Международно-правовые аспекты розыскной деятельности Интерпола: основные направления и процедура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 15:04, реферат

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Конец ХХ – начало ХХI века ознаменованы формированием нового уровня интеграции в международных отношениях абсолютно по всем вопросам, в том числе и в области борьбы с транснациональной преступностью. Можно согласиться с мнением некоторых ученых, что устанавливается юридическая международно-правовая обязанность всех государств сотрудничать друг с другом во всех областях международных отношений [1]. В то же время следует учесть и то, что в международных отношениях встречаются факты избыточного индивидуализма, часто закамуфлированного под национальные интересы, направленного как против интересов собственных граждан, так и против интересов всего человеческого сообщества.

Содержание

ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ ……….….……………………………......... 3
ВВЕДЕНИЕ …...………………………………………….…………………............ 4

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ И …..РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА
1.1 История международного уголовного розыска ...……………………...….... 13
1.2 Понятие и правовое регулирование института международного ___уголовного розыска ………………………………………………………...… 30

2 /НАПРАВЛЕНИЯ И ПРАВОВАЯ ПРОЦЕДУРА МЕЖДУНАРОДНОГО __..УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА ПО ЛИНИИ ИНТЕРПОЛА
2.1 Основные направления международного уголовного розыска …..в рамках Международной организации уголовной полиции ……………… 61
2.2 Структура и порядок использования криминалистических учетов Интерпола _,,wв процессе международного уголовного розыска ……………….….......…. 78

3 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ РОЗЫСКНОЙ ,,,_.ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
3.1 Национальное Центральное Бюро Интерпола в Республике Казахстан как …...часть системы международного уголовного розыска …………………...… 90
3.2 Совершенствование правовых основ деятельности Национального …..Центрального Бюро Интерпола в Республике Казахстан в части …..международного уголовного розыска …………..…………………………... 99

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………..………………..…..………...………. 110
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …...………….………...…. 115

Прикрепленные файлы: 1 файл

А.А. Бабушкин - Диссертация.doc

— 804.50 Кб (Скачать документ)

63-я сессия Генеральной  Ассамблеи, прошедшая в 1994 году  в Риме, принимает резолюцию AGN/63/RES/9 и утверждает доклад №13, которые рассматривали возможность применения статьи 3 Устава Интерпола в отношении серьезных нарушений международного гуманитарного права. Резолюция AGN/63/RES/9 призвала Генерального Секретаря следовать содержащимся в докладе указаниям и рекомендовала, чтобы НЦБ Интерпола поступали подобным же образом, в соответствии со своим национальным законодательством, если их помощь будет запрошена в связи с расследованиями серьезных нарушений международного гуманитарного права. Благодаря этой резолюции сегодня Интерпол активно сотрудничает с Международным трибуналом по бывшей Югославии и Международным трибуналом по Руанде в сфере расследования уголовных дел лиц, подозреваемых в совершении серьезных нарушений международного гуманитарного права на территории соответствующих государств.

Эта позиция была подтверждена  на 66-й сессии в 1997 году принятием резолюции AGN/66/RES/10. В этой резолюции было рекомендовано, чтобы НЦБ Интерпола сотрудничали с Международным трибуналом по Руанде, а также с полицией и судебными властями Руанды в целях идентификации, обнаружения и задержания на время рассмотрения вопроса о выдаче лиц, обвиняемых в совершении серьезных нарушений международного гуманитарного права на территории Руанды и соседних государств. А Генеральному Секретариату было предложено способствовать розыску указанных лиц.

В современном международном  праве и, в частности, международном уголовном праве, особое место занимают нормы об уголовной ответственности физических лиц за международные преступления – тягчайшие международно-противоправные деяния, посягающие на основы существования государств и наций, подрывающие важнейшие принципы международного права, угрожающие международному миру и безопасности [84, c.144]. Веспасиан Пелла в книге «Коллективная преступность государств и уголовное право будущего»,  где он развивал принципы,  которые должны лечь в основу международного уголовного кодекса, делил «международные уголовные преступления» на две главнейшие категории: «международные преступления, совершенные государством», и «международные преступления, совершенные отдельными лицами» [85, c.42]. Международное преступление государства складывается из преступных действий или бездействия физических лиц, чья ответственность – как по формам, так и по содержанию – соизмерима с уголовной ответственностью за другие преступления, совершаемые физическими лицами [86, c.10]. Российский ученый Ю. Барсегов приходит к заключению, что «физические лица, виновные в совершении международных преступлений, подлежат уголовной ответственности. Но уголовными эти преступления можно считать лишь отчасти: несмотря на политический характер, международные преступления под руководством государственной власти либо в качестве ее носителя для целей правосудия рассматриваются как уголовные» [87, c.53]. Преступления против международного права совершаются людьми, а не абстрактными категориями, и только путем наказания отдельных лиц, совершающих такие преступления, могут быть соблюдены установления международного права [88, c.42]. Таким образом, установление компетенции Интерпола в части расследования преступлений против международного права не следует рассматривать как отклонение от соблюдения условий статьи 3 Устава 1956 года, так как указанные преступления в соответствии с «теорией преобладания» являются общеуголовными по своей сути.

На 65-й сессии Генеральной  Ассамблеи, имевшей место в 1996 году в Анталии (Турция), была принята резолюция «Экстрадиция». В этом документе НЦБ Интерпола было рекомендовано делать все необходимое с тем, чтобы каналы МОУП как можно чаще использовались для передачи запросов о предварительном аресте, в том числе способствовать в рамках полномочий созданию для этого соответствующей правовой базы.

Интерес представляет также  резолюция «Red Notices» 66-й сессии Генеральной Ассамблеи, проходившей в Нью-Дели (Индия) в 1997 году, и одноименный доклад. В этом докладе были представлены результаты исследования на тему статуса Red Notices, которые являются одним из наиболее эффективных средств международного розыска. Также была представлена новая форма ходатайства об издании Red Notice, которая была разработана Генеральным Секретариатом с тем, чтобы Red Notice могло быть признано компетентными органами большинства государств-членов ходатайством о предварительном аресте.

Решением 67-й сессии Генеральной  Ассамблеи, состоявшейся в Каире  в 1998 году, была одобрена доработанная Генеральным Секретариатом новая форма ходатайства об издании Red Notice и определены требования по заполнению новых форм запросов об их издании.

Немалое значение имеют  и рекомендации Генерального Секретариата. Например, рекомендация от 8 сентября 1994 года в адрес всех НЦБ Интерпола принимать в кратчайшие сроки после издания циркулярных сообщений о розыске лиц с целью их ареста и выдачи, меры, необходимые для публикации Генеральным Секретариатом Red Notice в отношении разыскиваемых. В основном рекомендации Генерального Секретариата направлены на выполнение решений Генеральной Ассамблеи.

Кроме того, Генеральный  Секретариат проводит международные  конференции в целях обмена опытом и выработки основных направлений  совершенствования работы. В 1996 и 1998 годах в штаб-квартире Генерального Секретариата в Лионе были проведены конференции по вопросу международного розыска. По итогам их работы были приняты резолюции и рекомендации.

Переходим к четвертому виду международно-правовых источников розыскной деятельности – нормам «мягкого права», содержащимся в декларациях, типовых договорах и иных документах, имеющих рекомендательный характер. Эти нормы не обладают обязательной юридической силой, но играют огромную роль в деле унификации уголовного законодательства разных стран, они представляют собой важный ориентир и государства крайне редко действуют вопреки заложенным в них принципам. Пожалуй, на первом месте в списке таких документов находится Всеобщая декларация прав человека 1948 года, упоминаемая в статье 2 Устава МОУП. В контексте международного розыска особое значение имеет положение статьи 9 Декларации, где говорится о том, что «никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию» [24, с.27]. Именно поэтому лицо может разыскиваться по каналам Интерпола с целью выдачи (что, в свою очередь, повлечет его задержание и арест) только при наличии акта компетентного органа запрашивающего государства, позволяющего ограничить свободу человека.

В рамках ООН был принят также ряд других деклараций, имеющих  отношение к международной борьбе с преступностью, а, следовательно, и к  международной розыскной деятельности. Примерами являются Каракасская декларация (основной итоговый документ VI-го Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшегося в Венесуэле с 25 августа по 5 сентября 1980 года) и Миланский план действий (основной документ VII-го Конгресса, имевшего место в Милане с 26 августа по 6 сентября 1985 года) [89]. В соответствии с этими документами следует решить важный вопрос о том, чтобы в программах в области предупреждения преступности и обращения с правонарушителями обязательно учитывались социальные, культурные, политические и экономические условия, существующие в каждой стране.  Они должны осуществляться в атмосфере свободы и уважения прав человека, и государствам-членам следует создать эффективный потенциал в целях разработки и планирования политики в области уголовного правосудия и всесторонней координации политики в области предупреждения преступности со стратегией социального, экономического, политического и культурного развития. Кроме того, необходимо вести постоянный поиск новых подходов и разрабатывать более совершенные методы в области предупреждения преступности и обращения с правонарушителями. С этой целью уголовное право должно развиваться таким путем, который позволит ему играть важную и эффективную роль в создании стабильных условий с тем, чтобы не допустить угнетения и незаконных действий.

Резолюции Генеральной  Ассамблеи ООН, принятые в соответствии с Уставом – учредительным актом организации, а только такие резолюции являются законами, имеют определенное нормативное значение и продолжают его сохранять, и, кроме того, могут порождать определенную практику государств. Последняя, неоднократно повторяясь, может со временем превратиться в правило поведения, а затем при определенных обстоятельствах сформировать норму международного права. В этом случае многое, конечно, будет зависеть от того, в какой мере правила, закрепленные в резолюциях, отражают реальные возможности государств [90, с.55].

К особой категории международных  документов относятся типовые договоры ООН, которые призваны служить в  качестве образца при заключении двусторонних и многосторонних соглашений в конкретной области. Для заключения договоров о выдаче ООН было рекомендовано использовать Типовой договор о выдаче от 14 декабря 1990 года, утвержденный резолюцией 45/116 Генеральной Ассамблеи. В нем отражена роль Интерпола при передаче запросов о предварительном аресте.  В пункте 1 статьи 9 указанного договора сказано: «В чрезвычайном случае запрашивающее государство может обратиться с ходатайством о временном аресте разыскиваемого лица до получения просьбы о выдаче. Такое ходатайство передается через МОУП по почте или телеграфу или любыми другими средствами, при использовании которых делается регистрационная запись» [91].

Таким образом, мы рассмотрели  все четыре вида международно-правовых источников, имеющих отношение к  розыскной деятельности по линии  Интерпола. Еще раз подчеркнем, что  обязательной юридической силой в отношении государств обладают только первые две категории документов (Устав МОУП и международные договора), последние две категории носят рекомендательный характер.

Сделаем краткие выводы из всего вышеизложенного. В этом разделе мы преследовали цель дать конкретное, четкое и, по возможности, исчерпывающее определение международного уголовного розыска и проанализировать его международно-правовую базу.

Как было сказано, международный  уголовный розыск, с одной стороны, представляет собой совокупность розыскных мероприятий на национальном уровне, а с другой стороны, это самостоятельный механизм, выполняющий функции, отличающиеся по своему характеру от функций внутригосударственных розыскных служб, лежащих в несколько иной плоскости.

Уголовный розыск на национальном уровне – это комплекс мероприятий компетентных органов государства, направленных на установление местонахождения лиц или предметов материального мира, имеющих значение для успешного раскрытия преступлений, а также лиц, скрывающихся от обвинительного приговора суда.

Чем характеризуется  уголовный розыск на международном  уровне? Напомним, что, говоря о международном  уголовном розыске, мы имеем в  виду розыск по линии Интерпола, так  как на сегодняшний день только МОУП занимается уголовным розыском во всемирном масштабе. 

Понятие «международный розыск» можно рассматривать  в узком и широком смысле. В  узком смысле международный розыск представляет собой сумму розысков государственных, или национальных. Иногда говорят, что международным  розыском является розыск на территории не менее чем двух стран за пределами государства, где было совершено преступление либо пропало лицо. Оба эти определения близки по смыслу, но они отражают сущность института недостаточно глубоко.

Изучив различные точки  зрения, мы разработали следующее определение: международный уголовный розыск – это деятельность компетентных органов государств-членов и структур Генерального Секретариата Интерпола, направленная на установление местонахождения лиц, скрывающихся от следствия, суда или исполнения приговора, а также иных лиц и материальных объектов, имеющих значение для предупреждения и раскрытия общеуголовных преступлений.

Правовая база международной  розыскной деятельности делится  на две большие составляющие: национальное законодательство государств, регулирующее деятельность правоохранительных органов на местах в рамках взаимодействия по линии Интерпола, и международно-правовые источники.

Все международно-правовые источники, относящиеся к международному розыску, делятся на четыре вида:

  • Устав МОУП (Интерпол) 1956 года, который по степени важности среди других документов мы ставим на первое место и выделяем его отдельно;
  • Международные соглашения, прямо или косвенно связанные с розыскной деятельностью, а именно: универсальные, региональные и двусторонние конвенции и договоры;
  • Решения и рекомендации органов МОУП в области международного розыска;
  • Нормы «мягкого права», включая декларации, рекомендации, типовые договора и иные документы, принятые в рамках ООН.

Последние два вида источников можно назвать вспомогательными (обладают в большей степени политической, а не юридической силой).

Основополагающее значение для организации сотрудничества членов Интерпола в сфере уголовного розыска имеют статьи 2, 3, 26 и 31 Устава МОУП.

В статье 2 содержатся цели Интерпола, а также важное намерение действовать «в духе Всеобщей декларации прав человека».

Статья 3 Устава устанавливает  важное ограничение, согласно которому «организации строго запрещается осуществлять какое-либо вмешательство или деятельность политического, военного, религиозного или расового характера».

В статье 26 конкретно  упоминается розыск преступников. В  пункте «е» говорится, что «вопросы, связанные с розыском преступников, решаются через Национальные центральные бюро». При этом речь идет лишь о розыске преступников, в то время как розыскная деятельность Интерпола проводится по четырем направлениям, и розыск преступников - только одно из них. Считаем более верным применять вместо «розыска преступников» понятие «международный розыск», или просто «розыскная деятельность».

Статья 31 оговаривает, что  «для достижения поставленных целей  Организация опирается на постоянное и активное сотрудничество своих  членов». Это имеет прямое отношение  к международному розыску, так как  подразумевает функционирование Национальных центральных бюро, которые в процедуре розыска играют ключевую роль.

Второй вид источников – международные соглашения в  сфере борьбы с преступностью, затрагивающие  вопросы международного розыска. Все  они по количеству участников и территории действия делятся на три группы: универсальные конвенции, региональные соглашения и двусторонние договоры о правовой помощи по уголовным делам и экстрадиции.

Мы считаем, что во все универсальные конвенции, предусматривающие  оказание правовой помощи по уголовным делам, целесообразно включить положение о приоритетности использования механизмов Интерпола, прежде всего НЦБ, и рекомендовать государствам-участникам каналы МОУП в качестве основного способа пересылки данных и запросов.

Информация о работе Международно-правовые аспекты розыскной деятельности Интерпола: основные направления и процедура