Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 15:04, реферат
Актуальность темы исследования. Конец ХХ – начало ХХI века ознаменованы формированием нового уровня интеграции в международных отношениях абсолютно по всем вопросам, в том числе и в области борьбы с транснациональной преступностью. Можно согласиться с мнением некоторых ученых, что устанавливается юридическая международно-правовая обязанность всех государств сотрудничать друг с другом во всех областях международных отношений [1]. В то же время следует учесть и то, что в международных отношениях встречаются факты избыточного индивидуализма, часто закамуфлированного под национальные интересы, направленного как против интересов собственных граждан, так и против интересов всего человеческого сообщества.
ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ ……….….……………………………......... 3
ВВЕДЕНИЕ …...………………………………………….…………………............ 4
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ И …..РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА
1.1 История международного уголовного розыска ...……………………...….... 13
1.2 Понятие и правовое регулирование института международного ___уголовного розыска ………………………………………………………...… 30
2 /НАПРАВЛЕНИЯ И ПРАВОВАЯ ПРОЦЕДУРА МЕЖДУНАРОДНОГО __..УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА ПО ЛИНИИ ИНТЕРПОЛА
2.1 Основные направления международного уголовного розыска …..в рамках Международной организации уголовной полиции ……………… 61
2.2 Структура и порядок использования криминалистических учетов Интерпола _,,wв процессе международного уголовного розыска ……………….….......…. 78
3 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ РОЗЫСКНОЙ ,,,_.ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
3.1 Национальное Центральное Бюро Интерпола в Республике Казахстан как …...часть системы международного уголовного розыска …………………...… 90
3.2 Совершенствование правовых основ деятельности Национального …..Центрального Бюро Интерпола в Республике Казахстан в части …..международного уголовного розыска …………..…………………………... 99
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………..………………..…..………...………. 110
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …...………….………...…. 115
УПК РК является важнейшим законом для всех правоохранительных органов Казахстана, включая НЦБ Интерпола, поэтому мы никак не могли обойти стороной те недоработки, которые там имеются в части исследуемого нами вопроса. Как уже неоднократно указывалось, экстрадиция не является частью процедуры международного уголовного розыска, но самым прямым образом воздействует на эту процедуру. Именно поэтому мы сочли необходимым рассмотреть условия выполнения обязательств Казахстана по выдаче согласно УПК РК, так как от этих условий зависит то, в каком русле будет осуществлять свою работу НЦБ Интерпола по розыску преступников. И будет ли оно ее осуществлять вообще.
Представляется интересной точка зрения некоторых российских юристов о возможности разработки и принятия в будущем Уголовно-розыскного кодекса Российской Федерации. Теоретическая модель структуры этого кодекса представлена А.Ю. Шумиловым в сборнике нормативных актов и документов «Оперативно-розыскное законодательство» [124]. Этой моделью предусмотрено урегулирование как порядка контактов органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность с правоохранительными органами иностранных государств и международными правоохранительными организациями, так и организации розыска на территории России лиц, подлежащих выдаче иностранному государству.
Применительно к возможности разработки аналогичного Кодекса в Казахстане, да и в любом другом государстве, на наш взгляд, существует ряд проблем. Оперативно-розыскная деятельность правоохранительных органов обладает своей спецификой, ее характерной чертой является применение особых методов работы, многие из которых не могут и не должны быть известны широкому кругу лиц. К тому же, в своей деятельности оперативные подразделения руководствуются не только общедоступными нормативными правовыми актами, но и различного рода инструкциями, предназначенными исключительно для служебного пользования. Положения этих документов, естественно, в Уголовно-розыскной кодекс включены быть не могут, так как предполагается, что этот закон будет общедоступным. Все эти аспекты необходимо учитывать.
В.И. Самарин в своей книге «Интерпол. Международная организация уголовной полиции» высказывает мнение о том, что гражданам следует разрешить обращаться с запросами в НЦБ Интерпола по поводу имеющейся информации о них. В этом случае на бюро будет возложена обязанность отвечать на подобные запросы, а также исправлять и уничтожать информацию, если гражданин мотивированно укажет на неправомерность хранения подобной информации в базе данных. Кроме того, автор предлагает наделить НЦБ полномочием взыскивать с частных организаций сбор за передачу информации из баз данных Интерпола. Это позволило бы зарабатывать часть средств на содержание бюро [24, с.110].
Мы не находим целесообразным практическую реализацию этих предложений. На наш взгляд, не стоит забывать о том, что Интерпол в целом и НЦБ, в частности, представляют собой полицейскую военизированную структуру, и излишняя демократизация их деятельности может снизить эффективность выполнения ими уставных функций. К тому же, на учете в МОУП, как правило, состоят не добропорядочные законопослушные граждане, а лица, имеющее некоторое отношение к преступному миру либо когда-либо привлекавшиеся к уголовной ответственности. Это тоже следует принимать во внимание. Превратив структурное подразделение полиции (а именно такой статус и имеют НЦБ Интерпола в большинстве государств-членов) в справочное бюро, мы рискуем загрузить его дополнительным объемом бумажной ненужной работы, имеющей к борьбе с преступностью весьма отдаленное отношение. Информация, содержащаяся в базах данных Интерпола, не должна и не может быть доступной всем, учитывая специфику деятельности Организации. А для защиты прав и свобод человека как в системе МОУП, так и вне нее и так функционируют различные органы, об одном из которых мы говорили выше. Мы можем столкнуться с дублированием функций, что также не принесет пользы всемирной системе борьбы с преступностью.
Что касается возможности взыскивать с частных организаций (по логике, и с частных лиц) сбор за передачу информации с целью получения дополнительных средств, то здесь тоже возникает вопрос. Какого рода информацией, находящейся в базе данных Интерпола, могут заинтересоваться частные организации, и для чего эта информация им понадобится? И возможна ли передача в их руки такой информации? Либо имеется в виду передача любой информации с использованием каналов Интерпола за определенную плату? И в том и в другом случае возможность такого рода действий представляется весьма сомнительной. А обязанность финансового обеспечения деятельности НЦБ Интерпола целиком и полностью лежит на соответствующем государстве в силу того, что оно структурно входит в состав полицейской службы последнего, а не представляет собой некое самостоятельное неправительственное образование.
В заключение подраздела коснемся еще раз некоторых основных моментов.
В Республике Казахстан функции Национального центрального бюро возложены на структурное подразделение Министерства внутренних дел, которое не следует рассматривать как филиал Генерального Секретариата Интерпола. Это обычное звено в системе государственных правоохранительных органов, просто его функции имеют специфический характер.
Национальная правовая
основа деятельности Национального
центрального бюро Интерпола в Республике
Казахстан нуждается в ряде доработок.
В контексте международно-
В частности, мы пришли к выводу о целесообразности включения в УПК РК таких понятий, как «предэкстадиционный арест» и «экстрадиционное задержание».
Также необходимо внести ряд существенных дополнений в те положения УПК РК, которые устанавливают порядок направления требования о выдаче, порядок исполнения аналогичного требования от иностранного государства, перечень лиц, не подлежащих экстрадиции, и т.д. Это нужно сделать в целях законодательного закрепления ряда аспектов деятельности НЦБ Интерпола, которые не отражены в УПК РК.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Представленная работа имела своей целью осветить некоторые актуальные проблемы международного полицейского взаимодействия. Это взаимодействие было рассмотрено в конкретно взятом аспекте, а именно в контексте международной розыскной деятельности в рамках Интерпола. Как неоднократно упоминалось в ходе исследования, особое место в международном сотрудничестве по борьбе с преступностью на глобальном, универсальном и межправительственном уровнях занимает Международная организация уголовной полиции, поскольку именно она осуществляет непосредственную деятельность по борьбе с международной уголовной преступностью [125].
В ходе работы над диссертацией были получены следующие научные результаты:
Международный уголовный розыск был рассмотрен и проанализирован и как правовой институт, и как вид правоохранительной деятельности компетентных национальных и международных структур по борьбе с транснациональной преступностью. Сделанные в ходе работы над диссертацией выводы позволили сформулировать ряд предложений по теоретическим основам международной розыскной деятельности, а также по усовершенствованию международно-правовых норм и некоторых положений национального законодательства Республики Казахстан, касающихся действий уполномоченных органов по розыску лиц и предметов в рамках сотрудничества по линии Интерпола.
Были изучены основные
этапы становления и развития
международной розыскной
На основе анализа
и сопоставления различных
Было также установлено, что правовая база международной розыскной деятельности делится на две большие составляющие: национальное законодательство государств, регулирующее деятельность правоохранительных органов на местах в рамках взаимодействия по линии Интерпола, и международно-правовые источники.
Было предложено все международно-правовые источники, относящиеся к розыскной деятельности, разделить на четыре вида документов: Устав МОУП (Интерпол) 1956 года; различные международные соглашения, прямо или косвенно связанные с уголовным розыском, а именно: универсальные, региональные и двусторонние конвенции и договоры; решения и рекомендации органов МОУП в сфере осуществления розыскной деятельности; нормы «мягкого права», включая декларации, рекомендации, типовые договоры и иные документы, принятые в рамках ООН, затрагивающие вопросы розыскной деятельности Интерпола, но не имеющие обязательной юридической силы.
Получен вывод о том, что во многих международных конвенциях каналы Интерпола упоминаются как вспомогательное средство передачи информации и запросов, используемое на усмотрение государств, и то «лишь в случае чрезвычайных обстоятельств». Главным недостатком всех этих конвенций является то, что они декларируют необходимость сотрудничества и принятия согласованных мер, но при этом поверхностно описывают саму систему такого сотрудничества, и как конкретно она должна действовать. Во все универсальные конвенции, предусматривающие оказание правовой помощи по уголовным делам, целесообразно включить положение о приоритетности использования механизмов Интерпола, прежде всего его НЦБ, и рекомендовать государствам-участникам каналы МОУП в качестве основного способа пересылки данных и запросов. Это должно сделать сотрудничество более согласованным и оперативным.
Был проведен правовой анализ
практической стороны международной
розыскной деятельности, а именно:
изучены процедура
Были рассмотрены 4 направления международного розыска: розыск лиц с целью выдачи, розыск лиц для наблюдения за ними или проведения с их участием следственных действий, розыск пропавших без вести и специальный розыск (похищенного автотранспорта и культурных ценностей). Основное внимание было уделено розыску лиц по линии Интерпола с целью ареста и экстрадиции. Это обусловлено тем, что именно данное направление розыскной деятельности порождает больше всего спорных моментов, нуждается в самом детальном регулировании и представляет собой самую сложную часть работы как НЦБ стран-членов Интерпола, так и Генерального Секретариата.
Было разграничено, какие действия национальных полицейских органов, НЦБ и Генерального секретариата МОУП относятся непосредственно к процедуре международного розыска, а какие к экстрадиции. Для этого была взята за основу схема международного розыска преступников, разработанная Генеральным Секретариатом и утвержденная Генеральной Ассамблеей Интерпола в 1960 году.
Был изучен правовой статус «красного извещения», или, как его часто называют, международного ордера на арест. Интерполу следует всем странам-членам рекомендовать признать «красный циркуляр» в качестве основания для ареста лица. Это будет способствовать повышению оперативности решения вопроса о выдаче, а также не позволит преступнику скрыться из поля зрения полиции.
Интересной и перспективной
представляется точка зрения о возможном
применении опыта стран Шенгенского
соглашения 1990 года в вопросах преследования
лиц при пересечении ими