Организация и тактика расследования бандитизма на первоначальном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 16:21, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. По официальным данным МВД России, количество уголовных дел, возбужденных по фактам бандитизма, увеличивается каждый год[1]. При этом в правоприменительной практике подобные дела нередко вызывают значительные затруднения, обусловленные зачастую многоэпизодностью криминальных деяний, большим количеством участников банд, разнообразием их ролей при совершении преступлений, нередким психологическим, физическим воздействием в отношении потерпевших и свидетелей в целях принуждения их к даче показаний, предпочтительных для членов банды. Анализ следственной и судебной практики по делам о бандитизме показывает, что нередко в процессе предварительного расследования и рассмотрения дела в суде возникают сложности при квалификации преступлений, отграничении бандитизма от смежных составов преступлений.

Содержание

Глава I. Комплексная характеристика бандитизма
1.1. История правового регулирования бандитизма в русском и советском уголовном праве
1.2. Юридическая квалификация
1.3.Криминалистическая характеристика бандитизма

Глава II. Организация и тактика расследования бандитизма на первоначальном этапе
2.1. Типичные следственные ситуации и особенности доказывания по делам о бандитизме.
2.2. Особенности организации тактики проведения отдельных следственных действий на первоначальном этапе расследования бандитизма.
2.3. Использование специальных познаний при расследовании бандитизма.

Глава 3. Тактика разобщения организованных групп бандитской направленности
3.1 Виды и характеристика конфликтных ситуаций при расследовании бандитизма
3.2 Планирование последующего этапа расследования бандитизма.
Приложение
Заключение
Список используемой литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 381.50 Кб (Скачать документ)

На первоначальном этапе расследования проводятся следственные осмотры оружия, одежды подозреваемых, принадлежащих им документов, телефонных аппаратов мобильной связи и т.д. Названные осмотры желательно проводить с участием специалистов, которые помогут выявить следы на осматриваемых объектах.

По делам о бандитизме могут проводиться трассологические, баллистические, судебно-медицинские, химические, физические экспертизы, а также исследования с целью выявления следов – наложений.

Последние проводятся с целью выявления микрочастиц, перешедших с мест происшествия, от одежды потерпевших, с оружия изъятого у подозреваемых на их одежду, обувь, тело. Аналогичные экспертизы проводятся для установления фактов переноса частиц с обуви, одежды, тела подозреваемых на объекты, контактировавшие с ним во время совершения преступления.

Важным элементом первоначального этапа расследования является проверка обоснованности подозрения в бандитизме. Она может осуществляться в несколько этапов. В сложных проблемных ситуациях, когда следствие не обладает полными, достоверными данными о всей преступной деятельности банды, проверка начинается с эпизода, сведения о причастности к которому послужили основанием для задержания или ареста подозреваемого. При наличии нескольких подозреваемых важно правильно избрать очередность их допросов. Вряд ли можно согласиться о рекомендации допрашивать в первую очередь тех задержанных, которые занимают более низкое положение в иерархии банды. Первыми желательно допрашивать подозреваемых с повышенной эмоциональностью, не способных к длительному противодействию расследованию, не умеющих быстро и объективно оценивать сложившуюся ситуацию, а также не довольных своим положением в группе. Рядовые участники бандитских формирований нередко характеризуются достаточно слабыми интеллектуальными качествами, в силу которых искренне верят в справедливость внутригрупповых норм поведения и необходимость их соблюдения. Те из них, кто подвергался наказанию за несоблюдение указанных норм, или были свидетелями подобных процедур, испытывают чувство страха подвергнутся таким мерам со стороны криминогенного контингента больше чем мер уголовной ответственности. Поэтому, еще до задержания участников банды изучается личность каждого из них, чтобы определить свойства их личности, которые могут быть использованы для получения объективных и достоверных показаний.

Условия сложившейся следственной ситуации в известной степени характеризуются основаниями для задержания или ареста. Однако, даже при задержании с поличным внешне характеризующую ситуацию как не очень сложную, следователь должен быть предельно осторожен и прогнозировать неблагоприятное развитие событий в ходе допроса. Например, члены банды, задержанные с оружием, нередко заявляют, что нашли его незадолго до задержания, намеревались сдать его в правоохранительные органы, но не успели. Подобные показания опровергаются предъявлением протоколов осмотра оружия, на котором обнаружены следы ухода за ним, а также заключение специалиста или эксперта о том что на оружие, прежде всего на его внутренних деталях выявлены отпечатки рук допрашиваемого. Наиболее сильными в данной ситуации доказательствами являются показания свидетелей приобретения и использования подозреваемым оружия.

При задержании с поличным на месте нападения некоторые подозреваемые успевают выбросить оружие, похищенные предметы и утверждают, что оказались там случайно. В этих ситуациях им предъявляются показания очевидцев, заключения специалистов или экспертов о наличии на выброшенных объектах следов задержанного.

Подозреваемые, задержанные по описанию очевидцев, нередко пытаются преуменьшить степень своего участия или выгородить еще не установленных участников. В таких ситуациях целесообразно использовать приемы детализации показаний, в целях выявления в них противоречий, на которые указывается допрашиваемому. Кроме того, предъявляется информация, опровергающая показания подозреваемого.

Задержанные с похищенными вещами спустя определенное время после нападения заявляют, что нашли или приобрели, изъятые объекты у неизвестных им лиц. При этом они выдвигают алиби или заявляют, что не были на месте преступления, но не помнят, где конкретно находились. В этом случае возможно два варианта преодоления противодействия подозреваемого. Ему либо предъявляются сведения о пребывании на месте преступления, либо доказательства отсутствия в называемом им месте.

При обнаружении следов подозреваемого на месте преступления или микрочастиц с места происшествия, на его одежде допрашиваемые не отрицают пребывания в указанных местах, но заявляют, что находились там, до совершения общественно опасного деяния или после этого. В этих ситуациях целесообразно предъявление допрашиваемому информации о контакте с потерпевшим или предметом посягательства, применения оружия, обнаруженного у подозреваемого, а также его использовании.

Приемы предъявления информации должны сочетаться с воздействием на эмоциональную сферу подозреваемого в целях углубления у него зародившегося чувства неуверенности в занимаемой позиции.

Подозреваемому испытывающему страх перед наказанием, недоверие к соучастникам следует разъяснить, что наиболее целесообразный выход из создавшегося положения – дача объективных показаний. В противном случае доказательства его виновности могут исследоваться и оцениваться односторонне, а соучастники могут воспользоваться ситуацией для необоснованного преувеличения его вины.

Проверку обоснованности подозрения в убийстве целесообразно осуществлять путем проведения тактических операций, сочетающих проведение следственных и оперативно-розыскных мероприятий. Производство последних необходимо для получения информации о расследуемых преступлениях, а также о состоянии подозреваемых, их реакциях на информацию передаваемую им в ходе допросов. Необходимо отметить, что должна быть обеспечена строгая изоляция подозреваемых, дабы они не смогли объединить усилия по противодействию расследованию. Для полного решения этой задачи необходимо отбирать подписки о неразглашении, полученных в ходе следствия данных, у адвокатов, которые могут обмениваться информацией с коллегами, участвующими в деле, передавать полученные данные подзащитным. В некоторых ситуациях подозреваемым все-таки удается налаживать каналы связи с другими задержанными, скрывающимися соучастниками, а также с близкими и родственниками.. Далеко не всегда следует пресекать подобный обмен информацией. Если имеется возможность скрытно контролировать не только передачу-получение информации, но и поведение адресатов, необходимо воспользоваться ей. При осуществлении такого контроля могут использоваться приемы рефлексивного управления, формирования желания участников передавать большой объем данных, свидетельствующих о их причастности к расследуемому преступлению.

Наиболее сложной задачей по делам  данной категории является доказывание устойчивости выявленной преступной группы, особенно при ее разоблачении в начале деятельности после совершения нескольких преступлений. Защита в ряде случаев предпринимает далеко небезуспешные попытки доказывания отсутствия у членов преступного формирования умысла на неоднократное совершение преступления. Вызвано это тем, что органы расследования пытаются доказать наличие этого признака состава бандитизма в основном путем получения признательных показаний членов криминального объединения. О намерениях продолжения преступной деятельности могут свидетельствовать запасы оружия, средств совершения преступления, данные о подготовке других преступлений, а также о приготовлениях к переходу на нелегальное положение и т.д.

Доказывание рассматриваемого признака состава преступления требует кропотливой работы по собиранию и оценке, имеющихся доказательств.

 

 

2.3 Использование специальных познаний.

 

При расследовании бандитизма могут быть назначены самые разнообразные экспертизы судебно-медицинская, психиатрическая, баллистическая и др. Но хотелось бы рассмотреть экспертизы, имеющие наибольшее значение для изобличения членов банды, совершающих самые различные преступления, и тем не менее не всегда назначаются органом предварительного расследования. В частности, путем исследования запаховых следов, изъятых с мест происшествий по делам о различных разбойных нападениях, можно сделать обоснованный вывод о совершении этих преступлений одной и той же  группой лиц. Это в свою очередь наряду с другими данными позволит принять решение об объединении нескольких нераскрытых уголовных дел в единое производство, что, безусловно, будет способствовать установлению преступников и решению вопроса о принадлежности их к банде.

Судебная экспертиза запаховых следов.

Криминалистическое значение следов запаха состоит в возможности идентификации человека, оставившего запаховые следы на контактировавших с ним предметах, посредством выборки с помощью специально подготовленных собак-детекторов. Следы запаха ни визуально, ни с помощью каких – либо научно – технических средств на месте происшествия не обнаруживаются. Речь может идти только о предметах, на которых предположительно они могут быть. Поэтому залогом успешного проведения экспертизы запаховых следов служит возможно точное установление в процессе осмотра места происшествия тех предметов, на которых могут находится следы запаха, и точное соблюдение методики их изъятия.

При осмотре места происшествия нужно учитывать, что следы запаха могут остаться не только на тех предметах, с которыми преступники контактировали в течение определенного времени, но и на оставленных ими предметах собственный одежды, средствах маскировки внешности (масках, шапочках с порезами для глаз, париках и т.д.), на окурках, в пустых пачках от сигарет, пятнах слюны, крови могут обнаруживаться в месте нахождения членов банды перед совершением разбойного нападения ( в подъездах, на лестничных клетках, около места стоянки их транспортного средства), а также на пути ухода с места происшествия.

Лучшими носителями запаховых следов являются личные вещи человека и следы его крови. Практика показывает почти полную бесперспективность исследования запаховых следов, образованных на полу помещений, на новых (незаношенных, не захватанных руками) вещах, на «чужом» постельном белье, на стеклянных или гладких металлических изделиях, на следоносителях, извлеченных из воды    или имеющих признаки плесени, гнилостных изменений. Нет смысла изымать запаховые следы с нагретых предметов, с пола и ковриков транспортных средств (образованные запаховые следы успели улетучиться). Зато запаховые следы хорошо образуются на сиденьях транспортных средств; этому способствуют длительное время контакта с ними человека и относительная защищенность запаховых следов от интенсивного выветривания.

              Запаховые следы следует изымать незамедлительно в самом начале осмотра, пока его участники – не принесли на место происшествия свои посторонние запахи. Целенаправленный поиск носителей запаховых следов должен всегда базироваться на моделировании механизма совершенного преступления, установления мест наиболее активных действий преступников, связанных с контактным взаимодействием с окружающими предметами, в особенности с холодными, пористыми, шероховатыми, а также осоновываться на показаниях потерпевших и возможных свидетелей. Если имеются основания полагать, что преступление было совершено группой лиц, что, естественно, характерно для бандформирований, что пробы должны отбираться с  тех предметов – носителей, которые могли находиться в контакте с различными членами банды.

              Следует иметь в виду, что перемещение предметов (опрокинутая ваза, сдвинутый стул) и даже деформирование и разрушение (взломанный запор, вскрытый автогеном сейф) не всегда сопровождаются образованием на этих предметах запаховых следов человека. Образование таких следов, пригодных для идентификационного одорологического исследования, напрямую связано только с длительным и плотным контактом предмета с человеком, а также с наличием следов его крови , волос. На оружии, орудиях преступления иногда удается выявить как запаховые следы преступника (на ручке ножа), так и запаховые следы потерпевшего (кровь на лезвии ножа). Источниками ценной запаховой информации о преступнике нередко становятся концы затягиваемых веревок, кляпы,

              Если разбойное нападение сопровождалось изнасилованием потерпевшей, то носителями запаховых следов могут выступать волосы преступников, обнаруженные на теле жертвы или зажатые в руках. Если потерпевшему зажимали рот, удерживали за руки, то на этих участках тела в течение часа также могут сохраняться запаховые следы преступника.

              Запаховые следы, образовавшиеся при кратковременном контакте человека с предметами (менее 30 минут), сохраняются лишь в течение нескольких часов после их обнаружения волосы, следы крови; ношенные (грязные) предметы одежды, обувь – от нескольких дней до нескольких месяцев, а различные предметы оружие, упаковки – не менее 30 минут – не более двух суток.

              Запаховые следы лучше сохраняются на холоде, в тени, в закрытом помещении; хуже – на ветру, на гладких предметах.

              Небольшие предметы – носители запаховых следов изымаемых целиком, поместив их в чисто вымытые  стеклянные емкости или завернутую в 3 – 4 слоя алюминиевой фольги.

              Для сбора запаховых проб с предмета одежды внутрь ее помещают лоскуты байки или фланели, плотно сворачивают и фиксируют в таком положении бичевкой. Внутри обуви лоскуты прижимают фольгой и смятой бумагой.

              Если в помещении, где были изъяты запаховые следы, ощущается сильный посторонний запах, то образцы подобного запаха – помехи обираются в соответствии с правилами отбора запаховых проб с предметов следоносителей, причем лоскуты байки или фланели размещаются в различных местах помещения и удерживаются не менее часа.

              Наряду с постановлением о назначении одорологической экспертизы эксперту предоставляются следующие материалы:

1.      Изъятые предметы с предполагаемым запахом или отобранные с них запаховые пробы.

2.      Образцы для сравнительного исследования, включая модельные, полученные от проверяемых лиц.

3.      Пробы запаха – помехи (если таковой имеет место).

4.      Контрольные образцы ткани, использовавшейся для отбора представленных запаховых проб.

              Экспертиза запаховых следов может ответить на следующие вопросы:

      Имеются ли на представленных предметах (или в изъятых пробах) запаховые следы человека?

      От одного или нескольких лиц, от мужчины или женщины происходят запаховые следы, имеющиеся на представленных предметах (или в изъятых пробах)?

      Происходят ли запаховые следы, имеющиеся на представленных образцах от конкретного лица?

      Имеется ли индивидуальный запах конкретного лица в данных пятнах крови, следах пота?

      На каком из предметов, представленных на исследование, имеются запаховые следы проверяемого лица?

              При оценке заключения экспертизы следует иметь в виду, что факт необнаружения запаховых следов проверяемого лица в запаховой пробе с представленного объекта не исключает его возможного физического контакта с этим объектом, так как запаховые вещества, индивидуализирующие субъекта, могли улетучиться в окружающую среду до момента изъятия и консервирования запаховых проб либо после их изъятия при неправильном хранении. Отрицательный результат исследования может быть и следствием низкой концентрации запаховых веществ проверяемого лица на объекте, недостаточной для восприятия запаха обонятельным анализатором детектора.

Информация о работе Организация и тактика расследования бандитизма на первоначальном этапе