Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 09:52, дипломная работа
Объектом исследования является самооценка студентов I курса.
Предметом исследования является развитие самооценки студентов I курса посредством тренинга.
Цель исследования состоит в изучении особенностей развития самооценки студентов I курса посредством тренинга.
Введение …………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы изучения самооценки………….….7
1.1.Проблема самооценки в психолого - педагогических исследованиях…………………………………………..…..……..…7
1.2.Развивающие возможности тренинговых
занятий…………………………………………………………..…....21
1.3.Психологические и педагогические условия создания благоприятной обстановки для развития самооценки………...32
Глава II. Организация опытно-экспериментальной работы по развитию самооценки у студентов I курса……………………….….40
2.1.Диагностика уровня самооценки студентов I курса………40
2.2.Развитие самооценки студентов экспериментальной группы посредством тренинга…………………………………………...…47
2.3.Обработка и анализ результатов эксперимента….….….....58
Заключение ………………………………………………………...……66
Список использованной литературы………
В отличие от традиционных театральных постановок на сцене разыгрывается не чужой для участников сценарий, а его собственный жизненный опыт, его личные проблемы.
В момент кульминации психодраматического действия эмоциональный заряд достигает своего пика и наступает катарсис – внутреннее очищение, момент эмоционального отреагирования, который способствует инсайту – «озарению», иному видению и осмыслению ситуации, необходимому для разрешения внутри – и межличностных проблем [44,67].
Гуманистический подход. Тренинг свободного самоопределения группы.
Главным предметом гуманистической психологии является личность и ее уникальность, переживания человеком мира и осознание своего места в нем. Человек наделен возможностями непрерывного развития и самореализации, и его задача – актуализация этих возможностей, рост и развитие личности.
Образовалось новое направление групповой работы, получившая название «групп встреч». Чаще с этим направлением группового движения связывают имена Карла Роджерса и Уильяма Шутца. Одна из характерных особенностей в этом движении – максимально не директивный (демократический) стиль управления группой.
Позиция руководителя здесь совершенно иная: ведущий отказывается направлять и организовывать деятельность участников, создавая ситуацию фрустрации и вынуждая их проявлять активность и принимать на себя ответственность за все, что происходит с ними в группе. Проявление негативных эмоций не тормозятся, участники, их проявившие, наказанию не подвергаются, чтобы они осознали возможность откровенно высказывать любые (а не только социально одобряемые) чувства. В последствии опыт проявления негативных эмоций конструктивно перерабатывается группой, и в ней возникает атмосфера взаимного доверия и открытости.
Ведущий выступает в качестве модели самораскрывающейся личности рассказывая о себе откровенно, как и остальные участники. Он должен быть внимательным и заботливым, создавая в группе обстановку принятия и эмпатического взаимопонимания.
В результате, как считает К. Роджерс, «индивиды вступают в более близкий и непосредственный контакт, чем в повседневной жизни». Создается «климат максимальной свободы для выражения личности, исследование чувств и межличностных коммуникаций… индивиды приходят к более полному познанию себя и каждого другого, чем это возможно в обычных социальных или рабочих отношениях; климат открытости, принятия риска и честности порождает доверие, позволяет личности осознать и изменить установки к самозащите, проверить и принять обновленные и конструктивные поведения и в последствии в ситуациях повседневной жизни относится к другим более адекватно и эффективно».
В качестве основных признаков в этих группах выдвигается самораскрытие, внимание к чувствам, осознание самого себя и своего физического «Я», ответственность и принцип «здесь и теперь». Существует, как в других психологических школах, множество способов проведения «групп встреч», от обычных продолжительных занятий до групп марафонов, с небольшими перерывами на отдых и сон [77, 4].
Тренинг рационального самопознания и саморазвития.
Трансактный анализ (анализ взаимодействий), основоположником которого является Эрик Берн, имеет в основе концепцию психоанализа, которую Э.Берн несколько видоизменил в соответствии со своим пониманием, развил в определенном направлении.
По словам Э.Берна, наблюдения за пациентами привели его к открытию, что «в каждый момент времени индивид существует в одном из трех основных состояний, именуемые названием Эго. Состояние Эго определяет, каким образом человек думает, чувствует и ведет себя в этот момент».
Трансактный анализ был разработан преимущественно для групповых занятий. Первоначально применяемые лишь в психотерапевтических целях, в последствии ТА-группы получили широкое распространение в качестве психологического метода, помогающего людям подойти рационально к анализу собственного и чужого поведения, лучше осознать себя и структуру своей личности, а также сущность взаимодействия с другими людьми и внутренне запрограммированный жизненный стиль – сценарий.
В ходе занятия участники достигают инсайта – момента озарения, когда становятся ясными подлинные мотивы тех или иных поступков. В ТА - группах инсайт в большей степени носит интеллектуальный, аналитический характер, что роднит его с методами рациональной терапии.
Тренинг самоактуализации и саморегуляции.
Основателем групповой гештальттерапии считается Фредерик Перлз, отошедший от догм фрейдистского учения и создавший новое направление в психологии, синтезировав идеи экзистенциальной философии, биоэнергетики, гештальтпсихологии, психодрамы и некоторых других психологических концепций.
Гештальттерапия как раз видит свою задачу в том, чтобы помогать людям, обрести утраченную целостность, перестать быть «фрагментарными личностями», помочь им стать «осознающими, принимающими, исправляющими и объединяющими разрозненные части своей личности» (М.Джеймс, Д.Джонгвард).
Главная задача Г-группы не обучение, как Т-группы, и не терапия, как, например, психоанализ, а расширение сферы осознания, «проявление» человека подобно фотографии, осознание им самоидентичности и собственного совершенства, принятие ответственности за все, что с ним происходит. Процесс осознания сопоставляется с «сатори» – просветлением в дзен-буддизме. Гештальттерапия отчасти смыкается с дзен-буддизмом, недаром многие методы в ней напоминают медитацию.
В отличие от традиционных подходов к групповой работе, апеллирующих к человеческому сознанию, гештальттерапия провозглашает принцип «забудь о своем уме и доверься чувствам». В целом гештальттерапия в группах способствует самоактуализации, ведет к расширению осознания самих себя, усиливает эмпатию, увеличивает глубину переживаний и способность к контакту, чувства понимания себя другими, автономность, уменьшает отчужденность между членами групп, а также помогает личности перейти от зависимости к самостоятельности и уверенности в себе [14,178].
Таким образом, групповой психологический тренинг представляет собой совокупность активных методов практической психологии, которые используются с целью формирования навыков самопознания и саморазвития.
При этом тренинговые методы могут применяться как в рамках клинической психотерапии при лечении неврозов, алкоголизма и ряда соматических заболеваний, так и в работе с психически здоровыми людьми, имеющими психологические проблемы, в целях оказания им помощи в саморазвитии.
Большинство школ групповой психотерапии и тренингов возникли в русле основных направлений мировой психологической науки – психоанализа, бихевиоризма, гештальтпсихологии, гуманистической психологии – или в результате сочетания различных теоретических подходов.
К настоящему времени групповой тренинг представлен удивительным многообразием конкретных методических подходов. Тем не менее, можно говорить о наличии ключевой идеи, объединяющей почти все имеющиеся в практической психологии подходы. Такой идеей является стремление помочь развитию личности путем снятия ограничений, комплексов, освобождение ее потенциала.
Иными словами речь идет о фактическом воздействии на те или иные составляющие самосознания, которые осуществляются во всех типах медицинской психотерапии и во всех видах групповой психокоррекционной работы, даже в тех, где подобная задача является второстепенной или совсем не ставится и не осознается. Об этом точно и ясно сказал В.В. Столин:
«Терапевтический эффект будет проявляться в той мере, в какой психотерапевтический процесс укрепляет или достраивает структуры самосознания и тем самым активирует и оптимизирует его работу».
Для психологического тренинга задача развития навыков самопознания, в конечном счете, является ключевой[21, 4].
1.3. Психологические и педагогические условия
развития самооценки
Адекватный уровень самооценки способствует формированию у юноши уверенности в себе, самокритичности, настойчивости или излишней самоуверенности, некритичности. Обнаруживается также определенная связь характера самооценки с учебной и общественной активностью. Юноши с адекватной самооценкой имеют более высокий уровень успеваемости, у них нет резких скачков успеваемости, и наблюдается более высокий общественный и личный статус. Юноши с адекватной самооценкой имеют большое поле интересов, активность их направлена на различные виды деятельности, а также на межличностные контакты, которые умеренны и целесообразны, направлены на познание других и себя в процессе общения.
Юноши с тенденцией к сильному завышению самооценки проявляют достаточную ограниченность в видах деятельности большую направленность на общение, причем малосодержательное.
Агрессивные юноши характеризуются крайней самооценкой, повышенной тревожностью, страхом перед широкими социальными контактами, эгоцентризмом, неумением находить выход из трудных ситуаций.
Юноши с низкой самооценкой подвержены депрессивным тенденциям. Причем одни исследования выявили, что низкая самооценка предшествует депрессивным реакциям или является их причиной, а другие – что депрессивный аффект проявляется сначала, а затем инкорпорируется в низкую самооценку[46, 93].
Социально-психологический статус – понятие, обозначающее положения человека в системе межличностных отношений и меру его психологического влияния на членов группы.
Я.Л. Коломинский установил ряд интересных закономерностей социальной перцепции, таких как:
-тенденция к завышенной самооценке социометрического статуса у низкостатусных учащихся;
-эгоцентрическая инвелировка – тенденция приписывать другим членам группы статус либо разный своему, либо более низкий;
-ретроспективная оптимизация – тенденция более благоприятно оценивать свой статус в прежних группах.
Последующие исследования в этой области подтверждают влияние особенностей самооценки подростка на его социально-психологический статус в классе: чем критичнее к себе подросток и чем выше его самооценка, тем выше его социометрический статус. И далее, чем выше самооценка и чем выше уровень притязаний, тем ниже положительный социометрический статус, в зависимости от поведенческих особенностей человека, проявляющихся по отношению к группе: склонны к рациональному конформизму, попадают в группу «пренебрегаемых», склонные к нонконформизму – в группу «отвергаемых».
Причину подобной зависимости некоторые авторы находят в росте критичности человека к себе. При этом они указывают на то, что неправильное осознание подростком своего положения в коллективе нередко является одной из главных причин возникновения конфликтных ситуаций.
Отклонения в адекватности осознания подростком своего положения в коллективе, как в сторону переоценки, так и в сторону недооценки может привести к нежелательным результатам [32, 276].
На основе современных научных знаний можно с достаточной уверенностью утверждать, что связь между успеваемостью студентов и их представлениями о своих способностях носит характер взаимовлияния. Учебные успехи, учительские оценки влияют на самооценку, так как успешность в освоении знаний является в современной системе образования главным показателем личностной значимости. Под влиянием постоянной оценки представления о себе часто приобретают негативный характер, самооценка оказывается заниженной и направленной лишь на успехи в учебной деятельности.
Но и самооценка в свою очередь воздействует на уровень учебных успехов через механизмы ожиданий, притязаний, мотивации, уверенности в своих силах. Люди, представления которых о себе не допускают высоких достижений, обычно реализуют эти представления и учатся плохо. И наоборот, дети, обладающие более высокой самооценкой и позитивными представлениями о своих учебных способностях, обычно учатся гораздо лучше [39, 89].
Исследование Э.Л.Носенко было направлено на выявление механизмов связи самооценки студента и успешности его обучения.
Результаты исследований показали, что уровень самооценки студентов существенно влияет как на качественные показатели эффективности интеллектуальной деятельности, так и на время ее выполнения, если в ситуации присутствуют эмоциональные факторы.
У студентов с низкой самооценкой показатели качества деятельности в эмоциогенных ситуациях ниже на статистически значимом уровне, чем у подростков с высокой самооценкой, а время выполнения деятельности больше. Эту тенденцию автор объясняет худшей адаптацией подростков с низкой самооценкой к эмоциогенным ситуациям, что приводит к возникновению эмоциональной напряженности, отрицательно сказывающейся на качественных характеристиках времени выполнения деятельности.
Самооценка прямо связана с процессом социальной адаптации и дезадаптации личности. Несмотря на всю противоречивость современных данных о самооценке несовершеннолетних правонарушителей, практически общепризнанными являются представления о связи самооценки с делинквентным и криминальным поведением подростка.