Семейные отношения внутри княжеского дома Рюриковичей в период IX-XII вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 17:59, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследований являются генеалогия первых шести поколений рода Рюриковичей и внутрисемейные отношения связывающие представителей правящего дома.
Целью нашей работы является: проанализировав исторические источники, так или иначе связанные с темой, и комплекс исследовательской литературы, сделать выводы о генеалогии и семейных отношениях внутри княжеского дома Рюриковичей в период IX-XII вв.
В ходе работы мы, используя данные источников, рассмотрели внутрисемейные отношения внутри княжеского дома в дохристианский период, исследовали вопрос о том, как они эволюционировали с принятием христианства, рассмотрев отношения внутри семейства князя Владимира, и, наконец, рассмотрели вопрос о семействе князя Ярослава Мудрого и выходе Руси на мировую арену, чему способствовали матримониальные союзы самого князя и его детей.

Содержание

Введение……………………………………………………………..4
Семья на Руси в дохристианский период………………………...12
Семья Святого Владимира………………………………………...34
Семья Ярослава Мудрого………………………………………….52
Заключение…………………………………………………………81
Список использованных источников и литературы……

Прикрепленные файлы: 1 файл

Семейные отношения внутри княжеского дома рюриковичей.doc

— 1.10 Мб (Скачать документ)


Министерство образования  Российской федерации

Ярославский государственный  университет им. П.Г. Демидова

Кафедра всеобщей истории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

Семейные отношения внутри княжеского дома Рюриковичей в период IX-XII вв.

 

 

Научный руководитель к. ист. наук, доц. ________________ О.В. Лощакова

«______» __________ 2009 г.

 

Студент группы И – 31в

________________ Е.В. Назарова

«______» __________ 2009 г.

 

 

 

 

 

 

2009

Реферат

 

97 с.

РЮРИКОВИЧИ, ДРЕВНЯЯ РУСЬ, ГЕНЕАЛОГИЯ, ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ, КНЯЖЕСКИЙ ДОМ

Объектом исследований являются генеалогия первых шести поколений  рода Рюриковичей и внутрисемейные отношения связывающие представителей правящего дома.

Целью нашей работы является: проанализировав исторические источники, так или иначе связанные с  темой, и комплекс исследовательской литературы, сделать выводы о генеалогии и семейных отношениях внутри княжеского дома Рюриковичей в период IX-XII вв.

В ходе работы мы, используя  данные источников, рассмотрели внутрисемейные отношения внутри княжеского дома в дохристианский период,  исследовали вопрос о том, как они эволюционировали с принятием христианства, рассмотрев отношения внутри семейства князя Владимира, и, наконец, рассмотрели вопрос о семействе князя Ярослава Мудрого и выходе Руси на мировую арену, чему способствовали матримониальные союзы самого князя и его детей.

В шести первых поколениях Рюриковичей мы можем отметить, по меньшей мере 35-40 представителей (в  месте с женами – примерно 60), что свидетельствует о довольно большом составе, не уступавшем династиям ряда других европейских государств. О значении русского княжеского рода в тот период свидетельствуют и его матримониальные связи со Скандинавией и Византией, Польшей, Германией, Венгрией, вероятно, также с Волжской Будгарией и Чехией. Они «вплетали» династию Рюриковичей в широкий международный контекст, и само Древнерусское государство было тогда зоной активных межэтнических и межкультурных взаимодействий.

 

 

Содержание:

 

    1. Введение……………………………………………………………..4
    2. Семья на Руси в дохристианский период………………………...12
    3. Семья Святого Владимира………………………………………...34
    4. Семья Ярослава Мудрого………………………………………….52
    5. Заключение…………………………………………………………81
    6. Список использованных источников и литературы……………..88
    7. Приложение I……………………………………………………….91
    8. Приложение II………………………………………………...……92
    9. Приложение III……………………………………………...……...93
    10. Приложение IV……………………………………………………..94
    11. Приложение V………………………………………………...……95
    12. Приложение VI……………………………………………………..96
    13. Приложение VII…………………………………………………….97

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Семья – исторически  обусловленная социальная ячейка, основанная на брачных связях и отношениях кровного родства.1 У славян существовала как полигамная, так и моногамная семья. Жены, хоть и были менее свободны, чем мужчины, могли выказывать свою силу, приобретая этим уважение и влияние. Семья была патриархальной, но высокое положение женщины в качестве матери и жены прямо свидетельствует о том, что материнское право еще не вполне исчезло из памяти княжеских родов.

Традиционно в отечественной  и зарубежной медиевистике вопросы, связанные с генеалогией и семейными отношениями правящего дома, особенно эпохи раннего Средневековья, рассматривались не как самоценное явление, а скорее как необходимый вспомогательный материал. Между тем проблемы политической истории любого средневекового государства невозможно ни изучить, ни понять без более или менее четкого представления о системе генеалогии в данный период, прежде всего генеалогии правящей династии. Генеалогия и отношения внутри правящего дома в данном случае может выступать неким системообразующим фактором, той основой, на который уже «наслаиваются» другие вопросы и проблемы. Такое важное значение генеалогии применительно к истории Средневековья, в том числе и раннего, обуславливается целым рядом ее важнейших функций. Родственные отношения вообще играли выдающуюся роль в средневековом обществе: они лежали в основе многих политических процессов, регулировали систему наследования, на которой во многом зиждилась экономическая жизнь, на раннем этапе выполняли функцию ориентира во времени. Генеалогия как бы упорядочивала время и пространство, определяла в них место человеку, давала ему характеристику, фиксировала его социальный статус. Она также создавала ощущение целостности исторического развития в общественном сознании.

В понимании процессов, происходящих в средневековом обществе, генеалогия может сыграть, значительную роль, а некоторые периоды его истории невозможно изучать, не опираясь на генеалогический материал. Это в полной мере относится и к русской истории в целом, и к начальному ее этапу в частности.

Примерные хронологические  рамки работы – 862-1054 гг. очень условны  и лишь в слабой степени отражают тот отрезок времени, на который  приходится деятельность первых шести  поколений династии Рюриковичей. Первая дата – летописная датировка появления Рюрика на Руси, вторая дата – смерть Ярослава Мудрого. Описание событий доходит до заключения брачных союзов Ярославичей. Начиная с поколения Ярославичей история Древнерусского государства вступает в новый этап, ставший как бы прелюдией к раздроблению Киевской Руси.

По своему историческому  значению Рюриковичи - наиболее примечательный род в России и одна из самых  выдающихся династий мира. Тем интереснее для нас его начальный период истории: происхождение и первые века жизни на русской почве. История  рода в древнейшее время – это и история рождения и становления Древнерусского государства.

Целью нашей работы является: проанализировав исторические источники, так или иначе связанные с  темой, и комплекс исследовательской  литературы, сделать выводы о генеалогии и семейных отношениях внутри княжеского дома Рюриковичей в период IX-XII вв. Для достижения этой цели нам необходимо решить следующие задачи:

    • рассмотреть вопрос о семейных отношениях внутри княжеского дома в дохристианский период,
    • сопоставить языческих и христианский период жизни князя Владимира и попытаться выяснить, как эволюционировали семейные отношения на Руси с принятием христианства,
    • рассмотреть вопрос о семье князя Ярослава Мудрого, заключении многочисленных династических браков с иностранными государствами и выходе Руси на мировую арену.

Источниковая база исследования в силу поставленных задач и специфики  рассматриваемого материала является достаточно широкой. Привлечены источники  разных стран и народов, что обусловлено  уникальным географическим расположением Руси на стыке разных цивилизаций.

Основой для исследования послужили  русские источники, прежде всего  летописи. Главным летописным источником послужила «Повесть временных лет», дошедшая до нас в списках, находящихся  в составе Лаврентьевской2 и Ипатьевской3 летописей. Большое значение имеет новгородская летописная традиция, особенно Новгородская Первая летопись4, содержащая ряд уникальных известий, не отразившихся в Повести временных лет.

Важны также данные летописей XVI в., а именно: Тверской5 (дошла в трех списках XVII в.); Устюжинского6 летописного свода, некоторые начальные данные которого уникальны; Никоновской летописи7 (конец   1544 г.).

Поздние летописи несут  в себе черты творчества их составителей, следы публицистического влияния. Тем не менее, они содержат ряд уникальных известий по русской истории IX-XII вв. Однако их отделяет от описываемых событий громадный временной отрезок. Ряд известий носит исключительно легендарный характер, другие, вероятно, являются результатом домысливания летописца. Появление некоторых сведений объяснить вымыслом составителей сложно. Отдельные из них получают косвенные подтверждения в других источниках, более достоверных. Поэтому говорить однозначно о них как о результате литературного творчества XV-XVI вв., не представляется возможным. Здесь важен взвешенный подход, в каждом случае особый анализ конкретного известия.

В еще большей степени  вышесказанное относится и к  так называемой «Иоакимовской летописи», несохранившемуся памятнику позднего летописания, вероятно, имевшемуся в распоряжении В.Н. Татищева8. Спор о происхождении известий Татищева имеет давнюю историю. Поэтому использование его известий может быть только при самом тщательном критическом анализе.

К XI в. восходят «Память  и похвала князю Владимиру», приписываемая Иакову Мниху9, и «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона»10. Память и похвала - источник, неоднородный по своему составу, скорее он представляет собой компиляцию разных произведений, собранных воедино примерно в середине XIII в. Возможная близость, по крайней мере, его отдельных частей, к описываемому периоду повышает достоверность части фактического материала. В «Слове…» Иллариона содержится лишь одна генеалогическая выкладка: перечисление предков Владимира до Игоря включительно. Интересными источниками является житийная литература: житие святой равноапостольной княгини Ольги11, Сказание о Борисе и Глебе12.

Основной корпус привлеченных к работе скандинавских источников представляет собой комплекс литературных произведений, лишь отчасти близких исторической действительности. Саги сохранили лишь весьма поздний материал о Руси. Для династии Рюриковичей выше Святого Владимира - Вальдемара сведения не доходят. Выпадение периода до конца X в. из поля зрения саг может быть объяснено перенесением центра Древнерусского государства из Новгорода в Киев, с севера на юг, который был связан со Скандинавией менее насыщенными контактами. При Владимире и Ярославе значение северорусских областей вновь возрастает (оба были князьями в Новгороде), и саги активно рассказывают о Гардах. В целом сведения саг о Руси отличаются достоверностью, но имеются и неточности, прямые ошибки, которые объясняют или характером рассказа (саги о древних временах), или поздней фиксацией памятника. Тем не менее, саги позволяют уточнить отдельные события, матримониальные связи, расширяют наши представления о русско-скандинавских контактах. Само упоминание в сагах, направленных в основном на восхваление деяний скандинавов, русских князей показывает, по справедливому замечанию Т.Н. Джаксон, могущество Древней Руси, известность и влияние ее правителей в Северной Европе. Нами были использованы такие саги, как «Пряди об Этмунде»13, «Сага об Олаве Трюнгвассоне»14 Монаха Одда, а также сборники «Красивая кожа»15, «Гнилая кожа»16 «Круг Земной»17 («Хеймскрингла») знаменитого исландского писателя и историка Снорри Стурлусона.

В Росси попытка подобного  обобщения была предпринята Е.А. Рыдзевской, они опубликованы в составе книги «Древняя Русь и Скандинавия в IX – XIV вв.». Публикация «Исландские королевские саги о Восточной Европе» была подготовлена Т.Н. Джаксон. В ней представлены тексты и переводы саг, сопровождаемые всесторонним источниковедческим анализом и комментариями.

Из крупных сводов саг на русском языке издан  «Круг Земной» Снорри Стурлусона.

Византийские памятники  содержат известия о христианских связях Руси (крещение руссов в IX в., крещение Ольги, Владимира), походах Руси на Византию, немногочисленные сведения о русских  князьях - Рюриковичах. Анализ известий помогает уточнить хронологию, некоторые биографические данные князей, восстановить ход тех или иных событий. Собственно генеалогической информации для Руси в византийских источниках немного. Но их часто минимальный разрыв с описываемыми событиями резко повышает источниковедческую ценность. Произведение византийского императора Константина VII Багрянородного «Об управлении Империей»18 (написано в 948 – 952 гг.), содержит сведения о варварских народах, с которыми поддерживала отношения Византия, в том числе и о Руси, здесь упоминаются Игорь и Святослав; «О церемониях византийского двора»19 (написано в конце 950-х гг.), где говорится о двух приемах, данных Константином Ольге (в связи с чем возникает возможность уточнить датировку поездки княгини в Константинополь).

Среди обширного комплекса исторической литературы оп этой проблеме можно выделить исследования Пчелова Е.В. «Генеалогия древнерусских князей IX – начало XI вв»20 и «Рюриковичи» История династии»21. Автор, изучив широкий комплекс историографического материала, сосредотачивает изложение на реконструкции генеалогии и биографий древнерусских князей – представителей первых пяти поколений династии Рюриковичей.

Династическим связям между  русским и скандинавским княжеском  домом посвящены исследовательские  работа Т.Н. Джаксон «Исландские королевские саги о восточной Европе»22 и «Четыре норвежских конунга на Руси».23 В книгах содержится обширный историографический материал – подборка текстов саг, касающихся Восточной Европы, в том числе и древней Руси, а также комментарии, где объясняются неясные места текста и раскрываются исторические реалии: проводится сопоставление информации саг с данными других посменных источников и археологическими материалами. Автором предпринята также попытка дать максимально полную сводку точек зрения на то или иное сообщение источника и. где возможно, их критическую оценку.

Другим автором, занимающимся исследованиями скандинавских источников, касающихся истории Древней Руси, является Е. А. Рыдзевская.24 В ее сборнике содержатся переводы скандинавских саг, касающихся истории Древней Руси и научные статьи по истории русско-скандинавских отношений IX – XIV вв.

Книга «Древняя Русь в  свете зарубежных источников»25 представляет собой обобщенную работу, посвященную зарубежному источниковеденью древнерусской истории. В сборнике содержится источниковедческое исследование памятников, и на основе суммирования содержащейся в них информации дается оценка спорных вопросов, касающихся народов Восточной Европы и Руси в период до XIII в.

Информация о работе Семейные отношения внутри княжеского дома Рюриковичей в период IX-XII вв