Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 12:31, курс лекций
Слово "античный" в переводе с лат. означает "древний". Причем античной называют лишь литературу Древней Греции и Древнего Рима (1Х в. до н. э. - У в. н. э.).
В истории античной греческой литературы выделяются 4 периода:
архаический период. УШ в. до н. э - У в. до н. э. Ведущими жанрами этого периода были жанры эпоса и лирики. Особенно прославилась героическая поэма. Образцами служили ранние произведения греческой литературы: "Илиада" - о легендарной Троянской войне, и "Одиссея" - о трудном возвращении на родину одного из героев Троянской войны Одиссея. Автором их считается древнегреческий поэт Гомер, который сложил эти поэмы на основе векового опыта безымянных народных певцов-сказителей. Наряду с героической поэмой был создан жанр дидактической поэмы - поэмы Гесиода "Теогония" и "Труды и дни";
АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
(древнегреческая)
Мировое значение античной литературы.
Античные образы в мировой литературе (образ-архетип Федры).
Героический эпос. Поэма Гомера "Илиада".
Дидактический эпос Гесиода. Поэмы "Теогония" и "Труды и дни".
Появление лирики как рода литературы. Поэзия Сафо.
Древнегреческий театр: древнегреческая комедия: Аристофан. «Всадники», «Лисистрата»; древнегреческая сатировская драма: Еврипид. «Киклоп»; трагедия как высшее искусство Древней Греции: «Царь Эдип» Софокла и теория эдипова комплекса З. Фрейда. Миф об Оресте и Электре в древнегреческой трагедии (Софокл "Электра", Эсхил "Эвмениды", Еврипид "Электра").
Круг (пантеон) 12 богов в античной мифологии.
I. МИРОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ АНТИЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Слово "античный" в переводе с лат. означает "древний". Причем античной называют лишь литературу Древней Греции и Древнего Рима (1Х в. до н. э. - У в. н. э.).
В истории античной греческой литературы выделяются 4 периода:
***
К литературе и искусству неприменимо традиционное понятие прогресса, и произведения, созданные в более поздние эпохи, не обязательно должны быть и более совершенными. В литературе и искусстве происходит накопление выдающихся памятников культуры, их приращение. И какими бы гениальными ни были произведения Шекспира или Достоевского, Пушкина или Мандельштама, они не отменят "Илиады" Гомера (созданной почти 3000 лет назад) и "Витязя в тигровой шкуре" грузинского поэта XII в. Шота Руставели, "Божественной комедии" Данте (начало XIV в.) и "Слова о полку Игореве" (XII в.), "Песни о Роланде" (около XII в.) и "Гаргантюа и Пантагрюэля" Франсуа Рабле (XVI в.).
Произведения, написанные в более позднее время, перекликаются, "разговаривают" со своими предшественниками и обогащаются дополнительными смыслами. Так, один из самых знаменитых романов ХХ столетия "Мастер и Маргарита" М.А.Булгакова очень многое потерял бы, если бы не вобрал в себя (в художественно преобразованном виде) и библейские мотивы, и мотивы и образы "Божественной комедии" Данте, и "Фауста" Гете и других книг.
На протяжении многих веков сочинения античных греческих классиков привлекают читателей, изучаются, считаются образцами для подражания. Поэты и писатели вновь обращаются к античным сюжетам и персонажам, поскольку им свойственна высокая степень обобщения. Античные персонажи являют собой универсальные модели человеческого поведения, повторяющиеся в веках: это и вечный странник Одиссей, и его жена Пенелопа – воплощение женской верности, и Федра – ставшая образом-символом преступной любви... И каждая новая литературная эпоха наполняет античные сюжеты и образы новым содержанием в соответствии с запросами времени.
Базовый характер античной литературы, культуры проявляется и в том, что без знания классических античных текстов окажутся непонятными очень многие литературные произведения последующих эпох. Например, у Осипа Мандельштама в стихотворении "Теннис" (1913) о спортивном сражении - игре юноши и девушки в теннис – мы встречаем неоправданное на первый взгляд сравнение:
Он творит игры обряд
Так легко вооруженный,
Как аттический солдат
В своего врага влюбленный.
Не будучи знакомы с эпической поэмой Гомера "Илиада", мы не оценим оригинальности сравнения Мандельштама. Дело в том, что древние греки умели восхищаться силой духа, физическим совершенством, благородством даже своих врагов. И древний грек Гомер, описывая врага - Гектора (сына троянского царя Приама), называет его не иначе, как "Гектор великий", "шеломом сверкающий Гектор". Невозможно себе представить, чтобы Гомер называл врага иначе, например, "Гектор ненавистный" и т. п. Но и Приам в свою очередь, когда приходит к Ахиллу, от руки которого погиб его сын Гектор, просить для погребения тело сына, "удивлялся царю Ахиллесу, виду его и величеству: бога, казалось, он видит".
Особенно активно в мировой литературе используется античная антропонимика - античные имена людей и богов, нередко в ироническом плане. Ср. в "Евгении Онегине" А.С. Пушкина:
Вы, деревенские Приамы,
И вы, чувствительные дамы,
Весна в деревню вас зовет...
... Оставя чашку чая с ромом,
Парис окружных городков,
Подходит к Ольге Петушков...
Приам – царь легендарной Трои. Приамы у Пушкина - владельцы поместий, помещики - неограниченные властители в своих имениях, обычно проводившие зиму с многочисленным семейством не в своей деревне, а в Москве или Петербурге.
Парис – сын царя Приама, с помощью Афродиты похитивший прекрасную Елену, из-за чего и началась Троянская война. Имя Парис здесь усиливает ироническое звучание фамилии Петушков. Имя говорящее: Петушков, судя по его имени, – молодой повеса, "уездный франтик", в поведении которого есть нечто от петушка, похититель дамских сердец, рассчитывающий без излишнего труда ("оставя чашку чая с ромом") очаровать и Ольгу Ларину. Больше о Петушкове Пушкин ничего не говорит, это и не нужно, так как характер уже создан, и мы видим его зримо с его походкой, манерой поведения, претензиями на значительность.
Греческая мифология и литература вошли в современную культуру, современный язык: и поныне можно услышать крылатые выражения "сизифов труд", "танталовы муки", "ахиллесова пята", "прокрустово ложе", "нить Ариадны", "яблоко раздора", "троянский конь", "дары данайцев" и многие другие.
Античная литература стала основой для последующего развития литературы и науки о литературе. Сама наука о литературе появилась в трудах древнего грека Аристотеля ("Поэтика", 1У в. до н. э.). К античности восходит разделение литературы на эпос, лирику и драму. Многие литературоведческие термины восходят к античной эпохе (метафора, метонимия, мелодрама, лирика, прототип, сарказм и др.). Именно в античную эпоху и были явлены миру классические образцы эпоса, лирики, драмы.
И конечно, неугасающей ценностью обладают сами классические античные тексты, которые, вместе с шедеврами других эпох, составляют золотой фонд мировой литературы. Это поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея", Гесиода "Теогония" и "Труды и дни", это трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида, комедии Аристофана, поэзия Сапфо и многие другие произведения.
Античная литература заложила основы ныне общепринятого феномена - «всемирной литературы». В свое время гениальный немецкий писатель, поэт и драматург Иоганн Вольфганг Гёте высказал идею о приближении эпохи «всемирной литературы»: «Я все более убеждаюсь, что поэзия - достояние человечества и что она всюду и во все времена проявляется в тысячах и тысячах людей… Однако мы, немцы, боясь высунуть нос за пределы того, что нас окружает, неизбежно впадаем в такую педантическую спесь. Поэтому я охотно вглядываюсь в то, что имеется у других наций, и рекомендую каждому делать то же самое. Национальная литература сейчас мало что значит, на очереди эпохи всемирной литературы, и каждый должен способствовать скорейшему ее наступлению».
Не только литература, но и европейская культура в целом прочно укоренены в эпохе античности. Вяч. Иванов утверждал: «Прежде всего: вся наша культура происходит из античности. Все, чем мы занимаемся и восторгаемся, от математических теорем до гротескных комических спектаклей, коренится в том, что было сделано в Афинах V века до н.э. Мы можем переиначивать это наследие, от него отталкиваться, но при всех различиях поколений мы остаемся прямыми потомками Греции - и Рима как ее продолжения».
Секрет притягательности античной культуры получал различные объяснения. Оригинально объяснение Карла Маркса: он назвал древнегреческий период в истории Европы и искусство Древней Греции детством человечества: «И почему детство человеческого общества там, где оно развивалось всего прекраснее, не должно обладать для нас вечной прелестью, как никогда не повторяющаяся ступень? Бывают невоспитанные дети и старчески умные дети… Нормальными детьми были греки».
Феномен "греческого чуда"1
Классический период Древней Греции дает основание говорить о "греческом чуде", требующем своего объяснения. Афинское государство (свободное население которого составляло около 200 тыс. человек), только за одно столетие (У век до н.э.) дало человечеству вечных спутников, таких как Сократ, Платон, Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан, Фидий, Фемистокл, Перикл, Ксенофонт. Очевидно, причины такого расцвета культуры надо искать в сфере национальной психологии, национального темперамента, национального типа мышления и мировосприятия.
Во всей истории человечества, пожалуй, не было народа, более проникнутого агональным (агония с греч. - "борьба"), т.е. состязательным, соревновательным духов во имя стяжания славы. Этот дух пронизывал все стороны жизни древних греков: и искусство (см. ежегодные театральные представления-состязания), и спорт (Олимпийские игры, которые стали проводиться по велению самого Зевса в честь победы над Кроном и титанами).
Установка на агон (борьбу, состязание) обозначена и в гомеровском эпосе: "Всегда первенствовать и превосходить других", - читаем мы в "Илиаде" (У1, 203). Стремление к вечной славе - это высшее стремление древнего грека, и это стремление порой обретало парадоксальные формы. Герострат из Эфеса, жаждавший славы, но не умеющий добыть ее никаким другим способом, сжег знаменитый храм Артемиды Эфесской - одно из 7 чудес света (356 г. до н.э.). В качестве наказания Герострату современники запретили произность его имя, мотивы его поступка были столь неординарными, что имя Герострата стало нарицательным и вошло все-таки в мировую историю.
В погоне греков за славой проявлялось стремление преодолеть смерть, преодолеть быстротечность текущей жизни и обрести бессмертие наряду с богами. Культ славы, стремление сохранить в веках свое имя для грека это высший (духовный) способ жизни, неподвластный закону времени. Славное имя для древнего грека не покупается и не продается, оно превосходит всякую материальную награду (По легенде, философа и математика Фалеса из Милета, спросили, какой награды он желал бы за свое открытие. Фалес ответил, что лучшей наградой было бы сохранение в веках его имени как автора открытой им теоремы, а не кого-либо другого (теорема о равенстве углов при основании в равнобедренном треугольнике).
Эти примеры свидетельствуют о том, что у древних греков духовные, нравственные интересы преобладали над материальными. Аристотель о Фалесе писал: "Фалеса и им подобных признают мудрыми, а рассудительными нет, так как видно, что своя собственная польза им неведома" (Драч: 597).
Современному человеку с его установкой на практическое использование достигнутых знаний трудно понять древних греков, ценивших знание ради знания, мудрость ради мудрости. Греки, в отличие от предшественников, начали мыслить теоретически, понятиями и категориями. Так, уже древним египтянам теорема Пифагора была знакома в качестве эмпирического знания, но лишь Пифагор доказал, что в прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.
Свойственный древним грекам дух соперничества, стремление к славе требовали огромного напряжения физических и духовных сил, способствовали достижению выдающихся результатов в различных областях : спорте, философии, театра, литературы, искусства. Греки, безусловно, жили очень напряженной духовной, творческой жизнью.
Кстати, в типе мышления др. греков коренились причины и их успехов, и их бед, в частности, последующего поражения в борьбе с римлянами. Спортивные игры греков, например, были направлены на обретение славы, а не на военно-прикладные цели, как в Древнем Риме. Римляне же, создавшие могущественную армию и завоевавшие почти весь известный мир, не увлекались атлетическими соревнолваниями и даже рассматривали их как занятия, недостойные римлянина и воина (а достойные, например, гладиаторов). Римляне были далеки от теоретического философствования, считая его праздным занятием. Неслучайно римляне преуспели в политике и юриспруденции.
Взлет фантазии эллинов дал миру замечательную по богатству и оригинальности мифологию. Мифология же древних римлян была менее разработанной. Римляне покорили эллинов, доказав своеобразное превосходство ориентированного на практику рассудка над теоретическим разумом.