Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 16:21, курсовая работа
Актуальность темы исследования. По официальным данным МВД России, количество уголовных дел, возбужденных по фактам бандитизма, увеличивается каждый год[1]. При этом в правоприменительной практике подобные дела нередко вызывают значительные затруднения, обусловленные зачастую многоэпизодностью криминальных деяний, большим количеством участников банд, разнообразием их ролей при совершении преступлений, нередким психологическим, физическим воздействием в отношении потерпевших и свидетелей в целях принуждения их к даче показаний, предпочтительных для членов банды. Анализ следственной и судебной практики по делам о бандитизме показывает, что нередко в процессе предварительного расследования и рассмотрения дела в суде возникают сложности при квалификации преступлений, отграничении бандитизма от смежных составов преступлений.
Глава I. Комплексная характеристика бандитизма
1.1. История правового регулирования бандитизма в русском и советском уголовном праве
1.2. Юридическая квалификация
1.3.Криминалистическая характеристика бандитизма
Глава II. Организация и тактика расследования бандитизма на первоначальном этапе
2.1. Типичные следственные ситуации и особенности доказывания по делам о бандитизме.
2.2. Особенности организации тактики проведения отдельных следственных действий на первоначальном этапе расследования бандитизма.
2.3. Использование специальных познаний при расследовании бандитизма.
Глава 3. Тактика разобщения организованных групп бандитской направленности
3.1 Виды и характеристика конфликтных ситуаций при расследовании бандитизма
3.2 Планирование последующего этапа расследования бандитизма.
Приложение
Заключение
Список используемой литературы
Субъектом бандитизма может быть лицо, достигшее 16-летнего возраста на момент совершения преступления. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 16 лет, непосредственно входившие в состав банды и участвовавшие в нападениях, привлекаются к уголовной ответственности за фактически совершенные ими преступления, за которые в соответствии с ч. 2 ст. 20 УК РФ ответственность наступает с 14 лет (убийство, грабеж, изнасилование).
Следует отметить следующий проблемный аспект: организаторы банд для реализации преступного замысла используют в своей деятельности не только подростков, но и малолетних детей. Ввиду своих психофизиологических особенностей дети больше поддаются влиянию, в том числе криминальному, со стороны взрослых лиц. Малолетние совершают преступления (незаконное проникновение в помещение, сбыт наркотических средств и т.д.) фактически в интересах преступной группы, которая, как правило, в этих случаях остается неустановленной и безнаказанной.
Квалифицированный состав бандитизма, закрепленный ч. 3 ст. 209 УК РФ, предусматривает ответственность для специального субъекта, то есть для лица, использующего свое служебное положение.
Особую общественную опасность представляют банды, в состав которых входят сотрудники милиции или охранных служб, имеющие табельное оружие на законных основаниях. Также указанные лица облегчают совершение бандитских акций, вводят в заблуждение потерпевших, которые не оказывают сопротивления, используя форменную одежду и служебные удостоверения. Служебное положение используют и работники банков, коммерческих предприятий, которые разрабатывают план нападения, информируют других членов банды о системе сигнализации и охраны, месте расположения ценностей, режиме работы с деньгами и иным способом обеспечивают эффективное и успешное совершение бандитских нападений.
1.3 Криминалистическая характеристика бандитизма.
При анализе криминалистической характеристики бандитизма следует иметь в виду и латентную преступность, характерную для деятельности бандитских формирований.
Латентность этого вида преступности обусловливается не только тем, что потерпевшие (особенно те, которые ведут незаконопослушный образ жизни) в ряде случаев не сообщают в правоохранительные органы о совершенных в отношении их преступлениях, но и реальными возможностями этих органов выявить и доказать факт их совершения в составе банды. Например, такие факты зачастую не устанавливаются по уголовным делам, возбужденным по конкретным составам преступлений, по остающимся нераскрытыми — отсутствуют сведения о лицах, их совершивших, о характере их действий, об объективной и субъективной сторонах преступления.
Характерный пример: менее 20% уголовных дел по бандитизму из их общего количества возбуждается сразу по признакам данного состава преступления. Остальные — по признакам убийств, разбойных нападений, грабежей и т.п. Даже когда лица, совершившие такие преступления, задержаны, однако вследствие активного противодействия расследованию, тщательно замаскированных действий каждого из соучастников, органы предварительного расследования далеко не всегда доказывают наличие между ними предварительного сговора, организатора, устойчивости, вооруженности группы (банды). В результате в лучшем случае ее участники несут ответственность за совершение преступления группой лиц, а к уголовной ответственности привлекается порой лишь один из ее соучастников — исполнитель преступления.[25]
Достаточно сказать, что в каждом пятом случае (19,4%) лицам, в отношении которых имелись оперативные материалы о совершении ими преступлений в составе банды, не представлялось возможным доказать ее устойчивость.
Признаками банды являются: наличие лидера, строгое распределение функций, конспирация, соблюдение территориальных принципов их криминальной деятельности и неформальных норм поведения, наличие «материального фонда» и т.д. Как свидетельствует следственная практика, рассматриваемые преступные формирования нередко выполняют роль боевиков в более мощных организованных преступных структурах или сращиваются с экономической преступностью на региональном и международном уровнях в виде преступных синдикатов под прикрытием крупных коммерческих центров.[26]
Банды, как правило, состоят из лидера, телохранителей и боевиков. Кроме того, в бандитские формирования иногда входят и такие специализированные по задачам группы, как преступная разведка; преступная контрразведка, охранники, тыловики, финансисты, наставники и др.
В качестве лидера банды в основном выступают ранее неоднократно судимые лица, пользующиеся авторитетом в преступном мире. На него возлагаются такие организационные функции, как подбор участников и распределение функций между ними, снабжение оружием, определение направлений деятельности, распределение похищенного имущества и т.д. Он распоряжается денежными средствами через своего приближенного держателя кассы, либо деньги непосредственно хранятся у лидера банды. Во многих случаях лидерам присущи неплохие организаторские качества. Они часто обладают волевым, жестким характером, имеют хорошее представление о формах и методах работы органов внутренних дел, в том числе их оперативных подразделений. Они в большинстве случаев непосредственно не участвуют в бандитских нападениях на конкретные объекты.
Ближайшим окружением лидера являются телохранители. Они выполняют такие функции, как личная охрана лидера, контроль за деятельностью боевиков, улаживание конфликтов между ними, расправа. В необходимых случаях, при нарушении членами банды установленных норм и правил поведения они расправляются с отдельными членами банды. Телохранителями, как правило, становятся бывшие спортсмены, нередко имеющие судимость, а иногда и сотрудники правоохранительных органов, Вооруженных Сил. Они имеют крепкое здоровье, большую физическую силу, навыки владения различными видами оружия и вождения транспортных средства.[27]
Непосредственными исполнителями являются боевики, которые зачастую имеют такие же свойства личности, что и телохранители.
Как свидетельствует следственная практика, банды имеют высокий уровень конспирации. Члены многих из них нередко ведут внешне законопослушный образ жизни: работали или учились. При этом лидер банды строго следит за их поведением в быту, по месту работы и учебы, запрещает им злоупотреблять спиртными напитками.
Потерпевшими от бандитских нападений в основном являются лица, ведущие законопослушный образ жизни (преуспевающие в бизнесе предприниматели, банкиры, инкассаторы, кассиры и др.) и незаконопослушный (лица, занимающиеся незаконным оборотом наркотиков, валютными операциями, крупные расхитители денежных средств, содержатели притонов для занятия проституцией и др.).[28]
Предметами преступного посягательства по делам рассматриваемой категории являются: валюта, драгоценности, деньги, наркотические средства, дорогостоящие автомобили, огнестрельное оружие, различные ценные промышленные товары, в том числе видеоаппаратура, компьютеры и др.
Свои нападения на конкретные объекты члены банды тщательно готовят. Для этого они кропотливо изучают объект возможного нападения: режим работы на предприятиях, маршруты, время и средства передвижения лиц, имеющих доступ к материальным ценностям, состояние охраны и средства сигнализации. При подготовке нападения на квартиру бандиты изучают образ жизни, режим работы ее жильцов, выясняют наличие в них оружия для самообороны, имеется ли в квартире охранная сигнализация, время прибытия сотрудников милиции в случае ее срабатывания и др.
Для обеспечения успеха при совершении бандитского нападения члены банды тщательно планируют свою деятельность. При этом между ними распределяются роли и порядок совершения конкретных действий, приобретается оружие, подыскивается транспорт, готовятся средства маскировки. Особое значение придается планированию нападений на сберегательные и коммерческие банки, кассы предприятий и учреждений, инкассаторов, перевозящих деньги.
При нападении преступники часто применяют средства маскировки: надевают маски, капроновые чулки, применяют парики, искусственные бороды, усы, укутывают нижнюю часть лица шарфом, надвигают на лоб головные уборы и т.п. Способы действий во время нападения многообразны.
Одной из особенностей криминальной деятельности бандитских формирований является то, что их члены стараются не совершать преступления по месту проживания, а подыскивают объекты нападения в других населенных пунктах или районах крупного города.[29]
Важную информацию для раскрытия и расследования бандитизма имеют оставленные на месте происшествия следы, по которым можно определить число оставивших их людей. В то же время нередко незамеченными остаются организаторы и лидеры бандитского формирования, которые непосредственно не участвовали в совершении преступления. Их участие заключается в исполнении других функций, не оставляющих материальных следов, которые могли бы находиться в банке данных различных информационно-поисковых систем.
К следам банды относятся не только те, которые оставлены ими после совершения преступления, но и следы самого существования такого преступного формирования, которые могли бы стать дополнительными данными." образ жизни, докриминальное и посткриминальное поведение ее членов.
В этой связи важное значение приобретают особые признаки, характеризующие человека по отношению к совершенному преступлению, каковыми являются улики поведения. В.Н. Карагодин к ним относит данные о действиях, направленных на уклонение от ответственности; о действиях, не соответствующих обычному поведению конкретного лица или обычному поведению в подобных ситуациях; о повышенном интересе к ходу следствия или доследственной проверке и др.[30]
Следы противодействия, предпринимаемые организованным преступным сообществом, отражаются в окружающей действительности в виде изменений в материальной обстановке и сознании людей, которые можно охарактеризовать как меры противодействия.
Следы банды отражаются в самих следах преступления (следы в следах). Чаще всего след группы выражается в нескольких разных следах. Произведенная значительная по объему и затрате усилий работа в ограниченный промежуток времени может характеризоваться только действиями нескольких лиц.
След бандитского формирования можно выявить по двум и более преступлениям, одного или разных видов (например, потерпевшие от разбойных нападений описывают одни и те же приметы преступников, что позволяет предположить об их совершении устойчивой группой лиц).
В признаках, характеризующих поведение членов банды, могут отражаться: специфика производства действий, неординарность их исполнения, взаимодействие исполнителей и других соучастников и организованность действий, наличие признаков ее структуры. Повторение таких однородных признаков в материалах уголовного дела может указывать на один источник их образования.
Как правило, после совершения бандитских нападений преступники оставляют на месте происшествия следы рук, ног, транспортных средств, орудий взлома, огнестрельное и холодное оружие, пули, гильзы, части взрывных устройств, предметы, принадлежавшие преступникам, например, маски, капроновые чулки, кровь, вещества, применяемые для нейтрализации жертвы, почва и т.д. Особое значения для обеспечения сбора криминалистически значимой информации и обеспечения надежной доказательственной базы имеет поиск и выявление микрообъектов, в том числе запаха, волос, волокон тканей и др.
В криминалистической литературе ряд авторов в целях раскрытия таких преступлений предлагают использовать обобщенные данные о криминалистических особенностях соучастия в преступлении (например, сведения о структуре Преступных групп, распределении ролей, методах вовлечения их в преступную деятельность, формах и способах связи, методах конспирации, линии поведения в случае провала, способов оказания сопротивления при задержании, условий перехода на нелегальное положение и т.д.).[31]
Источниками информации могут быть уголовные дела (находящиеся в производстве, прекращенные, приостановленные, рассмотренные в суде); документы первичного учета (статистические карточки формы № 1,2,3).
Кроме того, источниками информации являются личные дела осужденных; учеты ранее судимых; материалы административных производств; материалы проверок контрольно-ревизионных аппаратов Минфина России и ведомственных контрольно-ревизионных аппаратов; контрольно-наблюдательные дела главных следственных управлений, следственных управлений (отделов) при МВД России, ГУВД, УВД субъектов РФ; выступления средств массовой информации, письма, жалобы, заявления граждан; дела оперативного учета. Сюда можно отнести основные виды действующих оперативно-розыскных и криминалистических учетов, находящихся в ГИЦ МВД России, ИЦ МВД, ГУВД, УВД. Однако перечисленный выше перечень источников информации не является исчерпывающим.[32]
Анализ статистических данных о лицах, совершивших преступления, предусмотренные ст. 209 УК РФ, за три года (2005-2007 гг.)позволил выявить особенности личности членов банд.
Так, из числа выявленных за указанный выше период 2695 таких лиц 35,5% имели возраст от 18 до 24 лёт, от 30 до 49 лет— 32,1%, от 25 до 29 лет— 29,4%, от 16 до 17 лет— 2,1%. Из них женщины составили 2,6%. Доля лиц, совершивших преступления в состоянии опьянения, составила 4,3%.
В основном (96,7%) анализируемые преступления совершены гражданами России, из них 83,4% являлись жителями той местности, где они (преступления) имели место, 3,3% не имели определенного места жительства.
Что касается образовательного уровня, следует отметить, что большинство из членов банд (70,8%) имели общее среднее (основное) образование; каждый пятый (20%) — среднее профессиональное; 4,7% — высшее профессиональное. Почти половина таких правонарушителей (45%) ранее были судимы, из них 4% — неоднократно.
Информация о работе Организация и тактика расследования бандитизма на первоначальном этапе