Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2015 в 10:26, дипломная работа
Актуальность проблемы исследования. Глубокие изменения последнего десятилетия в социальной, экономической и политической жизни страны оказали большое внимание на процессы в образовательной сфере. Резким изменениям подверглись ценностные ориентации учащихся, их умонастроения, мотивы получения образования, отношение к окружающему миру, своему призванию.
Сложный период в жизни российского народа, связанный с переходным этапом в развитии государства, обостряется проявлением нигилизма и бездуховности, которые опасны как для общества в целом, так и для системы образования в частности. Вот почему сегодня, когда общество подвергается серьезным испытаниям, необходимо сохранить и приумножить духовный потенциал нравственных, эстетических качеств, эстетического вкуса у учащихся профтехучилищ. Важно достичь того, чтобы хорошо осознаваемые эстетические нормы стали мотивами поведения учащихся.
Некоторые исследователи проблемы вкуса (Р.С. Базура) склонны даже всю эстетику этого периода назвать “эстетикой эстетического вкуса” (26).
Действительно, трудно найти видного эстетика Франции, Англии, Германии, который игнорировал бы вопрос эстетического вкуса.
Интенсивные дискуссии на тему вкуса продолжались около 150 лет. Теоретические споры, посвященные вкусу, начались во Франции, в дальнейшем вызвав серьезный интерес философов Англии и Германии. Дискуссии, как верно заметила Г.П. Климова, концентрировались вокруг четырех групп проблем (24):
В нашем исследовании важно рассмотреть эволюцию понятия эстетического вкуса. В споре о природе вкуса доминировали 2 основные концепции, одну из которых называют рационалистической, а другую сенсуалистической (иррационалистической). Во Франции в 17 веке доминировали иррационалистические попытки определения “вкуса” при помощи таких понятий, как чувство и истина.
Ш.Монтескье определяя эстетический вкус как “то, что привлекает нас к предмету посредством чувств” (33, с. 284). Вкус есть не то, что иное, как “способность чутко и быстро определить меру удовольствия, доставляемого тем или иным предметом”(33, с. 737), то “что эмоционально привязывает нас к вещам” (с. 762). В дальнейшем во Франции стали доминировать концепции вкуса, которые не определяли его при помощи категорий разума. Например, Р. Вольтер считал, что “вкус – это не только способность понять, прекрасно ли произведение, но и способность чувствовать это прекрасное, испытывать волнение при встрече с ним” (13, с. 279).
Связывая вкус с оценкой, чувством, познанием, Вольтер определял вкус как “…умение разбираться в мельчайших тонкостях”, т.е. в определении вкуса он включает рациональное (60).
Определяя вкус как способность суждения, и давая его характеристику Ж.-Ж. Руссо вводит понятие меры: “Мера вкуса зависти от чувствительности, которой наделен человек” (49, с. 105).
С точки зрения Гельвеция, эстетический вкус связан с ощущением, которое во всякой области является материалом красоты любого произведения (52, с. 325). Гельвеций отрицает врожденность вкуса и утверждает его приобретаемость в процессе жизни. В трудах Дидро вкус – это ум, рассудок, чувство красоты (152).
Сенсуалистически–эмпирический подход объединяет английских теоретиков, исследовавших проблему вкуса, необходимо отметить Д. Аддисона, Э. Берка, Шефтсбери, Р. Хатчесона, Д. Юма и других.
С точки зрения Э. Берка, способность вкуса не является особым чувством, это сложный синтетический результат активности наших чувств, интеллекта и воображения. Вкус есть “способность суждения о творениях воображения об изящных искусствах” (6, с.13).
По мнению А. Шефтсбери, вкус – это особая способность человека, которая может функционировать как моральное чувство для высказывания суждений о поведении человека или как чувство красоты (sense of beauty) при высказывании суждений о предметах красивых и безобразных (21).
О влиянии общественных отношений на развитие вкуса указывал А. Смит. По его мнению, суждение о красоте природы определяются модой и традицией (4). Ф. Зульцер и Д. Юм понимают вкус как способность, внутренне чувство, связанное с ощущением удовольствия от прекрасного, они рассматривали как орган художественного творчества (59).
В немецком просвещении понимание вкуса акцентирует непосредственную достоверность суждения, сближая его со здравым смыслом. Вкус рассматривается как готовность человека к восприятию и пониманию человеческих ценностей окружающей культурной среде (22). Так, Кениг писал, что вкус является готовностью рассудка к восприятию истины, добра и красоты. По его мнению, “вкус является объединенной силой” ощущения и суждения (22).
Согласно Геллерту, вкус является «внутренним чувством души, с помощью которого она без умозаключения убеждается в истинности или сложности предмета» (9, с. 148). Вкус означает меру в человеке человеческого, степень его освобождения от естественных, природных зависимостей, от грубостей чувственной жизни (9).
В эстетике Баумгартена понятие “вкуса” становится центральным. Он мыслит красоту как “совершенство явления”. Постигнуть ее может только вкус – наиболее совершенная и универсальная способность души (22, с.39-42).
Кант рассматривал вкус как способность “судить о форме целесообразности предмета без представления о цели на основании чувств удовольствия или неудовольствия”. Вкус, по Канту, означает способность нравиться без посредства понятий. Во вкусе выражается “культура способностей души” (с. 311,321).
По Гегелю, вкус охватывает очевидное и в этом смысле не предполагает работы ума, рефлексии. Вкус статичен, так как цель мыслится в нем достигнутой. Вкус всего лишь “внутренний оракул чувства”, не играющий положительной роли в становлении самосознания (15, с.40).
Последователи Канта, и, в первую очередь, Шиллер, сменили точку зрения вкуса на точку зрения искусства, что привело к коренному изменению взаимоотношений понятий вкуса и гения. Шиллер подчеркивал оценочный характер вкуса и определял его как способность оценивать то, что передается в чувствах как способность соединения чувственного воображения с чем - то сверхъестественным.
О “точности” и “ясности”, “простоте и безыскусственности” как критериях эстетического вкуса высказывал мысль Карамзин. Исследуя эмоциональную природу вкуса, он заявлял, что “суждение вкуса не подлежит законам рассудка” (22, с.3160).
Героические события отечественной войны 1812 года и подъем национального самосознания способствовали возникновению исключительного интереса в 20-30-е годы 20 века проблеме вкуса.
Ю. Бонди отводил важную роль в среде формирующимся сознании ребенка, где форма организации могла быть апеллировать не только к чувству красоты и строится на одном лишь эстетическом принципе “красиво – некрасиво”, ‘нравится – не нравится”, но и на критериях целесообразности, верности, объективности, которые обнаруживают развивающийся вкус у детей (8, с.13).
Стоит отметить, что для некоторые современных эстетиков и философов культуры вопрос вкуса кажется исключительно важным, а понятие вкуса имеет, в сущности, категориальный характер (А. Банфи, Х.Г. Гадамер, Ф. Сибблей и другие).
Так, Х.Г. Гадамер считает, что «вкус является духовной способностью к различению». Хороший вкус отличается гибкостью и чувством меры (14, с.80).
Развивая точку зрения Гадамера, Ф. Сибблей понимает вкус в способности замечать определенные качества вещей. Это особый вид восприятия, проницательности и чувствительности (52, с.421-450).
Утверждение Ф. Сибблея, что суждение вкуса лишены интеллектуальных и аксиологических (оценочных) аспектов, породило дискуссии среди эстетиков.
Чаще всего под эстетически вкусом учеными понимается специфическая способность личности, а именно “способность воспринимать красоту или, более точно, способность различать, воспринимать, переживать и оценивать эстетические качества действительности” (9, с.24).
Эстетический вкус, как способность воспринимать и оценивать эстетические ценности, имеет личностный характер. Это один из существенных аспектов эстетической культуры личности, наряду с эстетическими потребностями, предпочтениями, установками, взглядами, идеалами. Эстетические предпочтения уже являются элементом не только эстетической культуры личности, но и элементом эстетического сознания наряду с эстетическими взглядами, потребностями, идеологией, восприятием, суждениями и ценностями (12, 97).
С точки зрения Г.П. Климовой, аналогично эстетическому вкусу можно определить вкус художественный. Но отождествлять эти понятия неправомерно (24). Уместным здесь будет рассмотрение вопроса соотношения вкуса эстетического и художественного. По этому вопросу в отечественной эстетике можно выделить четыре основные позиции:
Исследуя феномен вкуса как элемент индивидуального эстетического сознания (элементами которого наряду с ним является интерес, установка, восприятие, чувство и др.), ученые не выработали однозначного определения данного понятия. Философы отмечали непосредственность, эмоциональность вкуса, указывая на связь вкуса не только с чувством, но и с мышлением. Однако все эти учения о вкусе страдали метафизичностью, которая позволяла подметить лишь отдельные стороны некоторые оттенки в эстетическом процессе.
Содержание понятий “эстетический” и “художественный “ исторически детермировано. Оно подвергалось различным толкованием и трактовкам в силу идеологических, политических, религиозных и других целей, либо в нем находили отражение доминирующие теоретические концепции своего времени.
Теоретическая неразработанность проблем эстетического и художественного вкусов объясняет многогранность уровней феномена эстетического и художественного вкусов.
1.1.2. Психолого-педагогические предпосылки формирования эстетического вкуса обучающихся в процессе профессиональной подготовки
Анализ философско-педагогической литературы по проблеме формирования эстетического вкуса обучающихся показал, что “эстетический вкус” является сложным научным понятием, в трактовке которого наблюдается существенные различия.
Нами выявлено, что эстетический вкус рассматривается учеными как:
- четко выраженная способность адекватно воспринимать и понимать произведения искусства, анализировать и давать им эстетическую оценку (Л.Л. Литвиненко, И.Ф. Овсянников);
- относительно устойчивое свойство личности, в котором закреплены через посредство эстетической информации внутренние нормы и предрасположения, служащие личностным критерием для эстетических оценок (А.И. Буров, М.Ш. Гигейншивили);
- «…относительно устойчивая система оценок эстетической значимости произведений искусства в соответствии с определенными эстетическими взглядами, чувствами и идеалом человека» (Л.Н. Коган, З.Л. Подольская).
Выявление общих подходов к определению эстетического вкуса не решает поставленных задач и требует рассмотрения составляющих эстетического вкуса.
В связи с этим, считаем необходимым, показать степень изученности проблемы в психолого-педагогической литературе, выявить структуру эстетического вкуса, охарактеризовать его компоненты.
Исследуя структуру эстетического вкуса как способности личности, мы опирались на концепцию динамической структуры личности. К.К. Платонова, согласно которой структура личности состоит из четырех подструктур: направленности личности, как социально-обусловленной подструктуры, отражающей индивидуальное преломленное групповое общественное сознание; опыта, или индивидуальной подготовленности (знания, навыки, умения); особенностей психических процессов; биопсихических свойств – как отражение в структуре личности общего, особенного и единичного (26).
Эстетический вкус относится к первой подструктуре, наиболее существенной для личности, в которую входят социально обусловленные содержательные черты; в то же время, он является и результатов взаимодействия различных собственных подструктур, поскольку и “каждая способность личности также имеет свою структуру, в которую входят более тонкие связи” (26).
Детальным изучением проблемы формирования эстетического вкуса занимались С.Б. Барило, В.И. Волков, М.Ш. Гигейншивили, М.Г. Жуленков и другие. Ими даны различные характеристики структуры эстетического вкуса.
В.И. Волков в структуре эстетического вкуса выделяет следующие компоненты:
При этом исследователь отмечает, эстетическая оценка есть частное проявление вкуса, тем самым, подчеркивая разноуровненность суждения и эстетической оценки (12), с чем нельзя не согласится.
С точки зрения М.Ш. Гигейнишвил, эстетический вкус включает в себя такие компоненты, как: