Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 01:37, дипломная работа
В истории есть имена, которые ни время, ни страсти, ни равнодушие не могут вытравить из памяти поколений. К их числу принадлежит имя Максимилиана Робеспьера. Робеспьер прожил короткую жизнь. Он умер, а говоря точнее, погиб на эшафоте вскоре после того, как ему исполнилось тридцать шесть лет. Из этой недолгой жизни лишь последние пять лет были значительными; все предыдущие годы мало чем выделяли молодого адвоката из Арраса, поклонника Жан-Жака Руссо и автора сентиментальных стихов.
Введение
1 Личность М. Робеспьера и его общественно-политические взгляды
1.1 Биография М. Робеспьера
1.2 Воззрения и личность М. Робеспьера
2 Установление Якобинской диктатуры и деятельность Робеспьера
2.1 Положение страны к периоду Народного восстания 1793 г. Конституция 1793 года
2.2 Якобинский террор и борьба с внутренней контрреволюцией
2.3 Борьба внутри якобинского правительства
Заключение
Список использованной литературы
И
все же крестьянство не получило земли
в той мере, в какой оно к
ней стремилось, но оно впервые
освободилось от феодальной зависимости
и угнетения. Диктатура пошла
на более крупные уступки народу,
чем это было сделано на предшествующих
этапах, но лишь на те, которые не подрывали
частной капиталистической
Таким
образом, три декрета о земле
не удовлетворяли полностью
2.2 Якобинский
террор и борьба с внутренней
контрреволюцией
Несмотря
на утверждение конституции, 10 октября
1793 г. появился декрет Конвента, которым
осуществление только что утверждённым
народным голосованием демократической
конституции откладывалось до заключения
мира, и в стране устанавливался
«революционный порядок управления»
(3(. Обосновывая необходимость
Что
касается власти, то декрет 19 вандемьера
(10 октября 1793 г.) закреплял фактически
сложившееся положение: Временный
исполнительный совет, министры, генералы
и все установленные власти подчинялись
наблюдению Комитета общественного
спасения; командующие армиями
Генеральные советы департаментов и должности председателей и генеральных прокуроров-синдиков департаментов упразднялись; сохранялись лишь директории департаментов. Теоретическое обоснование того порядка управления, который был оформлен декретами Конвента от 19 вандемьера и 14 фримера, дал Робеспьер в своём докладе: «О принципах революционного правительства» (25 декабря 1793 г). В этом докладе Робеспьер отстаивал необходимость таких форм государственной власти, которые носили бы характер диктатуры, но эта диктатура, во-первых, рассматривалась как нечто не совместное с демократией; во-вторых, ориентировалась не только на подавление роялистко-жирондистской контрреволюции, но и на обуздание санкюлотского движения.
«Революционного правительство», по его мнению, действует в условиях войны и революции и не может допустить применения конституционных свобод и гарантий, так как ими могли бы воспользоваться враги свободы: «Храмы богов не для того построены, чтобы служить убежищем осквернителям святыни, а конституция не создана для того, чтобы покровительствовать заговорам тиранов», - восклицал он. Главным оружием «революционного правительства» Робеспьер объявлял террор и предлагал не очень смущаться тем, что ему могут бросить упрек в деспотизме. «Разве ваше правительство похоже на деспотизм ?- спрашивал он.- Да, подобно тому, как меч, которым вооружены сателлиты тирании. Подавите врагов свободы террором, и вы будете правы как основатели республики. Революционное правление - это деспотизм свободы против тирании» .
Выдвинутая
и обоснованная Робеспьером теория
«революционного правления» была, несомненно,
теорией революционной
Таким
образом, террор был обусловлен чрезвычайным
положением и давлением экстремистов.
Последние использовали в своих
целях личные конфликты вождей и
фракционные столкновения в Конвенте
и Коммуне. 10 октября была официально
принята разработанная
Борьба с внутренней контрреволюцией
На рубеже 1792-1793 гг. на смену стихийным народным расправам с дворянами, священниками, «скупщиками» и т.п. пришёл «организованный террор» (terreur – «ужас», «страх»), т.е. карательная политика, осуществляемая органами государственной власти на основании соответствующих законов. Ещё законодательное собрание, приняв закон против эмигрантов (8 апреля 1792 г.) и закон о высылке неприсягнувших священников (26 августа 1792 г.), положило начало такого рода террору. Но фактически «эпоха террора» началась с марта 1793 г., когда поражение французских войск в Бельгии, измена Дюмурье и восстание в Вандее побудили Конвент создать Революционный трибунал с Фукье-Тенвилем в должности обвинителя и принять ряд новых террористических законов. Наиболее ярко политика «организованного террора» проявилась когда якобинцы были у власти.
Комитет Общественного спасения поддерживал политику террора и осуществлял политический контроль над центральной продовольственной комиссией, созданной в октябре. Ещё в сентябре 1793 г. Конвент и правительственные комитеты встали на путь ограничения прав парижских секций, в которых обнаружились неприемлемые для буржуазии социальные и политические стремления.
Сначала декретом 5-9 сентября было покончено с «непрерывностью» секционных заседаний (запрет собираться чаще двух раз в неделю), что вызвало бурный протест санкюлотов. Общее число народных обществ, возникших в 1793 г., составляло 37, после данного декрета – 25. Также была предпринята попытка создать Центральный комитет народных обществ, в состав которого приглашалось делегировать по 2 представителя. Чтобы узаконить свое существование, целый ряд вновь созданных обществ обратился с просьбой о присоединении, однако им было отказано и предъявлено обвинение как к иностранным агентам.
Якобинцы
приняли решение поддерживать связи
только с теми обществами, которые
возникли до восстания 31 мая 1793 г., тем
самым исключив из официальной общественной
жизни все, созданные позднее. Первой
жертвой якобинцев стало
Правительственные комитеты приняли также меры к тому, чтобы изъять такой важный орган, как революционные комитеты, из подчинения общим собраниям секций и из-под контроля Коммуны и превратить их в подчиненный себе орган, для чего начали смещать комиссаров и назначать на их место новых лиц. Закон 4 декабря 1793 г. устранял Коммуну от контроля над революционными комитетами секций. Парижские секции фактически были лишены возможности производить выборы каких-либо должностных лиц. Правительственные комитеты смещали неугодных им офицеров Национальной гвардии и назначали на их места новых.
Политика
якобинцев в области
По
мере того, как обострялась гражданская
война и ухудшалось положение
на фронтах, усиливалась и кампания
за проведение террора. 12 августа 1793 г.
в Конвент явилась депутация
комиссаров первичных собраний, прибывших
в Париж на празднование дня 10 августа
и Робеспьер в своем
На
этом заседании Конвент уполномочил
революционные комитеты секций «приступить
немедленно к аресту всех подозрительных».
17 сентября 1793 г. Конвент принял закон,
на основании которого было совершенно
подавляющее большинство
Не меньший террористический пыл проявляла и Парижская коммуна. 11 октября её Генеральный совет принял предложенный Шометтом перечень признаков, по которым можно было узнать всех подозрительных, в число которых входили не только люди, выступающие против, но и проявляющие своё равнодушие. 8 октября Конвент обязал соответствующие органы вручать арестованным копии протоколов с указанием причин их ареста. Это вызвало бурный протест, так как нередко меры, принятые против преступников основывались на предубеждении, и не существовало письменных доказательств их виновности. В итоге, 18 октября 1793 г. было разрешено заключение в тюрьму даже без формулировки причин ареста. Революционные комитеты на местах яро взялись за исполнение всех предписаний. Тюрьмы стали заполняться «подозрительными». В Париже число заключенных возросло с 1417 на 1 августа 1793 г. до 4525 на 21 декабря того же года. По таблице можно сделать вывод, что 85 %принадлежали к бывшему третьему сословию, в том числе около 60 % казнённых составляли рабочие, крестьяне, ремесленники. Эти данные свидетельствуют о серьёзных перегибах в проведении политики террора, его антифеодальной направленности и буржуазном характере.
Громкие
дела следовали одно за другим. 14-15 октября
1793 г. состоялся процесс Марии-
5
сентября 1793 г. Конвент принял
закон, направленный против
II г. отвергла обычные формы судопроизводства; не нужно было вызывать свидетелей, предъявлять уличающих документов, назначать защитников. Мерило для вынесения приговора являлась «совесть присяжных».
Естественно,
такая позиция открывала
В
итоге, ограничения демократии и
оружие террора применялись не только
для подавления дворянско-буржуазной
реакции (что было необходимо), но и
для обуздания радикальных
Информация о работе Общественно политические взгляды Робеспьера