Духовно-нравственное воспитание сотрудников УИС в процессе профессиональной подготовки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 21:48, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность постановки задач духовно-нравственного воспитания сотрудников УИС подчеркивается также тем фактом, что в документах ООН и ЮНЕСКО последних лет серьезное внимание обращается на необходимость распространения в обществе идеалов гуманизма, мира и согласия, уважения прав и основных свобод человека, его чести и достоинства, приверженности целям гармоничного, всестороннего, полноценного развития личности. Эти требования непосредственно касаются и процесса исполнения наказаний в России. Знание и выполнение международных стандартов обращения с осужденными и заключенными под стражу является одними из важнейших требований к сотрудникам УИС , выполнять которые в полной мере невозможно без определенного уровня развития духовно-нравственной сферы личности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………... 3
Глава 1. Духовно-нравственное развитие личности как основная задача современного российского общества…………………………….
6
1.1. Духовность и нравственность как философские понятия, их взаимосвязь…………………………………………………………...........
6
1.2. Научные теории и концепции духовно-нравственного развития личности…………………………………………………………………… 28
1.3. Особенности процесса духовно-нравственного развития личности……………………………………………………………...........
39
Выводы по первой главе…………………………………………………. 51
Глава 2. Духовно-нравственное воспитание сотрудников УИС как составная часть их профессиональной подготовки (на примере ФБУ ИЗ-21/1 УФСИН России по Чувашской Республике – Чувашии)………………………………………………………………….

53
2.1. Духовно-нравственное воспитание с научной точки зрения……... 53
2.2. Особенности духовно-нравственного воспитания сотрудников УИС в рамках их профессиональной подготовки……………………
64
2.3. Экспериментальная работа по определению уровня духовно-нравственного развития сотрудников УИС………………………….
81
Выводы по второй главе…………………………………………………. 89
Заключение ………………………………………………………………. 91
Список литературы………………………………………………………. 95
Приложение………………………………………………………………. 100

Прикрепленные файлы: 1 файл

диплом 6мая.doc

— 551.50 Кб (Скачать документ)

     Рассматривая  проблемы духовно-нравственного воспитания и развития личности, нужно отметить, что современная философская парадигма раскрывает феномен нравственности не просто как форму общественного сознания или совокупность норм и правил общения между людьми, санкционированных общественным мнением, но, прежде всего, как онтологически присущий человеку способ его бытия, один из реальных и необходимых путей реализации им своей собственно человеческой сути, раскрывающейся в процессе свободного морального самоопределения, этического творчества в отношении к самому себе, к другому человеку, миру в целом. Поэтому духовно-нравственное развитие личности - в целом сложный, комплексный, многоуровневый, длящийся на протяжении фактически всей жизни процесс. Безусловно, ткань нравственного сознания личности сложна и многослойна, ее уровни внутренне взаимосвязаны и взаимообусловлены. Однако для того, чтобы выявить и уточнить взаимосвязь нравственности и духовности с познавательной, методологической целью, в нравственном опыте человека выделяются определенные, достаточно условные уровни, которым соответствуют свои специфические обеспечивающие структуры и формы проявления42

1. Эмпирический уровень нравственности:

1) природные аспекты,

2) социальные аспекты:

       - общественные нравы, характерные для конкретного исторического периода;

       - конвенциональная мораль;

       - камфорная мораль.

2. Духовный уровень нравственности.

     Проблема  соотношения социальных и биологических  аспектов в человеке до сих пор  является одной из самых обсуждаемых. В науке 60-80-х гг. XX в. было принято  противопоставлять социальное и  биологическое, отрицать наличие какой-либо природной компоненты в культурных формах человеческого бытия. Однако некоторые ученые придерживались мнения, что существует генетическая преемственность природы и культуры как у высших животных, так и у человека. Об этом писали Ф. Бэкон - «инстинкт блага общины», И. Кант - «природное чувство общительности» и другие ученые. Например, П.А. Кропоткин отмечал, что нравственное начало в человеке есть не что иное, как дальнейшее развитие инстинкта общительности, свойственного почти всем живым существам и наблюдаемого во всей живой природе.

     Современные философы выделяют особый подуровень эмпирической нравственности - «элементарную  природную нравственную грунтовку», в основании которой лежит  эмоционально-эмпатическая способность  человека вчувствоваться, вслушиваться, всматриваться в другого, как бы находиться в его состоянии. По мнению специалистов в области когнитивной психологии, это умение является врожденным, проявляется у детей с самого раннего возраста и имеет природно-рефлексивный характер. Это свойство человека реагировать на эмоциональные состояния и проявления окружающих (эмоциональный резонанс) наблюдается у животных и даже у растений. Существование такого рефлексивного механизма, обеспечивающего «протонравственное» поведение, может быть объяснено генетически: либо изначальным наличием в природе некоторого рационального механизма, в котором альтруизм выступает практически полезным свойством, с точки зрения сохранения вида, либо передачей на генно-информационном уровне личных нравственных качеств родителей и других предков человека, что в некоторой степени подтверждается современными исследованиями в области психогенетики.

     Хотя  наследственность все же не более  чем материал, из которого человек  строит сам себя, и этот подуровень эмпирической нравственности носит  рефлексивный, бессознательный характер, по мнению ученых, именно люди, лишенные «элементарной нравственной грунтовки», относятся к разряду морально-дефективных. Их аморальное поведение обусловлено врожденным снижением высших психических функций, либо временными проявлениями психических аномалий. Об этом свидетельствуют, например, садистские формы поведения в детском возрасте (привычка истязать животных, унижать и обижать слабых, беспомощных), а также крайние формы проявления цинизма, например, издевательства, мотивированные чувством физического превосходства или безнаказанности, а также святотатства (оскорбление национальных и религиозных святынь, могил, памятников и т. п.). Имеются в виду случаи, когда такое поведение беспричинно, не обусловлено социальными условиями, например, неблагоприятной психосоциальной атмосферой в окружении ребенка.

     Социальный  подуровень эмпирической нравственности формируется непосредственно под  влиянием окружающего социума и  наиболее проявляется в форме  характерных для конкретного  времени, общества или социального  слоя нравов - обычаев, привычек и манер  массового поведения, имеющих нравственное значение и подвластных моральной оценке. Социологической основой нравов выступает быт, повседневность, обыденность. Люди, живущие в масштабах бытовой обыденности, в большей степени подвластны влиянию внешних обстоятельств и воздействию массовых форм нравственной жизнедеятельности, низводя, зачастую, свою жизнь до автоматического следования внешне заданным формам бытия. При разрешении проблем добра и зла, истинности и справедливости такие люди, не особо задумываясь, пользуются шаблонными стереотипами поведения, что исключает какие-либо особые противоречия в их отношениях с социальной группой, к которой они себя относят, а, следовательно, в какой-то степени гасит импульсы, побуждающие к духовному развитию личности. Для нашего общества такое полное погружение человека в область нравов одной социальной группы в принципе не характерно. Скорее это явление можно наблюдать в масштабе какой-либо традиционной культуры с достаточно строгим кодексом поведения, например, иудейской религиозной общины.

     Как социальное существо, человек исполняет  множество ролей, функций, обязанностей, определяющих его принадлежность к  различным социальным группам, где  он вынужден действовать в соответствии с определенными правилами. С  развитием инфраструктуры общества увеличивается и число различного рода нормативов - правовых, нравственных, технологических, - регламентирующих те или иные сферы жизнедеятельности человека. Большое количество социальных слоев и групп, как уже говорилось, дает возможность возникать и функционировать соответствующим этическим системам. Так, например, этика бизнеса в различных ситуациях, по отношению к различным субъектам в поведении одного и того же морального агента может проявляться по-разному: на основании утилитарно-прагматических концепций морали, деонтической этики43, базирующейся на учениях Канта, либо этики справедливости, составляющей нравственный фундамент современного либерализма. В связи с этим следующей специфической формой социального подуровня эмпирической нравственности выделяется конвенциональная мораль.

     Конвенциональные  нормы отличаются от нравов по ряду признаков:

     - зона их влияния на человека выходит за рамки бытовых обычаев и традиций; их выполнение является выражением целесообразного поведения в масштабе различных социальных групп профессионального, конфессионального, культурологического и иного характера;

     - следование конвенциональной норме является, как правило, следствием сознательного вхождения человека в состав той или иной социальной группы, в отличие от стихийно-непосредственного влияния на человеческое сознание обыденных нравов;

     - выполнение конвенциональной нормы не предполагает ее непременно го внутреннего принятия человеком; эти нормы продиктованы извне, обстоятельствами необходимости, целесообразности.

     Конвенциональная мораль наиболее отчетливо проявляет себя в рамках профессиональной этики. Так, нормы профессиональной этики военных и сотрудников правоохранительных органов: необходимость безусловного выполнения приказа, отдание чести (воинского приветствия), соблюдение субординации, тактичность и уважение в отношении к сослуживцам и другим людям, попадающим в область их профессиональной деятельности, - несут в себе несомненный нравственный смысл, и в то же время они рациональны, прагматичны. Без их исполнения немыслима правильная организация профессиональной деятельности.

     Конвенциональность  этих нравственных норм подчеркнута  юридическим закреплением в уставах, присягах, кодексах поведения. Наравне  с этикой профессиональных групп (воинская, врачебная этика, этика бизнеса и т.п.) как специфическую форму проявления конвенциональной морали условно можно выделить мораль преступной группы, так как для групп асоциальной направленности характерна своя достаточно жесткая система ценностей и поведенческих стандартов («не верь, не бойся, не проси»).

     Еще одной формой социального подуровня  эмпирической нравственности является конформная мораль44, характеризующаяся тем, что человек сознательно подстраивает свое поведение под общепринятые в конкретной социальной группе идеалы, поведенческие стандарты, мнение большинства, привычки другого человека и т. п. Такое поведение обеспечивает бесконфликтность существования, сглаживание, пусть иногда только внешнее, противоречивости индивидуальных и групповых интересов. Конкретные проявления конформной морали весьма многолики и наблюдаются в разных сферах: в семейных отношениях, в трудовых, творческих, научных коллективах, молодежных группах и др. Следование конформной морали предполагает проявление человеком определенных поведенческих ролевых качеств - внимательности, участливости, услужливости, ненавязчивости. Основная проблема, которая может возникнуть в данном случае, — степень искренности такого поведения. За внешней доброжелательностью и заботой может скрываться равнодушие и корыстный расчет. Как пример конформного поведения, довольно распространенного в современном обществе, можно привести «двойные стандарты» в отношениях с людьми, находящимися на разных уровнях социальной иерархии, а также «обмен услугами» - корыстную имитацию нравственного поведения, предполагающую совершение ответного добродеяния по принципу « ты — мне, я — тебе».

     Однако  конформизм может рассматриваться  как социально желательное явление. Считается, что он обусловлен двумя  главными причинами: чувством принадлежности к группе или обществу и потребностью в одобрении окружающих, либо неуверенностью в своих силах и желанием поступать «правильно». Некоторые ученые считают, что потребность в конформизме не так уж велика. Поэтому следует проводить различие между общественной уступчивостью (когда человек делает и говорит то, что говорят окружающие) и частным признанием (когда человек изменяет свои глубинные взгляды и убеждения). В реальной жизни часто случается, что мы уступаем желаниям других людей, не изменяя своих истинных убеждений, с целью не допустить конфликтной ситуации.

     Таким образом, можно сделать вывод, что  эмпирическая нравственности является необходимый пластом в целостности  нравственного бытия человека, обеспечивающим нравственное поведение в пределах природного и социального аспектов его существования. Однако сознание, ограниченное сферой эмпирической нравственности, в значительной степени утрачивает специфику духовной реальности, способной к творческому саморазвитию, выходу за пределы заданных форм бытия, а ее доминирующей функцией становится обеспечение целесообразно-прагматических связей человека с окружающим миром. Выделение указанных уровней эмпирической нравственности необходимо для фиксации того начального уровня развития личности, достижение которого позволяет рассматривать человека как существо духовное.

     Духовный  уровень нравственности способен проявлять  себя в разнообразных формах и  с различной степенью полноты. При  определении духовности как качественной характеристики отдельной личности мы находим следующие трактовки. В толковой словаре русского языка духовность - это отрешенность от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа45. Категория «дух» при этом определяется как: 1) психические способности человека, сознание, мышление; 2) бодрость, моральная сила, готовность к бою; 3) в идеалистической философии - основная сущность, нематериальное начало явлений.

     Более социологизированную трактовку мы находим в психологическом энциклопедическом словаре: «Духовность - это система высших социальных качеств человека, его приверженность базовым социальным ценностям, способность индивида к высшей нравственно-эстетической самореализации, высшая потребность индивида и социума в реализации священных устоев человеческой жизни, способность человека дистанцироваться от себя и находится под контролем высшего своего суда - своей совести и чести... Духовность - деятельная чувствительность человека к добру и злу, прекрасному и безобразному, истинному и ложному. Несформированность или утрата духовности - нереализованность человеческий сущности, падение человека»46.

     В педагогической словаре определение  духовности звучит следующим образом:

     1) высший уровень развития и  саморегуляции зрелой личности, когда основными ориентирами  ее жизнедеятельности становятся непреходящие человеческие ценности;

     2) Ориентированность личности на  действия во благо окружающих, поиск ею нравственных абсолютов; 

     3) с христианской точки зрения - сопряженность человек в своих  высших стремлениях с Богом.

     Доктор  психологических наук, профессор Н.А. Коваль в самом общем плане определяет духовность как «собственно человеческий, глубоко личностный способ отражения и освоения действительности, детерминированный ориентацией познания и деятельности человека на высшие ценности жизни и культуры, в основе которого лежит идеал свободного, всестороннего и гармонического развития человека как конкретно-исторического единства индивидуально-неповторимого и универсально-всеобщего»47.

     Иными словами можно сказать, что духовность - это такое качество сознания и жизнедеятельности личности, которое аккумулирует в себе способность человека выходить за пределы безусловно необходимого, диктуемого наличной ситуацией и ближайшими потребностями бытия, и строить свою жизнь в соответствии с представлениями о высшем назначении человека, его достоинстве и совершенстве48. Это та внутренняя направленность и соответствующий ей образ жизни, которые придают человеческой жизни и всей культуре высшее измерение, высшее значение и ценность.

     Фундаментом и необходимым условием конструирования духовного уровня нравственности является свобода выбора. Еще в древнеиндийских Ведах упоминалось, что качественное своеобразие человека, его отличие от животных состоит именно в его способности действовать по своему почину и целенаправленно. С точки зрения современной этики, свобода выбора понимается не просто как возможность беспрепятственно реализовать свои намерения и цели, но как осуществление ответственного нравственного поведения, то есть способность осознавать личностью, каковы конкретные цели и намерения по отношению к ее собственной системе нравственных идеалов и принципов, как эти намерения соотносятся с общественной культурой, какие влекут за собой последствия, а также способность нести за свои поступки личную ответственность. Свобода - это не то, что человек имеет, а то, что он есть. «Человек решает за себя, любые решения есть решения за себя, а решение за себя - это всегда формирование себя. И принятие такого решения - это всегда не только акт свободы, но и ответственности. Свобода, лишенная ответственности вырождается, в произвол», - писал В. Франкл49.

Информация о работе Духовно-нравственное воспитание сотрудников УИС в процессе профессиональной подготовки