Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 15:09, курсовая работа
Цель исследования – выявить и устранить недочеты в формировании основных орфографических знаний, умений и навыков (по традиционной методике обучения грамоте), теоретически обосновать и практически разработать систему уроков, направленных на формирование орфографической зоркости у детей 6-7 лет.
На основе изучения трудов современных ученых и наблюдений за процессом подготовки учителей начальной школы к проведению уроков обучения грамоте в условиях билингвизма была сформулирована концепция исследования, которая заключается в следующем: обучение грамотному письму в начальной школе требует серьезной системной пропедевтики в период обучения грамоте, основанной на психо-физиологических особенностях детей младшего школьного возраста.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3
Глава 1. Теоретические основы формирования орфографической зоркости у детей младшего школьного возраста. . . . . . . . . . . . . .
9
1.1. Психолингвистический аспект формирования орфографической зоркости у детей младшего школьного возраста. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
9
1.2. Проблема формирования орфографической зоркости у учащихся в педагогике и методике начального обучения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
22
1.3. Формирование орфографической зоркости у детей в период обучения грамоте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
31
Глава 2. Экспериментальная методика обучения грамотному письму в период обучения грамоте
37
2.1. Анализ и оценка методического материала. . . . . . . . . . . . . . . . . .
37
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента. . . . . . . . .
54
2.3. Организация и проведение опытно-экспериментального обучения. . . . . . ………………………………………………….
63
2.4. Анализ результатов опытно-экспериментального обучения. . . .
78
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
80
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
В недрах этого метода зарождались зерна звуковых систем обучения. В уникальной историко-методической двухтомной монографии известного русского методиста Иосифа Ивановича Паульсона [50], посвященной истории методов обучения грамоте. Приводится немало фактов, показывающих, как умными учителями вводились звукобуквенные приемы в систему буквослагательного обучения грамоте.
Например «слуховой метод» [50], разработанный Львом Николаевичем Толстым и основанным на буквослагательном, народном, по утверждению писателя-педагога, методе обучения крестьянских детей. В слуховом методе Толстого можно найти все основные структурные элементы, переплетающиеся с букво- и слухоразложением и букво-, звукосложением, столь характерным для многих звуковых систем обучения.
Событием качественного порядка стало появление в первой половине Х1Х в.в. русской школе звуковых систем: сначала синтетической (В.Ф.Одоевский, Н.А.Корф), затем аналитической (В.А.Золотов, П.П.Мироносицкий), наконец, аналитико-синтетический (К.Д.Ушинский, В.И.Водовозов, Н.Ф.Бунаков, В.П.Вахтеров, В.А.Флеров и др.).[50]
Звуковой метод обучения грамоте впервые возник в Германии (1527), его первооткрывателем стал В.Икельзамер. Обучение грамоте начиналось с выработки у детей умения выделять звуки из речи. Но только в конце XVIII в., благодаря немецкому педагогу Г.Стефани, звуковая система стала распространяться в Европе. Он разрабатывал приемы звукового синтеза. Одновременно совершенствовался звуковой анализ, его связывают с именем француза Ж.Жакото. Обучение строилось так. Брали предложение из художественного произведения, дети со слов учителя выучивали фразу наизусть. Сначала выделяли гласные звуки, так как их можно тянуть. Заучивали слова, в которых изучаемый звук стоит в начале, в середине, в конце слова. Результата, т.е. чтения слов и текста, добивались ценой многократных повторений. Обучение письму шло параллельно обучению чтению. Письменная часть урока завершалась тем, что ученики писали по памяти. Особенное внимание уделялось каллиграфии, четкости письма.
В России разработчиком звуковой методики стал В.Золотов, но более всего – К.Д.Ушинский, назвав ее методом историческим: дети сами как бы «изобретали» буквы: письмо шло впереди чтения. [50]
Естественной ступенью в развитии методики на звуковой основе стало появление аналитико-синтетической деятельности учащихся: слова и текст расчленялись на слоги и звуки, а в произношении и на письме из них опять строили слова и их сочетания.
На его примере можно проследить структуру метода:
А) содержание обучения, т.е. исходный материал и те умения, которыми овладевают дети на основе этого материала; в данном случае это буквы, обозначаемые ими звуки, правила графики и алгоритм чтения.
Б) деятельности учителя использующего приемы обучения и средства – букварь, картины, таблицы и пр. и организующего учебный труд детей;
В) деятельность учащегося с помощью учителя, с использованием пособий (букваря и пр.);
Г) система организационных форм процесса обучения: уроки и другие виды занятий, циклы уроков, их типы, этапы процесса обучения грамоте, индивидуальное, групповое или общеклассное обучение, в школе и дома, с определенной степенью активности и самостоятельности.
Определяющим критерием методов является цель обучения: она может быть развивающей – и тогда метод должен быть преображен; может предусматривать только получение навыка – на эту цель будет направлена вся структура метода.
Каждый метод имеет один или несколько определяющих признаков. Языковые признаки методов обучения грамоте: буква, или звук, или слог. Или целое слово в роли исходной единицы обучения. Психологические операции: дедукция или индукция. Анализ или синтез в качестве деятельностной основы; дидактические подходы: заучивание без обязательного понимания – или осознание того, что усваивают, усвоение без теории – высокая или невысокая самостоятельности детей при соответствующей позиции учителя. Организационные подходы: индивидуальная или коллективная работа. В школьном классе или в свободных условиях, (например, «Школа радости» В.А.Сухомлинского). [62]
Если учесть все это многообразие, то даже в рамках одного традиционно сложившегося метода, (например, буквослагательного) может быть несколько вариантов. Что говорит о вариативной методике, о творческом подходе учителя, о выборе метода или его варианта.
Существует еще один метод, (если его можно назвать методом) - свободное подражание. Когда ребенок обучается легко и быстро, приобретая одновременно орфографическую грамотность – индивидуальное обучение с мамой. Этот способ имеет несомненные достоинства: ребенок учится читать в свободных семейных условиях, с близким, родным человеком. Он сразу видит свой успех (или неуспех); никаких мук «звукослияния» он не знает. Он читает интересный хорошо знакомый текст.
Интересен метод самообучения: когда ребенок неожиданно для себя и окружающих самостоятельно «открывает» графическую систему – истинное творчество.
Высокий интерес к дошкольному обучению грамоте, как и формированию орфографической зоркости [44], наблюдался еще в 50-е годы прошлого столетия: проводились исследования готовности детей к обучению грамоте, измерялась степень владения чтением и письмом, создавались пособия типа домашних азбук и пр. (С.П.Редозубов, А.И.Воскресенская и др.). Но в 60-80 годы были приняты правительственные постановления об устранении перегрузок школьников, в результате чего были утрачены достижения в этой области. (Соблюдение меры учебных нагрузок актуальны и сегодня, с учетом уровня развития, способностей, интересов и одаренности детей).
Интересный метод «письма-чтения» был весьма распространен в Европе, К.Д. Ушинский применил его к русскому языку и утверждал, что этот метод обладает наибольшим потенциалом в развитии ума школьника, ведущая роль письма ставит детей в позицию первооткрывателей, изобретателей – это позволило К.Д.Ушинскому именовать этот метод «историческим». Этот метод показал, что в процессе обучения грамоте анализ и синтез чередуются и поддерживают друг друга.
Метод К.Д.Ушинского был в России первым научно обоснованным методом обучения грамоте. В нем убедительно доказано, что нельзя отделять обучение письму от чтения. Педагог-новатор считал, что письмо, основанное на звуковом анализе, стоит на первом месте. А чтение, основанное на сочетании звуков в целые слова, т.е. на синтезе, следует за письмом. Как только дети познакомятся с первыми звуками и буквами они пишут свои первые слова и короткие предложения, понятные им. На точке зрения «писать раньше, чем читать» стоит сейчас также такой известный в нашей стране педагог-новатор, как Н.А.Зайцев из Санкт-Петербурга.[31] Разрабатывая для дошкольников технологию обучения грамоте на основе реализации идей Д.Б.Эльконина, известные ученые - психологи Е.А.Бугрименко, Г.А.Цукерман также указывают на важность письменных упражнений в работе с детьми. [1]
Правда, сейчас он утрачен, однако в качестве приема интересен в период обучения грамоте для формирования орфографической зоркости.
К числу частично забытых принадлежит также метод целых слов, или американский, получивший значительное распространение в России во втором и третьем десятилетиях прошлого века. Он позаимствован из опыта США и с большим интересом изучался в то время. [78] В англоязычных странах он используется до сих пор в различных вариантах.
В России метод целых слов использовался, начиная с 1908г., когда вышел первый учебник «Русская грамота» Е.ЕСоловьевой (впоследствии прославившейся своей «Родной речью», которая использовалась в начальной школе с 1944 по 1972г.) и Е.И.Тихеевой c 1922 по 1935г. Метод был утвержден официально, печатались буквари, составленные по этому методу. Отказ от метода целых слов мотивировался низкими результатами обучения, а также тем, что этот метод не соответствует русскому языку (русский язык флексивен, слово, изменяясь, становится неузнаваемым по своему графическому образу, отсутствовал звуковой анализ слова, что приводило к безграмотности).
Да, но сегодня можно взять за основу только достоинства этого метода при формировании орфографической зоркости в период обучения грамоте:
А) этот метод позволяет сразу начинать работу с любой лексикой, с полноценными осмысленными словами, интересными и ценными в воспитательном и познавательном отношении, что невозможно по буквенным и звуковым методам .[48]
Б) метод целых слов позволяет избежать длительного периода неинтересного для детей устного фонетического анализа. Затягивающего на несколько месяцев чтение слов и текста.
В) метод целых слов упрощает «муки звукослияния».
Вот как описывает ступени работы по методу целых слов Г.Т.Томим, автор исторического анализа методов обучения грамоте до 1917г. (коротко):
Другие авторы рекомендуют переход от целых слов к буквам с помощью такого приема: учитель на доске составляет прочитанное слово из карточек разрезной азбуки и затем раздвигает их; буквенный состав слова наглядно предстает перед учащимися. Затем дети анализируют буквенный состав слова. Переходя к звукам, которые обозначены этими буквами.
Главное требование этого метода – начинать с целого, хорошо знакомого детям слова – строго соблюдается и сейчас, (например слово «мама»). Он позволяет также с первых уроков включать в учебную деятельность учащихся не только отдельные подражания типа «Жжж – жужжит жук, Ррр « рычит собака». Но и междометия типа «О!», союзы типа и, как и делается сейчас в букварях по звуковой методике.
Значит можно совместить достоинства фонемно-буквенного анализа и синтеза с возможностями раннего чтения значительного количества слов и интересных художественных текстов, + словарных слов, слов с различными орфограммами, но не только в период обучения грамоте в школе, а гораздо раньше, начиная с5- 6 лет.
В 1963 -1964 г.г., в журнале «Советская педагогика» напечатаны 9 статей, которые не только раскрывают разные точки зрения в области методов обучения грамоте, но и содержат описание множества конкретных приемов. А в 1969 г. Выходит «Букварь» Д.Б.Эльконина, который не мог быть забытым, с другой стороны – авторы ныне принятого в школе «Букваря» (и «Азбуки для шестилеток») - В.Г.Горецкого, В.А.Кирюшкин, А.Ф.Шанько и др.
1.3. Формирование орфографической
зоркости у детей в период обуч
Начальные классы следует рассматривать в качестве начального этапа развития орфографической зоркости, на котором основное внимание уделяется определению всех необходимых и достаточных признаков для нахождения орфограммы.
При обучении орфографии в период обучения грамоте учитель организовывает работу над следующими группами опознавательных признаков:
Усвоение опознавательных признаков орфограмм наилучшим образом происходит в процессе моделирования орфографических понятий или действий. В работе с моделями проводятся следующие упражнения:
- составление моделей под
- воспроизведение
- дополнение модели
- конкретизация моделей
Наблюдения свидетельствуют, о том, что в процессе моделирования учащиеся овладевают умениями обобщать орфографические факты, фиксировать опознавательные признаки и каждый этап действия в графической, знаковой или буквенной форме, умениями преобразовывать графический способ изложения в вербальный, составлять имеющийся комплекс признаков с эталонным, соотносить обобщенное представление об орфограмме с ее конкретной реализацией в слове. [70]
Информация о работе Экспериментальная методика обучения грамотному письму в период обучения грамоте