последние годы благодаря проводимым в России реформам произошли некоторые позитивные сдвиги, проявляющиеся в увеличении рождаемости, снижении материнской и младенческой смертности, сокращении количества абортов. Вместе с тем в настоящее время отмечается формирование нового типа репродуктивного поведения населения, связанного с демографическим переходом к малодетной семье. В «Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»[81] особо подчеркивается, что проведение демографической политики должно основываться на систематизации теоретических и практических исследований в области репродукции населения страны с переходом к всесторонним, комплексным исследованиям на уровне отдельных регионов.
Таким образом, актуальность исследования проблем демографического поведения объясняется системным кризисом воспроизводства населения страны, результатом которого является его депопуляция. Демографическая политика, направленная на повышение рождаемости, с неизбежностью предполагает решение научных проблем, связанных с исследованием закономерностей репродуктивного поведения, и объективно нуждается в научно-теоретическом обосновании путей и методов управления процессом воспроизводства населения для скорейшего преодоления негативных тенденций демографического развития России.
Одной из целей демографической политики в области стимулирования рождаемости является увеличение потребности населения в детях, т.е. повышение значимости детей среди других жизненных ценностей семьи, личности. Сегодня с этой мыслью согласны, пожалуй, большинство ученых, по мнению которых исследование репродуктивного поведения необходимо начинать с определения факторов влияющих на репродуктивные установки молодежи.
Степень разработанности проблемы. Интерес к вопросам рождаемости со стороны ученых возник как результат возросшего значения управления демографическими процессами, в частности рождаемостью, ставшей актуальной научной проблемой уже на рубеже XIX — XX вв. В связи с наметившейся тогда в Европе тенденцией к снижению рождаемости, возникла необходимость научного предвидения развития этого процесса, что потребовало выявления причин снижения рождаемости. Большую роль в осмыслении генезиса семьи сыграли работы Д.Мак-Леннана, Л.Моргана, К.Леви-Стросса, которые заложили основы их научного изучения. Семья и брак были предметом анализа в марксизме (К.Маркс, Ф.Энгельс), формальной социологии (Г.Зиммель), структурном функционализме (Э.Дюркгейм, Т.Парсонс), психоанализе (З.Фрейд, К.Хорни), в концепции социокультурной динамики (П.Сорокин), институционализме (Г.Беккер), и других направлениях социальной мысли.
На рубеже 60-70-хх годов XX века в России появилось значительное число исследователей, чья научная деятельность сформировала теорию репродуктивного поведения.
Особенность репродуктивного поведения молодежи как социологического фактора рождаемости состоит в том, что материально-бытовые условия являются далеко не единственным основанием решения индивида или брачной пары ограничиться двумя или единственным ребенком в семье, или вовсе не заводить детей. Задачей социологического исследования становится детальное объяснение механизма репродуктивного поведения. Существенный шаг в этом направлении сделан в исследованиях отечественных ученых А.И. Антонова[12], В.Н. Архангельского[]14, В.А. Беловой[16], В.В. Бойко[19], В.А. Борисова[21], А.Г. Вишневского[30], Л.Е. Дарского[39], С.В.Захарова[46,47], В.М. Медкова[63] и др.
За последние 20лет демографические проблемы волнуют все население России, создаются исследовательские институты, научные центры, проводятся различные исследования. Репродуктивные установки молодежи это один из главных показателей рождаемости, а значит то, что необходимо изучать в первую очередь.
Как пишут А. И. Антонов и В. А. Борисов[7] исследования факторов рождаемости в нашей стране и во многих других странах на протяжении всего XX в. показали, что число детей в семье вовсе не является продуктом стихийных сил, природных инстинктов или случайных стечений обстоятельств. Оно является в решающей степени результатом принятия людьми осознанных решений по реализации их жизненных планов, и зависит от социальных норм и экономических условий, которые, однако, действуют не автоматически, а преломляются через человеческую волю, осознанный выбор, через психологию, через культуру людей. Исследования показывают, что репродуктивные желания и планы (или иначе, — репродуктивные установки) формируются в раннем возрасте и очень устойчивы на протяжении всей жизни людей.
Социологи РГСУ констатируют: «Анализируя генезис изменения репродуктивных установок россиян, связанных с желаемым числом детей, мы не исключаем воздействия социально-экономического фактора. Наиболее интенсивные и негативно-переломные, с точки зрения демографической стабильности общества, трансформации репродуктивных установок на желаемое число детей зафиксированы у респондентов 1971-80 гг. рождения, чей активный репродуктивный возраст пришелся на 1990-2000 гг. — период социально-экономических катаклизмов[60].
В монографии «Семья в Надыме: непростое десятилетие реформ (на примере муниципального образования г. Надым и Надымский район)» дано следующее определение: «Семья – основной субъект и объект управления демографическими процессами в регионе. Если проанализировать механизм всех сфер функционирования общественной жизни, всех социально-экономических процессов, то мы неминуемо придем к выводу, что семья с ее потребностями и потенциальными возможностями явится одновременно и в качестве заказчика, и в качестве потребителя всех общественных взаимодействий. Семья опосредует, с одной стороны, влияние общества на индивида (в процессе его онтологического развития и функционирования), с другой стороны, подавляющее большинство индивидов сотрудничают с обществом через семью, в процессе реализации ее потребностей и интересов. Можно утверждать, что характер течения всех социально-демографических процессов в обществе, в большинстве своем, обусловлен прямо или опосредованно состоянием семейно-брачных отношений, уровнем стабильности семьи как социального института, степенью совпадения интересов семьи, направленности ее деятельности в доминирующем векторе общественного развития. Небезосновательны поэтому обращения демографов к семье как социальному фактору воспроизводства населения. Можно с уверенностью утверждать, что в настоящее время особую актуальность представляют аспекты поведения семейной группы, связанной с воспроизводством потомства, другими словами, её демографическим поведением, его соответствия текущим и особенно стратегическим целям и задачам оптимизации воспроизводства российского сообщества»[2].
В. А. Борисов в работе «Динамика населения России в ХХI веке и приоритеты демографической политики» пишет: «Для России необходим рост населения, стабилизация численности населения хотя бы на сегодняшнем уровне недостаточна с любых позиций: геополитических, экономических, оборонных и прочих. Если исходить из целесообразности умеренного роста населения России, а не его стабилизации, то нетрудно определить уровень рождаемости, который для этого необходим. Для простого воспроизводства населения нужно поднять суммарный коэффициент рождаемости до уровня 2,15, т. е. почти удвоить его. Следовательно, для небольшого прироста населения этот показатель должен составлять примерно 2,4-2,5 ребенка в среднем на одну женщину за всю жизнь… Расчет очень прост в данном случае. Если принять в качестве целевого ориентира нетто-коэффициент воспроизводства населения равным 1,2, то соответствующий этой величине суммарный коэффициент рождаемости должен быть равен 1,2: 0,99: 0,49 = 2,47, или 2,5 ребенка, где 0,99 — вероятность дожития новорожденной девочки до среднего возраста женщин, а 0,49 — доля девочек среди новорожденных»[7].
Л. А. Хачатрян[83] пишет, что особенностью современного брака является рост числа гетерогенных браков по возрасту молодоженов. Так в Пермской области 49 % браков — это браки, где муж старше жены на 7 лет и более, 40 % браков — это браки ровесников и 11 % — браки, в которых жена старше мужа на 7 и более лет.
А.С. Щукина[86] тоже констатирует эту тенденцию: анализ первичных актовых записей о браке за 1990 и 2000 гг. в Твери показал снижение до 15 % доли браков, заключенных между ровесниками.
В «Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года» (одобрена распоряжением Правительства РФ от 24 сентября 2001г.) отмечается, что «по сравнению с 1990 годом количество зарегистрированных браков в 2000 году снизилось почти на треть. Молодые пары все чаще отказываются от официальной регистрации брака. Распространенность юридически неоформленных браков привела к тому, что в 2000 году каждый четвертый ребенок рождался вне брака»[58].
А. А. Митрикаса «Семья как ценность: состояние и перспективы ценностного выбора в странах Европы»[65], так как тенденции развития семейно-брачных отношений в России и в Европе одинаковые. Он пишет: «Характерной чертой формирования семьи в течение последнего десятилетия был рост числа нерегистрируемых браков, который сопровождался растущим одобрением такого способа совместного проживания. По данным ИЕЦ, в двадцати европейских странах в 1990 г. 14 % респондентов согласились с мнением о том, что брак стал пережитком. В 1999 г. таких было уже 20 %. Эта тенденция в оценке брака наблюдается почти во всех рассматриваемых странах, различны лишь темпы изменения оценки.
Как показывает исследование «Россия — 2000»[53], проведенное под руководством доктор философских наук А. И. Антонова, предпочитаемое число детей слабо зависят от доходов семьи. Большую роль в детерминации предпочитаемого количества детей должен, вероятно, играть не доход сам по себе, а ориентации на его желаемый уровень и степень удовлетворения имеющимся доходом. Среднее ожидаемое число детей среди совершенно неудовлетворенных уровнем жизни семей почти на 0,2 меньше, чем среди тех, кто, по их словам, уровнем жизни удовлетворен полностью (1,96 против 2,12). Совершенно не удовлетворенные уровнем жизни семьи планировали до брака, по их словам, иметь больше детей, чем те, кто полностью удовлетворен уровнем жизни. Причем это превышение достигается за счет того, в группе совершенно удовлетворенных, оказывается, никто до брака не планировал иметь больше трех детей. Тем не менее, ожидают иметь детей в среднем больше именно удовлетворенные уровнем жизни семьи. Это может говорить о том, что у них в большей степени представлены семейные ориентации и более напряженная интенсивность потребности в детях, чем у тех, кто своим уровнем жизни не удовлетворен, и стремиться к большим достижениям, воспринимая детей как своего рода помеху.
Информация о работе Социально-экологические факторы формирования демографического поведения молодежи