Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 16:32, курсовая работа
Защита Отечества в истории России всегда была одной из важнейших функций государства, а военная служба - почетной обязанностью граждан страны. Перемены, происходящие во внутренней политике и международном положении России, существенно повлияли на этот традиционный институт государства. В ходе военной реформы проведена значительная нормотворческая деятельность, регулирующая военную службу, произошли принципиальные преобразования в военной сфере, существенные изменения в политико-социальном и правовом статусе военнослужащих. Накоплен опыт и в практической реализации нового законодательства.
При этом следует оговориться, что мы не поддерживаем идею полного перехода к контрактной основе комплектования армии. На наш взгляд, по контракту должна осуществляться военная служба лишь в воинских частях Вооруженных Сил, участвующих в боевых действиях. Мы полагаем, что меры экономического характера, насколько бы они интенсивно ни осуществлялись, не в состоянии сократить количество уклонений от военной службы. Это связано с тем, что основная причина таких проступков не столько экономического, сколько идеологического, воспитательного характера. Доказательство тому - тяжелые в экономическом плане предвоенные и послевоенные годы (1930-1950 гг.): количество уклонений - единичные случаи.
Общество, которое на протяжении почти двадцати последних лет позицией руководства страны и силами СМИ создавало негативный облик своего государства и всех его институтов, в том числе армии, не могло не получить в ответ падение престижа военной службы, стремление любыми средствами избежать исполнения главной обязанности - защищать свое Отечество.
Важнейшим направлением решения проблемы повышения социально- правового статуса военнослужащего является возрождение в стране уважительного отношения к военным, а также патриотического воспитания молодежи, включающего в себя систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
В целях развития военно-патриотического воспитания, повышения социального статуса военной службы следовало бы активизировать деятельность музеев Боевой славы, возродить военно-спортивные игры . Также на наш взгляд необходимо воссоздать возрастные организации в трудовых коллективах, в учебных заведениях, деятельность которых была бы связана с повышением чувства патриотизма и уважения к историческому военному прошлому своей страны.
Другими мерами, направленными на предупреждение уклонений от призыва на военную службу, должны быть, на наш взгляд, меры правового характера. Это связано с тем, что существует немало недостатков правового характера, порождающих названные проступки и преступления. По нашему мнению, в настоящее время, в условиях массового уклонения от призыва, необходимо ужесточить уголовную ответственность за подобные деяния. Мы поддерживаем предложения некоторых ученых, например М.В. Карпенко, который предлагает за совершение уклонения от призыва на военную службу предусмотреть такое наказание, как обязательные работы, которые виновный может осуществлять в военных комиссариатах .
Нуждаются, на наш взгляд, в усилении и санкции статей 21.5-21.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающих наказание за уклонение от мероприятий, cвязанных с проведением призыва на военную службу.
Кроме того, в целях предупреждения уклонений от призыва на военную службу следует внести определенные коррективы в нормы законодательства, регулирующие призыв на военную службу (имеется в виду Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе») /5/. В профилактических целях целесообразно внести изменения в пп. «б» п. 2 ст.23 закона и установить призыв на военную службу лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст.328 УК РФ.
Исключение военнослужащего из списков личного состава воинской части при его увольнении с военной службы является юридическим фактом утраты статуса военнослужащего и прекращения военно-служебных отношений. При этом военнослужащие должны полностью удовлетворяться всеми видами положенного им довольствия до исключения из списков части. Дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части является окончанием военной службы /5/.
С исключением из списков личного состава воинской части военнослужащие утрачивают свой статус и переходят в иную категорию - граждан, уволенных с военной службы.
Можно выделить следующие характерные признаки исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части при его увольнении с военной службы: фиксирование юридическою факта исключения из списков личного состава воинской части путем издания приказа соответствующим командиром (начальником); утрата статуса военнослужащего; снятие с материальных (финансового, продовольственного, вещевого) и иных видов обеспечения с учетом занимаемой воинской должности; исключение из штатно - должностных книг и списков личного состава подразделения (воинской части, учреждения, организации и т.п.); прекращение исчисления выслуги лет для назначения пенсии; ограничение (утрата) прав на льготы, гарантии и компенсации, которыми военнослужащий был наделен при наличии статуса военнослужащего; возникновение правового положения гражданина, уволенного с военной службы.
Увольнение с военной службы является юридическим фактом изменения служебно-правового положения военнослужащего, связанного с окончанием прохождения им военной службы и утратой статуса военнослужащего, имеет специфический характер, отличный от увольнения по трудовому договору (контракту), носит императивный характер, выражающийся в письменном приказе наделенного соответствующими полномочиями командира (начальника) согласно основаниям, предусмотренным законодательством.
Увольнение военнослужащих производится:
а) в запас, если военнослужащий к моменту увольнения не достиг предельного возраста пребывания в запасе и по состоянию здоровья годен или ограниченно годен к военной службе;
б) в отставку, если военнослужащий к моменту увольнения достиг предельного возраста пребывания в запасе или по состоянию здоровья признан военно-врачебной комиссией не годным к военной службе;
в) с военной службы, если военнослужащему назначено наказание в виде лишения свободы или ограничения свободы (п. 1 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы) /13/.
При увольнении с военной службы в правовом положении военнослужащих происходят коренные изменения: они прекращают исполнение общих, должностных и специальных обязанностей и утрачивают права, предоставляемые в период несения военной службы (на замещение должности, дисциплинарные, на установленные виды довольствия и т.д).
Вместе с тем институт увольнения с военной службы можно рассматривать с двух сторон:
с одной стороны - как юридический факт, влекущий за собой изменение и последующее прекращение военно-служебных отношений;
с другой стороны - как деятельность должностных лиц органов военного управления, направленную на возникновение, изменение и прекращение общественных отношений, связанных с прохождением военной службы гражданами.
Казалось бы, все вопросы с данной категорией лиц Законом урегулированы, однако в практике применения законодательства о порядке прохождения военной службы нередко возникают затруднения, связанные с определением статуса военнослужащих, у которых закончился срок военной службы, указанный в контракте, но которые по каким-либо причинам ко дню истечения срока контракта не уволены с военной службы и не исключены из списков воинской части.
Вправе ли военнослужащий оставаться на военной службе после истечения срока, указанного в контракте? Распространяются ли на такого военнослужащего права, обязанности и ответственность, установленные законодательством? Является ли данный военнослужащий субъектом воинских правоотношений?
Нет единства мнений по рассматриваемой проблеме. Так, например, доктор юридических наук К.В. Фатеев, комментируя п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», отмечает: «С истечением срока контракта военнослужащий должен утрачивать свой статус и освобождаться от ответственности как военнослужащий. К нему не могут применяться дисциплинарные взыскания, определенные Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, он не может привлекаться к материальной ответственности как военнослужащий» /57/. Далее указанный автор пишет: «Если военнослужащий, срок военной службы которого истек, но который не исключен из списков личного состава воинской части, совершит деяния, подпадающие под признаки преступлений, предусмотренных гл. 33 УК РФ, он становится в неопределенное положение: с одной стороны, он не утратил статус военнослужащего, так как не исключен из списков личного состава воинской части, а с другой стороны, он по истечении срока контракта о прохождении военной службы не несет ответственности за невыполнение общих, должностных и специальных обязанностей, которые на него возлагались при заключении контракта» /57/.
Несколько иной позиции придерживается доктор юридических наук A.B. Кудашкин. По его мнению, военнослужащие, у которых истек срок контракта и которые не исключены из списков личного состава воинской части, сохраняют статус военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, однако за некоторыми изъятиями. Из буквального толкования п. 3 ст. 32 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и п. 5 ст. 4 Положения о порядке прохождения военной службы указанный ученый делает вывод о том, что: 1) сроком контракта определяется обязанность военнослужащего проходить военную службу; 2) исполнение общих, должностных и специальных обязанностей не связано сроками контракта, так же, как и пользование всеми правами, предусмотренными для военнослужащих законодательством; указанные лица несут обязанности (за исключением должностных, если они находятся в распоряжении командиров или начальников) и пользуются правами, пока являются военнослужащими, в том числе и в случае неисключения в установленный срок из списков воинской части; 3) указанные военнослужащие не являются субъектами юридической ответственности, предусмотренной для них законодательством (в этой части, т.е. в части распространения на данных военнослужащих юридической ответственности взгляды К.В. Фатеева и A.B. Кудашкина совпадают) /46/.
Важное замечание по поводу данной проблемы делает И.К. Никишкин, /49/ считая, что согласно подпункту "а" п. 9 ст. 4 Положения о порядке прохождения военной службы контракт прекращает свое действие не с истечением срока, на который он был заключен, а со дня исключения военнослужащего из списков части, которое может состояться позднее истечения срока контракта. Из указанного положения следует вывод, что гражданин может обладать статусом военнослужащего по истечении срока военной службы, указанного в заключенном им контракте, и на него в данном случае в полной мере распространяются меры юридической ответственности: «Между командирами (начальниками) и гражданами, пребывающими на военной службе по истечении ее срока, - отмечает И.К. Никишкин, - сохраняются отношения власти и подчинения. Соблюдение данных отношений обеспечивается в соответствии с законом, в том числе санкциями правовых норм» /49/.
Можно сделать вывод, что в законодательстве не обеспечен в полной мере учет обстоятельств, определяющих правовое положение граждан, пребывающих на военной службе по истечении ее срока. Отсутствие необходимого учета данных обстоятельств, видимо, можно объяснить исключительностью подобных случаев. Однако, поскольку такие случаи предусмотрены законодательством о военной службе и статусе военнослужащих и имеют определенную распространенность, необходимо принять меры к совершенствованию регулирования правового положения указанных граждан.
На наш взгляд, обеспечению надлежащей определенности правового положения граждан, пребывающих на военной службе по истечении ее срока, могла бы способствовать, в частности, регламентация условий пребывания их на военной службе в соответствующем документе, например во взаимных обязательствах командира (начальника) и гражданина или в заключенном между ними соглашении. В необходимых случаях и по возможности к такому документу следовало бы прилагать календарный план мероприятий по реализации прав граждан, пребывающих на военной службе по истечении ее срока, которые не были реализованы в течение этого срока.
Целесообразно было бы также принять меры к тому, чтобы более четко установить правовое положение отдельных граждан, пребывающих на военной службе по истечении ее срока, в тех случаях, когда такое пребывание не связано с необходимостью реализации их прав.
Согласно законодательству и типовой форме контракта обязанности военнослужащего подлежат исполнению в период прохождения военной службы по контракту, который прекращает свое действие не в день истечения срока службы военнослужащего, а со дня исключения его из списков части. Поэтому, в целях обеспечения учета конкретных обстоятельств военной службы и единообразного понимания смысла обязательств контракта, в необходимых случаях следовало бы предусматривать в нем, что обязанности военнослужащих подлежат исполнению по день исключения из списков части. Данное положение может быть осуществлено после его законодательного закрепления.
В связи с пребыванием граждан на военной службе по истечении ее срока вероятно сохранение некоторых ограничений общегражданских прав и свобод этих граждан, обусловленных таким пребыванием. В частности, указанные граждане в отдельных случаях не имеют возможности фактически реализовать право на выбор места жительства в другом населенном пункте относительно гарнизона, на территории которого они пребывают на военной службе. Подобной возможности они могут быть лишены в течение времени, необходимого для проведения с ними по месту военной службы всех необходимых расчетов, связанных с ее прохождением.
По указанной проблеме Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал следующую правовую позицию: после истечения срока, указанного в контракте, военнослужащий реализует свое право на труд посредством либо дальнейшего прохождения военной службы - до обеспечения его жилым помещением, либо увольнения с военной службы - с условием его последующего обеспечения жильем по месту будущего проживания. Следовательно, при отсутствии письменного согласия военнослужащего на увольнение до улучшения его жилищных условий и при истечении срока, указанного в контракте, такого военнослужащего следует считать проходящим военную службу в добровольном порядке только до дня обеспечения жилым помещением /49/.