Курс лекций по культурологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 12:31, курс лекций

Краткое описание

Слово "античный" в переводе с лат. означает "древний". Причем античной называют лишь литературу Древней Греции и Древнего Рима (1Х в. до н. э. - У в. н. э.).
В истории античной греческой литературы выделяются 4 периода:
архаический период. УШ в. до н. э - У в. до н. э. Ведущими жанрами этого периода были жанры эпоса и лирики. Особенно прославилась героическая поэма. Образцами служили ранние произведения греческой литературы: "Илиада" - о легендарной Троянской войне, и "Одиссея" - о трудном возвращении на родину одного из героев Троянской войны Одиссея. Автором их считается древнегреческий поэт Гомер, который сложил эти поэмы на основе векового опыта безымянных народных певцов-сказителей. Наряду с героической поэмой был создан жанр дидактической поэмы - поэмы Гесиода "Теогония" и "Труды и дни";

Прикрепленные файлы: 1 файл

LektsZarDORAB.doc

— 1.80 Мб (Скачать документ)

 

 

II. АНТИЧНЫЕ ОБРАЗЫ В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.

ОБРАЗ-АРХЕТИП ФЕДРЫ

 

Мифологическая основа;  трагедия Еврипида "Ипполит" (428 г . до н. э.);  трагедия Ж. Расина "Федра" (1677 г.);  поэтическая драма М. Цветаевой "Федра" (1927 г.).

 

Образы античной мифологии  стали обобщенными типами  человеческого поведения - архетипическими образами. По Юнгу2, архетипы - это устойчивые модели, универсальные психологические структуры, в которых закрепилась бессознательная память о культурном и психологическом опыте предшествующих поколений. В литературе архетипами называют художественные образы, наиболее полно воспроизводящие универсальные человеческие типы. Писатели каждый раз по-новому воссоздают в своем творчестве образы-архетипы, углубляя и дополняя существующие "модели-образцы". Архетипичны образы Одиссея, Пенелопы, Дон Кихота, Фауста… Обращение писателей к универсальным психологическим моделям придает художественным образам общечеловеческую значимость.

В античной мифологии  и затем в истории мировой  литературы образ Федры - это образ преступной любви. Однако на протяжении столетий этот образ не оставался неизменным, он эволюционировал, углублялся, обретал новые краски. Каждый писатель, обращавшийся к трагической судьбе Федры, вносил нечто новое  в её интерпретацию, и за прошедшие тысячелетия отношение к преступлению Федры эволюционировало от безусловного осуждения (Еврипид, Сенека, Расин) до глубочайшего сочувствия (М. Цветаева). Эти колебания определялись запросами времени, принадлежностью автора к тому или иному литературному направлению, а также творческой индивидуальностью, психологическим темпераментом  автора очередной  интерпретации знаменитого античного мифа.

 

Мифологическая  основа трагедий на сюжет Федры

 

В основу трагедий положен миф о Тесее (Тезее). Тесей в числе 7 афинских юношей и  7 девушек добровольно отправился на остров Крит в лабиринт к Минотавру3, которого и убил  мечом, врученным ему Ариадной (дочерью Миноса и Пасифаи). При помощи нити Ариадны герой смог выбраться из лабиринта. Ариадна полюбила Тесея и покинула с ним. На острове Наксос, где корабль остановился по пути  в Афины, бог Аполлон убеждает Тесея уступить ему Ариадну, обещая ей бессмертие, поскольку ей суждено стать женой небожителя. Тесей оставляет спящую Ариадну и покидает остров Наксос, но скорбь его так велика, что, приближаясь к родным берегам, он забывает сменить черные паруса (знак его гибели) на белые. Увидев черные паруса, царь Эгей решает, что его сын погиб, и бросается в море (Эгейское море).

Впоследствии Тесей, победив племя амазонок,  женится на их царице Антиопе4. Однако по воле Афродиты Тесей должен был терять всех, кто ему дорог. Побежденные Тесеем амазонки пытались вернуть царицу, но та погибла, защищая Афины и своего сына Ипполита.

От матери Антиопы Ипполит унаследовал презрение к любви и славился как охотник и почитатель богини Артемиды - девы-охотницы. За отступничество от любви, что считалось в античном мире большим грехом, на Ипполита разгневалась Афродита, которая  внушила Федре5, мачехе Ипполита, преступную любовь к пасынку. Ипполит отвергает любовь мачехи, и Федра кончает жизнь самоубийством, обвинив в предсмертном письме Ипполита в насилии. Тесей проклинает Ипполита, обратившись с мольбой к богу Посейдону, и Ипполит погибает. Истину Тесею открывает богиня Артемида6.

 

Трагедия Еврипида "Ипполит"7 (428 г до н. э.)

 

Еврипид в своей трагедии  не отступает от мифологического сюжета. В соответствии с гомеровской традицией поступками героев руководят боги, богини-соперницы Афродита и Артемида. Любовь внушила Федре богиня Афродита, разгневанная на пренебрегающего ею Ипполита. Соперничество Афродиты и Артемиды  привело к гибели неповинных и прекрасных людей, нанесло удар Тесею и, наконец, в неприглядном свете представило обеих богинь. Их вмешательством Еврипид объяснял происхождение человеческих страстей, продолжив гомеровскую традицию.

Трагедия Еврипида открывается Прологом, в котором Афродита, "появляясь в вышине" (как и подобает богу в античном театре), осуждает Ипполита за отказ от радостей любви:  Ипполит поклоняется  не Афродите, а богине-охотнице,  богине-деве Артемиде, причем богиня Артемида для юного Ипполита - это  его  идеал,  это  красота,  о которой он смеет только мечтать. Свое время Ипполит проводит в охоте и в состязаниях.

Афродита обещает жестоко  наказать Ипполита:

Но в чем  предо мною

Он погрешил, за то гордец ответит

Сегодня же... (Пер. И. Анненского).

Федра,  по  словам Киприды, тоже погибнет, только не по своей вине, а  потому,  что  через  нее должен быть наказан Ипполит. Богиня намечает и  третьего  участника  будущей трагедии - Тесея (Посейдон обещал ему исполнение трех желаний, и  слово  отца погубит сына). Однако в дальнейшем Афродита (Киприда) не становится участницей драматических событий: «Киприде же вовсе незачем являться действующим лицом драмы, - это только тень, прекрасный символ той жестокой власти, которой безраздельно отданы женские сердца, и богине не надо выдумывать сложной  игры  со  своими жертвами, потому что  ее  яд  действует  на  расстоянии,  и  сама  жизнь  ей помогает», - И.Ф. Анненский. Ипполит Еврипида - это целомудренный и ясный юноша, его душа еще не потемнела от страстей, он обвеян свежим дыханием жизни, ароматом цветущего луга, символизирующего начинающееся цветение юной жизни. Тем большим трагизмом окрашивается пророчество богини Афродиты о предстоящей скорой смерти Ипполита: "Он не знает, - говорит богиня, - что ворота Аида  стоят настежь, и что это его последнее солнце».

Федра, по воле Афродиты, полюбила Ипполита, её душа "заражена" преступной страстью к пасынку, но Федра никому, даже преданной ей кормилице, не может признаться в греховной любви, иначе "порок погубит добродетель". Федра подстать Ипполиту: «Федра не только не чувственная и не истерическая  женщина, … наоборот, это натура рассудочная  и  болезненно-стыдливая.  Страдания  Федры … проходят все фазисы стыда,  от  первой,  еще  гордой  и незаметной для глаза борьбы со вспыхнувшим желанием, до судорожных  движений руки,  которая  вяжет  петлю» (И. Анненский).  Любовь для Федры - только рана, молчанием и тайной она хотела бы скрыт этот недуг и обрести "наслаждение исполненного долга". Федра Еврипида благородна, она борется со своею страстью, но не может её преодолеть.  Федра является на сцену, уже пережив первое похмелье  страсти.  Киприда уже измучила ее мечтой и желаньем, истомила борьбой и тайной. Страдания ее так велики, что они преобразили даже облик царицы, при виде которой хор в изумлении восклицает:

Какая бледная! Как извелась,

Как тень бровей её растет, темнея!

Однако выбор Федры, которая должна способствовать наказанию  Ипполита богиней Афродитой, был предопределен и наследственностью:  Федра - дочь Пасифаи, жены критского царя Миноса, которой Посейдон внушил преступную страсть к животному. И эта страшная тайна - тайна наследственности - на подсознательном уровне усугбляет и придает новые оттенки страданиям и греху Федры.

Кормилица стремится убедить Федру в простой житейской мудрости - в том, что ее грех не так велик, что все в мире подвластно воле богини Киприды, и тем более ей, женщине, не под силу противостоять Афродите, важно лишь, чтобы тайна не вышла на свет, чтобы грех остался неназванным и скрытым под покровом ночи:

А рваться  одолеть

Богов, дитя, - поверь мне, только гордость.

Любить тебе велела Афродита.

Кормилица -  лишь хитрая и трусливая рабыня у Еврипида. Однако она не является примитивной  сводницей (как у Шекспира в «Ромео и Джульетте»), но своеобразным символическим воплощением подсознания женской души и практического опыта реальной жизни, символом раздвоения души Федры - кормилица хочет, чтобы Федра была как все другие женщины, обладающие умением вывернуться из тисков: «Старуха является перед нами символом целого мира  мелких  существований гинекея: этим и объясняется ее особенная сила, ее удивительное  обаяние и та бесовская сеть соблазна, в которую так легко попадает Федра… Федра и кормилица изображают сознательную и бессознательную сторону женской души, ее божественную и ее растительную форму» (И. Анненский). «В чувстве кормилицы к Федре мы  различаем  черты  двух  совершенно различных категорий. С одной стороны, в ней есть личный, реальный  характер, с другой - чисто символический: с одной стороны, это самая близкая  к  Федре женщина, которая любит в царице свое молоко,  свои  бессонные  ночи  и  свою молодость; с другой - это злейший враг Федры, ее антипод, ее отрицание, одна часть души, которая насмерть борется с другою», - И. Анненский. Федра мало-помалу сдается кормилице и ее житейской мудрости.

Кормилица сама, по своей воле, пересказывает Ипполиту слова любви Федры. Ипполит в ярости, он называет ужасной любовь к нему Федры и обвиняет всех женщин во лжи, вероломстве, проклинает Федру и ее "приспешницу"  кормилицу. Самого признания Федры нет в пьесе (во втором ее варианте) , а между тем это был бы выигрышный в драматическом отношении эпизод. Еврипид показывает только реакцию Ипполита на слова кормилицы. Монолог Ипполита начинается с задорного, чисто юношеского парадокса: "Отчего только  людям  не  дано покупать себе за золото из храмов детей и для столь  важной  задачи  создана богами такая лживая и вредная разновидность человека, как женщина". Античные легенды изображали Еврипида упорным женоненавистником.

Отвергнутая Федра решает умереть, чтобы не опозорить род Тесея, искупив смертью свой позор и свою вину. В руке мертвой Федры Тесей находит письмо, из которого узнает, что Ипполит якобы посягал на его жену - Федру. Тесей проклинает Ипполита, обращается к богу Посейдону с мольбой покарать сына преступника.

Но смерть Федры вызвана  и стремлением отомстить Ипполиту за его суд над любящей Федрой, может быть, это стремление было неосознанным и чисто интуитивным: Ипполит отказался понять Федру, а затем эта ситуация как бы повторяется в эпизоде отца Тесея и сына Ипполита: Тесей отказался понять сына, обрек его на гибель, проклял его: «Нет ли самой строгой гармонии, самой  точной  параллели  между  судом Ипполита над Федрой и судом Тесея над Ипполитом, и  не  получил  ли  Ипполит лишь "меру за меру"? Начал ли он, этот строгий судья, с того, с чего  должен был начать, т. е. прогнал ли он кормилицу, сказав ей,  что  она  лжет?  Нет. Попробовал ли он расследовать самое дело? Нет. Не смешал ли он в  одну  кучу всех …? Не сковал ли он  Федре  уста,  так  же точно, как позже и ему сковала их клятва? Он, и только он, Ипполит, поставил борьбу на ту почву, на которой ему же погибнуть», - И. Анненский.

     Логикой  сюжета Еврипид обвиняет Ипполита  в высокомерии: Ипполит неразборчиво  обвинил всех женщин, -  он  целой  половине  человечества отказал в воздухе, солнце и даже разуме. Чего же он хотел ожидать  от  отвергнутой им половины человечества?  Месть женская в этой связи - вполне закономерна и даже справедлива.  Разум Ипполит оставил только мужчинам, но, парадокс, сам Ипполит погибает от мести «разумного» мужчины - отца, охваченного ревностью, злобой и отказавшегося понять сына и поверить ему. По замечанию И.  Анненского, «казнь Ипполита, в сущности, есть  лишь возмездие за ту клевету, которою он преждевременно оскорбил Федру  и  с  ней целую половину человеческого рода». Ипполит Еврипида кажется более всего тоской и болью  самого  поэта  по невозможности оставаться в жизни чистым созерцателем

И в заключение хор, покидая  орхестру, вторит Тесею:

Этот траур  двойной и нежданный...

Лейтесь, слезы, под веслами скорби,

И далеко, далеко звучи

Весть о горе великом царей!

Трагедия Еврипида – это прежде всего трагедия о "горе великом царей", это трагедия об утратах героя Тесея.

Еврипид первым ввел в  трагедию любовную тему, и это его нововведение было осуждено многими современниками, в первую очередь Аристофаном. В 1-м варианте трагедии Еврипида (этот вариант не сохранился) Федра сама признавалась Ипполиту в любви, а тот в страхе от неё бежал8. Афинянам такое поведение  женщины показалось настолько безнравственным, что Еврипид вынужден был переделать эту сцену и ввести посредницу-няньку. Аристофан  обвинил Еврипида, создавшего образ влюбленной женщины, тогда как "должен скрывать эти подлые язвы художник". Аристофан обвинил Еврипида в клевете на афинских женщин, назвал его развратителем молодежи и сожалел по поводу того, что сцена театра стала ареной "Федр - потаскушек" (см. комедию "Лягушки" Аристофана). Впоследствии Жан Расин и М. Цветаева обратились именно к первому варианту трагедии Еврипида: у них Федра сама признается в любви Ипполиту.  Такое внимание драматургов последующих эпох к первому варианту подчеркнул один из исследователей - И.Ф. Анненский: «Драмой значения всемирно-исторического пришлось стать первому, не дошедшему до  нас "Ипполиту" {1}, через вдохновленного им Сенеку»9.

  

Трагедия  Жана Расина "Федра" (1677)

 

Первоначальное название трагедии Расина - "Федра и Ипполит"  было заменено, поскольку делало обоих героев равноправными участниками и виновниками трагедии.                                               

Для писателя-классициста этот сюжет представлял собой благодатный материал, поскольку в нем уже была заложена борьба рационального и чувственного начал. Расина привлек в этом сюжете его воспитательный пафос, назидательность. Драматург писал о своей  пьесе: в ней  "страсти выступают лишь для того, чтобы показать всю разруху, какую они причиняют; и порок нарисован в ней везде такими красками, которые заставляют понять и возненавидеть его безобразие...Собственно, это и есть та цель, которую должен ставить перед собой каждый, кто творит для театра..." ("Предисловие" к трагедии "Федра" от автора).

Мифологический  сюжет у Расина не только воспроизводится в деталях, но усложняется, в него вводятся новые ситуации и эпизоды. Новые перипетии сюжета необходимы Расину для того, чтобы, в зависимости от меняющихся обстоятельств, проследить движение и оттенки чувств главной героини. Каждый новый поворот сюжета  все с большей полнотой раскрывает гибельную силу страсти, которой охвачена Федра.  Федра в трагедии Расина и любит и ненавидит Ипполита, она сознает свой позор и пытается избежать гибельного шага.  Но любовный недуг столь велик, что Федра  не может его преодолеть. Расин, драматург рационального 17 века,  здесь отходит от принципа правдоподобия и объясняет силу любовной страсти вмешательством  богов. Федра пытается противостоять любви, она разыгрывает роль злобной мачехи, добивается изгнания Ипполита в Трезен, после чего дни ее потекли спокойнее:

Информация о работе Курс лекций по культурологии