Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 16:32, курсовая работа
Защита Отечества в истории России всегда была одной из важнейших функций государства, а военная служба - почетной обязанностью граждан страны. Перемены, происходящие во внутренней политике и международном положении России, существенно повлияли на этот традиционный институт государства. В ходе военной реформы проведена значительная нормотворческая деятельность, регулирующая военную службу, произошли принципиальные преобразования в военной сфере, существенные изменения в политико-социальном и правовом статусе военнослужащих. Накоплен опыт и в практической реализации нового законодательства.
Анализируя эволюцию норм о правах и обязанностях военнослужащих в переходный период новейшей истории России, можно выделить следующие проблемные вопросы, затрагивающие интересы военнослужащих:
Рассматривая эти проблемы, очевидным кажется один вывод: главное - не регулярное изменение существующего законодательства о правовом статусе военнослужащих, а его четкое практическое применение. Если все нормы будут реализовываться так, как прописано в Законе (в установленные сроки и в полном объеме), повысится престиж военной службы, и граждане будут стремиться приобрести статус военнослужащего.
1.2 Теоретические
и законодательные основы
Правовой статус - сложная категория, отражающая весь комплекс связей человека с обществом, государством, коллективом, окружающими людьми. В основе правового статуса лежит социальный статус, т.е. реальное положение человека в данной системе общественных отношений. Право лишь закрепляет это положение, вводит его в законные рамки. Социальный и правовой статус соотносятся, как содержание и форма, они тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Правовой статус - это юридическое выражение социального. Юридические нормы как бы закрепляют реальное место личности в социальной структуре, придавая ему законный характер. Именно на этом основании в литературе принято говорить не о правовом, а о социально-правовом статусе личности /35/.
Категория «правовой статус личности» был предметом пристального внимания многих исследователей. Но до настоящего времени в юридической науке единого согласованного понимания таких понятий, как «правовой статус» и «правовое положение» не сложилось. Так, по мнению O.E. Кутафина и E.H. Козловой, развитие юридической науки показало, что при рассмотрении вопросов о месте субъекта правового общения в обществе и государстве «недостаточно ограничиться лишь анализом прав, свобод и обязанностей, т.е. правовым статусом этого субъекта, необходимо вовлечь в этот анализ и другие институты: гражданство, правосубъектность, гарантии, ответственность». Совокупность всех этих институтов они называют комплексной правовой категорией - правовое положение субъекта. Аналогичной позиции придерживается Е.А. Лукашева, которая утверждает, что «понятие правового статуса следует ограничить категориями прав, свобод и обязанностей, которые позволяют четко выделить его структуру». Предстатутные элементы (гражданство, правосубъектность) и послестатутные (ответственность, гарантии, законные интересы) целесообразно, по ее мнению, включить в понятие «правовое положение субъекта».
В то же время ряд российских юристов, таких как С.С. Алексеев, Н.В. Витрук, В.О. Лучин, А .Я. Берченко, В.И. Фадеев, не делают каких-либо различий между содержанием понятий «правовой статус» и «правовое положение», в своих работах рассматривают их как синонимы . Подобную точку зрения отстаивают и H.A. Михалева, и Н.И. Матузов /57/.
В рамках данного дипломного исследования мы будем придерживаться позиции ученых, которые считают равнозначными понятия «правовой статус» и «правовое положение».
Итак, юридическая наука предусматривает два подхода к пониманию правового статуса: в широком и узком смыслах.
Среди сторонников первого подхода - понимание правового статуса в широком смысле, находится Ю.И. Мигачев. По его мнению, правовой статус юридически закрепляет исторически обусловленное место социальных групп в обществе и государстве. При таком подходе выделяют следующие его элементы:
правовые установления, связанные с определением принадлежности к гражданству и регулированием отношений по поводу гражданства. Гражданство - элемент правового статуса лица, качественный определитель принципиальных начал взаимоотношений государства и личности, то общее, главное условие, которое необходимо для распространения на него всего объема прав, свобод и обязанностей, признаваемых за гражданином, а также для защиты его государством, где бы это лицо ни находилось /35/;
юридически закрепленные общие принципы статуса личности, которые проявляются во всех сферах реализации ее правоспособности, независимо от того, какой отраслью права регулируется данное общественное отношение. Такие принципы, как равенство прав и свобод человека и гражданина, обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы, их гарантированность, приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации;
основные права, свободы и обязанности, которые неотделимы от человека, принадлежат всякому лицу, как субъекту права, независимо от реализации им своей правоспособности, составляют неотъемлемое ее свойство. Причем к таким основным правам, свободам и обязанностям относятся не только наиболее важные для субъекта, но и основополагающие для всех других его прав и обязанностей, вытекающих из норм различных отраслей права. Они составляют ядро, сердцевину правового статуса личности, определяемого совокупностью норм всех без исключения отраслей права Российской Федерации.
В широком смысле правовой статус личности включает следующие основные элементы, определяющие его содержание и структуру: соответствующие правовые нормы; правосубъектность; общие для всех субъективные права, свободы и обязанности; законные интересы; гражданство; юридическую ответственность; правовые принципы; правоотношения общего статутного характера.
Соглашаясь с данным определением, мы полагали бы возможным под правовым статусом личности в самом широком смысле слова понимать закрепленное ее положение в обществе.
В отличие от авторов, рассматривающих в широком смысле правовой статус личности, ряд авторов оправдывает узкий подход к содержанию правового статуса личности. Они считают, что «гражданство, правосубъектность, общие правоотношения выполняют по отношению к правовому статусу функции либо предпосылок, либо производного элемента, продукта проявления правового статуса».
Правовой статус представляет собой совокупность прав, свобод, обязанностей и ответственности личности, признаваемых и гарантированных государством.
Ряд авторов в содержание правового статуса включают помимо названных и такие компоненты, как: праводееспособность и правосубъектность, гражданство, цели и условия реализуемого нормами права поведения граждан, юридический долг и другие, имеющие непосредственное отношение к общему правовому статусу граждан.
Представляется более предпочтительной точка зрения, согласно которой названные компоненты рассматриваются лишь как необходимые предпосылки общего правового статуса и в его содержание не включаются. В этом плане нельзя не согласиться с В.А. Патюлиным /35/, который пришел к справедливому, на наш взгляд, выводу о том, что субъективные права, объединяемые в правовом статусе гражданина, принадлежат всем гражданам как абстрактному субъекту данного рода, для них характерно свойство всеобщности гражданства, и что их предпосылкой служит гражданство и общая правоспособность. Это все конституционные права и часть закрепленных в законодательстве прав гражданина РФ, которые адресованы гражданам вообще, в том числе и военнослужащим в силу их гражданского полноправия.
Общий правовой статус представляет собой единый комплекс основных, конституционных прав и обязанностей граждан, которые свойственны всем членам нашего общества. В структуре конституционно-правового статуса личности особую роль играют его принципы, то есть те основополагающие начала, на основе которых он закрепляется в законодательстве и реализуется на практике. Эти принципы имеют универсальное значение, поскольку они определяют основные черты статуса всех членов общества, распространяются на все права и обязанности, независимо от их отраслевой принадлежности.
Среди указанных принципов в первую очередь выделяет принцип равноправия. Принцип равноправия означает, что права, свободы и обязанности признаются за всеми, не допускается дискриминация в пользовании или в связи с естественными особенностями личности и ее социального статуса.
Другим конституционно закрепленным принципом правового статуса личности является гарантированность реализации прав и свобод ( ст. 2, 17, 18, 19, 45 Конституции РФ ) /1/. Гарантом прав и свобод личности выступает государство, которое обязано осуществлять соответствующие мероприятия по созданию условий для реализации прав и свобод. Кроме того, Конституция РФ существенно расширила рамки участия самой личности в защите принадлежащих ей прав и свобод. В ст. 45 ч. 2 закреплено, что « каждый вправе защищать свои права и обязанности всеми способами, не запрещенными законом». Такой подход расширяет возможности личности в проявлении инициативы, способов отстаивания этих прав и свобод.
В Конституции РФ сформулировано правило, гласящее, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 17 ч. 3). Из этого вытекает необходимость правомерного использования своих прав и свобод индивидом. В соответствии с международными документами по правам человека Конституцией РФ допускается возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом, но лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55 ч. 3) /1/.
На основе конституционных статусов формируются и конкретизируются юридические предпосылки, закрепляющие особое положение отдельных субъектов. Такая разновидность правовых статусов получила название специальных. Они в большинстве случаев определяют круг юридических возможностей отдельных категорий граждан, учитывая их возраст, гражданство, профессиональное положение, государственную принадлежность и т.д /35/.
Специальный статус определяет правовое положение какой-то конкретной, специфически обособленной группы лиц именно с помощью особых предписаний. Важным теоретическим и практическим вопросом, связанным с правовым статусом личности, является вопрос о правовом статусе военнослужащих и его реализации.
Военная служба - это особый вид государственной службы. Определяя систему государственной службы, данная норма классифицирует ее на государственную гражданскую службу, военную службу и правоохранительную службу. Военная и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы, их регулирование и организация относится к ведению Российской Федерации.
Военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Профессиональная служебная деятельность граждан на воинских должностях, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства подразумевает наделение их специальными правами и обязанностями, особым статусом /39/.
В юридической науке существует мнение, что сама постановка вопроса о выделении правового статуса военнослужащих необоснованна, поскольку, к военнослужащим, как полноправным гражданам, в полной мере относится все то, что говорится и пишется о правовом статусе гражданина вообще. Иными словами, согласно такой точке зрения полноправие военнослужащих как бы исключает необходимость и правомерность даже постановки вопроса о существовании их самостоятельного правового статуса. И речь якобы может идти лишь о конкретизации конституционных прав и обязанностей военнослужащих в нормах военного законодательства, об установлении для них новых, специфических обязанностей и прав.
Однако эта точка зрения была опровергнута реальной жизнью и юридической практикой. И как бы в подтверждение ошибочности приведенного выше суждения было принятие Закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» /6/.
В связи с этим верно утверждение В.А. Патюлина о том, что правовой статус гражданина вообще - понятие абстрактное, так как нет и не может быть просто гражданина, а есть реальные носители этого высокого звания: граждане-рабочие, граждане-служащие, граждане-военнослужащие, граждане-пенсионеры и т.д. К их общим правам и обязанностям, справедливо отмечает Н.В. Витрук, относятся как общие конституционные, так и общие отраслевые права и обязанности личности. Это - право свободно распоряжаться своими способностями к труду и право на образование, свобода слова и печати, законные интересы по защите чести и достоинства, право на защиту интересов, все конституционные обязанности и др. Совокупность этих прав, свобод и обязанностей образует единый, общий правовой статус, присущий всем гражданам и каждому из них в отдельности.
Если мы станем говорить о военнослужащем как о представителе конкретной социальной группы и его правовом статусе, то неизбежно должны иметь в виду не только совокупность его прав и обязанностей как гражданина, но и, одновременно, комплекс прав и обязанностей, которыми он обладает в силу нахождения на военной службе. И отделить одно от другого можно лишь условно. В свою очередь, правовой статус военнослужащих тоже известная абстракция, так как не существует просто военнослужащих, правовое положение каждого из которых имеет свои особенности. Возможна и дальнейшая конкретизация, когда имеются в виду не вообще, к примеру, офицеры, а отдельные их группы: младшие, старшие высшие офицеры, или еще конкретнее: лейтенанты, майоры, полковники /39/.
Над проблемой правового статуса военнослужащих длительное время занимались и продолжают заниматься военные юристы. Специальному исследованию правового статуса военнослужащих посвящена диссертация Артамонова Н.В. в которой раскрыты понятие, структура и особенности правового статуса военнослужащих. Вопросы, связанные с правовым статусом военнослужащих исследовались такими учеными, как Ахметшин Х.М., Колибаба Г.И., Кузнецов Н.И., Романов П.И., Серегин В.П., Старов Б.Ф., Стрекозов В.Г., Тер-Акопов А.А., а также зарубежными учеными: К. Хессе, Ж.-К. Рокепло, Р. Крекером и др /40/.