Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 19:47, курсовая работа
В настоящее время денежно-банковская система России находится в недееспособном состоянии и неспособна организовать нормальное финансовое обеспечение экономического роста. Одновременно и финансовые рынки (за исключением валютного, остающегося излишне спекулятивным) практически не функционируют и также не способны на перераспределение финансовых ресурсов в значимых масштабах.
ВВЕДЕНИЕ 3
ТИПОЛОГИЯ ФИНАНСОВЫХ СИСТЕМ: ТЕОРЕТИЧЕСКИИЕ ВОПРОСЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ И ФИНАНСОВОГО ПОСРЕДНИЧЕСТВА 5
Системы, базирующиеся на финансовых рынках, и системы, базирующиеся на банковском кредите 6
Экономика финансовых рынков и экономика задолженности 12
СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РФ И ЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ 22
Корневые проблемы функционирования финансовых ранков в России 22
Улучшение инвестиционного климата 28
Управление процессом перехода от «экономики спада» к «экономике роста» 29
Институциональные проблемы нормализации инвестиционного климата 33
РОЛЬ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ В РАЗВИТИИ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ РОСТА НА БЛИЖАЙШУЮ И СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ 44
Кредитование экономики через банки и финансовый рынок 47
Внешний долг, валютное регулирование 49
Ликвидность коммерческих банков 53
ФИНАНСИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА И РОЛЬ ММВБ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ. ФРАНЦУЗСКАЯ ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА: ПРИМЕР ГИБКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ «ЭКОНОМИКИ ЗАДОЛЖЕННОСТИ» 59
ФРАНЦУЗСКАЯ ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ПОСЛЕВОЕННОГО ПЕРИОДА: ФИНАНСИРОВАНИЕ ОЖИВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ 61
ФРАНЦУЗСКАЯ ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА В 80-Х ГОДАХ: СИСТЕМА ФИНАНСИРОВАНИЯ ПЕРЕХОДНОГО ТИПА 75
Альтернативный характер трех типов анализируемых систем не увековечивает эти последние, а напротив, позволяет множество траекторий, потенциал жизнеспособности которых существенным образом зависит от характера переплетения и взаимодействия финансовой и реальноэкономической систем. Хороший пример - эволюция французской финансовой системы за последние 15-20 лет.
С точки зрения проблем финансирования экономического роста в России, подход Зисмана и его последователей (в отличие от предыдущего) открывает возможности внешнего косвенного финансирования (через банковский кредит). Но эта возможность существенно ограничена слабостью финансового посредничества (как с точки зрения располагаемого капитала, сужающего трансформационные возможности, так и с точки зрения накопленной информации и компетенции). Тем не менее указанная проблема представляется более простой в своем решении, нежели проблема неполноты и несовершенства рынков.
При
сильной «информационной
Истоки этой типологии восходят к полемики вокруг эндогенности и экзогенности предложения денег. Эндогенное денежное предложение свойственно финансовой системе французского типа, экзогенность же является правилом в системе американского типа. Это – результат анализа братьев Гийом 1937 года, который позднее находит свое отражение в работах Улльмо и, особенно, Жана Денизэ, а также основателей французской системы национального финансового счетоводства.6
Современное
отражение этого подхода
Для прояснения концептуальных различий между экономикой финансовых рынков и экономикой задолженности выдвигается множество критериев. Первый подход противопоставляет чистую экономику рынка и чистую экономику задолженности.
В чисто рыночной финансовой экономике, соответствующей теореме Модильяни-Миллера,8 присутствует нейтральность финансов. Т.е. рыночная стоимость предприятия независима от способов финансирования его пассивов, которые обеспечены его собственныи фондами или задолженностью.
Следует остановится на основных допущениях. Естественно, в этом случае мы имеем дело с совершенными финансовыми рынками с использованием внутреннего финансирования (самофинансирование) и, в существенной мере, прямого внешнего финансирования (без участия финансовых посредников, которое означало бы косвенное финансирование). Все финансовые активы могут быть «арбитрирированы» между собой (что особенно существенно, долговые обязательства в полной мере вступают в отношения арбитража с акциями, представляющими право собственности). Финансовые рынки являются эффективными, а это подразумевает, что цены на финансовые активы учитывают всю существенную информацию в каждый момент времени. Указанная эффективность может быть представлена тремя категориями: сильная эффективность (цены на финансовые активы включают всю существующую информацию – даже если она является конфиденциальной – что не позволяет «осведомленным» агентам получать анормальную прибыль), средняя эффективность (цены на финансовые активы включают всю публичную информацию как о прошлых и настоящих событиях, так и о тех, которые произойдут в будущем), слабая эффективность (цены на финансовые активы учитывают всю информацию, которая исходит от ряда прошлых цен).
В экономику такого типа задолженность не вносит никакой специфики – ни с точки зрения финансирования предприятий, ни с точки зрения адекватного равновесия между сбережениями и инвестициями. Но все это лишь при условии, что в чисто рыночной экономике не существует: ни разобщенности рынков, ни какой бы то ни было неопределенности, ни налогообложения, и так далее. Все новые инвестиции находят свое финансирование, если их норма доходности не ниже рыночной процентной ставки; возможность извлечения прибыли составляет необходимое и достаточное условие реализации инвестиций и накопления капитала – фундаментального фактора экономического развития.
В чистой экономике задолженности долг является единственным способом внешнего финансирования. Инвестиции могут быть финансированы: либо в рамках внутренней финансовой системы процессом самофинансирования, либо в рамках внешней финансовой системы косвенным финансированием с помощью задолженности перед финансовыми посредниками. В этом случае коэффициент задолженности по отношению к инвестициям для финансирования (равный отношению долга к производительному капиталу) становится центральной характеристикой накопления капитала и экономической динамики. Заметим, забегая вперед, что здесь налицо отсутствие нейтральности финансов.9 На самом деле баланс финансого счета можно представить следующим образом:
(1)
где
– это активное сальдо
предприятия (собственные
- прирост задолженности,
I – объем инвестиций,
p - цена инвестиций,
r – процентная ставка.
Если принять g за темп прироста капитала, т.е.:
,
, где + указывает на значение на конец периода, что эквивалентно с учетом (1) следующему равенству:
, (2)
где
- норма изъятия (образования)
финансовых ресурсов с капитала
(текущее активное сальдо
- темп прироста цены капитала.
Видно, что коэффициент задолженности и, соответственно, внешнее косвенное финансирование (опосредованные финансы) играют существеную роль (в отличие от финансовой системы чистого рынка, где роль денег вообще сведена к роли простого измерителя). Увеличение темпов роста экономики здесь сопряжено с ростом задолженности, которая позволяет задействовать больший объем капитала; взаимосвязь между изменениями и g также в существенной мере зависит от темпов инфляции (темпа прироста цены капитала), процентной ставки, нормы изъятия финансовых ресурсов с капитала (и, косвенно, нормы рентабельности, которая генерирует активное сальдо предприятия). Таким образом, в чистой экономике задолженности способы финансирования не являются нейтральными: динамика финансовых показателей играет центральную роль в осуществлении инвестиций и накоплении капитала как фундаментального фактора общеэкономической динамики.
Другие подходы к анализу различий между экономикой задолженности и экономикой финансовых рынков выделяют специфические черты экономики задолженности, которые часто остаются в стороне для тех исследований, в которых наличие экономики финансовых рынков представляется очевидной центральной и единственной характеристикой финансовой системы.
Ф. Ранверсе10 подчеркивает, что структура финансирования предприятий в экономике задолженности характеризуется слабостью нормы самофинансирования, даже для фирм, которые по своим масштабам имеют беспрепятственный доступ к финансовым рынкам. Следствием финансирования кредитами становится преобладание внешнего косвенного финансирования. В финансовой системе экономики задолженности кредит составляет основной способ финансирования производительной деятельности. Роль банков становится ключевой через создание кредитов, как основного средства финансирования экономического роста. Соответственно, монетарные финансовые агенты, в экономике задолженности, встречая ограничения рефинансирования, разрешают их обращением к межбанковскому сегменту денежного рынка, и, в конечном итоге, к Центральному банку. В экономике этого типа финансовая система может быть «де факто» сбалансирована только постоянным рефинансированием Центрального Банка, выполняющим свою функцию кредитора в последней инстанции. Заметим, что в экономике финансовых рынков интервенции Центрального Банка с целью непосредственного расширения ресурсной базы финансирования практически не производятся.
К. де Буассье11 со своей стороны отмечает, что разделение между экономикой финансовых рынков и экономикой задолженности существенным образом покоится на преобладающем способе финансирования экономики. Экономика финансовых рынков является экономикой, в которой приведение в соответствие потребностей и возможностей финансирования принципиально определяется прямой связью между финансовыми рынками: существует преобладание прямого финансирования. Экономика задолженности является экономикой, характеризующейся приоритетным значением системы внешнего косвенного финансирования, то есть финансового посредничества.
Различные дополнительные критерии, выдвигаемые многими авторами, особенно французскими, представляют дополнение к уже отмеченным характеристикам.
Рассматриваемые два типа экономики существенно различаются способами определения процентной ставки: экономика финансовых рынков предполагает гибкость процентной ставки, тогда как в экономике задолженности в общем случае процентная ставка не полностью определяется спросом и предложением кредита.
Причинно-следственная связь между денежной массой и денежной базой в целом взаимообратная для двух типов экономики. В экономике финансовых рынков монетарные финансовые агенты не могут предоставить дополнительный кредит иначе как предварительно создав избыточные резервы в «деньгах центрального банка». В экономике же задолженности монетарные финансовые посредники предоставляют дополнительные кредиты прежде всего на основе своих собственных критериев, покрывая их в конце концов «деньгами центрального банка» перед лицом утечки из системы. Но такой порядок не может поддерживаться корректным образом, если Центральный Банк не гарантирует существования возможности рефинансирования как классический кредитор в последней инстанции, обеспечивая балансировку системы и определенный уровень жизнеспособности банков в экономике задолженности.
Эти дополнительные критерии связаны с фундаментальным различием. Экономика задолженности характеризуется не тем фактом, что реальный сектор является глобальным должником. Она характеризуется тем фактом, что монетарные финансовые посредники второго уровня находятся в общей и структурной задолженности перед Эмиссионным институтом. Этот кредитор в последней инстанции обеспечивает финансовую систему и систему платежей, используя технику рефинансирования.