Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 14:28, реферат
«Гендерные исследования» как самостоятельная область научных и образовательных интересов является собирательным понятием для современных гуманитарных теорий — экономических, социальных, политических, лингвистических и других, так или иначе интерпретирующих проблему взаимоотношений полов и использующих новейшее ее обозначение — «гендер».
Гендерные исследования предполагают как теоретическую разработку философских, социологических, психологических вопросов, связанных с традиционными проблемами личности, социальных страт, общества в целом, так и общественную практику в самом широком смысле, включающую художественное творчество, политическое и социальное управление, институт семьи, образование, сферу межличностных отношений.
Одной из родоначальниц движения женщин за свои права считается англичанка Мэри Уоллстонкрафт. Проанализировав бесправное положение женшин всех сословий в современной ей Англии, она издает книгу «Оправдание прав женщины» (1792), где блестяще доказывает, что вся современная система воспитания женщины неизбежно приводит ее к тем самым «женским слабостям и недостаткам», за которые она так часто критикуется:
«Начиная с раннего детства, женщин обучают и они сами видят это на примере своих матерей, что ограниченное знание слабостей человеческой натуры, удачно примененная хитрость, показное послушание, мягкость характера и скрупулезное следование ребяческому стилю поведения обязательно приведут к тому, что мужчины будут им покровительствовать» (СНОСКА: Wotistonecraft M. Vindication of the rights of women // Feminism: The Essential Historical Writings. N.Y., 1994. P. 6.).
В те же годы во Франции Олимпия де Гуж обнародует свою «Декларацию прав женщины и гражданки» (1791). По ее убеждению женщина не меньше, чем мужчина, способна пользоваться гражданскими свободами и управлять государством. Известность получила ее реакция на казнь французской королевской семьи: «Если женщина имеет право взойти на эшафот, то она должна иметь право взойти и на трибуну» (СНОСКА: Цит. по: Айвазова С. Российская женщина: пути выбора в мире традиций и перемен. М., 1999. С. 20) (в 1793 г. автор этой формулы подверглась казни на гильотине).
Середину XIX — начало XX в. называют временем «первой волны» феминизма. Его наиболее яркими представительницами считают суфражисток (от англ. suffrage — голосование) — участниц движения, направленного на получение женщинами права голосовать. В Англии это были Харриет Тейлор, Маргарет Фуллер, Харриет Мартинью, в США — Лукреция Мотт и Элизабет Сэди Стэн-тон. По их мнению, установление юридического равенства с мужчинами должно ликвидировать зависимость женщины и принести благо обществу в целом. Примечательно, что в США борьба за равноправие женщин разворачивалась одновременно с борьбой за отмену рабства.
Первый программный документ феминисток был принят в 1848 г. на конференции в Сенека-Фолз и получил название «Декларация чувств». Программа критически оценивала современное положение женщины в США, подчеркивая несправедливость положения, когда женщина после замужества «умирает в гражданском смысле», «не имеет права даже на свою зарплату», «не может
Повысить свои шансы через образование, так как все колледжи дли нее закрыты». Декларация апеллировала к тексту американской Конституции: обязанностью правительства является защита флжданских прав не только мужчин, но и женщин (СНОСКА: Попкова Л. Социально-правовой статус женщин США // Женщина. Гендер.).
Либеральным феминизмом заложены концептуальные основы юридического и политического равенства, которые получили даль-игйшее развитие на протяжении всего XX в. Представительницы и ого направления всегда действовали в рамках принципов демократии и использовали свойственные ей средина, такие как гругшы давления, тактика лоббирования, избирательные кампании.
Борьба за политические права женщин была долгой. Первыми i гранами, которые приняли законы о предоставлении женщинам избирательных прав, стали Новая Зеландия (1893) и Австралия (1902). В США женщинам сначала были предоставлены избирательные права в отдельных штатах (1869 г., штат Вайоминг). В начале ХХ в. получили избирательные права женщины Финляндии (1906), ,, Норвегии (1913) и Советской России. В Германии, Австрии, j Польше, Чехословакии, США, Венгрии и Великобритании жен, шины получили равные с мужчинами политические права вскоре после окончания Первой мировой войны; в Бразилии, Турции, Уругвае и Таиланде в 30-х годах XX в. Во Франции, Италии, Румынии, Югославии, а также в Китае женщины получили избира-юльные права лишь после Второй мировой войны.
Так основные задачи либерального феминизма оказались выполненными, а само движение постепенно утратило массовый характер.
В статье «К еврейскому вопросу» (1843) К. Маркс сформулировал мысль о том, что полная «эмансипация человека» включает в себя и освобождение женщины от социального угнетения. Ф. Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1883) развивал идею, что домашний труд женщин, ее социальные функции определяются конкретными условиями производства и распределения благ. Поэтому угнетенное положение женщины включено в логику развития классового общества, основой которого является частная собственность и общественное разделение труда. Следовательно, ликвидация порабощения женщин возможна лишь с ликвидацией классового общества.
В дальнейшем эти идеи получили всестороннее обоснование в книге А. Бебеля «Женщина и социализм» (1879), ставшей главным теоретическим трудом по «женскому вопросу» для представителей социал-демократической мысли. Один из наиболее важных вопросов, по Бебелю, — это вопрос о том, «каким образом женщина может развить свои силы и способности, чтобы сделаться полным, равноправным и деятельным членом человеческого общества». Ответом на него может стать ликвидация частной собственности, за которой должна последовать отмена «семейного рабства» для женщин и создание системы общественного воспитания детей.
Идеи марксистского феминизма явились идеологической базой формирования в начале XX в. пролетарских женских организаций. Считая требование политического равноправия женшин в рамках буржуазного общества реакционным (укрепляющим отжившую и несправедливую буржуазную систему), социалистические женские организации действовали отдельно от суфражистских, часто находились с ними в состоянии открытой вражды.
В дальнейшем идеи марксистского феминизма, дополненные анализом причин неудовлетворительных последствий их применения на практике, в значительно измененном виде влились в многообразие политических идей радикального феминизма, сформу/ лированных в 70-90-е годы. :
В условиях абсолютной монархии не только женщины, но и мужчины не имели избирательных прав. Женское независимое движение в России возникло в контексте борьбы за право получения высшего образования и труд вне дома. Первоначально она приняла форму пассивного протеста: многие русские девушки, озабоченные изменением своего положения, уезжали на учебу в университеты Западной Европы (нередко вопреки воле родителей), прежде всего Швейцарии, где вручались дипломы женщинам. По словам истори женского движения Анны Шабановой, во второй половине XIX в. ...девушки вместо романов зачитывались Дж. С. Миллем, вместо стихов для писания в альбомах засели за математику и естественные науки» (СНОСКА: Шабанова А. Н. Очерк женского движения в России. М., 1912. С. 7.).
Важную роль в борьбе за женское образование и труд в России сыграли три женщины («триумвират») М. В. Трубникова, Н. В. Стасова, А. П. Философова. В 1878 г. появляются высшие женские курсы в Москве, в 1880 г. — в Петербурге, затем во многих других юродах. Однако преподавание женщин в университетах было запрещено практически до 1917 г. (С этой точки зрения характерен отказ в возможности преподавания, который получила в 1889 г. пел и кий русский математик С. Ковалевская.)
В силу «равенства» мужчин и женщин России, в смысле отсутствия политических прав, многие женщины, активно участвующие в освободительном движении, не выделяли отдельно проблему «женского освобождения», предпочитая говорить об освобождении «народа» в целом. Женская политическая активность в рамках народнического движения приобрела необыкновенный размах и ирко выраженную революционную направленность.
Восприняв идеи Чернышевского о «народном служении», женщины-революционерки не определяли себя в качестве активисток именно женского движения. Большинство приходили к выводу о необходимости помощи другой угнетенной части российского населения — крестьянству. Поэтому первоначально их активность была i иязана с открытием народных школ и больниц, пропагандой образования для народа. Однако некоторые активистки такую помощь считали явно недостаточной и вступали в ряды революционно-пропагандистских и заговорщических организаций (СНОСКА: Павлюченко Э. А. Женщины в русском освободительном движении» М., 1988).
Наиболее известна, по-видимому, участница группы «Народная воля» София Перовская — первая женщина, публично казненная за политическое преступление (участие в покушении на императора Александра II в 1881 г.). София Перовская никогда не настаивала на особых «женских задачах» народнического движения и своим поведением всячески подчеркивала отсутствие каких-либо различий между ней и революционерами-мужчинами.
Среди других ярких активисток народнического движения можно назвать Веру Засулич, в 1878 г. стрелявшую в петербургского генерал-губернатора, Веру Фигнер, отбывшую 20-летнее одиночное заключение в Петропавловской крепости. Всего в народническом движении принимали участие более 600 женщин. Большинство отказывались от всех женских ролей, включая замужество и материнство: само представление о женской эмансипации в России зачастую отождествлялось с подпольной активностью и оппозицией. Отказ от женского отнюдь не способствовал успеху женщин-нигилисток у работниц и крестьянок. Кроме того, женщины-революционерки практически не поднимали насущных вопросов о яслях, отпусках по родам, доступности противозачаточных средств (между тем эти вопросы иногда поднимались мужчинами-народниками).
К необходимости решения вопроса об участии в политической жизни страны российское женское движение подошло только на втором этапе своего развития. Лозунгом движения становится «Свобода и равенство всех перед законом без различия пола», а наиболее крупной политической организацией — «Русское женское взаимоблаготворительное общество», образованное в 1895 г. Количество его участников росло год от года и распространилось на многие российские губернии.
После подписания царем Николаем II знаменитого Манифеста 17 октября 1905 г. о созыве парламента стало ясно, что женщины не получили от правительства ожидаемых прав. «Общество» направило в адрес I Государственной думы петицию с требованием «внести обновление в жизнь женщин, признав за ними равные права для участия в служении Родине». Она, в частности, содержала обоснование либерального принципа предоставления женщинам избирательных прав:
«Являясь одинаковой плательщицей налогов, труженицей наравне с мужчиной, ответственной в одинаковой мере перед законом, женщина, по справедливости, должна иметь право на защиту своих интересов путем участия в законодательном собрании, решения которого так же близко касаются ее судьбы, как и мужчины» (СНОСКА: Шабанова А. Н. Указ. соч. С. 20-21.).
Идеи марксистского феминизма в России развивались активисткой социал-демократического движения Александрой Коллонтай.
Но ее мнению, угнетение и бесправие женщины неразрывно свя-taHO с капиталистическим строем и потому исторически обречено. И работе «О социальных основах материнства» (1913) Коллонтай писала о необходимости снять с женщины тяготы по воспитанию потомства и создать государственную систему поддержки материнства и детства.
В декабре 1909 г. делегаты от женских организаций провели Первый Всероссийский женский съезд в Петербурге, целью которого была попытка создания объединенного российского женского движения. Однако сторонницы революционного пролетарского «крыла» движения цр главе с А. Коллонтай обвинили большинство гьезда в реформизме и покинули заседание.
После Октябрьской революции Коллонтай стала первой в Росши женщиной-министром — комиссаром социального обеспечения. Она непосредственно участвовала в выработке законов (по обеспечению равной оплаты труда, равного социального статуса и гражданских прав замужней и незамужней женщины, легализации «бортов, государственной поддержки материнства) и создании просветительской сети для изменения менталитета женщин. Логика развития тоталитаризма внесла свои коррективы в практическое воплощение этих «либеральных» идей.
Радикальный (или революционный) феминизм появился в США, Франции и других европейских странах на волне студенческого протеста 60-х годов XX в. Радикальный феминизм делится на несколько противостоящих друг другу групп, однако участников пого движения объединяет то, что в отличие от «либералок», требующих равных прав для женщин, они объявляют «войну» всему обществу, устроенному мужчинами для мужчин.
Как и все левые идеологии, в среде которых он возник, феминизм «второй волны» воспринимает общество в виде доминирующей системы, использующей не столько открытое насилие, сколько скрытое подавление свободы человека, таящееся в таких «институтах» общества, как семья, брак, любовь и др. В роли «системы» в идеологии радикального феминизма фигурирует патриархат — отраженное в различных социальных механизмах господство всех мужчин над всеми женщинами. Радикальный феминизм фактически приравнивает понятия «пол» и «класс», хотя, по мнению Рок-санны Данбар, пол не совсем совпадает с экономическим классом — это «каста», т.е. «вид социальной категории, к которой человек принадлежит от рождения и выйти из которой он не может» (СНОСКА: Dunbar R. Women Liberation as a base of social revolution // The New Feminism in Twentieth Century America. Lexington (Mass.), 1971. P. 183). Мужчины рассматриваются как «враги», «захватчики», «эксплуататоры», а любые отношения с ними — как «коллаборационизм». В отличие от либерального, радикальный феминизм акцентирует внимание не на сходстве, а на различиях между людьми, вплоть до понимания мужчин и женщин как двух различных видов. «Мы идентифицируем мужчин как агентов нашего угнетения... Все мужчины получают экономические, сексуальные и психологические выгоды от мужского превосходства...» — записала в своем манифесте группа «Красные чулки» (СНОСКА: Redstokings Manifesto // Sisterhood is powerful. N.Y., 1970. P. 534).
По мнению Сьюсан Гриффин, издавшей в 1970 г. книгу «Политика изнасилования», современное общество проводит в отношении женщины сексистскую дискриминационную политику во всех сферах жизни, в том числе и в казавшейся раньше неприкосновенной частной сфере. Большинство радикальных феминисток,, пришло к выводу, что даже наиболее интимные человеческие свя-j зи включают в себя властные отношения и потому должны быть] отнесены к политическим (СНОСКА: Ramazanoglu С Feminism and the contradictions of oppression. London, 1989. P. 5-23).