Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 22:48, дипломная работа
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая, диагностическая и практическая разработанность для осуществления воспитательного процесса по музыкально-эстетическому развитию младших школьников послужили основанием для определения темы исследования: «Развитие художественного вкуса младших школьников в условиях музыкально-театральной деятельности».
Цель исследования – выявить педагогические пути, обеспечивающие наибольшую эффективность развития художественного вкуса младших школьников в условиях музыкально-театральной деятельности.
Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические и методические основы развития художественного вкуса младших школьников в условиях музыкально-театральной деятельности
1.1. Развитие художественного вкуса младших школьников как теоретическая проблема
1.2 Роль музыкально-театральной деятельности в процессе развития художественного вкуса младших школьников
1.3 Методическое обеспечение процесса развития художественного вкуса младших школьников в условиях музыкально-театральной деятельности
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по проблеме развития художественного вкуса школьников в условиях музыкально-театральной деятельности
2.1. Организация, содержание и методика проведения констатирующего эксперимента
2.2. Организация, содержание и методика проведения формирующего и контролирующего экспериментов
Заключение
Литература
Теоретические споры, посвященные вкусу, концентрировались вокруг четырех групп проблем:
В споре о природе вкуса доминировали две основные концепции – рационалистическая и сенсуалистическая (иррационалистическая). Во Франции в XVII в. доминировали сенсуалистические попытки определения «вкуса» при помощи таких понятий, как чувство, ощущение или инстинкт (Ж.Б. Дюбо, Ш. Монтескье). В XVIII в. стали доминировать рационалистические концепции вкуса, в которых данное понятие определяется при помощи категорий разума (Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Ж.Л. Д'Аламбер). Давая рационалистическую трактовку вкуса, французская эстетика признавала в качестве основных его признаков правдоподобие, разумность, ясность.
Английских теоретиков XVII-XVIII столетий, занимающихся проблемами вкуса (А.Э. Шефтсбери, Д. Юм, Т. Рид, Э. Берк, Д. Аддисон и др.) объединяет сенсуалистический подход к определению данного понятия. В работах этих философов вкус понимался как внутреннее чувство, адекватное таким способностям души, как симпатия, чувство, удовольствие, с помощью которых развиваются нравственные чувства и способность познания.
В рационалистической традиции понимание вкуса акцентирует непосредственную достоверность суждения, в каких-то моментах вкус сближается со здравым смыслом. Наиболее ярко эта линия представлена в немецком просвещении, где вкус рассматривался как готовность человека к восприятию и пониманию человеческих ценностей окружающей культурной среды (А.Г. Баумгартен, И.Г. Зульцер, И. Кант, Р. Менгс, Ф. Шиллер, Г. Ф. Гегель и др.).
Так, известный немецкий историк искусства И. Винкельман в соответствии с идеями эстетики классицизма подходит к представлению о вкусе с требованиями «очищения» его от всяких примесей (субъективных страстей и желаний). И. Винкельман одним из первых показал, что изучение искусства может быть главным средством воспитания хорошего вкуса и нравственного поведения.
Выдающийся философ, критик и эстетик И. Гердер утверждал, что вкус практически является врожденной способностью и присущ представителям всех народов и наций. Однако на него оказывают существенное воздействие национальные, исторические, климатические, личностные особенности жизни людей. Отсюда вкусы их различны. Тем не менее, Гердер приходит к выводу о том, что существует общий «идеал» вкуса, на основе которого человек может наслаждаться прекрасным у всех народов и наций любых исторических эпох.
В «Критике способности
суждений» родоначальник
Иное видение этого вопроса в работах другого немецкого философа Ф.Гегеля, разрабатывавшего проблему вкуса исходя из категории «чувство меры», которая считалась универсальной уже в античной эстетике и в эстетике Возрождения. Гегель указал на прекрасное как объективную основу вкуса и обратил внимание на его воспитание. Считая вкус оценочной категорией, Гегель признавал возможным развитие вкуса в процессе освоения искусства, что является, на наш взгляд, предпосылкой к педагогическому рассмотрению вкусового феномена.
В XIX веке не прекращаются попытки вновь обосновать иррационалистический (т.е. выходящий за пределы разума) подход к трактовке вкуса. Так, немецкий философ, представитель иррационализма Ф.Ницше указывал на абсолютную субъективность суждения вкуса. «Я имею вкус, но не имею никакой основы, никакой нормы, никакого императива для этого вкуса», - писал Ницше.
В работе английского писателя и психолога Г. Аллена «Физиологическая эстетика» вкус интерпретируется с точки зрения позитивистского подхода (лат. positivus – положительный; воззрение), согласно которому подлинное (позитивное) знание является результатом отдельных специальных наук или их синтетического объединения. Вкус рассматривается автором, главным образом, как явление, свойственное лишь отдельным, высоко одаренным природой и наследственностью избранникам художественной элиты. [Лосев А. Ф., Шестаков В. П. История эстетических категорий. М.: Искусство, 1965. С. 288—289.]
Особое значение проблема
вкуса приобретает в
Так, в работах историка и философа М.Н.Муравьева вкус определяется как врожденное свойство человека и трактуется как особое «внутреннее чувствование», «внутреннее ощущение», при помощи которого познается красота.
Исследуя эмоциональную природу вкуса, Н.М. Карамзин абсолютизирует ее, заявляя, что суждения вкуса «не подлежат законам рассудка», «неизъяснимы для ума», тем самым, Карамзин фактически отказал вкусовым суждениям в объективной значимости.
В.Г.Белинский актуализировал проблему эстетического воспитания, отмечая, что истинному постижению искусства должно предшествовать основательное его изучение. Эстетический вкус, по мнению критика, формируется на основе эстетического чувства, получаемого человеком от природы, однако это возможно только для тех, кто воспринимает искусство как «серьезное дело, требующее размышления, вызывающее на мысль, развивающее и ум, и сердце» (В.Г.Белинский).
В свою очередь, Н.Г.Чернышевский рассматривал вкус как способность верно оценивать произведения искусства. Вместе с тем, высмеивая всякие попытки сделать «изящный вкус» критерием оценки художественного произведения, Чернышевский требовал от критика «верного вкуса» (в частности, к особенностям публицистики Белинского относил его чрезвычайно тонкий вкус).
Таким образом, понятие
«вкус» никогда не имело однозначного
определения. Оно было обусловлено
той исторически сложившейся
социально-культурной средой, в рамках
которой это понятие
Третий период развития проблемы художественного вкуса характеризуется приобретением самостоятельного значения и отделением понятия «художественный вкус» от понятия «вкус эстетический». В работах 50-80-х гг. XX в. авторы начинают разграничивать понятия «вкус эстетический» и «художественный вкус», занимая в данном вопросе две основные позиции.
Первой придерживаются те исследователи, которые рассматривают данные понятия как синонимы. Для них «художественный вкус» – восприятие и оценка прекрасного в окружающей действительности и искусстве (О.В. Лармин, Ю.А. Лукин, И.П. Лукшин и др.).
Вторая позиция свойственна тем теоретикам, которые считают необходимым различать эти понятия (Г.П. Климова, М.Ф. Овсянников, В.А. Разумный, В.К. Скатерщиков и др.). На их взгляд, понятие «эстетический вкус» является более широким потому, что подразумевает освоение эстетических качеств действительности в целом, в то время как художественный вкус – это восприятие и оценка произведений искусства.
При определении вкуса у исследователей так же нет единого мнения. Так, А.И. Буров рассматривает художественный вкус как относительно устойчивое свойство личности, в котором закреплены через посредство эстетической информации внутренние нормы и предрасположения, служащие личностным критерием для эстетических оценок. [Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. — М., 1975., c. 112].
В свою очередь, Л.Н. Коган трактует вкус как «относительно устойчивую систему оценок эстетической значимости явлений в соответствии с определенными эстетическими взглядами, чувствами и идеалом человека». [Коган Л.Н. Художественный вкус. Опыт конкретно-социологического исследования ,41].
Б.Т. Лихачев определяет вкус как «развитую способность чувствования и оценки совершенства и несовершенства, единства и противоположности содержания и формы в искусстве и жизни» [Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников,168].
С точки зрения З.Л. Подольской, художественный вкус представляет собой относительно устойчивую систему оценок произведений искусства в соответствии с определенными эстетическими взглядами, чувствами и идеалом человека. [3, c. 74].
Педагоги В.И. Острогорский, М.Г. Жуленков, Г.П. Климова, Л.Л. Литвиненко рассматривают художественный вкус как способность замечать (различать), воспринимать и оценивать ценности, свойственные искусству и являющиеся основными для него.
Исследуя психологическую природу художественного вкуса, Л.С. Молчанова пишет, что «вкус является способностью личностной реакции на эстетическое, такой реакции, в которой обнаруживается личность в целом» [Умеркаева 116, 19]. Помимо гносеологических и психологических аспектов художественного вкуса автор поднимает также и вопрос о его воспитании.
И.Л. Маца рассматривает
категорию вкуса как
Р.А. Тельчарова, подвергая
вкус глубокому эстетическому
О.В. Дивненко объединяет во вкусе способность к оценке и восприятию эстетического: «вкус – это способность по чувству удовольствия воспринимать и оценивать различные эстетические объекта, отличать прекрасное от безобразного в действительности и искусстве, обнаруживать в явлениях черты трагического и комического» [Дивненко О.В. Эстетика,122]
Таким образом, приведенные дефиниции объединяет характерный общий признак. Он состоит в том, что природа художественного вкуса связывается с оценкой. Вкус это, прежде всего, оценочная категория, это система или совокупность оценок, суждений личности с позиции определенных представлений о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, трагическом и комическом. Судить о художественном вкусе человека можно лишь по тем оценкам, которые он дает предметам художественного творчества. Иного пути выявления степени развития вкуса, утверждают ученые, нет. Однако, как указывает А.И.Буров, не только оценка зависит от вкуса, но и вкус зависит от оценки в процессе своего формирования. Он складывается как таковой через систему оценок. [Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры, 130].
Однако не следует отождествлять вкус с художественной оценкой, поскольку последняя, в отличие от вкуса, предполагает определенный момент рефлексии, хотя при этом и является его конкретным выражением.
Общеизвестно, что художественная оценка всегда связана с понятием о художественной мере. Однако, как замечает А. Молчанова, «вкус не сводится к чувству меры, поскольку последнее не является ни врожденным, ни исторически неизменным» [Молчанова А.С. На вкус, на цвет... М., 1986.; 133]. Меняются исторические условия жизни общества, изменяется и понимание меры.
Высшим критерием эстетических оценок является эстетический идеал. В зависимости от него формируется система взглядов на эстетическую значимость того или иного предмета. По мнению Г.Г. Лебедевой, воплощая «высшие цели, интересы и потребности людей», эстетический идеал выступает в качестве универсального компонента структуры эстетического сознания, определяющего диалектику его развития.
Являясь формой познания и оценки действительности индивидом, вкус содержит как объективные, так и субъективные характеристики. Как явление внутреннего мира человека вкус субъективен, он является выражением личного, индивидуального отношения субъекта к действительности, т.к. в каждом случае эстетическую оценку дает конкретный человек. В эстетической оценке выражается его отношение к предмету или явлению, а значит, выражается его вкус. Но в нем присутствует и общее, объективное. Объективное в эстетическом вкусе – это отражение в нем ценности предметов и явлений действительности в их отношении к человеку. Объективность суждения эстетической оценки определяется тем, насколько в них, при всем их личном, субъективном характеру получают свое отражение действительные эстетические свойства, подлинная эстетическая значимость как предметов, явлений, событий, процессов самой жизни, так и произведений искусства. Истинная оценка – это не внесение субъективного в действительность, а адекватная форма отражения объективных сторон и отношений реальных объектов, существующих вне и независимо от сознания. Социальная обусловленность художественных вкусов делает невозможным существование чисто субъективного, сугубо личного автономного, не связанного с обществом художественного вкуса [Лебедева Г.Г. Философские и социально психологические вопросы эстетического вкуса; 163].