Международные инвестиционные соглашения (договоры, контракты)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2013 в 17:00, диссертация

Краткое описание

Цель и задачи исследования: с теоретических позиций рассмотреть международные инвестиционные соглашения как институт международного частного права, раскрыть его сущность, содержание и юридическую природу, выявить теоретические и практические проблемы и разработать рекомендации по совершенствованию российского законодательства. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить исторический опыт применения международных инвестиционных соглашений;
- дать определение международных инвестиционных соглашений и вычленить их конститутивные признаки;
- выявить разновидности международных инвестиционных соглашений относительно различных критериев и разработать наиболее приемлемую классификацию;
- определить юридическую природу международных инвестиционных соглашений и их место в системе договоров;
- раскрыть юридическое содержание международных инвестиционных соглашений;
- выделить существенные условия международных инвестиционных соглашений;
- проанализировать основные условия международных инвестиционных соглашений;
- изучить юридические средства обеспечения стабильности условий международных инвестиционных соглашений;
- выявить недостатки и пробелы в действующем российском законодательстве, а также разработать предложения по его совершенствованию.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ СОГЛАШЕНИЙ (ДОГОВОРОВ, КОНТРАКТОВ) 12
§ 1. История развития международных инвестиционных соглашений 12
§ 2. Понятие международного инвестиционного соглашения (договора, контракта) 17
§ 3. Классификация международных инвестиционных соглашений (договоров, контрактов) 25
ГЛАВА 2. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА МЕЖДУНАРОДНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ СОГЛАШЕНИЙ (ДОГОВОРОВ, КОНТРАКТОВ) 44
§ 1. Международное инвестиционное соглашение и международно-правовой договор 44
§ 2. Гражданско-правовые основы международного инвестиционного соглашения 56
§ 3. Административно-правовые основы международного инвестиционного соглашения 68
ГЛАВА 3. ДОГОВОРНЫЕ УСЛОВИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ СОГЛАШЕНИЙ (ДОГОВОРОВ, КОНТРАКТОВ) 84
§ 1. Существенные и иные условия международных инвестиционных соглашений (договоров, контрактов) 84
§ 2. Стабильность договорных условий международных инвестиционных соглашений (договоров, контрактов) 119
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 146
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 152
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 Проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон

Прикрепленные файлы: 1 файл

Международные инвестиционные соглашения (договоры, контракты).doc

— 792.00 Кб (Скачать документ)

Среди иных отличий, не носящих  принципиальный характер, следует выделить следующее. Размер платы является существенным условием международного инвестиционного  контракта, тогда как абз. 2 п. 1 ст. 614 ГК РФ не относит условие об арендной плате к существенным. Пункты 1 и 3 ст. 623 ГК РФ также предусматривают, что произведенные арендатором отделимые улучшения арендованного имущества являются его собственностью, если иное не предусмотрено договором аренды. В случае, когда арендатор произвел за счет собственных средств и с согласия арендодателя улучшения арендованного имущества, не отделимые без вреда для имущества, арендатор имеет право после прекращения договора на возмещение стоимости этих улучшений, если иное не предусмотрено договором аренды. Однако при заключении международного инвестиционного соглашения все вновь созданное имущество, включая улучшения имущества, переходят обычно в государственную собственность. Совсем не уместным является и положение ст. 624 ГК РФ, допускающей возможность выкупа арендованного имущества.

Купля-продажа  и международное инвестиционное соглашение. По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену) (п. 1 ст. 454 ГК РФ). В данном случае рассматривать инвестора продавцом созданного им согласно инвестиционному проекту имущества (которое переходит в собственность государства), нельзя, поскольку государство приобретает его, не уплачивая каких-либо платежей инвестору. Безвозмездность передачи имущества отграничивает международное инвестиционное соглашение от купли-продажи.

Государство также не может выступать продавцом передаваемого  в пользование инвестору государственного имущества (например, участков недр, земель, лесного фонда и т.п.), так как передача в пользование не означает отчуждение в собственность инвестору государственного имущества. Если говорить о купле-продаже имущественных прав, которую допускает п. 4 ст. 454 ГК РФ, то по международному инвестиционному соглашению исключительные права передаются инвестору на определенный срок, и их передача не предполагает их продажу инвестором третьему лицу (поскольку инвестор должен получить согласие государства на уступку этих прав).

Доверительное управление и международное инвестиционное соглашение. Международное инвестиционное соглашение не может рассматриваться и как договор доверительного управления, в силу которого одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя) (п. 1 ст. 1012 ГК РФ). Дело в том, что согласно п. 2 ст. 1012 ГК РФ доверительный управляющий, осуществляя доверительное управление имуществом, вправе совершать в отношении этого имущества в соответствии с договором доверительного управления любые юридические и фактические действия в интересах выгодоприобретателя. В действительности, инвестор же не имеет каких-либо прав совершать юридические действия в отношении переданного имущества, поскольку оно может находиться только в государственной собственности. Фактические действия – действия по управлению имуществом инвестор осуществляет в рамках инвестиционного проекта и прежде всего в своих собственных интересах (получение прибыли), а не государства (эффективное управление государственной собственностью).

Коммерческая  концессия и международное инвестиционное соглашение. Международный инвестиционный (концессионный) договор и договор коммерческой концессии112 сходен прежде всего по названию – «концессионный договор», а также по объекту – «исключительные права». Однако ГК РФ в комплекс исключительных прав по договору коммерческой концессии включает, в основном, право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав - товарный знак, знак обслуживания и т.п. (п. 1 ст. 1027 ГК РФ), т.е. интеллектуальную собственность. С исключительными правами, предоставляемыми государством частному лицу на осуществление инвестиционной деятельности, они не имеют ничего общего. По крайней мере, они имеют разную правовую природу. В первом случае (коммерческой концессии) – чисто гражданско-правовую, во втором (концессии) – не только гражданско-правовую, но и административно-правовую природу.

Простое товарищество и международное инвестиционное соглашение. Международное инвестиционное соглашение близко к договору простого товарищества (договору о совместной деятельности). Две стороны – государство и инвестор действуют совместно без образования юридического лица для реализации инвестиционного проекта. Однако говорить здесь о соединении вкладов вряд ли правомерно. Дело в том, что разрешение (лицензия) государства на осуществление инвестиционной деятельности имеет административно-правовую, а не гражданско-правовую природу, и предоставляется инвестору лишь для того, чтобы он имел право реализовывать инвестиционный проект единолично. Существуют и другие черты договора простого товарищества, противоречащие сущности международного инвестиционного соглашения:

1) По общему правилу внесенное товарищами имущество, которым они обладали на праве собственности, а также произведенная в результате совместной деятельности продукция и полученные от такой деятельности плоды и доходы признаются их общей долевой собственностью (абз. 1 п. 1 ст. 1043 ГК РФ), хотя эта норма является диспозитивной. Вместе с тем доходы, плоды, продукция согласно международному инвестиционному соглашению могут полностью поступать в собственность государства или инвестора.

2) Товарищи несут обязанности  по содержанию общего имущества и определяют порядок возмещения расходов, связанных с выполнением этих обязанностей (п. 4 ст. 1043 ГК РФ). В действительности только инвестор несет все необходимые расходы по реализации инвестиционного проекта.

3) При ведении общих  дел каждый товарищ вправе действовать от имени всех товарищей, если договором простого товарищества не установлено, что ведение дел осуществляется отдельными участниками либо совместно всеми участниками договора простого товарищества (абз. 1 п. 1 ст. 1044 ГК РФ). В международном инвестиционном соглашении только инвестор осуществляет деятельность, направленную на реализацию инвестиционного проекта. При этом в отношениях с третьими лицами не требуется удостоверения доверенностью или договором полномочия инвестора (в отличие от товарища) совершать сделки, как это предусмотрено в п. 2 ст. 1044 ГК РФ.

4) Товарищи должны  определить порядок покрытия  расходов и убытков, связанных  с совместной деятельностью. При  отсутствии такого соглашения  каждый товарищ несет расходы  и убытки пропорционально стоимости его вклада в общее дело. Соглашение, полностью освобождающее кого-либо из товарищей от участия в покрытии общих расходов или убытков, ничтожно (ст. 1046 ГК РФ). Однако в международном инвестиционном соглашении государство не несет каких-либо расходов при реализации инвестиционного проекта.

5) Статья 1047 ГК РФ возлагает  на всех товарищей солидарную  ответственность по общим обязательствам, возникшим при осуществлении  совместной деятельности, что противоречит  сущности международных инвестиционных соглашений: инвестор на свой страх и риск реализует инвестиционный проект.

6) Согласно ст. 1048 ГК  РФ прибыль, полученная товарищами  в результате их совместной  деятельности, распределяется пропорционально  стоимости вкладов товарищей  в общее дело, если иное не предусмотрено договором простого товарищества или иным соглашением товарищей. Соглашение об устранении кого-либо из товарищей от участия в прибыли ничтожно. Однако только иностранный инвестор в международном инвестиционном соглашении получает всю прибыль (или ее часть в случае раздела), возникшую  вследствие реализации инвестиционного проекта.

Подряд и  международное инвестиционное соглашение. Если сравнивать международное инвестиционное соглашение с договором подряда, то принципиально общим моментом (особенно в сервисных контрактах) является то, что инвестор обязуется выполнить определенную работу (а именно реализовать инвестиционный проект) с передачей результата (например, вновь возведенных объектов) в государственную собственность. При этом инвестор обычно несет риск случайной гибели или случайного повреждения результата выполненной работы до ее приемки (абз. 3 п. 1 ст. 705 ГК РФ). Существуют и иные общие черты рассматриваемых договоров:

1) Инвестор вправе, как  правило, привлечь третье лицо для реализации проекта – оператора соглашения. Аналогичные нормы о генеральном подрядчике и субподрядчике предусмотрены в ст. 706 ГК РФ.

2) Положение п. 1 ст. 707 ГК РФ о том, что если на  стороне подрядчика выступают  одновременно два лица или  более, при неделимости предмета обязательства они признаются по отношению к заказчику солидарными должниками и соответственно солидарными кредиторами, а при делимости предмета обязательства – лишь в пределах своей доли, характерно и для международного инвестиционного соглашения, стороной которого выступает создаваемое на основе договора о совместной деятельности и не имеющее статуса юридического лица объединение юридических лиц, осуществляющее вложение собственных, заемных или привлеченных средств (имущества и (или) имущественных прав) на условиях соглашения.

3) Срок является существенным  условием как для международного  инвестиционного контракта, так  и для договора подряда (п. 1 ст. 708 ГК РФ ).

4) Пункт 1 ст. 715 ГК РФ  устанавливает, что заказчик вправе  во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность. В международном инвестиционном соглашении данное право государство реализует через контрольные и надзорные функции.

5) Если лицо (инвестор, подрядчик) не приступает своевременно к исполнению договора, другая сторона (государство, заказчик) вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков, - это также сближает анализируемые договоры.

Вместе с тем международному инвестиционному соглашению свойственны следующие характерные признаки, которые отличают его от договора подряда:

1) Вещь, созданная по  соглашению, как правило, поступает  в государственную собственность  в момент истечения срока соглашения  или в момент ее окупаемости.  В договоре подряда переход права собственности осуществляется в момент принятия выполненных работ.

2) Международное  инвестиционное соглашение (за исключением  сервисных контрактов) не предусматривает  какого-либо вознаграждения инвестору. 

3) Интерес  в создании (изменении) вещи имеется как у инвестора, так и у государства.

4) В  международном инвестиционном соглашении  часто устанавливается обязанность  государства передать государственное  имущество во владение и (или)  пользование инвестору как необходимое  условие для реализации инвестиционного проекта. Данное обязательство объединяет соглашение с договором аренды, но не как с договором подряда.

Оказание услуг  и международное инвестиционное соглашение. Поскольку инвестор обязуется совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность без передачи результата как такового инвестору (оказание услуг), международное инвестиционное соглашение приобретает черты договора возмездного оказания услуг. Однако инвестор обязуется передать в первую очередь объект (результат деятельности) государству, а не просто совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность.

Таким образом, на основе проведенного исследования можно утверждать, что международное инвестиционное соглашение содержит в себе признаки, свойственные многим типам гражданско-правовых договоров, а также признаки, существенным образом отличающие его от них. Следовательно, оно не относится к какому-либо предусмотренному ГК РФ типу, а является самостоятельным договором международного частного права.

Инвестиционный  договор и международное инвестиционное соглашение. Международное инвестиционное соглашение является разновидностью прежде всего инвестиционных договоров как договоров, заключаемых между инвестором и иным субъектом инвестиционной деятельности (физическими и юридическими лицами) по реализации инвестиционного проекта. При чем в его основе обычно лежат два вида договоров – договор строительного подряда и договор аренды недвижимого имущества. Именно они являются близкими родственниками международного инвестиционного соглашения. Для обоснования данной точки зрения целесообразно рассмотреть следующую схему:

 

  Договор аренды недвижимого  имущества                 Договор строительного подряда

 

 



Подрядч

 



 

 

 

Поскольку Денежные средства 1 значительно превосходят Денежные средства 2, в результате объединения договора аренды недвижимого имущества и договора строительного подряда, реализуемых поочередно, возникает международное инвестиционное соглашение:

 



Подрядч



 

 

В международном инвестиционном соглашении отсутствует такие стадии как приемка государством объекта строительства (предмета договора строительного подряда) и, соответственно, поступление этого объекта в государственную собственность, а затем его передача в пользование  инвестору. Более того право собственности у государства возникает лишь в момент прекращения соглашения или возмещения затрат, а инвестор передает государству построенные объекты только по окончании соглашения.

Во-вторых, при реализации международного инвестиционного соглашения государство предоставляет исключительные права, а инвестор финансирует строительство объектов без каких-либо затрат со стороны государства (в счет будущих доходов от использования предоставленных прав), т.е. основные права и обязанности сторон (по договорам строительного подряда и аренды) достаточно сильно разбалансированы в течение длительного срока (срока соглашения).

В-третьих, учитывая, что  встречное предоставление за пользование  возведенными объектами строительства  намного превосходят капитальные затраты инвестора (так как срок соглашения исчисляется десятилетиями), становится понятным, почему в конечном счете в международном инвестиционном соглашении именно инвестор уплачивает  какие-либо платежи (и иное предоставление) государству, а государство предоставляет инвестору лишь исключительные права.

Информация о работе Международные инвестиционные соглашения (договоры, контракты)